По Матфею 5 глава

Евангелие по Матфею
Открытый перевод → Русского Библейского Центра

 
 

Видя эти толпы, Он поднялся на гору и сел. Его обступили ученики,
 
Иисус видит толпы, идет на гору и садится. К Нему подошли ученики,

и Он говорил им:
 
И Он начал говорить. Иисус учил:

«Счастливы бедные и униженные: они владеют Царством Небесным.
 
«Блаженны нищие духом. Они снискали себе Царство Небесное.

Счастливы печальные: они будут утешены.
 
Блаженны скорбящие. Они утешатся.

Счастливы кроткие: они обретут всю землю.
 
Блаженны кроткие. К ним перейдет вся земля.

Счастливы жаждущие правоты: их жажда будет утолена.
 
Блаженны жаждущие правды. Они утолятся.

Счастливы милосердные: им будет явлено милосердие.
 
Блаженны милостивые. Им будет Божья милость.

Счастливы чистые сердцем: они увидят Бога.
 
Блаженны чистые сердцем. Они увидят Бога.

Счастливы миротворцы: их назовут сыновьями Бога.
 
Блаженны созидающие мир и согласие. Их назовут “сынами Божьими.”

Счастливы гонимые из-за своей правоты: они владеют Царством Небесным.
 
Блаженны гонимые за правду. Они снискали себе Царство Небесное.

Вы счастливы, если из-за Меня вас будут бранить, преследовать и лживо обвинять во всём дурном.
 
Сколько будут охаивать вас, изгонять и всячески облыжно бесчестить вас из-за Меня — столько вы блаженны.

Радуйтесь и ликуйте, ибо на небе вы получите великую награду. Ведь до вас точно так же преследовали пророков.
 
Это ли вам не радость, не праздник! Велика ваша награда на небесах: такие гонения были до вас на пророков.

Вы — соль земли. А если соль станет пресной, как это исправить? Она уже ни к чему не пригодна, остаётся выбросить её вон, под ноги прохожим.
 
Вы — соль земли. Если соль рассолится, то это уже не соль. Она уже ни на что не годна, разве что бросить ее под ноги людям.

Вы — свет миру. Городу на горе не укрыться от глаз,
 
Вы — свет миру. Не заслонить от взоров город, вставший на вершине горы.

и светильник, зажигая, не накрывают горшком. Напротив, водружают его на подставку, чтобы всем в доме было светло.
 
Светильник ставят не под ковш, а на ножку — он горит и светит всему дому.

Так и вы светите людям, чтобы они, видя ваши добрые дела, прославляли Отца вашего Небесного.
 
Хорошо, если свет будет исходить и от вас. Пусть люди видят ваши добрые дела и прославляют вашего Небесного Отца.

Не думайте, что Я пришёл отменить Закон или Пророков16. Я пришёл не отменить их, а утвердить.
 
Не думайте, что Я пришел отменить Закон или Пророков. Не отменить Я пришел, а исполнить.

Говорю вам истину: пока небо и земля не исчезнут, ни одна иота и ни одна черта не пропадёт из Закона, но всё должно исполниться.
 
Говорю вам: пока не придет конец небу и земле — ни одна йота, ни один штришок не изымется из Закона. Сбудется все!

Поэтому кто упразднит наименьшую заповедь и научит людей пренебрегать ею, того назовут наименьшим в Царстве Небесном, а кто утвердит и научит людей исполнять её, того назовут великим в Царстве Небесном.
 
Кто хоть одну из заповедей отставит как мелочь и будет учить этому других — мельчайшим назовется в Царстве Небесном. А кто заповедь исполнит и других научит — великим назовется в Царстве Небесном.

Говорю вам, если ваша правота не превзойдёт правоту книжников и фарисеев, не войти вам в Царство Небесное.
 
Говорю вам: если праведностью не превзойдете книжников и фарисеев, не будет вам места в Царстве Небесном.

Вы знаете, что праотцам было сказано: Не убивай17. Кто совершит убийство, тот подлежит суду.
 
Сказано было праотцам: “Не убий. Кто убьет — подлежит суду.” Это вы знаете.

А Я говорю вам: всякий, кто гневается на брата, подлежит суду; кто назовёт брата глупцом, тот ответит перед синедрионом; кто назовёт его безумцем, тот заслужил огонь Ге-Хинном18.
 
А Я говорю вам: кто накричит на брата — подлежит суду. Кто скажет брату “олух!” — ответит перед синедрионом. Кто скажет “урод!” — обречет себя на геенну огненную.

Если ты идёшь принести жертву и вдруг вспомнишь, что брат твой на тебя в обиде,
 
Если идешь к алтарю с приношением и вдруг вспомнишь, что брат на тебя в обиде,

оставь приношение у жертвенника и сначала пойди помирись с братом, а потом придёшь и принесёшь жертву.
 
Оставь свой дар у алтаря и прежде пойди помирись с братом, а потом приноси дар.

Спор с противником улаживай поскорей, ещё по дороге в суд, иначе он передаст тебя судье, а судья — помощнику, и тебя бросят в тюрьму.
 
Не медли поладить с противником еще по дороге в суд, не то он передаст тебя судье, судья — приставу, и бросят тебя в тюрьму.

Говорю тебе истину: не выйдешь оттуда, пока не вернёшь всё до последнего квадранта.
 
Поверь Моему слову: не выйдешь оттуда, пока не отдашь все до последнего медяка.

Вы знаете, что было сказано: Не сожительствуй с чужою женой19.
 
Сказано было: “Не изменяй в супружестве.” Это вы знаете.

А Я вам говорю: кто похотливо посмотрел на чужую жену, тот уже мысленно сожительствует с ней.
 
А Я говорю вам: кто ест глазами чужую жену, тот в мыслях с ней уже изменил и неверен.

Если правый глаз побуждает тебя оступиться, вырви его и кинь прочь! Пусть лучше часть твоего тела пропадёт, чем всё тело будет брошено в Ге-Хинном.
 
Если правый твой глаз засмотрится на дурное — вырви его и отшвырни прочь. Пусть лучше часть не будет цела, чем все тело канет в геенну.

И если правая рука даёт тебе повод оступиться, отруби её и кинь прочь! Пусть лучше часть твоего тела пропадёт, чем всё тело отправится в Ге-Хинном.
 
И если правая твоя рука раззудится на дурное — отсеки ее и отшвырни прочь. Пусть лучше часть не будет цела, чем все тело угодит в геенну.

Сказано: Кто отвергнет жену, пусть даст ей свидетельство о разводе.
 
Сказано было: “Кто уходит от жены, пусть дает ей разводное свидетельство.”

А Я говорю вам: кто отвергает жену по любой причине, кроме неверности, тот толкает её на измену, и кто женится на разведённой, тот сожительствует с чужою женой.
 
А Я говорю вам: кто уходит от верной жены, толкает ее на неверность. Кто женится на разведенной — сам неверен.

Опять же, вы знаете, что праотцам было сказано: Не нарушай клятвы и то, в чём поклялся Господу, исполни.
 
И еще сказано было праотцам: “Не нарушай клятвы. Поклялся Господу — не отступайся.” Это вы знаете.

А Я говорю вам: не клянитесь вообще. Не клянись ни небом, ибо оно — престол Бога,
 
А Я говорю вам: не клянитесь вовсе: ни небом — это Божий престол;

ни землёй, ибо она — Его подножие, ни Иерусалимом, ибо это — город Великого Царя.
 
Ни землей — это в ногах у Него подножие; ни Иерусалимом — это город великого Царя.

Не клянись даже своей головой, ибо ты не можешь ни одного волоса на ней сделать белым или чёрным.
 
Не клянись и своей головой: ни одного волоса у себя не можешь сделать черным или белым.

Отвечайте только или «Да», или «Нет», а всё, что добавите, исходит от Злого.
 
Говорите одно: “да” — да, “нет” — нет, а что ни то и ни это — от Окаянного.

Вы знаете, что сказано: Глаз за глаз и зуб за зуб20.
 
Еще сказано было: “Око за око и зуб за зуб.” Это вы знаете.

А Я говорю вам: не отвечай злом на зло, но тому, кто ударит тебя по правой щеке, подставь и левую.
 
А Я говорю вам: не кидайся на обидчика. Кто ударит тебя по правой щеке — поверни к нему и левую.

Если кто хочет с тобой судиться, чтобы отобрать нижнюю одежду, отдай ему и верхнюю.
 
Кто захочет судом отнять у тебя рубаху — отдай ему еще и ризу.

И если кто принуждает тебя пройти милю, пройди с ним и две.
 
Кто отрядит тебя на часть пути — пройди для него две части.

Просящему у тебя, дай, и тому, кто хочет занять у тебя, не отказывай.
 
Тому, кто просит у тебя — дай. Кому нужно взять у тебя в долг — не откажи.

Вы знаете, что сказано: Люби ближнего21 и ненавидь врага.
 
Сказано было: “Люби своего ближнего и ненавидь своего врага.” Это вы знаете.

А Я говорю вам: любите своих врагов22 и молитесь за тех, кто вас преследует23,
 
А Я говорю вам: любите своих врагов, молитесь за своих гонителей —

чтобы вам стать сыновьями Отца Небесного, ибо Он велит солнцу восходить над злыми и добрыми, посылает дождь на правых и неправых.
 
И будете сынами вашего Небесного Отца. Он поднимает солнце над злыми и добрыми и дожди у Него одинаковы для честных и бесчестных.

Если вы любите тех, кто любит вас, разве вам причитается награда? Не поступают ли так и откупщики?
 
Если вы любите только тех, кто любит вас, за что вам награда? Это и у сборщиков податей так.

И если вы приветствуете лишь собственных братьев, что в этом особенного? Разве иноверцы не поступают так же?
 
И если вы рады видеть только своих друзей, что в этом особенного? Это и у язычников так.

А вы будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный.
 
Хотите быть совершенными? Берите от совершенства вашего Небесного Отца».

Примечания:

 
Открытый перевод
[16] Закон и Пророки — все Священное Писание Израиля в целом (не так, как в более поздней еврейской традиции), то, что в христианской традиции стало называться Ветхим Заветом. При этом под Законом (др.-евр. Тора = Наставление), несомненно, подразумевается Пятикнижие.
[17] Исх 20:13; Втор 5:17.
[18] Ге-Хинном — долина сыновей Хинномовых в южной части Иерусалима. При царях Ахазе и Манассии на этом месте приносились человеческие жертвы (4 Цар 16:3; 21:6). В послепленную эпоху в апокалиптической литературе наименование Ге-Хинном стало символом очистительного огня, в который будут брошены нечестивцы, когда Бог однажды очистит оскверненный мир. Впоследствии этим словом стали обозначать место вечного мучения для тех, кто будет осужден на Страшном Суде.
[19] Исх 20:14; Втор 5:18.
[20] Исх 21:24сл; Лев 24:20; Втор 19:21.
[21] Лев 19:18.
[22] В некоторых рукописях: любите своих врагов, благословляйте тех, кто вас проклинает, творите добро тем, кто вас ненавидит (ср. Лк 6:27—28а).
[23] В некоторых рукописях: молитесь за тех, кто оскорбляет и кто преследует вас (ср. Лк 6:28б).
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.