По Матфею 10 глава

Евангелие по Матфею
Открытый перевод → Лингвистический. Роджерс

Открытый перевод

1 Созвав двенадцать учеников, Он дал им власть изгонять нечистых духов и исцелять любую болезнь и немощь.
2 Вот имена двенадцати апостолов: во-первых, Шимон, он же Пётр, и его брат Андрей, затем Иаков — сын Завдая, с братом Иоанном,
3 Филипп и Варфоломей, Фома и откупщик Матфей, Иаков — сын Халфая и Фаддей,
4 Шимон Кананей и Иуда Иш-Карийот, который и выдал его.
5 Велев этим Двенадцати отправиться в путь, Иисус напутствовал их так: «К иноверцам не ходите и самаритянских городов сторонитесь,
6 а идите к пропавшим овцам дома Израилева.
7 Идите и возвещайте, что Царство Небесное уже близко.
8 Больных исцеляйте, мёртвых воскрешайте, прокажённых очищайте, демонов изгоняйте — даром получили, даром давайте.
9 Не берите с собой ни золота, ни серебра, ни медяков в поясе,
10 ни дорожной сумы, ни двух рубах, ни обуви, ни посоха, ибо работник заслуживает пропитания.
11 Войдя в город или село, сначала узнайте, кто там человек достойный. У него и гостите, пока не отправитесь дальше.
12 Входя в дом32, приветствуйте этот дом32.
13 И если дом того достоин, пусть ваш «мир» на него снизойдёт, а если нет, пусть вернётся обратно к вам.
14 Если вас не примут и ваших слов не послушают, выйдите из дома и города того и отряхните с ног пыль.
15 Говорю вам истину: в Судный День даже Содому и Гоморре будет лучше, чем тому городу!
16
Посылаю вас, как овец к волкам.
Будьте мудры, как змеи,
и чисты, как голуби.
17 Остерегайтесь, ибо вас будут выдавать на суд синедрионам33 и бичевать в синагогах.
18 Из-за меня вас приведут к наместникам и царям, и вы будете свидетельствовать им и иноверцам.
19 А когда вас будут выдавать властям, не думайте, как и что отвечать. В тот час вам будет дано, что сказать,
20 ибо не вы, а Дух вашего Отца будет говорить в вас.
21
Брат выдаст на смерть брата,
а отец выдаст сына,
и дети на родителей восстанут
и отправят их на смерть.
22
За имя моё все вас возненавидят,
но кто выстоит до конца — спасётся.
23 Преследуют вас в одном городе — бегите в другой. Говорю вам истину: ещё не пройдёте по всем городам Израиля, как явится Сын Человеческий.
24
Ученик не выше учителя,
раб не выше господина.
25
Ученику довольно сравняться с учителем,
рабу — сравняться с господином.
Хозяина дома прозвали Беэл-Зевулом —
о его домочадцах скажут и худшее.
26
Но вы никого не бойтесь.
Нет тайны, которую бы не раскрыли,
и секрета, который бы не узнали.
27
Что говорю вам в темноте —
повторяйте при свете дня,
и что вам шепчут на ухо —
провозглашайте с крыш!
28
Не бойтесь тех, кто убивает тело,
а душу убить не может.
Бойтесь того, кто может погубить
и душу и тело в преисподней.
29 Пара воробьёв продаётся за ассарий, но ни один из них не упадёт на землю, если Отец ваш не захочет.
30 А у вас даже волосы на голове пересчитаны.
31 Не бойтесь! Вы дороже любых воробьёв.
32 Всякого, кто признает Меня перед людьми, и Я признаю перед Отцом моим Небесным,
33 а кто отвергнет Меня перед людьми, того и Я отвергну перед Отцом моим Небесным.
34 Не думайте, что Я принёс земле мир: Я пришёл не с миром, а с мечом.
35 Я пришёл поссорить сына с отцом, дочь с матерью, невестку со свекровью,
36 и домашние — человеку враги34.
37 Кто любит отца или мать больше, чем Меня, тот Меня недостоин, и кто любит сына или дочь больше, чем Меня, тот Меня недостоин.
38 И кто не идёт за Мной, взвалив на себя крест, тот Меня недостоин.
39
Всякий, кто сбережёт свою жизнь,
тот потеряет её,
а кто потеряет жизнь ради Меня,
тот обретёт жизнь.
40
Кто принимает вас,
тот принимает Меня,
а кто принимает Меня —
принимает Пославшего Меня.
41
Кто примет пророка, ибо тот пророк,
будет награждён как пророк.
Кто примет праведника, ибо тот праведник,
будет награждён как праведник.
42
Кто даст холодной воды одному из этих меньших,
ибо тот Мой ученик, —
говорю вам истину:
он не останется без награды».

Лингвистический. Роджерс

1 προσκαλεσάμενος aor.* med.* part.* от προσκαλέω (G4341) призывать кого-л., созывать для выполнения особого задания (BAGD*).
ἔδωκεν aor.* ind.* act.* от δίδωμι (G1325) давать.
ὥστε (G5620) так что; с inf.* служит для выражения цели (BD*, 197).
2 ἀπόστολος (G652) апостол; человек, куда-л. посланный. Показывает, что человек, посланный на задание, облечен властью и является представителем пославшего его (TDNT*; NIDNTT*; EDNT*; TLNT*; BBC*).
πρῶτος (G4413) первый. «Первый и самый главный» (Tasker*).
4 παραδούς aor.* act.* part.* от παραδίδωμι (G3860) выдавать, предавать. Мнения о значении имени Искариот см.* в Carson*, 239−40; Lachs*, 179; Мк 3:19; 14:10; Лк 6:16.
5 ἀπέστειλεν aor.* ind.* act.* от ἀποστέλλω (G649) отсылать, посылать; см.* ст. 2.
παραγγείλας aor.* act.* part.* (сопутств.*) от παραγγέλλω (G3853) наставлять, давать приказания.
ἐθνῶν gen.* pl.* от ἔθνος (G1484) народ, племя; pl.* язычники, те, кто не является иудеями. О логическом обосновании этого приказания см.* HSB*, 375−76; BBC*.
ἀπέλθητε aor.* conj.* act.* от ἀπέρχομαι (G565) уходить, уезжать. Conj.* с отр. μή (G3361) выражает отр. imper.*
εἰσέλθητε aor.* conj.* act.* от εἰσέρχομαι (G1525) входить.
6 ἀπολωλότα perf.* act.* part.* от ἀπόλλυμι (G622) уничтожать, терять, погибать (EDNT*). Perf.* подчеркивает состояние или условие.
7 πορευόμενοι (G4198) praes.* med.* (dep.*). Part.* (сопутств.*) является частью приказания.
ἤγγνκεν perf.* ind.* act.* от ἐγγίζω (G1448) приближаться (см.* 3:2).
8 ἀσθενοῦντας praes.* act.* part.* от ἀσθενέω (G770) быть обессиленным, больным.
θεραπεύετε praes.* imper.* act.* от θεραπεύω (G2323) исцелять.
ἐγείρετε praes.* imper.* act.* от ἐγείρω (G1453) будить, поднимать.
καθαρίζετε praes.* imper.* act.* от καθαρίζω (G2511) очищать.
ἐκβάλλετε praes.* imper.* act.* от ἐκβάλλω (G1544) изгонять. Цель — удостоверить подлинность вести о царстве.
δωρεάν (G1432) adv.* в дар, бесплатно, безвозмездно.
ἐλάβετε aor.* ind.* act.* от λαμβάνω (G2983) брать, получать.
δότε aor.* imper.* act.* от δίδωμι (G1325) давать. Об aor.* imper.* см.* VANT*, 355.
9 κτήσησθε aor.* conj.* med.* (dep.*) от κτάομαι (G2932) доставать для себя, брать, зарабатывать, приобретать.
χρυσόν (G5557) золото.
ἄργυρον (G696) серебро.
χαλκόν (G5475) медь.
ζώνας (G2223) пояс, кушак. Использовался для ношения денег (RWP*). Раввинистические параллели см.* в SB*, 1:561−69.
10 πήραν (G4082) сумка путешественника или сума для хлеба, сума нищего для сбора подаяния (LAE*, 109).
ῥάβδον (G4464) посох. Посох или палка использовались как оружие против грабителей (Luz*).
τροφῆς (G5160) gen.* пища. Gen с adj.*: «Господин жатвы» (Мф 9:36) будет действовать через тех, кто извлекает пользу из учения.
11 ἥν ἄν (G3739; G159) acc.* fem.* sing.* какой бы то ни было; ὅς ἄν с conj.* кто бы то ни было.
εἰσέλθητε aor.* conj.* act.* от εἰσέρχομαι (G1525) входить.
ἐξετάσατε aor.* imper.* act.* от ἐξετάζω (G1833) проверять, допрашивать, спрашивать (см.* Мф 2:8).
μείνατε aor.* imper.* act.* от μένω (G3306) оставаться.
ἕως ἄν (G2193; G159) с conj.* пока, до тех пор как.
ἐξέλθητε aor.* conj.* act.* от ἐξέρχομαι (G1831) выходить.
12 εἰσερχόμενοι praes.* med.* (dep.*) part.*, см.* ст. 11. Temp.* или conj.* part.*
ἀσπάσασθε aor.* imper.* med.* (dep.*) от ἀσπάζομαι (G782) приветствовать. Об иудейских приветствиях см.* SB*, 1:380−85.
13 ἐάν (G1437) если; с conj.* указывает на вероятность действия.
praes.* conj.* act.* от εἰμί (G1510).
ἐλθάτω aor.* imper.* act.* 3 pers.* sing.* от ἔρχομαι (G2064) приходить.
εἰρήνη (G1515) мир. Эквивалент евр.* слова shalom (שלום) говорит об изобилии, процветании, благополучии (AM*; NIDNTT*; TDNT*; TLNT*). Используется как приветствие, см.* ст. 12.
ἐπιστραφήτω aor.* imper.* pass.* 3 pers.* sing.* от ἐπιστρέφομαι (G1994) обращаться, возвращаться.
14 δέξηται aor.* conj.* med.* (dep.*) от δέχομαι (G1209) принимать как гостя.
ἀκούσῃ aor.* conj.* act.* от ἀκούω (G191) слышать.
ἐξερχόμενοι praes.* med.* (dep.*) part.*, см.* ст. 11.
ἐκτινάξατε aor.* imper.* act.* от ἐκτινάσσω (G1621) стряхивать.
κονιορτόν (G2868) пыль, прах. «Стряхнуть прах» означает полностью отказаться, оставить (Hill*). Об иудейских обычаях см.* SB*, 1:571; Lachs*, 180, 182.
15 ἀμήν (G281) истинно (см.* 5:18).
ἀνεκτότερον comp.* от ἀνεκτός (G414) терпимый, сносный.
ἔσται fut.* ind.* med.* (dep.*) от εἰμί.
κρίσεως gen.* sing.* от κρίσις (G2920) суд, «день суда» или «для суда». Об отсутствии арт.* см.* BD*, 134f. Comp.* gen.*
(G2228) «чем».
16 ἰδού (G2400) aor.* imper.* act.* от ὁράω (G3708) смотреть, видеть (см.* Мф 2:1).
λύκος (G3074) волк. Сравнение указывает на лжепророков, на какую-л. общую угрозу либо на присутствие противников-иудеев (Hill*). Израиль часто сравнивается с овцой среди волков, т. е. язычников (BBC*).
γίνεσθε praes.* imper.* med.* (dep.*) от γίνομαι (G1096) становиться, быть. Praes.* imper.* указывает на отношение или состояние.
φρόνιμοι (G5429) praed.* adj.* понимающий, мудрый, относящийся к пониманию, связанному с проницательностью имудростью (LN*, 1:384).
ὄφεις nom.* pl.* от ὄφις (G3789) змея. Символ хитрости и ума (TDNT*; BAGD*).
ἀκέραιοι (G185) несмешанный, чистый, невинный. Слово использовано в эпитафии, свидетельствовавшей о невинности умершей юной девушки (NDIEC*, 4:34).
περιστεραί (G4058) голубь. Используется как символ Израиля: терпеливого, послушного, верного (Hill*).
17 προσέχετε praes.* imper.* act.* от προσέχω (G4337) остерегаться.
παραδώσουσιν fut.* ind.* act.* от παραδίδωμι (G3860), см.* ст. 4.
συνέδρια (G4892) acc.* pl.* совет. Pl.* указывает на малые местные советы, которые состояли из 23 членов (см.* M. Sanh. 1, 6; SB*, 1:575−76; TDNT*).
μαστιγώσουσιν fut.* ind.* act.* от μαστιγόω (G3146) хлестать, пороть (Вт. 25:2).
18 καί (G2532) — δέ (G1161) «и — и». καί вводит родственные понятия. δέ — то, что противопоставляется (EGT*).
ἀχθήσεσθε fut.* ind.* pass.* от ἄγω (G71) вести.
ἕνεκεν (G1752) с gen.* потому что, ради того чтобы.
19 παραδῶσιν aor.* conj.* act.* от παραδίδωμι (G3860), см.* ст. 4.
μεριμνήσητε aor.* conj.* act.* от μεριμνάω (G3309) волноваться, беспокоиться. Inch.* aor.*: «не начинайте волноваться» (RWP*).
λαλήσητε aor.* conj.* act.* λαλέω (G2980) говорить.
δοθήσεται fut.* ind.* pass.* от δίδωμι (G1325) давать. Богосл.* pass.* предполагает, что даст Бог.
20 λαλοῦντες praes.* act.* part.*, см.* ст. 19. Part.* используется как сущ.
λαλοῦν praes.* act.* part.* n.* sing.*, см.* ст. 19.
πνεῦμα (G4151) Дух Святой, не обещание всеобщего излияния, но наделение силой в особой ситуации (GW*, 250).
21 παραδώσει fut.* ind.* act.*, см.* ст. 4.
ἐπαναστήσονται fut.* ind.* med.* от ἐπανίστημι (G1881) подниматься против, восставать. Прист. ἐπί указывает на направление действия и предполагает враждебность (MH*, 312).
γονεῖς (G1118) acc.* pl.* (только в pl.*) родители (BAGD*).
θανατώσουσιν fut.* ind.* act.* от θανατόω (G2289) убивать.
22 ἔσεσθε fut.* ind.* med.* (dep.*) от εἰμί (G1510).
μισούμενοι praes.* pass.* part.* от μισέω (G3404) ненавидеть. Будущая форма гл.* и praes.* part.* используется для образования перифр.* fut.* pass.*, предполагающего, что так будет происходить во все времена (RWP*).
ὑπομείνας aor.* act.* part.* от ὑπομονέω (G5278) оставаться под действием чего-л., терпеть.
εἰς τέλος (G5056) в конце, наконец, до конца (BAGD*).
σωθήσεται fut.* ind.* pass.* от σῴζω (G4982) спасать, избавлять.
23 διώκωσιν praes.* conj.* act.* от διώκω (G1377) преследовать.
φεύγετε praes.* imper.* act.* от φεύγω (G5343) бежать.
οὐ μή (G3756; G3361) конечно, нет; сильное эмфатическое отрицание (M*, 188−92; GGBB*, 468).
τελέσητε aor.* conj.* act.* от τελέω (G5055) завершать, доводить до конца.
ἔλθῃ aor.* conj.* act.* от ἔρχομαι (G2064) приходить. По поводу разных точек зрения об этом месте ст.* см.* Carson*, 250−53.
25 ἀρκετόν (G713) достаточно, довольно (с последующим dat.*). Имеется в виду: «достаточно в глазах Бога» (DA*).
γένηται aor.* conj.* med.* (dep.*) от γίνομαι (G1096) становиться.
Об использовании ἵνα (G2443), не выражающего цель, см.* M*, 206−209; здесь таким образом вводится прид.*, поясняющее слово «достаточно».
εἰ (G1487) если; указывает на действие, выраженное cond.*, как на реальное.
οἰκοδεσπότην (G3617) господин или глава дома.
ἐπεκάλεσαν aor.* ind.* act.* от ἐπικαλέω (G1941) называть, давать имя. Субъект действия — иудейские вожди (DA*).
πόσῳ μᾶλλον (G4214; G3123) насколько больше.
οἰκιακός (G3615) домашние, здесь в знач. «родственники» (BAGD*).
26 φοβηθῆτε aor.* conj.* pass.* (dep.*) от φοβέομαι (G5399) бояться, страшиться. Conj.* используется как imper.* Объект гл.* относится к тем, кто противостоит апостолам, вероятно, к книжникам и фарисеям (DA*).
κεκαλυμμένον perf.* pass.* part.* от καλύπτω (G2572) прятать, укрывать.
ἀποκαλυφθήσεται fut.* ind.* pass.* от ἀποκαλύπτω (G601) раскрывать; pass.* быть разоблаченным. Богосл.* pass.* Бог разоблачит.
γνωσθήσεται fut.* ind.* pass.* от γινώσκω (G1097) знать.
27 εἴπατε aor.* imper.* act.* от λέγω (G3004).
κηρύξατε aor.* imper.* act.* от κηρύσσω (G2784) провозглашать.
28 φοβεῖσθε praes.* imper.* med.* (dep.*), см.* ст. 26. Об использовании этого гл.* с μή в качестве перевода евр.* фразеологизма см.* RG*, 577.
ἀποκτεννόντων praes.* act.* part.* от ἀποκτείνω (G615) / ἀποκτέννω (о форме см.* в BD*, 39) убивать, относится к любому способу лишения человека жизни (BAGD*).
δυναμένων praes.* pass.* (dep.*) part.* от δύναμαι (G1410) быть способным. Оба part.* здесь употреблены в роли сущ. и являются предложными дополнениями с ἀπό (G575).
ἀποκτεῖναι (G615) aor.* act.* inf.*
ἀπολέσαι aor.* act.* inf.* от ἀπόλλυμι (G622) разрушать, губить.
γεέννῃ (G1067) геенна, ад (TDNT*; Мк 9:43; Лк 12:5).
29 οὐχί (G3780) сильная форма οὐ используется в вопросах, на которые ожидается положительный ответ.
στρουθίον (G4765) воробей. Воробьи были пищей бедняков и стоили дешевле всего из птицы (DA*; LAE*, 272−75).
ἀσσαρίου (G787) gen.* sing.* римский ассарий, около одной шестнадцатой динария (дневной платы), меньше чем полцента (AM*; HJC*, 242−44; DJG*, 805). Gen.* цены.
πωλεῖται praes.* ind.* pass.* от πωλέω (G4453) продавать; pass.* предлагать для продажи, быть проданным. Обыденный praes.*
ἓν (G1520) n.* один (об обороте ἓνοὐ, «ни один», «ни одного», см.* BD*, 159).
πεσεῖται fut.* ind.* med.* (dep.*) от πίπτω (G4098) падать.
ἄνευ (G427) без; без участия, позволения или желания Отца. См.* John G. Cook, “The Sparrow’s Fall in Mt 10:29b”, ZAW* 79 (1988): 138−44.
30 ὑμῶν ваш (pl.*); эмфатическое положение.
καί (G2532) даже (восходящее).
τρίχες nom.* pl.* от θρίξ (G2359) волосы.
ἠριθμημέναι perf.* pass.* part.* от ἀριθμέω (G705) считать. Богосл.* pass.* Part.* использовано как praed.* adj.*
31 φοβεῖσθε praes.* imper.* med.* (dep.*) от φοβέομαι (G5399) бояться, пугаться.
διαφέρετε praes.* ind.* act.* от διαφέρω (G1308) отличаться, быть более ценным (с gen.* сравнения).
32 ὅστις (G3748) rel.* pron.* всякий.
ὁμολογήσει fut.* ind.* act.* от ὁμολογέω (G3670) признаваться, признавать, утверждать свое согласие с Ним в деяниях и даже в смерти (Hill*). Используется с предл.* ἔμπροσθεν (G1715) перед. Указывает на признание перед юридическим органом (DA*).
33 ἀρνήσηται aor.* conj.* med.* (dep.*) от ἀρνέομαι (G720) отрекаться, утверждать, что не знаешь кого-л. или не имеешь с ним ничего общего (Hill*).
ἀρνήσομαι fut.* ind.* med.* (dep.*).
34 νομίσητε aor.* conj.* act.* от νομίζω (G3543) думать, полагать. Conj.* используется для выражения запрета с μή (G3361) (GGBB*, 469).
ἦλθον aor.* ind.* act.* от ἔρχομαι (G2064) приходить.
βαλεῖν aor.* act.* inf.* от βάλλω (G906) бросать, швырять, приносить. Aor.* inf.* указывает, что меч внезапно брошен там, где ждали мира (RWP*). Inf.* цели.
35 διχάσαι aor.* act.* inf.* от διχάζω (G1369) разделять надвое, расчленять.
37 φιλῶν praes.* act.* part.* от φιλέω (G5368) любить. Состояние, в котором ум естественным образом подчинен чувствам и ощущениям (McNeile*).
ὑπέρ (G5228) с acc.* больше; более чем
38 σταυρόν (G4716) крест. Ударение ставится на самоотречении, доходящем до того, что человек становится изгоем (Hill*; DA*).
39 εὑρών aor.* act.* part.* от εὑρίσκω (G2147) находить. Part.* используется как subst.*
ἀπολέσει fut.* ind.* act.* от ἀπόλλυμι (G622) терять.
ἀπολέσας aor.* act.* part.* Part.* используется как subst.*
εὑρήσει fut.* ind.* act.* от εὑρίσκω (G2147)
40 δεχόμενος praes.* med.* (dep.*) part.* от δέχομαι (G1209) принимать, приглашать. Part.* используется как сущ.
ἀποστείλαντα aor.* act.* part.* от ἀποστέλλω (G649) посылать.
41 εἰς ὄνομα «во имя»; семитский оборот, означающий «потому что он является» (DA*; BG*, 35).
λήμψεται fut.* ind.* med.* (dep.*) от λαμβάνω (G2983) принимать.
προφήτου (G4396) gen.* sing.* Gen.* может иметь субъектное значение: «награда, предлагаемая праведным человеком» (GW*, 137f).
42 ποτίσῃ aor.* conj.* act.* от ποτίζω (G4222) напоить.
ἀπολέσῃ aor.* conj.* act.*, см.* ст. 39.
Очень сильное двойное отр. οὐ μή (GGBB*, 468).

Примечания:

 
Открытый перевод
[32] Некоторые рукописи добавляют: словами: «Мир этому дому».
[33] Синедрионы — здесь представительные органы самоуправления еврейских общин, выполнявшие, в частности, судебную функцию.
[34] Мих 7:6.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.