По Матфею 19 глава

Евангелие по Матфею
Открытый перевод → Лингвистический. Роджерс

Открытый перевод

1 Закончив эту беседу, Иисус покинул Галилею и пришёл в иудейские земли за Иорданом.
2 За ним ходили толпы людей, и Он исцелял их.
3 Тут подошли к Нему фарисеи и, испытывая Его, спросили: «По любой ли причине позволено мужу отвергать жену?»
4 Он ответил: «Неужели вы не читали в Писании, что в начале Творец создал их мужчиной и женщиной60
5 И добавил: «Поэтому пусть оставит человек отца и мать и соединится с женой, и пусть они станут одной плотью.
6 Так что их уже не двое, они — одно. Человек не должен разъединять то, что соединил Бог».
7 Они возразили: «Почему тогда Моисей установил, что муж может отвергнуть жену, дав ей свидетельство о разводе?»
8 Он ответил: «Из-за вашего жестокосердия разрешил вам Моисей отвергать жён, а в начале было не так.
9 Говорю вам, кто отвергнет жену по любой причине, кроме неверности, и женится на другой, тот виновен в измене62».
10 Ученики сказали Ему: «Если обязанности мужа перед женой таковы, то лучше совсем не жениться!»
11 Он ответил: «Этот путь — не для всех, а только для тех, кому дано.
12 Ибо есть те, кто родились евнухами, есть те, кого евнухами сделали люди, и есть те, кто стали евнухами ради Царства Небесного. Кто может это принять, пусть примет!»
13 Привели к Нему детей, чтобы Он с молитвой возложил на них руки, но ученики не пускали их.
14 Иисус сказал: «Пусть дети идут ко Мне. Не удерживайте их, ибо Царство Небесное — для таких как они».
15 И, возложив руки на детей, Он ушёл оттуда.
16 И вот, к Нему подошёл человек и спросил: «Учитель, какое мне сделать благо, чтобы обрести вечную жизнь?»
17 Иисус сказал: «Почему ты спрашиваешь Меня о благе? Есть лишь Один, Кто благ. Если хочешь войти в жизнь, соблюдай заповеди».
18 Тот спросил: «Какие?» Иисус ответил: Не убивай, не сожительствуй с чужою женой, не кради, не лжесвидетельствуй,
19 чти отца и мать63 и люби ближнего, как самого себя64.
20 Юноша сказал: «Всё это я соблюдаю. Чего ещё мне не достаёт?»
21 Иисус ответил: «Если хочешь достичь совершенства, продай имущество и деньги раздай бедным — и получишь сокровище на небе. А затем приходи и следуй за Мной!»
22 Услышав это, юноша ушёл в печали, потому что он был очень богат.
23 А Иисус сказал ученикам: «Говорю вам истину: трудно богачу войти в Царство Небесное.
24 И ещё скажу: легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богачу войти в Царство Божье».
25 Ученики сильно удивились и спросили: «Кто же может спастись?»
26 Взглянув на них, Иисус ответил: «Для людей это невозможно, но для Бога возможно всё».
27 Пётр спросил: «А вот мы всё бросили и пошли за Тобой — что нам за это будет?»
28 Иисус ответил: «Говорю вам истину: при возрождении мира, когда Сын Человеческий воцарится со славой, тогда и вы, каждый из двенадцати Моих учеников, воцаритесь как правители и судьи двенадцати колен Израилевых.
29 И всякий, кто ради имени Моего оставил дом, братьев или сестёр, отца или мать, детей или пашню, тот получит во сто крат больше и обретёт вечную жизнь.
30 Ведь и многие из первых станут последними, а многие из последних — первыми.

Лингвистический. Роджерс

1 ἐγένετο aor.* ind.* med.* (dep.*) от γίνομαι (G1096) становиться, случаться.
ἐτέλεσεν aor.* ind.* act.* от τελέω (G5055) заканчивать, завершать.
μετῆρεν aor.* ind.* act.* от μεταίρω (G3332) уходить, двигаться дальше (Carson*, 334).
ἦλθεν aor.* ind.* act.* от ἔρχομαι (G2064) приходить, идти.
ὅριον (G3725) граница, pl.* край, район.
πέραν (G4008) с gen.* другая сторона.
2 ἠκολούθησαν aor.* ind.* act.* от ἀκολουθέω (G190) следовать (с dat.*).
ἐθεράπευσεν aor.* ind.* act.* от θεραπεύω (G2323) исцелять.
3 προσῆλθον aor.* ind.* act.* от προσέρχομαι (G4334) приходить.
πειράζοντες praes.* act.* part.* от πειράζω (G3985) пробовать, пытаться. Part.* выражает цель (GGBB*, 637−38).
εἰ (G1487) если, ли; используется в косв. вопросах.
ἔξεστιν (G1832) praes.* ind.* act.* «законно, позволено».
ἀπολῦσαι aor.* act.* inf.* от ἀπολύω (G630) отпускать, разводиться. О разводе у иудеев см.* Мф 5:31; AT*, 307; Jos., Ant.* 4:253; Carson*, 411; Luz*; BBC*; ABD*, 2:217−19.
4 ἀποκριθείς aor.* pass.* (dep.*) part.* от ἀποκρίνομαι (G611) отвечать. Семитское использование part.* с гл.* речи.
εἶπεν aor.* ind.* act.* от λέγω (G3004).
ἀνέγνωτε aor.* ind.* act.* от ἀναγινώσκω (G314) читать. Используется с отр. οὐκ (G3756) в вопросе, на который ожидается утвердительный ответ («да»).
κτίσας aor.* act.* part.* от κτίζω (G2936) создавать. Part.* в роли сущ.
ἄρσεν acc.* sing.* от ἄρσην (G730) мужское начало; здесь: мужчина.
θῆλυ acc.* sing.* от θῆλυς (G2338) женское начало; здесь: женщина.
ἐποίησεν aor.* ind.* act.* от ποιέω (G4160) делать, творить.
5 εἶπεν aor.* ind.* act.*, см.* ст. 4.
ἕνεκα (G1752) с gen.* из-за.
καταλείψει fut.* ind.* act.* от καταλείπω (G2641) покидать. Прист. с гл.* имеет перфектное значение (MH*, 316).
κολληθήσεται fut.* ind.* pass.* от κολλάω (G2853) сильно сблизить, объединить; pass.* прилипать.
ἔσονται fut.* ind.* med.* (dep.*) от εἰμί (G1510) быть.
6 ὥστε (G5620) следовательно; делает вывод из вышесказанного.
συνέζευξεν aor.* ind.* act.* от συνζεύγνυμι (G4801) идти в одной упряжке, объединяться, в особенности о браке (BAGD*). Aor.* вневременной (RWP*).
χωριζέτω praes.* imper.* 3 pers.* sing.* от χωρίζω (G5563) разделять, разлучать. Praes.* imper.* с отр. μή (G3361) используется для выражения запрета с характером общей заповеди: «да будет для вас постоянной практикой отказ от...» (VANT*, 337−38).
7 ἐνετείλατο aor.* ind.* med.* (dep.*) от ἐντέλλομαι (G1781) велеть.
δοῦναι aor.* act.* inf.* от δίδωμι (G1325) давать. Inf.* после гл.* повеления.
ἀπολῦσαι aor.* act.* inf.* от ἀπολύω (G630), см.* ст. 3.
8 ὅτι (G3754) «по причине», либо эквивалент границ цитаты.
πρός (G4314) с acc.* согласно, ввиду того что (BD*, 124), с намерением (McNeile*).
σκληροκαρδία (G4641) жестокосердие.
ἐπέτρεψεν aor.* ind.* act.* от ἐπιτρέπω (G2010) позволять, разрешать.
ἀπολῦσαι aor.* act.* inf.*, см.* ст. 3.
γέγονεν perf.* ind.* act.* от γίνομαι (G1096) становиться, быть. Perf.* указывает на длительное состояние.
9 ὅς ἄν (G3739; G159) кто бы ни. Rel.* прид.* имеет характер cond.* в усл.* предложении.
ἀπολύσῃ aor.* conj.* act.*, см.* ст. 3. Conj.* в indef.* rel.* прид.*
ἐπί (G1909) с dat.* на основании, из-за.
πορνείᾳ (G4202) dat.* sing.* аморальность прелюбодеяние; незаконные сексуальные отношения любого рода (BAGD*; TDNT*; EDNT*; Carson*, 413−14; Joseph Jensen, “Does porneia Mean Fornication? A Critique of Bruce Malina”, Nov T* 20 [1978]: 161−84; DJG*, 643).
γαμήσῃ aor.* conj.* act.* от γαμέω (G1060) жениться. Aor.* относится к событию.
μοιχᾶται praes.* ind.* med.* (dep.*) от μοιχάομαι (G3429) изменять супругу. Praes.* указывает на длительность действия, может быть гномическим.
10 αἰτία (G156) дело, случай.
συμφέρει praes.* ind.* act.* от συμφέρω (G4851) выгодно, полезно.
γαμῆσαι aor.* act.* inf.*, см.* ст. 9. Эпэкз.* inf.* объясняет гл.*
11 χωροῦσιν praes.* ind.* act.* от χωρέω (G5562) вмещать, иметь место для, постигать, понимать, быть способным принять послание и отреагировать соответствующим образом (BAGD*; LN*, 1:373).
δέδοται perf.* ind.* pass.* от δίδωμι (G1325) давать. Богосл.* pass.*
12 εὐνοῦχος (G2135) евнух, кастрат. Это слово может пониматься как в буквальном, так и в переносном смысле (TDNT*; EDNT*; EGT*; SB*, 1:805−807; см.* NDIEC*, 5:144; см.* 3:40−41, где это слово использовано по отношению к замужней женщине).
οἵτινες (G3748) nom.* pl.* ὅστις (G3748) «которые», указывает на людей, принадлежащих к какому-л. классу (IGNT*, 133).
κοιλία (G2836) чрево.
ἐγεννήθησαν aor.* ind.* pass.* от γεννάω (G1080) рождать; pass.* рождаться.
εὐνουχίσθησαν aor.* ind.* pass.* от εὐνουχίζω (G2134) делать евнухом, кастрировать.
εὐνούχισαν (G2134) aor.* ind.* act.*
ἑαυτούς refl.* pron.* 3 pers.*
διά с acc.* из-за.
δυνάμενος praes.* pass.* (dep.*) part.* от δύναμαι (G1410) быть способным. Part.* в роли subst.*: «те, кто...»
χωρεῖν praes.* act.* inf.*
χωρείτω praes.* imper.* act.* 3 pers.* sing.*, см.* ст. 11.
13 προσηνέχθησαν aor.* ind.* pass.* от προσφέρω (G4374) приводить. Pass.* может указывать, что это были маленькие дети (Gnilka*).
ἐπιθῇ aor.* conj.* act.* от ἐπιτίθημι (G2007) возлагать.
προσεύξηται aor.* conj.* med.* (dep.*) от προσεύχομαι (G4336) молиться. Возложение рук символизировало молитву и благословение (EGT*; о различии между рукоположением и благословением в практике возложения рук см.* NTRJ*, 234). Conj.* с ἵνα используется в прид.* цели.
ἐπετίμησαν aor.* ind.* act.* от ἐπιτιμάω (G2008) упрекать (с dat.*).
14 ἄφετε aor.* imper.* act.* от ἀφίημι (G863) позволять.
κωλύετε praes.* imper.* act.* от κωλύω (G2967) мешать. Praes.* imper.* с отр. μή (G3361) используется для остановки прогрессирующего действия.
ἐλθεῖν aor.* act.* inf.* от ἔρχομαι, см.* ст. 1. Inf.* используется с гл.* повеления.
τοιούτων gen.* pl.* от τοιοῦτος (G5108) такой как этот; подобного рода. Gen.* обладания. Те, кто обладает царством, должны быть подобны детям и всем остальным, у кого дух как у ребенка (McNeile*).
15 ἐπιθείς aor.* act.* part.* (temp.*) от ἐπιτίθημι, см.* ст. 13. «После того как он возложил...»
ἐπορεύθη aor.* ind.* pass.* (dep.*) от πορεύομαι (G4198) идти, уходить.
16 προσελθών aor.* act.* part.* (сопутств.*), см.* ст. 3.
ποιήσω fut.* ind.* act.*, см.* ст. 4.
σχῶ aor.* conj.* act.* от ἔχω (G2192). Inch.* aor.*: «может получить», «может приобрести» (RWP*).
αἰώνιος (G166) вечный. Вечная жизнь содержит временное значение, но основным является значение качественное. Речь идет об иудейской концепции жизни в грядущем веке (GW*, 163−201; MNTW*, 24−32).
17 ἐρωτᾷς praes.* ind.* act.* от ἐρωτάω (G2065) спрашивать.
εἰ (G1487) если; предполагает реальность условия.
εἰσελθεῖν aor.* act.* inf.* от εἰσέρχομαι (G1525) приходить, входить.
τήρησον aor.* imper.* act.* (в некоторых рукописях τήρει praes.* imper.* act.*) от τηρέω (G5083) хранить, держать, соблюдать.
18 ποίας (G4169) acc.* pl.* от ποῖος который или, возможно, какого рода (Filson*).
εἶπεν aor.* ind.* act.* от λέγω (G3004) говорить. В некоторых рукописях стоит ἔφη impf.* ind.* act.* от φημί говорить.
φονεύσεις fut.* ind.* act.* от φονεύω (G5407) убивать, уничтожать, лишать человека жизни незаконным и преднамеренным образом (LN*, 1:238; EDNT*).
μοιχεύσεις fut.* ind.* act.*, см.* ст. 9.
κλέψεις fut.* ind.* act.* от κλέπτω (G2813) воровать. О трех категориях краж в иудаизме см.* SB*, 1:810−13.
ψευδομαρτυρήσεις fut.* ind.* act.* от ψευδομαρτυρέω (G5576) давать ложные показания, лжесвидетельствовать (AM*). Об использовании fut.* вместо impf.* под семитским влиянием см.* MH*, 458; VA*, 419; BG*, 94.
19 τίμα praes.* imper.* act.* от τιμάω (G5091) почитать.
ἀγαπήσεις fut.* ind.* act.* от ἀγαπάω (G25) любить.
πλησίον (G4139) acc.* sing.* ближний, сосед.
20 νεανίσκος (G3495) молодой человек, используется для обозначения человека возрастом примерно до 40 лет (EDNT*; Филон Александрийский пишет, что до 28: Philo, On Creation, 105).
ἐφύλαξα aor.* ind.* act.* от φυλάσσω (G5442) хранить, соблюдать. О раввинистическом учении по поводу способности человека соблюдать закон полностью см.* SB*, 1:814−16.
ὑστερῶ praes.* ind.* act.* от ὑστερέω (G5302) нуждаться, недоставать, терпеть неудачу, см.* Рим 3:23.
21 τέλειος (G5046) совершенный, полный, возможно, верный, в смысле верный Богу, верный завету (AM*). Возможно, в раввинистическом понимании: полностью праведный человек, который соблюдает все заповеди (Lachs*, 331; SB*, 1:816).
εἶναι praes.* act.* inf.* от εἰμί (G1510).
ὕπαγε praes.* imper.* act.* от ὑπάγω (G5217) идти.
πώλησον aor.* imper.* act.* от πωλέω (G4453) продавать. Aor.* imper.* призывает к специфическому действию.
ὑπάρχοντα praes.* act.* part.* acc.* n.* pl.* от ὑπάρχω (G5225) присутствовать, быть в распоряжении кого-л.; part.* имущество.
δός aor.* imper.* act.* от δίδωμι (G1325) давать.
πτωχός бедный, нищий (см.* 5:3; DJG*, 704).
ἕξεις fut.* ind.* act.* от ἔχω (G2192) иметь. Семитский тип усл.* предложения с imper.*, за которым следует fut.*
δεῦρο (G1204) adv.* приди, иди сюда (используется как imper.*).
ἀκολούθει praes.* imper.* act.* от ἀκολουθέω (G190) следовать (в качестве ученика; MNTW*, 32−37).
22 ἀκούσας aor.* act.* part.* (temp.*) от ἀκούω (G191) слышать.
ἀπῆλθεν aor.* ind.* act.* от ἀπέρχομαι (G565) уходить.
λυπούμενος praes.* pass.* part.* (сопутств.*) от λυπέω (G3076) огорчать; pass.* огорчаться, печалиться.
ἦν impf.* ind.* act.* от εἰμί (G1510).
ἔχων praes.* act.* part.* от ἔχω (G2192) иметь. Part.* в обороте с перифразой (VA*, 480).
κτήμα (G2933) вероятно, земельные владения, больше чем просто имущество (McNeile*).
23 πλούσιος (G4145) богатый, очень богатый (DJG*, 705).
δυσκόλως (G1423) adv.* трудно, с трудом (RWP*).
εἰσελεύσεται fut.* ind.* med.* (dep.*) от εἰσέρχομαι (G1525) идти, приходить.
24 εὐκοπώτερον (G2123) comp.* от εὔκοπος легкий.
κάμηλος (G2574) верблюд. Acc.* в сопряжении с inf.*
τρυπήματος gen.* sing.* от τρύπημα (G5169) отверстие, ушко. Gen.* с предл.* διά.
ῥαφίδος gen.* sing.* от ῥαφίς (G4476) игла. Поговорка, обозначающая нечто необыкновенно трудное, практически невозможное (Hill*; Hendriksen*).
διελθεῖν aor.* act.* inf.* от διέρχομαι (G1330) проходить через.
(G2228) чем.
εἰσελθεῖν aor.* act.* inf.* от εἰσέρχομαι (G1525) входить. Два inf.* используются для выражения сослагательности (IBG, 127).
25 ἀκούσαντες aor.* act.* part.* (temp.*) от ἀκούω (G191).
ἐξεπλήσσοντο impf.* ind.* pass.* от ἐκπλάσσω (G1605) быть вне себя от удивления, поражаться, изумляться (BAGD*). Impf.* предполагает, что настроение было длительным и достигло к тому моменту кульминации (EGT*).
λέγοντες praes.* act.* part.* от λέγω (G3004) говорить.
ἄρα nom.* masc.* pl.* тогда; вводит логический вывод. «Если уж богатый молодой правитель не может спастись, то как кто-то вообще сможет?» (DJG*, 704).
σωθῆναι aor.* pass.* inf.* от σῴζω (G4982) избавляться, спасаться (NTW*; TDNT*).
26 ἐμβλέψας aor.* act.* part.* от ἐμβλέπω (G1689) взирать.
τοῦτο это; относится к спасению (Meyer*).
27 ἀποκριθείς aor.* pass.* part.*, см.* ст. 4.
ἡμεῖς мы (эмфатическое).
ἀφήκαμεν aor.* ind.* act.* 1 pers.* pl.* от ἀφίημι (G863) покидать, оставлять.
ἠκολουθήσαμεν aor.* ind.* act.*, см.* ст. 2.
ἔσται fut.* ind.* med.* (dep.*) от εἰμί (G1510) быть.
28 ἀκολουθήσαντες aor.* act.* part.*, см.* ст. 2.
παλιγγενεσίᾳ (G3824) dat.* sing.* возрождение, новый мир. Иудеи возлагали надежды на возрождение как своей земли, так и всего мира (Hill*; HJPE*, 2:537−38, 554; NIDNTT*; SB*, 3:840−47; 1QS 4:25; 1 Enoch 45:4−5, 72:1, 91:15−16; 2 Baruch 32:6; Gundry*; Harrington*).
καθίσῃ aor.* conj.* act.* от καθίζω (G2523) сесть, усадить.
καθήσεσθε fut.* ind.* med.* (dep.*) от κάθημαι (G2521) сидеть. Так представлена награда праведным.
κρίνοντες praes.* act.* part.* от κρίνω (G2919) судить, править (McNeile*). Part.* образа действия или сопутств.*
φυλάς acc.* pl.* от φυλή (G5443) племя. Матфей имел в виду Израиль (Harrington*).
29 ἑκατονταπλασίονα (G1542) acc.* sing.* стократный. В некоторых рукописях стоит πολλαπλασίονα разнообразный (см.* TC*, 50).
λήμψεται fut.* ind.* med.* (dep.*) от λαμβάνω (G2983) брать, подучать.
κληρονομήσει fut.* ind.* act.* от κληρονομέω (G2816) наследовать; здесь в знач. «получать».

Примечания:

 
Открытый перевод
[60] Быт 1:27; 5:2 греч.
[62] В некоторых рукописях: тот толкает ее на измену. Часть рукописной традиции добавляет: а кто женится на разведенной, тот сожительствует с чужою женой.
[63] Исх 20:12—16; Втор 5:16—20.
[64] Лев 19:18 греч.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.