По Марку 14 глава

Евангелие по Марку
Открытый перевод → Лингвистический. Роджерс

Открытый перевод

1 Через день после этого наступала Пасха и праздник Пресного Хлеба. Первосвященники и книжники хотели незаметно схватить Его и убить.
2 Ведь они беспокоились: «Лишь бы не во время праздника, чтобы не было смуты в народе».
3 Когда Он был в Бет-Ание, в доме Симона-прокаженного, и возлежал за трапезой, туда вошла женщина с алебастровым флаконом дорогих благовоний из нардового и фисташкового масла, надломила флакон и вылила благовония Ему на голову.
4 Некоторые из возлежавших стали негодовать:
— Зачем так расходовать благовония?
5 Ведь их можно было продать за триста с лишним денариев и раздать деньги бедным!
И стали кричать на неё.
6 А Иисус сказал:
— Оставьте её в покое. За что вы её браните? Она сделала для меня доброе дело.
7 Ведь бедные всегда с вами: вы можете помогать им всегда, когда пожелаете. А Я буду с вами не всегда.
8 Она сделала то, что было в её силах: заранее умастила Моё тело для погребения.
9 Амен, Я говорю вам: по всему миру, где будет провозглашаться Добрая весть, будут вспоминать и её и рассказывать о том, что она сделала.
10 А Иуда Искариот, один из Двенадцати, пошел к первосвященникам, чтобы выдать Иисуса.
11 Узнав об этом, они обрадовались и обещали ему денег. И он стал искать удобного случая, чтобы выдать Его.
12 В первый день Пресного Хлеба, когда приносят в жертву пасхального ягненка, ученики спросили Его:
— Где ты хочешь есть пасхальную трапезу? Мы пойдем туда и всё приготовим.
13 Он послал двух учеников и сказал им:
— Ступайте в город, там вам встретится человек, несущий кувшин с водой. Идите за ним.
14 И хозяину дома, куда он войдет, скажите: «Учитель спрашивает: где комната, в которой Он с учениками будет есть пасхальную трапезу?»
15 Он покажет вам большую комнату наверху, в которой все устлано и готово. Вот там и приготовьте нам трапезу.
16 Ученики пошли в город и нашли всё, как Он сказал им, и приготовили пасхальную трапезу.
17 Вечером он пришел туда с Двенадцатью.
18 Когда они возлежали за трапезой, Иисус сказал:
— Амен, Я говорю вам: один из вас выдаст Меня, один из тех, кто ест со Мной.
19 Они опечалились и стали спрашивать Его один за другим:
— Неужели я?
20 А Он сказал им:
— Один из Двенадцати, обмакивающий хлеб в этом блюде вместе со Мной.
21 Да, Сын человеческий уходит, как написано о Нём, но горе тому человеку, руками которого Сын человеческий будет выдан. Лучше бы тому человеку вовсе не родиться.
22 Когда они ели, Он взял хлеб, произнес над ним благословение, разломил его, дал им и сказал:
— Возьмите, это Мое Тело.
23 И взяв чашу, он произнес над ней благодарение, дал её им, и все пили из неё.
24 Затем Он сказал им:
— Это Моя Кровь, Кровь Завета. Она проливается за многих.
25 Амен, Я говорю вам: в следующий раз Я буду пить от плода виноградной лозы только в Божьем Царстве.
26 Спев хвалебный псалом, они вернулись на гору Олив.
27 Тут Иисус сказал им: — Вы все отступитесь, ибо написано:
«Поражу пастуха,
и овцы разбегутся».
28 Но когда Я воскресну, Я приду раньше вас в Галилею.
29 А Петр сказал:
— Даже если все отступятся, я — нет.
30 Иисус ответил ему:
— Амен, Я говорю тебе: сегодня же, этой ночью, прежде чем дважды пропоет петух, ты трижды откажешься от меня.
31 А тот всё повторял:
— Даже если мне суждено погибнуть с Тобой, всё равно не откажусь от Тебя! И все остальные говорили то же самое.
32 После этого они пришли в место под названием Гат-Шманим, и Он сказал ученикам:
— Посидите здесь, пока Я буду молиться.
33 И отошел с Петром, Иаковом и Иоанном. Ужас и тоска охватили Иисуса.
34 Тогда Он сказал им:
— Мне страшно, Меня мучает смертельная печаль. Оставайтесь здесь и не спите.
35 Отойдя немного, Он пал на землю и молился, чтобы, если возможно, этот час не настал для Него.
36 Он молил:
— Абба, Отец! Ты всё можешь — отведи эту чашу от Меня. Но пусть будет не как Я хочу, а как Ты.
37 Он вернулся, застал их спящими и сказал Петру:
— Спишь, Симон? Ты не в силах был бодрствовать и часу?
38 Молитесь, не смыкая глаз, чтобы избежать испытания. Пусть дух готов, да плоть слаба.
39 Он снова ушел и молился, повторяя те же слова.
40 Вернувшись снова, Он застал их спящими: их веки набрякли и опустились, они не знали, что сказать ему.
41 Он пришел в третий раз и сказал им:
— Спите дальше и отдыхайте. Уже всё, пробил час. Сын человеческий выдается грешникам.
42 Что ж, просыпайтесь, идём. Тот, кто выдаст Меня, уже здесь.
43 Не успел Он это произнести, как появился Иуда, один из Двенадцати, и с ним толпа с мечами и дубинами, посланная первосвященниками, книжниками и старейшинами.
44 Тот, кто должен был выдать Его, условился с ними: «Кого я поцелую, это Он и есть, крепко хватайте Его и уводите».
45 Придя в то место, он тотчас подошел к Нему, и, сказав «Рабби!», расцеловал Его.
46 А те набросились на Иисуса и схватили Его.
47 Один из стоявших рядом вынул меч и ударил раба первосвященника, и отсек ему ухо.
48 Иисус сказал им:
— Почему вы пришли за Мной с мечами и дубинами, будто Я разбойник?
49 Ежедневно Я был с вами в Храме и учил, и вы не схватили Меня. Но пусть исполнятся Писания!
50 Тогда все покинули Его и убежали.
51 Лишь какой-то юноша в тонком плаще, надетом на голое тело, последовал за Ним, но его схватили.
52 А он сбросил плащ и убежал нагишом.
53 Иисуса отвели к первосвященнику. Туда собрались все первосвященники, старейшины и книжники.
54 А Петр, следовавший за Иисусом на отдалении, вошел во двор первосвященника. Он сел рядом со слугами и стал греться у огня.
55 Первосвященники и весь синедрион искали какое-нибудь свидетельство против Иисуса, чтобы приговорить Его к смерти, но не находили.
56 Многие лжесвидельствовали против Него, но их показания не совпадали.
57 Некоторые лжесвидетельствовали:
58 — Мы слышали, как Он говорил: Я разрушу этот рукотворный Храм и на третий день построю другой, нерукотворный.
59 Но и в этом их показания не совпадали.
60 И тогда первосвященник, выйдя на середину, спросил Иисуса:
— Так Ты ничего не отвечаешь на то, что они свидетельствуют против Тебя?
61 А Он молчал. Первосвященник снова спросил его:
— Ты ли Помазанник, Сын Благословенного?
62 Иисус сказал:
— Я. И вы увидите, как Сын человеческий сидит по правую руку Всемогущего и идёт с облаками небесными.
63 Тогда первосвященник, разорвав на себе одежды, сказал:
— Зачем нам ещё свидетели?
64 Вы слышали богохульство. Как вы считаете?
Все признали, что Он виновен и достоин смерти.
65 А потом они плевали в Него, закрывали ему лицо, давали пощечины и требовали:
— Пророчествуй!
И слуги избивали Его палками.
66 А пока Петр был внизу, во дворе, туда пришла одна из служанок первосвященника.
67 Увидев Петра, гревшегося у огня, она пристально посмотрела на него и сказала:
— И ты был с Назаретянином, с Иисусом.
68 А он стал отрицать это:
— Я не знаю и не понимаю, о чём ты говоришь.
Он вышел наружу, во внешний двор. Тут запел петух.
69 Служанка увидела его и там и снова стала говорить людям, стоявшим рядом:
— Он из тех.
70 А он снова стал отрицать это. Вскоре стоявшие рядом с ним тоже сказали ему:
— А ты и правда из тех. Ты ведь из Галилеи.
71 Но он стал клясться и отрицать:
— Я не знаю Человека, о Котором вы говорите!
72 И тотчас во второй раз запел петух.
73 Тогда Петр вспомнил слова Иисуса: «Прежде чем дважды пропоет петух, ты трижды откажешься от Меня». И он разрыдался.

Лингвистический. Роджерс

1 ἦν impf.* ind.* act.* от εἰμί (G1510) быть. Здесь эквивалент: «должен был быть». Марк рассматривает событие как прошедшее (Swete*).
πάσχα (G3957) пасха, пасхальный агнец, праздник пасхи или пасхальная трапеза (Мф 26:2; DJG*, 236−41; SB*, 4:41−76).
ἄζυμος (G106) бездрожжевой, праздник опресноков, который отмечался в связи с пасхой. О днях пасхальной недели см.* Gundry*, 801.
ἐζήτουν impf.* ind.* act.* от ζητέω (G2212) искать. Impf.* указывает на повторяющееся безуспешное действие.
δόλος (G1388) обман, хитрость, жульничество.
κρατήσαντες aor.* act.* part.* (сопутств.*) от κρατέω (G2902) хватать.
ἀποκτείνωσιν praes.* conj.* act.* от ἀποκτείνω (G615) убивать. Praes.* подчеркивает их кровожадные намерения (Gundry*, 801).
2 ἑορτῇ (G1859) dat.* sing.* праздник.
μήποτε (G3379) чтобы не, выражает отр. цель.
ἔσται fut.* ind.* med.* (dep.*) от εἰμί быть. Fut.* ind.* показывает, что опасность реальна и неизбежна, а также усиливает пренебрежение (Swete*).
θόρυβος (G2351) волнение, мятеж, восстание.
3 ὄντος praes.* act.* part.* (temp.*) от εἰμί (G1510). Gen.* abs.*
κατακειμένου praes.* med.* (dep.*) part.* (temp.*) от κατάκειμαι (G2621) возлежать за столом, gen.* abs.*
ἦλθεν aor.* ind.* act.* от ἔρχομαι (G2064) приходить, идти.
ἔχουσα praes.* act.* part.* от ἔχω (G2192) иметь.
ἀλάβαστρον (G211) гипсовый сосуд (см.* Мф 26:7). Мази лучше всего хранились в гипсовых коробочках, alabastris (Pliny, NH*, 13:19).
μύρου gen.* sing.* от μύρον (G3464) ароматическое масло, духи. Gen.* содержимого.
νάρδος (G3487) нард, дерево родом из Индии (BAGD*; см.* PB*, 205; POB*, 148−49), масло которого занимало «самое выдающееся место среди благовоний» (Pliny, NH*, 12:42). Сырьевой продукт стоил примерно 100 динариев за полкилограмма, а листья — от 40 до 75 динариев, в зависимости от размера (Pliny, NH*, 12:44). В 13:20 Плиний говорит, что готовый продукт стоил более 400 динариев.
πιστικός (G4101) настоящий, чистый (Taylor*; LN*, 1:703).
πολυτελοῦς gen.* sing.* от πολυτελής (G4185) очень дорогой, дорогостоящий (MH*, 285; BBC*).
συντρίψασα aor.* act.* part.* nom.* fem.* sing.* от συντρίβω (G4937) разбивать. Разбивание сосуда, вероятно, было проявлением искренности ее поклонения (Cranfield*). Этот жест подчеркивает, что она вылила все содержимое, то есть сосуд стал попросту бесполезным (Gundry*, 813).
κατέχεεν aor.* ind.* act.* от καταχέω (G2708) выливать, обливать, с gen.*
4 ἀγανακτοῦντες praes.* act.* part.* от ἀγανακτέω (G23) быть недовольным, сердиться, возмущаться по поводу того, что считается неправильным (LN*, 1:762). Part.* используется как praed.* adj.* или перифр.* с ἦσαν.
ἀπώλεια (G684) уничтожение, разрушение, трата.
γέγονεν perf.* ind.* act.* от γίνομαι (G1096) становиться, случаться, быть. Подобные жалобы на то, что духи являются наиболее легкомысленной из всех форм роскоши, потому что благовония теряют свой аромат и выдыхаются вскоре после использования, см.* Pliny, ΝΗ, 13:20.
5 ἠδύνατο aor.* ind.* med.* (dep.*) от δύναμαι (G1410) быть способным, с inf.*
πραθῆναι aor.* pass.* inf.* от πιπράσκω (G4097) продавать.
ἐπάνω (G1883) над, сверх, больше чем. О ценах на духи см.* ст. 3.
δοθῆναι aor.* pass.* inf.* от δίδωμι (G1325) давать.
ἐνεβριμῶντο impf.* ind.* med.* (dep.*) от ἐμβριμάομαι (G1690) фыркать, выражение возмущения и недовольства, строго упрекать. С dat.* (BAGD*; см.* Мк 1:43).
6 ἄφετε aor.* imper.* act.* от ἀφίημι (G863) покидать, оставлять в покое. Aor.* imper.* здесь призывает к немедленному прекращению действия.
παρέχετε praes.* ind.* act.* от παρέχω (G3930) вызвать. В данном контексте: «заставлять беспокоиться».
ἠργάσατο aor.* ind.* med.* (dep.*) от ἐργάζομαι (G2038) работать, делать.
7 θέλητε praes.* conj.* act.* от θέλω (G2309) желать, хотеть. Conj.* с ὅταν (G3752) в indef.* temp.* прид.*
ποιῆσαι aor.* act.* inf.* от ποιέω (G4160) делать.
8 ἔσχεν aor.* ind.* act.* от ἔχω (G2192) иметь.
ἐποίησεν aor.* ind.* act.*, см.* ст. 7.
προέλαβεν aor.* ind.* act.* от προλαμβάνω (G4301) делать заранее, предвосхищать. О выполнении подобных действий заранее в иудаизме см.* NTRJ*, 313.
μυρίσαι aor.* act.* inf.* от μυρίζω (G3462) помазывать. Inf.* поясняет основной гл.*
ἐνταφιασμός (G1780) подготовка к похоронам или похороны (Taylor*; BAGD*). Помазание дорогим благовонием придает Ему достоинства при погребении, таким образом делая предстоящее распятие еще более постыдным (Gundry*, 804; NTRJ*, 312).
9 κηρυχθῇ aor.* conj.* pass.* от κηρύσσω (G2784) проповедовать, провозглашать. Conj.* с ὅπου ἐάν (G3699; G1437) в indef.* прид.*
λαληθήσεται fut.* ind.* pass.* от λαλέω (G2980) говорить, рассказывать.
μνημόσυνον (G3422) память.
10 ἀπῆλθεν aor.* ind.* act.* от ἀπέρχομαι (G565) выходить.
παραδοῖ aor.* conj.* act.* от παραδίδωμι (G3860) передавать. Conj.* в прид.* цели.
11 ἀκούσαντες aor.* act.* part.* (temp.*) от ἀκούω (G191) слышать.
ἐχάρησαν aor.* ind.* pass.* от χαίρω (G5463) ликовать, радоваться.
ἐπηγγείλαντο aor.* ind.* med.* (dep.*) от ἐπαγγέλλομαι (G1861) обещать, с эпэкз.* inf.*
δοῦναι aor.* act.* inf.* от δίδωμι (G1325) давать.
ἐζήτει impf.* ind.* act.*, см.* ст. 1. Inch.* impf.*, «он начал искать...» или iterat.* impf.*, «он постоянно искал...»
εὐκαίρως (G2122) удобно, своевременно, в подходящий момент.
12 ἔθυον impf.* ind.* act.* от θύω (G2380) закалывать, приносить в жертву (животное). Обыденный impf.*
ἀπελθόντες aor.* act.* part.* (сопутств.*), см.* ст. 10.
ἑτοιμάσωμεν aor.* conj.* act.* от ἑτοιμάζω (G2090) готовиться. Совещат. conj.* в obj.* прид.* (SIMS*, 75−76).
φάγῃς aor.* conj.* act.* от ἐσθίω (G2068) есть. Conj.* с ἵνα (G2443) в прид.* цели.
13 ὑπάγετε praes.* imper.* act.* от ὑπάγω (G5217) идти вперед. Praes.* imper.* с гл.* движения.
ἀπαντήσει fut.* ind.* act.* от ἀπαντάω (G528) встречать, с dat.*
κεράμιον (G2765) acc.* sing.* кувшин или глиняный сосуд
ὕδατος gen.* sing.* от ὕδωρ (G5204) вода. Gen.* содержимого.
βαστάζων praes.* act.* part.* от βαστάζω (G941) нести. Adj.* part.*
ἀκολουθήσατε aor.* imper.* act.* от ἀκολουθέω (G190) следовать, с dat.*
14 εἰσέλθῃ aor.* conj.* act.* от εἰσέρχομαι (G1525) входить. Conj.* с ὅπου ἄν (G3699; G302) в indef.* rel.* прид.*
εἴπατε aor.* imper.* act.* от λέγω (G3004).
οἰκοδεσπότης (G3617) хозяин дома, землевладелец.
κατάλυμα (G2646) харчевня, гостевая комната (Taylor*). Жители Иерусалима предлагали комнаты паломникам бесплатно (WZZT*, 160; JPF*, 2:903).
φάγω aor.* conj.* act.*, см.* ст. 12.
15 δείξει fut.* ind.* act.* от δείκνυμι (G1166) показывать.
ἀνάγαιον (G508) комната наверху.
ἐστρωμένον perf.* pass.* part.* от στρώννυμι (G4766) расстилать, развертывать; вероятно, в комнате были покрытые коврами кушетки, на которых возлежали гости. (Swete*; Taylor*; NTNT*, 39). Adj.* part.*
ἕτοιμος (G2092) готовый, приготовленный.
ἑτοιμάσατε aor.* imper.* act.* от ἑτοιμάζω (G2090) готовить, подготавливать.
16 ἐξῆλθον aor.* ind.* act.* от ἐξέρχομαι (G1831) выходить.
ἦλθον aor.* ind.* act.*, см.* ст. 3.
εὗρον aor.* ind.* act.* от εὑρίσκω (G2147) находить.
ἡτοίμασαν aor.* ind.* act.*, см.* ст. 15.
17 γενομένης aor.* med.* (dep.*) part.* gen.* abs.*, см.* ст. 4. Это может включать как время непосредственно перед заходом солнца, так и сумерки сразу после заката (Gundry*, 835; BBC*).
18 ἀνακειμένων praes.* med.* (dep.*) part.* (temp.*) от ἀνακεῖμαι (G345) возлежать за столом. Было принято есть, полулежа на подушках вокруг стола. Gen.* abs.*
ἐσθιόντων praes.* act.* part.* от ἐσθίω (G2068) есть. Gen.* abs.*
παραδώσει fut.* ind.* act.* от παραδίδωμι, см.* ст. 10.
19 ἤρξαντο aor.* ind.* med.* (dep.*) от ἄρχομαι (G757) начинать, с inf.*
λυπεῖσθαι praes.* med.* (dep.*) inf.* от λυπέομαι (G3076) быть печальным, скорбеть.
εἷς κατὰ εἷς (G1520; G2596) один за другим. (Taylor*; SIMS*, 154, 226, 372).
μήτι (G3385) «не я ли?». Предположение делается только затем, чтобы отвергнуть его (Gundry*, 836).
20 ἐμβαπτόμενος praes.* med.* (indir.* med.*, «для себя») part.* от ἐμβάπτω (G1686) обмакивать. Part.* в роли subst.*
τρύβλιον (G5165) чаша. Кусочки хлеба обмакивались в соус или гарнир. Близость этих отношений нарушена предательством (BBC*).
21 γέγραπται perf.* ind.* pass.* от γράφω (G1125) писать. Perf.* «остается написанным» (MM*).
παραδίδοται praes.* ind.* pass.*, см.* ст. 10. Футуристический praes.*
ἐγεννήθη aor.* ind.* pass.* от γεννάω (G1080) рождать; pass.* быть рожденным. Индикатив используется в cond.* 2 типа, которое предполагает, что условие противоречит факту.
22 λαβών aor.* act.* part.* (temp.*) от λαμβάνω (G2983) брать.
εὐλογήσας aor.* act.* part.* (temp.*) от εὐλογέω (G2127) благодарить, хвалить, благословлять.
ἔκλασεν aor.* ind.* act.* от κλάω (G2806) ломать.
ἔδωκεν aor.* ind.* act.* от δίδωμι (G1325) давать.
λάβετε aor.* imper.* act.* от λαμβάνω (G2983) брать. О праздничном пире см.* SB*, 4:41−76; HSB*, 448−50; BBC*.
23 εὐχαριστήσας aor.* act.* part.* (temp.*) от εὐχαριστέω (G2168) благодарить, воздавать хвалу.
ἔπιον aor.* ind.* act.* от πίνω (G4095) пить.
24 διαθήκη (G1242) завет, закон, завещание (см.* Мф 26:28).
ἐκχυννόμενον praes.* pass.* part.* от ἐκχέω (G1632) выливаться, проливать. Кровь в церемонии договора использовалась для обозначения того, что несоблюдение требований завета приведет к смерти.
ὑπέρ (G5228) с gen.* за; либо в знач. «на благо кого-л.», либо «вместо» (EDNT*; NIDNTT*, 3:1196−97).
25 πίω aor.* conj.* act.*, см.* ст. 23. Об обороте с двойным отр. οὐ μή (G3756; G3084) см.* RG*, 929−30.
γενήματος gen.* sing.* от γένημα (G1081) то, что произрастает, плоды. О пире Мессии см.* Gundry*, 844.
26 ὑμνήσαντες aor.* act.* part.* от ὑμνέω (G5214) петь гимн. Пасхальный ужин завершалея пением последней части галлела, которая заканчивалась псалмом 117; ужин должен был заканчиваться около полуночи (WZZT*, 232, 288−90; M*, Pesahim, 7−9). Эта последняя песня, Пс 117, сопровождает Христа всю последнюю неделю Его земной жизни, начиная с триумфального въезда в город. Этот псалом подчеркивает идею вероломства друзей; а также говорит об избавлении и грядущей коронации Царя-Мессии.
ἐξῆλθον aor.* ind.* act.*, см.* ст. 16.
27 σκανδαλισθήσεσθε fut.* ind.* pass.* от σκανδαλίζω (G4624) заставить оступиться, оскорбить; pass.* оскорбиться, попасть в ловушку и совершить грех из-за чьего-л. пагубного влияния (Gundry*, 844; TDNT*; EDNT*; NIDNTT*; TLNT*).
γέγραπται perf.* ind.* pass.*, см.* ст. 21.
πατάξω fut.* ind.* act.* от πατάσσω (G3960) ударять, стучать.
ποιμένα acc.* sing.* от ποιμήν (G4166) пастух.
διασκορπισθήσονται fut.* ind.* pass.* от διασκορπίζω (G1287) рассеивать.
28 ἐγερθῆναι aor.* pass.* inf.* от ἐγείρω (G1453) поднимать; pass.* быть поднятым. Inf.* с предл.* μετά (G3326) «после того как Я воскресну».
προάξω fut.* ind.* act.* от προάγω (G4254) идти впереди, предшествовать. Это слово ассоциируется с образом пастуха и означает «вести» (Pesch*).
29 ἔφη impf.* ind.* act.* от φημί (G5346) говорить (VA*, 443−46).
σκανδαλισθήσονται fut.* ind.* pass.*, см.* ст. 27. Fut.* в cond.*, выражающем «ожидания» (VA*, 315).
30 ἀλέκτορα acc.* от ἀλέκτωρ (G220) петух.
φωνῆσαι aor.* act.* inf.* от φωνέω (G5455) звать, издавать звук, кукарекать, сообщая о наступлении рассвета (BBC*). Inf.* с предл.*
πρίν (G4250) «прежде».
ἀπαρνήσῃ aor.* conj.* med.* (dep.*) от ἀπαρνέομαι (G533) отрекаться. О проблемах этого текста см.* Markus Öhler, “Der zweimalige Hahnschrei der Markuspassion: Zur Textüberlieferung von Mk 14, 30.68.72”, ZNW* 85 (1994): 145−50.
31 ἐκπερισσῶς (G1537; G4057) сверх меры, чрезвычайно.
ἐλάλει impf.* ind.* act.*, см.* ст. 9. Inch.* impf.*
δέῃ praes.* conj.* act.* от δεῖ (G1163) необходимо, с inf.* Conj.* с ἐάν (G1437) в cond.* предполагает возможность условия.
συναποθανεῖν aor.* act.* inf.* от συναποθνήσκω (G4880) умирать вместе.
ἀπαρνήσομαι fut.* ind.* med.* (dep.*), см.* ст. 30. Об обороте см.* BD*, 184; RG* 929.
32 Γεθσημανί (G1068) Гефсимания (евр.*/ арам, «пресс для оливок», Lane*; ISBE*, 2:457−58; ABD*, 2:997−98).
καθίσατε aor.* imper.* act.* от καθίζω (G2523) сидеть, занимать место.
προσεύξωμαι aor.* conj.* med.* (dep.*) от προσεύχομαι (G4336) молиться. Conj.* в temp.* прид.*
33 ἤρξατο aor.* ind.* med.* (dep.*), с inf.*, см.* ст. 19.
ἐκθαμβεῖσθαι praes.* med.* (dep.*) inf.* от ἐκθαμβέομαι (G1568) быть потрясенным, расстроенным. Здесь указывается, что в ожидании ужасной перспективы его охватила дрожь (Cranfield*).
ἀδημονεῖν praes.* act.* inf.* от ἀδημονέω (G85) быть в сильной тревоге, тосковать, огорчаться (Taylor*; LN*, 1:315).
34 περίλυπος (G4036) скорбный, охваченный скорбью, очень печальный. Прист. перфективирующая (Gundry*, 854) или имеет значение усиления: «охваченный чрезвычайной скорбью» (MH*, 322).
μείνατε aor.* imper.* act.* от μένω (G3306) оставаться. Aor.* призывает к специфическому действию (VANT*, 334).
γρηγορεῖτε praes.* imper.* act.* от γρηγορέω (G1127) бодрствовать, быть внимательным, сторожить. Praes.* imper.* делает акцент на бдительности (VA*, 355).
35 προελθών aor.* act.* part.* от προέρχομαι (G4281) идти вперед, идти дальше.
μικρόν (G3398) adv.* немного.
ἔπιπτεν impf.* ind.* act.* от πίπτω (G4098) падать. Iterat.* impf.* указывает на повторяющиеся молитвы (Gundry*, 854), или это описательный impf.*, характеризующий действие как движущуюся картинку (RG*, 883).
προσηύχετο impf.* ind.* med.* (dep.*), см.* ст. 32. Impf.* может быть inch.*: «Он начал молиться».
παρέλθῃ aor.* conj.* act.* от παρέρχομαι (G3928) проходить мимо, миновать. Содержание молитвы передано в форме косвенной речи (Taylor*).
36 παρένεγκε aor.* imper.* act.* от παραφέρω (G3911) забирать, убирать.
37 καθεύδοντας praes.* act.* part.* от καθεύδω (G2518) спать. Adj.* part.*
ἴσχυσας aor.* ind.* act.* от ἰσχύω (G2480) быть сильным, быть способным, с inf.*
γρηγορῆσαι aor.* act.* inf.*, см.* ст. 34.
38 προσεύχεσθε praes.* imper.* med.* (dep.*), см.* ст. 32. Praes.* imper.* призывает к постоянной молитве.
ἔλθητε aor.* conj.* act.* от ἔρχομαι (G2064) идти, входить. Conj.* с ἵνα (G2443) в отр. fin.* прид.*
πρόθυμος (G4289) желающий, жаждущий, готовый.
ἀσθενής (G772) слабый, бессильный.
39 ἀπελθών aor.* act.* part.* (сопутств.*), см.* ст. 10.
προσηύξατο aor.* ind.* med.* (dep.*), см.* ст. 32.
εἰπών aor.* act.* part.* от λέγω (G3004) говорить. Part.* образа действия.
40 ἐλθών aor.* act.* part.* (temp.*), см.* ст. 38
εὗρεν aor.* ind.* act.*, см.* ст. 16.
καταβαρυνόμενοι praes.* pass.* part.* от καταβαρύνω (G2599) отяжелеть, быть тяжелым. Part.* в роли praed.* adj.*
ᾔδεισαν plperf.* ind.* act.* от οἶδα (G1492) знать. Def.* plperf.* со знач. impf.*
ἀποκριθῶσιν aor.* conj.* pass.* (dep.*) от ἀποκρίνομαι (G611) отвечать.
41 καθεύδετε praes.* imper.* act.*, см.* ст. 37. Praes.* imper.* призывает к продолжению развивающегося действия. Подчеркивает отчаяние Иисуса (Gundry*, 857).
ἀναπαύεσθε praes.* imper.* med.* (dep.*) от ἀναπαύομαι (G373) прекращать, отдыхать.
ἀπέχει praes.* ind.* act.* от ἀπέχω (G568) достаточно, хватит! О возможных значениях этого см.* Cranfield*; Gundry*, 856−57; NTNT*, 99
ἦλθεν aor.* ind.* act.*, см.* ст. 3.
παραδίδοται praes.* ind.* pass.*, см.* ст. 10. Praes.* описывает действие по мере того, как оно протекает.
42 ἐγείρεσθε praes.* imper.* pass.*, см.* ст. 28.
ἄγωμεν praes.* conj.* act.* от ἄγω (G71). Увещевательный conj.*, «пойдемте».
παραδιδούς praes.* act.* part.*, см.* ст. 10. Part.* в роли subst.*
ἤγγικεν perf.* ind.* act.* от ἐγγίζω (G1448) приближаться.
43 λαλοῦντος praes.* act.* part.* (temp.*) от λαλέω (G2980) говорить. Gen.* abs.* со знач. одновременности.
παραγίνεται praes.* ind.* med.* (dep.*) от παραγίνομαι (G3854) приходить. Hist.* praes.*
μαχαιρῶν gen.* pl.* от μάχαιρα (G3162) меч, нож (BAGD*; NTNT*, 76−77; TJ*, 107−108; EDNT*).
ξύλον (G3586) дерево, толстая палка или, возможно, дубинка (Swete*).
44 δεδώκει plperf.* ind.* act.* от δίδωμι (G1325) давать. Об употреблении plperf.* без наращения см.* BD*, 36.
παραδιδούς praes.* act.* part.*, см.* ст. 10.
σύσσημον (G4953) знак, сигнал; знак, о котором предварительно договорились как об имеющем определенное значение или важность (LN*, 1:443).
φιλήσω fut.* ind.* act.* от φιλέω (G5368) целовать (BBC*). О конструкции с casus pendens, за которой идет обобщающее местоимение, см.* SIMS*, 86−88.
κρατήσατε aor.* imper.* act.*, см.* ст. 1.
ἀπάγετε praes.* imper.* act.* от ἀπάγω (G520) вести дальше, уводить.
ἀσφαλῶς (G806) adv.* осторожно.
45 ἐλθών aor.* act.* part.* (сопутств.*), см.* ст. 38.
προσελθών aor.* act.* part.* (temp.*) от προσέρχομαι (G4334) подходить.
κατεφίλησεν aor.* ind.* act.* от καταφιλέω (G2705) целовать с чувством (Мф 26:49). В данном случае имеется в виду длинный поцелуй, дающий толпе возможность разглядеть того, кого надо схватить (Cranfield*).
46 ἐπέβαλον aor.* ind.* act.* от ἐπιβάλλω (G1911) возлагать, класть руки поверх кого-л. с враждебными намерениями (Swete*).
ἐκράτησαν aor.* ind.* act.*, см.* ст. 1.
47 παρεστηκότων perf.* act.* part.* от παρίστημι (G3936) стоять рядом, присутствовать (BAGD*). Adj.* part.*
σπασάμενος aor.* med.* (dep.*) part.* (сопутств.*) от σπάομαι (G4685) вынимать, вытаскивать.
ἔπαισεν aor.* ind.* act.* от παίω (G3817) ударять, наносить удар.
ἀφεῖλεν aor.* ind.* act.* от ἀφαιρέω (G851) отрубать.
ὠτάριον (G5621) acc.* sing.* demin.* ухо.
48 ἀποκριθείς aor.* pass.* (dep.*) part.* от ἀποκρίνομαι (G611) отвечать. Об избыточности part.* см.* MH*, 453.
λῃστής (G3027) грабитель.
ἐξήλθατε aor.* ind.* act.*, см.* ст. 16.
συλλαβεῖν aor.* act.* inf.* от συλλαμβάνω (G4815) арестовывать, брать в плен. Inf.* fin.*
49 ἤμην impf.* ind.* act.* от εἰμί (G1510) быть.
διδάσκων praes.* act.* part.* от διδάσκω (G1321) учить. Part.* образа действия.
ἐκρατήσατε aor.* ind.* act.*, см.* ст. 1.
πληρωθῶσιν aor.* conj.* pass.* от πληρόω (G4137) наполнять, исполнять. Conj.* в прид.* цели с ἵνα (G2443).
50 ἀφέντες aor.* act.* part.* (сопутств.*) от ἀφίημι (G863) покидать, оставлять.
ἔφυγον aor.* ind.* act.* от φεύγω (G5343) бежать.
51 νεανίσκος (G3495) молодой человек. Предполагается, что это был Иоанн Марк (Gundry*, 861; Lane*).
συνηκολούθει impf.* ind.* act.* от συνακολουθέω (G4870) следовать за кем-л., с dat.* impf.* описывает постоянное действие в прошлом.
περιβεβλημένος perf.* pass.* part.* от περιβάλλω (G4016) оборачивать вокруг, надевать, облачаться («обернуть полотно вокруг голого тела», NTNT*, 40).
σινδών (G4616) тонкая льняная ткань или сделанное из нее белье (Cranfield*). Либо легкая летняя одежда, схваченная впопыхах, либо ночная одежда (Swete*). Об одежде того времени см.* JPB*, 123.
γυμνός (G1131) обнаженный, возможно, в смысле легко одетый (Taylor*). Потеря одеяния под действием сильного эмоционального волнения может иллюстрировать тот факт, что все покинули Иисуса (Howard M. Jackson, “Why the Youth Shed His Cloak and Fled Naked: The Meaning and Purpose of Mark 14:51−52”, JBL* 116 [1997]: 273−89).
κρατοῦσιν praes.* ind.* act.*, см.* ст. 1. Hist.* praes.* или конативный praes.*: «они попытались схватить...»
52 καταλιπών aor.* act.* part.* (сопутств.*) от καταλείπω (G2641) оставлять позади.
ἔφυγεν aor.* ind.* act.*, см.* ст. 50.
53 ἀπήγαγον aor.* ind.* act.*, см.* ст. 44.
συνέρχονται praes.* ind.* med.* (dep.*) от συνέρχομαι (G4905) сопровождать, идти вместе, hist.* praes.*
54 μακρόθεν (G3113) на расстоянии, издали.
ἠκολούθησεν aor.* ind.* act.* от ἀκολουθέω (G190) следовать, с dat.*
αὐλή (G833) двор. Замкнутое пространство без крыши возле дома или окруженное домами (BAGD*).
συγκαθήμενος praes.* med.* (dep.*) part.* от συγκάθημαι (G4775) садиться вместе.
θερμαινόμενος praes.* med.* (dir.* med.*) part.* от θερμαίνομαι (G2328) греться. Два part.* используются в перифр.* обороте.
φῶς (G5457) acc.* sing.* свет, огонь.
55 συνέδριον (G4892) синедрион (TDNT*; EDNT*; HJPE*, 2:199−226; JPFC*, 1:379−400; Sidney B. Honig, The Great Sanhedrin [New York: Bloch Publishing Co., 1953]; M*, Sanhedrin; b.* Sanhedrin; John 11:47). О нарушениях закона при следствии см.* Gundry*, 893; BBC*; DJG*, 845−48. Об интересе римлян см.* DTM* 1:666−68, 676−710.
ἐζήτουν impf.* ind.* act.*, см.* ст. 1.
θανατῶσαι aor.* act.* inf.* от θανατόω (G2289) убивать. Inf.* с εἰς (G1519) для обозначения цели.
ηὕρισκον impf.* ind.* act.*, см.* ст. 16. Конативный impf.*, указывающий на невыполненное действие.
56 ἐψευδομαρτύρουν impf.* ind.* act.* от ψευδομαρτυρέω (G5575) лжесвидетельствовать.
ἴσαι nom.* pl.* fem.* от ἴσος (G2470) равный по количеству, размеру, качеству, по отношению к свидетельствам очевидцев; последовательный (BAGD*).
57 ἀναστάντες aor.* act.* part.* (сопутств.*) от ἀνίστημι (G450) подниматься, вставать.
58 ἠκούσαμεν aor.* ind.* act.* от ἀκούω (G191) слышать.
καταλύσω fut.* ind.* act.* от καταλύω (G2647) разрушать. Ожидалось создание нового храма после того, как будут изгнаны римляне (BBC*).
χειροποίητος (G5499) сделанный руками людей.
ἀχειροποίητος (G886) нерукотворный. О значении этих окончаний см.* M*, 221.
οἰκοδομήσω fut.* ind.* act.* от οἰκοδομέω (G3618) строить.
59 ἴση равный, см.* ст. 56.
60 ἐπηρώτησεν aor.* ind.* act.* от ἐπερωτάω (G1905) задавать вопросы.
ἀποκρίνῃ praes.* ind.* med.* (dep.*) 2 pers.* sing.* от ἀποκρίνομαι (G611) отвечать. Iterat.* praes.*
καταμαρτυροῦσιν praes.* ind.* act.* от καταμαρτυρέω (G2649) свидетельствовать против, с gen.*
61 ἐσιώπα impf.* ind.* act.* от σιωπάω (G4623) молчать. Вероятно, это соответствовало распространенному представлению о Мессии (J. C. O’Niel, “The Silence of Jesus”, NTS* 15 [1969]: 153−67, особ. 165−67).
ἀπεκρίνατο aor.* ind.* med.* (dep.*), см.* ст. 60.
ἐπηρώτα impf.* ind.* act.*, см.* ст. 60. Inch.* impf.*
62 ἐγώ εἰμι «Это Я» (Мф 26:64).
ὄψεσθε fut.* ind.* med.* (dep.*) от ὁράω (G3708) видеть.
καθήμενον praes.* med.* (dep.*) part.* от κάθημαι (G2521) садиться. Об этом мессианском заявлении Иисуса как Сына Божьего см.* Martin Hengel The Son of God: The Origin of Christology and the History of Jewish-Hellenistic Religion, trans.* J. Bowden (London: SCM, 1976, 41−56). Adj.* part.*
ἐρχόμενον praes.* med.* (dep.*) part.*, см.* ст. 3.
63 διαρρήξας aor.* act.* part.* (temp.*) от διαρρήγνυμι (G1284) разрывать, рвать (Мф 26:65; BBC*).
64 ἠκούσατε aor.* ind.* act.* от ἀκούω (G191) слышать, с gen.*
βλασφημία (G988) злословить, богохульствовать; см.* ст. 62; см.* Catchpole*, 135−41; Gundry*, 915; иудейский взгляд на Иисуса см.* в JNTU*, особ. 217−38; M*, Sanhedrin 6:4.
φαίνεται praes.* ind.* med.* от φαίνω (G5316) появляться.
κατέκριναν aor.* ind.* act.* от κατακρίνω (G2632) принимать решение против, осуждать.
ἔνοχος (G1777) виновный, с gen.* объясняет, в чем Его обвиняли, обвинение поставлено в конец предложения, чтобы его подчеркнуть (BD*, 98).
εἶναι praes.* act.* inf.* от εἰμί (G1510). Inf.* объясняет приговор.
65 ἤρξαντο aor.* ind.* med.* (dep.*), см.* ст. 19, с дополн. inf.*
ἐμπτύειν praes.* act.* inf.* от ἐμπτύω (G1716) плевать, с dat.*
περικαλύπτειν praes.* act.* inf.* от περικαλύπτω (G4028) покрывать все вокруг, завязывать глаза.
κολαφίζειν praes.* act.* inf.* от κολαφίζω (G2852) бить кулаком, происходит от слова, означающего «суставы пальцев» (MH*, 407). Inf.* в praes.* указывают на повторяющееся действие.
προφήτευσον aor.* imper.* act.* от προφητεύω (G4395) пророчествовать. Вероятно, это перекликается с иудейским отношением к Мессии, выраженным в Ис 11:2−4: Мессия может выносить суждения по запаху, не видя (Lane*; b, Sanhedrin 93b).
ὑπηρέτης (G5257) помощник, служитель, офицер. В храме, очевидно, были вооруженные стражи (JPB*, 28).
ῥάπισμα (G4475) пощечина, удар по щеке открытой рукой (Taylor*).
ἔλαβον aor.* ind.* act.*, см.* ст. 22. «Они покрывали Его ударами» (Swete*).
66 ὄντος praes.* act.* part.* (temp.*) от εἰμί. Gen.* abs.*
παιδισκῶν gen.* pl.* от παιδίσκη (G3814) рабыня, служанка.
67 ἰδοῦσα aor.* act.* part.* (temp.*) от ὁράω (G3708) видеть.
θερμαινόμενον praes.* med.* (dir.* med.*) part.*, см.* ст. 54.
ἐμβλέψασα aor.* act.* part.* от ἐμβλέπω (G1689) вглядываться. Может означать, что она смотрела прямо на него (Cranfield*).
ἦσθα impf.* ind.* med.* (dep.*) 2 pers.* sing.* от εἰμί (G1510) быть. О форме см.* MH*, 203; GGP*, 2:403.
68 ἠρνήσατο aor.* ind.* med.* (dep.*) от ἀρνέομαι (G720) говорить «нет», отрицать.
οἶδα (G1492) perf.* ind.* act.* знать. Def.* perf.* со знач. praes.* (VA*, 281−87).
ἐπίσταμαι (G1987) praes.* ind.* med.* (dep.*) понимать.
ἐξῆλθεν aor.* ind.* act.*, см.* ст. 16.
προαύλιον (G4259) acc.* sing.* прихожая, которая ведет во двор.
69 παρεστῶσιν perf.* act.* part.* (dat.* masc.* pl.*) от παρίστημι (G3936), perf.* стоять в стороне, быть стоящим поодаль. Part.* в роли subst.* dat.* как косвенное дополнение.
70 ἠρνεῖτο impf.* ind.* med.* (dep.*), см.* ст. 68. Impf.* предполагает повторяющиеся отрицания (Cranfield*).
71 ἀναθεματίζειν praes.* act.* inf.* от ἀναθεματίζω (G332) проклинать. Петр призывает на себя проклятие, если его отречения не истинны (Swete*).
ὀμνύναι praes.* act.* inf.* от ὄμνυμι/ὀμνύω (G3660) клясться. О форме см.* MH*, 251; GGP*, 2:375−77.
72 ἐφώνησεν aor.* ind.* act.*, см.* ст. 30.
ἀνεμνήσθη aor.* ind.* pass.* от ἀναμιμνήσκω (G363) напоминать; pass.* помнить.
εἶπεν aor.* ind.* act.* от λέγω (G3004) говорить.
φωνῆσαι aor.* act.* inf.*, см.* ст. 30. Inf.* с πρίν (G4250) выражает предшествующее время («прежде чем»).
ἀπαρνήσῃ aor.* conj.* med.* (dep.*), см.* ст. 30.
ἐπιβαλών aor.* act.* part.* (temp.*) от ἐπιβάλλω (G1911) принимать; настраиваться на что-л. (RWP*), собираться, начинать (BD*, 162; M*, 131; NTNT*, 41−43).
ἔκλαιεν impf.* ind.* act.* от κλαίω (G2799) плакать, рыдать. Inch.* impf.*, «начал плакать».


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.