По Матфею 13 глава

Евангелие по Матфею
Открытый перевод → Слово Жизни

 
 

В тот же день Иисус вышел к морю и сел у берега.
 
В тот же день Иисус, выйдя из дома, сидел у озера.

Вокруг него собралась большая толпа, и тогда Он перешёл в лодку. Народ стоял на берегу,
 
К Нему собралось столько людей, что Он вынужден был перейти в лодку, а весь народ стоял на берегу.

а Он говорил им о многом, рассказывая притчи:«Вышел сеятель в поле,
 
И Он о многом говорил им в притчах. — Сеятель вышел сеять, — говорил Иисус.

и когда он сеял, часть зёрен упала у дороги — прилетели птицы и склевали их.
 
— Когда он разбрасывал семена, некоторые из них упали у дороги, и их склевали птицы.

Другие зёрна упали на каменистую почву, где земли было мало, и тотчас проросли, ибо слой земли был тонким.
 
Другие упали в каменистые места, где было мало плодородной почвы. Эти семена быстро проросли, потому что почва была неглубокой.

Но взошло солнце и опалило ростки. А глубоких корней у них не было, и они засохли.
 
Но когда взошло солнце, оно опалило ростки, и те засохли, так как у них не было сильных корней.

Другие зёрна упали в колючие кусты — кусты разрослись и заглушили побеги.
 
Другие семена попали в терновник, который разросся так, что заглушил ростки.

А те зёрна, что упали в хорошую землю, дали урожай — в сто крат, либо в шестьдесят или тридцать.
 
Остальные же семена упали на хорошую почву и принесли плод, одно во сто, другое в шестьдесят, третье в тридцать раз больше того, что было посеяно.

Пусть имеющий уши услышит!»
 
У кого есть уши, пусть слышит.

Ученики подошли к Нему и спросили: «Почему Ты учишь их притчами?»
 
Ученики же спросили Иисуса: — Почему Ты говоришь с людьми притчами?

Он ответил: «Вам дано знать тайны Царства Небесного, а им не дано.
 
Иисус ответил: — Вам дано узнать тайны Небесного Царства, а им не дано.

Кто имеет, тому будет дано, чтобы он имел в избытке. Кто не имеет, у того будет отнято и то, что у него есть.
 
Тому, кто имеет, будет еще дано, и у него будет в изобилии; а у кого ничего нет, будет отнято и то, что у него есть.

Потому Я и учу их притчами, что смотрят они, но не видят, слушают, но не слышат и не могут понять.
 
Я говорю им притчами потому, что "они смотрят, но не видят, слушают, но не слышат и не понимают".

Так исполняется пророчество Исайи: Будете слушать, но не поймёте, будете смотреть, но не увидите.
 
В них исполняется пророчество Исайи: "Вы будете слышать, но не поймете, будете смотреть, но не увидите.

Очерствело сердце этого народа, они еле слышат и закрыли глаза. Не хотят они видеть и слышать, не хотят ничего понимать, а не то вернулись бы ко Мне и Я бы их исцелил42.
 
Сердца этих людей огрубели, они почти не слышат, они закрыли глаза. Иначе они увидели бы и услышали, и поняли сердцами и обратились бы, и Я исцелил бы их!"

Счастливы ваши глаза, ибо они видят, и ваши уши, ибо они слышат.
 
Счастливы вы, что ваши глаза видят и ваши уши слышат.

Говорю вам истину: многие пророки и праведники хотели увидеть то, что вы видите, и услышать то, что вы слышите, но им не довелось.
 
Говорю вам правду: много пророков и праведников жаждали увидеть то, что вы видите, но не увидели, желали услышать то, что вы слышите, но не услышали.

Вот вы и послушайте, что означает притча о сеятеле.
 
Так послушайте, что значит притча о сеятеле:

Если кто слышит слово о Царстве и не понимает, то приходит Враг и выдёргивает всё, что посеяно в его сердце. Это и есть посеянное у дороги.
 
к каждому, кто слышит весть о Царстве и не понимает ее, приходит дьявол и крадет то, что было посеяно в сердце. Это — семя, упавшее при дороге.

Посеянное на каменистой почве — это тот, кто слышит слово и тут же с радостью его принимает,
 
Семя, упавшее на каменистую почву, — это о человеке, который слышит слово и сразу же с радостью принимает его,

но лишён корня и постоянства, так что во время притеснений и гонений за слово он сразу же отступается.
 
но эти семена не пускают корней, и такой человек непостоянен. Как только наступят преследования и гонения за слово, он теряет веру.

Посеянное в колючих кустах — это тот, кто слышит слово, но мирские заботы и страсть к богатству заглушают это слово, и оно остаётся бесплодным.
 
Семя, упавшее в терновник, — это о человеке, который слышит слово, но жизненные заботы и соблазн богатства заглушают его, и семя остается бесплодным.

А посеянное в хорошую землю — это тот, кто слышит слово и понимает его. Вот он и приносит урожай — в сто крат, либо в шестьдесят или тридцать».
 
Семя же, упавшее на хорошую почву, — это о человеке, который слышит слово и понимает его. Такой человек приносит плод, кто во сто, кто в шестьдесят, кто в тридцать раз больше посеянного.

Он поведал им ещё одну притчу: «Царство Небесное — это как если бы человек посеял на своём поле пшеницу,
 
Рассказал им Иисус и другую притчу: — Небесное Царство можно сравнить с человеком, засеявшим свое поле хорошими семенами.

а когда все спали, пришёл его недруг, посеял поверх пшеницы сорную траву и ушёл.
 
И вот, когда все спали, пришел его враг, посеял среди пшеницы сорняки и ушел.

Пшеница взошла и заколосилась, но проросли и сорняки.
 
Когда пшеница взошла и появились колосья, то стали заметны и сорняки.

Работники пошли и сказали хозяину: “Господин наш, разве не пшеницу ты посеял на поле? Откуда же там сорняки?”
 
Работники пришли к хозяину и говорят: "Господин, ты же сеял на поле хорошие семена, откуда же появились сорняки?"

Хозяин ответил: “Это сделал мой недруг”. Работники предложили: “Хочешь, мы пойдём и прополем пшеницу?”
 
"Это сделал враг", — ответил хозяин. Тогда слуги спрашивают: "Может, нам пойти и выполоть их?"

Но хозяин сказал: “Не надо. Как бы заодно с сорняками вы не выдернули и пшеницу!
 
"Нет, — ответил хозяин, — когда вы будете вырывать сорняки, вы можете нечаянно выдернуть и пшеницу.

Пусть и то и другое растёт до жатвы. А когда придёт время жатвы, я велю жнецам, чтобы они сперва вырвали сорную траву, связали её в снопы и сожгли, а пшеницу собрали в закрома”».
 
Пусть и то и другое растет до жатвы. А во время жатвы я велю жнецам собрать вначале сорняки, связать их в пучки и сжечь, а затем собрать пшеницу в мое хранилище".

Он поведал им и другую притчу: «Царство Небесное — как горчичное семечко, которое человек посадил на своём поле.
 
Рассказал Он им и еще одну притчу: — Небесное Царство можно сравнить с горчичным зерном, которое посадили в поле.

Это самое маленькое из зёрен, но оно вырастает выше всех огородных кустов и становится деревом, в ветвях которого птицы вьют гнёзда43».
 
Хотя горчичное зерно и меньше всех других зерен, но когда оно вырастает, то становится больше всех растений в саду и превращается в настоящее дерево, так что даже птицы прилетают и вьют гнезда в его ветвях.

Он рассказал им ещё одну притчу: «Царство Небесное — как дрожжи. Женщина взяла горстку дрожжей на целых три меры муки — и получилось тесто».
 
И еще одну притчу рассказал им Иисус: — Небесное Царство можно сравнить с закваской, на которой женщина замесила целых три меры муки; благодаря закваске все тесто вскисло и поднялось.

Всему этому Иисус учил людей в притчах, а без притчи не говорил ничего,
 
Все это Иисус говорил народу в притчах и ничего не объяснял без иносказаний,

чтобы исполнилось сказанное через пророка: Буду говорить притчами, поведаю то, что скрыто от сотворения мира44.
 
чтобы исполнилось сказанное через пророка: "Я буду говорить притчами, расскажу то, что было скрыто от создания мира".

Отпустив народ, Он вошёл в дом. Тогда ученики попросили Его: «Растолкуй нам притчу о сорняках на поле».
 
Потом Иисус отпустил народ и вошел в дом. Его ученики подошли к Нему и попросили: — Объясни нам притчу о сорняках в поле.

Он сказал: «Сеющий пшеницу — это Сын Человеческий,
 
Иисус в ответ сказал: — Сеющий хорошие семена — это Сын Человеческий.

поле — это мир, а пшеница — наследники Царства. Сорняки — это наследники Врага,
 
Поле — это мир, а хорошие семена — это те, кто принадлежит к Царству. Сорняки — это те, кто принадлежит дьяволу.

тот, кто их посеял, — это Дьявол, жатва — окончание Века, а жнецы — ангелы.
 
Враг, посеявший их, — это дьявол. Жатва — это конец мира, и жнецы — это ангелы.

И как собирают сорную траву и сжигают в огне, так будет и при окончании Века:
 
Как сорняки вырывают и сжигают в огне, так будет и в конце мира.

Сын Человеческий пошлёт своих ангелов и они заберут из его Царства всё, на чём спотыкаются люди, и всех, кто нарушает Закон,
 
Сын Человеческий пошлет своих ангелов, и они удалят из Его Царства все, что ведет ко греху, и всех, делающих злое.

и бросят в печь, в огонь45. Там будут рыдать и скрежетать зубами.
 
Их бросят в огненную печь, где будет плач и скрежет зубов.

А праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца своего. Пусть имеющий уши услышит!
 
А праведники тогда будут сиять, как солнце в Царстве их Отца. У кого есть уши, пусть слышат.

Царство Небесное — как закопанный на поле клад. Один человек нашёл его, снова закопал и на радостях пошёл, продал всё, что имел, и купил то поле.
 
— Небесное Царство можно сравнить со спрятанным в поле кладом. Когда человек находит клад, он прячет его и радостный идет и продает все, что имеет, для того, чтобы купить это поле.

И ещё, Царство Небесное — это как если бы купец, что скупает хороший жемчуг,
 
— Еще Небесное Царство подобно купцу, который ищет прекрасный жемчуг.

вдруг встретил одну бесценную жемчужину. Тогда он всё распродаст и купит её.
 
Найдя драгоценную жемчужину, он продает все, что имеет, ради того, чтобы купить ее одну.

И ещё, Царство Небесное — как заброшенный в море невод, куда попадает всякая рыба.
 
— Еще Небесное Царство подобно сети, опущенной в озеро, в которую попало много разной рыбы.

Как только он наполнится, рыбаки вытаскивают его на берег, отбирают хорошую рыбу и бросают в корзины, а негодную выбрасывают вон.
 
Когда сеть наполнилась, рыбаки вытащили ее на берег. Потом они сели и отобрали хорошую рыбу в корзины, а плохую выбросили.

Так будет и при окончании Века: придут ангелы, заберут виновных прочь от правых,
 
Так будет и в конце мира. Придут ангелы, заберут злых из среды праведных

и бросят в печь, в огонь. Там будут рыдать и скрежетать зубами.
 
и бросят их в пылающую печь, где будет плач и скрежет зубов.

Вы поняли всё это?» Ученики ответили: «Да».
 
— Вы поняли все это? — спросил Иисус. — Да, — ответили ученики.

И Он сказал им: «Так вот, всякий книжник, что стал учеником Царства Небесного, похож на хозяина, который выносит из дому и новое и старое».
 
Тогда Иисус сказал им: — Так вот, каждый учитель закона, усвоивший весть о Небесном Царстве, похож на хозяина дома, который выносит из своих кладовых и новое, и старое.

Рассказав эти притчи, Иисус отправился дальше.
 
Когда Иисус кончил рассказывать эти притчи, Он ушел оттуда

Придя в родной город, Он стал учить в синагоге, а люди поражались и спрашивали: «Откуда у Него эта мудрость и сила?
 
и, придя в свой родной город, начал учить людей в синагоге, так что они удивлялись: — Откуда у этого человека такая мудрость и такая сила?

Разве Он не плотников сын? Его мать зовут Мариам, а Его братья — Иаков, Иосиф, Шимон и Иуда?
 
Разве Он не сын плотника? Не Марией ли зовут Его мать, и разве Он не брат Иакова, Иосифа, Симона и Иуды?

И разве не здесь, не у нас, все Его сёстры? Так откуда же у Него всё это?»
 
Разве не у нас живут все Его сестры? Откуда же у Него все это?

И Он стал для них камнем преткновения. А Иисус сказал: «Пророка чтят повсюду, но не в его городе и не в его доме».
 
И они сильно сомневались в Нем. Иисус же сказал им: — Пророка уважают везде, только не в его городе и не в его доме.

Там Он сотворил мало чудес из-за их неверия.
 
И Он не совершил там многих чудес, потому что у людей не было веры.

Примечания:

 
Открытый перевод
[42] Ис 6:9сл греч.
[43] Пс 103:12 греч.
[44] Пс 77:2.
[45] Дан 3:6.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.