По Матфею 13 глава

Евангелие по Матфею
Открытый перевод → Cовременный перевод WBTC

 
 

В тот же день Иисус вышел к морю и сел у берега.
 
В тот же день Иисус вышел из дома и сел на берегу озера.

Вокруг него собралась большая толпа, и тогда Он перешёл в лодку. Народ стоял на берегу,
 
Вокруг Него собралась большая толпа, поэтому Он вошёл в лодку и сел там, а толпа осталась на берегу.

а Он говорил им о многом, рассказывая притчи:«Вышел сеятель в поле,
 
Иисус о многом рассказывал им притчами. Он сказал: "Вышел сеятель сеять,

и когда он сеял, часть зёрен упала у дороги — прилетели птицы и склевали их.
 
и когда разбрасывал семена, то одни упали подле дороги. Прилетели птицы и склевали их.

Другие зёрна упали на каменистую почву, где земли было мало, и тотчас проросли, ибо слой земли был тонким.
 
Другие семена попали на каменистую почву, где не было достаточно земли. Эти семена быстро проросли, ибо слой земли там был неглубокий,

Но взошло солнце и опалило ростки. А глубоких корней у них не было, и они засохли.
 
но когда взошло солнце, оно опалило ростки, и так как у них не было глубоких корней, они засохли и погибли.

Другие зёрна упали в колючие кусты — кусты разрослись и заглушили побеги.
 
Другие семена упали среди колючек, они взошли и заглушили ростки.

А те зёрна, что упали в хорошую землю, дали урожай — в сто крат, либо в шестьдесят или тридцать.
 
Остальные семена упали на благодатную почву. Они пустили ростки и стали плодоносить, и принесли урожай, дав в сто, в шестьдесят или тридцать раз больше зёрен, чем было посеяно.

Пусть имеющий уши услышит!»
 
Имеющий уши да слышит!"

Ученики подошли к Нему и спросили: «Почему Ты учишь их притчами?»
 
Ученики Иисуса подошли к Нему и спросили: "Почему Ты поучаешь их притчами?"

Он ответил: «Вам дано знать тайны Царства Небесного, а им не дано.
 
И Он сказал в ответ: "Вам дано познать тайны Царства Небесного, им же этого не дано.

Кто имеет, тому будет дано, чтобы он имел в избытке. Кто не имеет, у того будет отнято и то, что у него есть.
 
Ибо имущему дано будет ещё больше, и будет у него предостаточно. У неимущего же отнимется даже и то немногое, что ему принадлежит.

Потому Я и учу их притчами, что смотрят они, но не видят, слушают, но не слышат и не могут понять.
 
Вот почему Я говорю с ними притчами, ибо хотя они и смотрят, но ничего не видят, хотя они и слушают, но ничего не слышат и не понимают.

Так исполняется пророчество Исайи: Будете слушать, но не поймёте, будете смотреть, но не увидите.
 
Так исполнится пророчество Исаии: "Вы будете слушать и слушать, но не поймёте, и будете смотреть и смотреть, но ничего не увидите.

Очерствело сердце этого народа, они еле слышат и закрыли глаза. Не хотят они видеть и слышать, не хотят ничего понимать, а не то вернулись бы ко Мне и Я бы их исцелил42.
 
Да, эти люди очерствели, им заложило уши, глаза их закрылись, и не видят они глазами, не слышат ушами, не разумеют сердцем и не приходят ко Мне, ища исцеления".

Счастливы ваши глаза, ибо они видят, и ваши уши, ибо они слышат.
 
А ваши глаза блаженны, ибо видят, уши ваши блаженны, ибо они слышат.

Говорю вам истину: многие пророки и праведники хотели увидеть то, что вы видите, и услышать то, что вы слышите, но им не довелось.
 
Истинно говорю вам, что многие пророки и праведники хотели видеть то, что вы видите, но не видели, хотели слышать то, что вы слышите, но не слышали".

Вот вы и послушайте, что означает притча о сеятеле.
 
"Послушайте же толкование притчи о сеятеле.

Если кто слышит слово о Царстве и не понимает, то приходит Враг и выдёргивает всё, что посеяно в его сердце. Это и есть посеянное у дороги.
 
Когда человек слышит слово о Царстве, но не понимает его, то появляется лукавый и отнимает то, что посеяно в сердце у этого человека. Вот что означают семена, упавшие подле дороги.

Посеянное на каменистой почве — это тот, кто слышит слово и тут же с радостью его принимает,
 
Семена, которые попали на каменистую почву, означают тех, кто услышит слово и тотчас с радостью принимает его.

но лишён корня и постоянства, так что во время притеснений и гонений за слово он сразу же отступается.
 
Но так как он не даёт ему укорениться в своей душе, то всё это недолго продолжается. Когда начинаются гонения или преследования за слово, то он тотчас же отходит в сторону.

Посеянное в колючих кустах — это тот, кто слышит слово, но мирские заботы и страсть к богатству заглушают это слово, и оно остаётся бесплодным.
 
Семена, которые упали среди колючек, означают тех, кто услышал слово, но суетные заботы и обманчивое богатство заглушают в нём слово, и оно не приносит плода.

А посеянное в хорошую землю — это тот, кто слышит слово и понимает его. Вот он и приносит урожай — в сто крат, либо в шестьдесят или тридцать».
 
Семена же, которые попали в плодородную землю, означают тех, кто слышит слово и понимает его. Он приносит плодов в сто, шестьдесят или в тридцать раз больше посеянного".

Он поведал им ещё одну притчу: «Царство Небесное — это как если бы человек посеял на своём поле пшеницу,
 
И рассказал Он им другую притчу: "Царство Небесное подобно человеку, посеявшему в поле хорошие семена.

а когда все спали, пришёл его недруг, посеял поверх пшеницы сорную траву и ушёл.
 
Ночью, когда все спали, пришёл враг, посеял сорняки среди пшеницы и ушёл.

Пшеница взошла и заколосилась, но проросли и сорняки.
 
И когда пшеница проросла и созрела, то выросли и сорняки.

Работники пошли и сказали хозяину: “Господин наш, разве не пшеницу ты посеял на поле? Откуда же там сорняки?”
 
Слуги пришли к владельцу земли и сказали: "Господин, ты ведь посеял в поле хорошие семена. Откуда же там сорняки?"

Хозяин ответил: “Это сделал мой недруг”. Работники предложили: “Хочешь, мы пойдём и прополем пшеницу?”
 
А он им сказал: "Кто-то из моих врагов сделал это". Тогда слуги предложили: "Ты хочешь, чтобы мы пошли и выдернули их?"

Но хозяин сказал: “Не надо. Как бы заодно с сорняками вы не выдернули и пшеницу!
 
Он сказал: "Нет, не хочу, ибо вместе с сорняками вы выдернете и пшеницу.

Пусть и то и другое растёт до жатвы. А когда придёт время жатвы, я велю жнецам, чтобы они сперва вырвали сорную траву, связали её в снопы и сожгли, а пшеницу собрали в закрома”».
 
Пусть растут и те и другие вместе. А когда придёт время жатвы, я скажу жнецам: Сначала сожните сорняки, свяжите их в копны и сожгите, а зерно соберите в мою житницу".

Он поведал им и другую притчу: «Царство Небесное — как горчичное семечко, которое человек посадил на своём поле.
 
Он рассказал им другую притчу: "Царство Небесное подобно горчичному зерну, которое человек посадил на своём поле.

Это самое маленькое из зёрен, но оно вырастает выше всех огородных кустов и становится деревом, в ветвях которого птицы вьют гнёзда43».
 
Оно самое малое из всех семян, но когда оно вырастает, то становится самым большим из всех садовых растений. Оно становится деревом, так что птицы небесные прилетают и вьют гнёзда в его ветвях".

Он рассказал им ещё одну притчу: «Царство Небесное — как дрожжи. Женщина взяла горстку дрожжей на целых три меры муки — и получилось тесто».
 
И рассказал Он им ещё одну притчу: "Царство Небесное подобно закваске, которую женщина взяла и замесила в три меры муки и оставила тесто подходить".

Всему этому Иисус учил людей в притчах, а без притчи не говорил ничего,
 
Иисус всё это говорил народу притчами; Он вообще не говорил иначе как притчами, во исполнение

чтобы исполнилось сказанное через пророка: Буду говорить притчами, поведаю то, что скрыто от сотворения мира44.
 
сказанного через пророка: "Я буду говорить притчами и изреку, что было сокрыто со дня сотворения мира".

Отпустив народ, Он вошёл в дом. Тогда ученики попросили Его: «Растолкуй нам притчу о сорняках на поле».
 
Затем Он отпустил народ и вошёл в дом. Его ученики подошли к Нему и сказали: "Объясни нам притчу о сорняках в поле".

Он сказал: «Сеющий пшеницу — это Сын Человеческий,
 
В ответ Он сказал: "Тот, кто посеял хорошее семя — Сын Человеческий.

поле — это мир, а пшеница — наследники Царства. Сорняки — это наследники Врага,
 
Поле — это мир. Хорошее семя — это Сыновья Царства. Сорняки же — это те, кто принадлежит лукавому.

тот, кто их посеял, — это Дьявол, жатва — окончание Века, а жнецы — ангелы.
 
Враг, посеявший их, — это дьявол. Жатва — это конец света, жнецы же — ангелы.

И как собирают сорную траву и сжигают в огне, так будет и при окончании Века:
 
И подобно тому, как сорняки собирают и сжигают на огне, так будет и при конце света.

Сын Человеческий пошлёт своих ангелов и они заберут из его Царства всё, на чём спотыкаются люди, и всех, кто нарушает Закон,
 
Сын Человеческий пошлёт Своих ангелов, и соберут они в Его Царстве всех тех, кто вынуждает людей грешить, и всех, кто причиняет зло,

и бросят в печь, в огонь45. Там будут рыдать и скрежетать зубами.
 
и бросят их в пылающую печь, и там люди будут рыдать и скрежетать зубами.

А праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца своего. Пусть имеющий уши услышит!
 
И воссияют праведники, подобно солнцу, в Царстве Отца их. Имеющий уши да слышит".

Царство Небесное — как закопанный на поле клад. Один человек нашёл его, снова закопал и на радостях пошёл, продал всё, что имел, и купил то поле.
 
"Царство Небесное подобно сокровищу, зарытому в поле. Человек нашёл его и зарыл снова. Он был так счастлив, что пошёл и продал всё, что имел и купил это поле.

И ещё, Царство Небесное — это как если бы купец, что скупает хороший жемчуг,
 
Царство Небесное подобно также и торговцу, искавшему хороший жемчуг.

вдруг встретил одну бесценную жемчужину. Тогда он всё распродаст и купит её.
 
Когда он нашёл драгоценную жемчужину, то пошёл, продал всё, что имел и купил её.

И ещё, Царство Небесное — как заброшенный в море невод, куда попадает всякая рыба.
 
Царство Небесное также подобно сети, заброшенной в озеро, в которую поймалась самая разная рыба.

Как только он наполнится, рыбаки вытаскивают его на берег, отбирают хорошую рыбу и бросают в корзины, а негодную выбрасывают вон.
 
Когда сеть наполнилась, рыбаки вытянули её на берег. Потом они сели и отобрали хорошую рыбу в корзины, а плохую рыбу выбросили.

Так будет и при окончании Века: придут ангелы, заберут виновных прочь от правых,
 
Так будет и когда наступит конец света. Явятся ангелы и отделят дурных людей от праведников,

и бросят в печь, в огонь. Там будут рыдать и скрежетать зубами.
 
и бросят плохих людей в огненную печь. И будут они там рыдать и скрежетать зубами".

Вы поняли всё это?» Ученики ответили: «Да».
 
И спросил Иисус своих учеников: "Понимаете ли вы всё это?" Они ответили Ему: "Да".

И Он сказал им: «Так вот, всякий книжник, что стал учеником Царства Небесного, похож на хозяина, который выносит из дому и новое и старое».
 
И сказал Он им: "Поэтому каждый законник, поверивший в Царство Небесное, подобен домовладельцу, который извлекает из кладовой старые и новые вещи".

Рассказав эти притчи, Иисус отправился дальше.
 
Когда Иисус закончил рассказывать все эти притчи, то ушёл оттуда

Придя в родной город, Он стал учить в синагоге, а люди поражались и спрашивали: «Откуда у Него эта мудрость и сила?
 
и пошёл в Свой родной город. Там Он начал учить их в синагоге, и все дивились и спрашивали: "Откуда у Него такая мудрость и сила творить чудеса? Разве этот человек не плотницкий сын?

Разве Он не плотников сын? Его мать зовут Мариам, а Его братья — Иаков, Иосиф, Шимон и Иуда?
 
Разве Его Мать не зовут Марией, а братьев — Иаковом, Иосифом, Симоном и Иудой?

И разве не здесь, не у нас, все Его сёстры? Так откуда же у Него всё это?»
 
И разве не здесь, среди нас, сёстры Его? Так откуда же всё это взялось у Него?"

И Он стал для них камнем преткновения. А Иисус сказал: «Пророка чтят повсюду, но не в его городе и не в его доме».
 
И не захотели они признать Его. Тогда Иисус сказал им: "Не бывает пророк без чести, разве только в своём родном городе и в своём доме".

Там Он сотворил мало чудес из-за их неверия.
 
И Он не стал совершать там чудес, ибо не было у них веры.

Примечания:

 
Открытый перевод
[42] Ис 6:9сл греч.
[43] Пс 103:12 греч.
[44] Пс 77:2.
[45] Дан 3:6.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.