По Матфею 10 глава

Евангелие по Матфею
Русского Библейского Центра → Толкования Августина

Русского Библейского Центра

1 Иисус собрал Двенадцать учеников и дал им власть изгонять нечистых духов и исцелять всякую болезнь, всякое нездоровье.
2 Имена Двенадцати апостолов, если с начала, были такие: Симон, названный Петром, и Андрей, брат его, и Иаков Зеведеев, и Иоанн, брат его,
3 Филипп и Варфоломей, Фома и сборщик податей Матфей, Иаков Алфеев и Фаддей,
4 Симон Кананит и Иуда Искариот, который предал Его.
5 Этих Двенадцать Он разослал с напутствием: «Язычников избегайте, город самаритянский обходите стороной,
6 А лучше идите к погибшим овцам дома Израилева.
7 Идите и возвещайте им: Царство Небесное не за горами!
8 Исцеляйте больных, поднимайте мертвых, очищайте прокаженных, изгоняйте бесов. Даром получили — даром отдавайте.
9 Не берите с собой ни золота, ни серебра, ни меди в поясах,
10 Ни котомки, ни рубахи под ризой, ни сандалий, ни посоха. Работник свое заработает.
11 В попутных городах и селах узнавайте о добрых людях и гостите у них, а там — идите дальше.
12 Входите в дом со словами приветствия.
13 Если примут тебя добром — мир дому тому с твоим приходом, а не добром — тебя от этого не убудет.
14 Если не примут вас, не станут слушать — отряхните пыль со своих ног и уходите — из дома и из города.
15 Поверьте Мне, в День суда не так худо будет земле Содома и Гоморры, как этому городу.
16 Посылаю вас — как овец к волкам. Будьте мудры, как змеи, и просты, как голуби.
17 Путь ваш небезопасен. Будут отдавать вас под суд, плетью бить в синагогах.
18 Из-за Меня поведут вас к правителям и царям. Будете говорить обо Мне им самим и другим язычникам.
19 А что и как сказать, когда вас приведут к ним, не ваша забота: это откроется вам как раз в ту пору.
20 Не вы будете говорить, а Дух вашего Отца в вас — вот кто будет говорить.
21 Брат примет смерть от брата и дитя — от отца. Дети пойдут на родителей и будут их убивать.
22 Из-за Меня будет вам от всех ненависть. Но кто продержится до конца — спасется.
23 От гонений в одном городе уходите в другой. Поверьте Мне: не успеете обойти все города Израиля, как придет Сын человеческий.
24 Ученик не выше учителя, а слуга — хозяина.
25 И то хорошо, если ученик сравняется с учителем, а слуга — с хозяином. Если главу дома прозвали Вельзевулом, то это немало говорит и о его домочадцах.
26 Гоните от себя людские страхи. Никакой секрет не сохранится — все откроется. Никакая тайна не удержится — все станет известно.
27 Что слышите от Меня в закоулках — разносите по всему свету. Что говорю на ухо — провозглашайте со всех кровель.
28 Не бойтесь тех, кто убивает тело, а душу убить не может. Бойтесь Того, кто может и душу, и тело погубить в геенне.
29 Медный грош стоит пара воробьев, но ни один из них не упадет на землю помимо воли вашего Отца.
30 А у вас даже все волосы на голове сочтены.
31 Поэтому не бойтесь: если столько внимания к воробьям, то к вам и подавно!
32 Того, кто признает Меня перед людьми, признаю и Я перед Моим Небесным Отцом.
33 А кто отречется от Меня перед людьми, от того отрекусь и Я перед Моим Небесным Отцом.
34 Не думайте, что Я пришел принести мир на землю. Нет, не мир пришел Я принести, а меч.
35 Я пришел разобщить сына с отцом, дочь — с матерью, невестку — со свекровью.
36 Каждый в доме будет друг другу враг.
37 Кто любит отца или мать больше Меня — плох для Меня. И кто любит сына или дочь больше Меня — плох для Меня.
38 Кто свой крест не берет и не идет за Мной — плох для Меня.
39 Кто душу свою нашел — потеряет ее, а кто ради Меня душу потерял — найдет ее.
40 Кто привечает вас — привечает Меня. А кто привечает Меня — привечает Того, кто послал Меня.
41 Кто привечает пророка честью пророка — получит награду пророка. Кто привечает праведника честью праведника — получит награду праведника.
42 И кто одному из малых сих честью ученика подаст хотя бы чашу холодной воды, — поверьте Мне, — не утратит своей награды».

Толкования Августина

Стих 19

См. ст. 20

Стих 20

В этом чтении мы слышали: Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как и что сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас. И в другом месте Он говорит: И се, Я с вами во все дни до скончания века (20 уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь. Мф 28:20). Неужели те, кто тогда слышал этот голос, будут пребывать здесь до скончания века? Но Господь заботился не только о тех, кому предстояло покинуть эту жизнь, но также и об остальных, и о нас самих, и о тех, кто после нас будет пребывать в этой жизни, наших преемниках, и видел всех воедино в Своем теле. И потому этот Голос, который говорил: Я с вами во все дни до скончания века, услышали не только они, но и мы. И если тогда мы не слышали [Его] в нашем ведении, то слышали в Его предведении. Вот почему нам, спокойным, словно овцам среди волков (16 Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби. Мф 10:16), следует придерживаться заповедей Того, Кто предостерегает нас, чтобы мы были просты, как голуби, и мудры, как змии. Просты, как голуби, чтобы мы никому не вредили; мудры, как змии, чтобы остерегались, чтобы никто не навредил нам.

Стих 28

Евангелие — это жизнь; нечестие и незнание — это смерть души. И вот, [душа] может умереть, и при этом — бессмертна. Каким же образом она бессмертна? Таким, что постоянно существует некая жизнь, которая в душе никогда не исчезает. Каким же образом она умирает? Не так, чтобы не было жизни, но оставляя жизнь. Ведь и душа, и жизнь — это некие вещи, и сама душа также имеет свою собственную жизнь. Обрати внимание на порядок творения. Жизнь тела — душа, а жизнь души — Бог. Как в теле присутствует жизнь, то есть душа, чтобы тело не умирало, так должна и в душе присутствовать жизнь, то есть Бог, чтобы не умерла душа. Как умирает тело? Покинув душу. Как я говорил немного раньше, я исследую, почему умирает тело? Потому что отделяется от своей жизни — души. Почему же умирает душа? Потому что ее оставляет ее жизнь — Бог. Поэтому, кратко узнав об этом, твердо знайте и придерживайтесь того, что тело мертво без души, а душа мертва без Бога. Любой человек без Бога обладает мертвой душой. Ты скорбишь о мертвых, скорби лучше о грехах, скорби о нечестии, скорби о неверии.

Источник: Проповеди.

Стих 29

См. комм. к 8 огонь и град, снег и туман, бурный ветер, исполняющий слово Его, Пс 148:8

Стих 34

«Не мир пришел Я принести, — говорил Господь, — но меч». И слово Божие называется в священном Писании мечом обоюдоострым (12 Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные. Евр 4:12) по причине остроты двух заветов.

Источник: О граде Божием, 20.21

Стих 37

Пусть отец говорит: «Люби меня». Пусть мать говорит: «Люби меня». На эти слова я отвечу: «Умолкните». Но разве не справедливо то, о чем они просят? И не должен ли я вернуть им то, что получил? Отец говорит: «Я породил тебя». Мать говорит: «Я родила тебя». Отец говорит: «Я обучил тебя». Мать говорит: «Я вскормила тебя». Пожалуй, их слова справедливы, когда они говорят: «Движется сила в крыльях его, но не улетай должником, верни то, что мы прежде доставили [тебе]». Давайте ответим отцу и матери, справедливо говорящим: «Люби нас», давайте ответим: «Я люблю вас во Христе, но не вместо Христа. Будьте со мной в Нем, но я не буду с вами без Него». «Но нам не нужен Христос», — говорят они. «Но мне нужен Христос больше, чем вы. [Неужели] я позабочусь о родителях и забуду Создателя?»

Источник: «Проповеди" 65 А.5

***

Возбужденным этой любовью или, скорее, для того, чтобы возбудить, Господь говорит следующее: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и... кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня». Не уничтожает Он любви к родителям, жене и детям, но упорядочивает ее. Не сказал: «кто любит», но: «кто любит... более... Меня». Это есть то же, что и Церковь говорит в книге Песнь Песней: «и знамя его надо мною — любовь» (4 Он ввел меня в дом пира, и знамя его надо мною — любовь. Песн 2:4). Люби отца своего, но не более Господа. Люби родителя, но не более Создателя. Отец хотя и родил, но не сам образовал тебя. Потому что, кто и каков ты будешь, — не знал он, когда ты рождался. Отец воспитал тебя, но не он произвел хлеб для тебя, голодающего. В конце концов, кое-что оставив для тебя на земле, отец твой уходит, чтобы ты последовал ему, и смертью своею освобождает место для твоей жизни. Отец же — твой Бог — все, что ни сохраняет для тебя, сохраняет вместе с Собой, так что ты получаешь наследство вместе с отцом и не ждешь в ожидании наследства, когда владелец уйдет, но соединяешься с Тем, Кто всегда пребывает, ты, имеющий также всегда пребывать. Люби отца, но не более Бога твоего. Люби мать твою, но не более Церкви, которая родила тебя для жизни вечной. Из самой любви к родителям заключи, наконец, как нужно любить Бога и Церковь. Если так должно любить тех, которые родили тебя для того, чтобы ты умер, то как же следует любить тех, кои родили тебя для вечности, чтобы ты всегда пребывал. Люби жену твою, люби детей твоих во имя Бога, научая их чтить вместе с тобою и Бога, с Коим когда соединишься ты, не будешь бояться никакого разделения. Поэтому не следует любить детей своих более Бога, и худо любил бы ты их, если бы не позаботился привести к Богу вместе с собою. Придет и для тебя, быть может, час мученичества. Ты захочешь исповедывать Христа. Исповедав, получишь, может быть, временную смерть. Но вот отец, жена или сын соблазняют тебя, чтобы ты избег страданий, но прельщениями своими производят они то, что ты действительно умираешь. Тогда лишь исполняешь слова Христовы: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, тот не достоин Меня», — когда такие прельщения не действуют на тебя.

Источник: Беседа 344



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.