Деяния 23 глава

Деяния апостолов
Русского Библейского Центра → Толкования Августина

Русского Библейского Центра

1 Обведя взглядом синедрион, Павел сказал: «Мужи братья! Моя жизнь до нынешнего дня проходила с Богом по всей доброй совести».
2 Архиерей Анания приказал караульному ударить Павла по устам.
3 На это Павел сказал ему: «Тебя, многоликого, будет бить Бог. Ты сел судить меня по Закону, а как же вопреки Закону велишь меня бить?».
4 Люди из караула говорят: «Ты кого поносишь? Божьего архиерея!».
5 Павел отвечал: «Я не понял, братья, что он архиерей. Написано: “Имущего власть над народом твоим не хули”».
6 Вспомнив, что одни в синедрионе — саддукеи, другие — фарисеи, Павел крикнул: «Мужи братья! Я фарисей, сын фарисея. Судят меня за неоставление надежды на воскресение мертвых».
7 Эти слова напомнили фарисеям и саддукеям об их разногласиях. Собрание заспорило.
8 Саддукеи утверждают, что нет воскресения, нет ни ангела, ни духа. Фарисеи же все это признают.
9 Поднялся крик. С фарисейской стороны в спор вступили книжники. Они говорили: «Ничего зловредного в этом человеке мы не находим. Что если и впрямь с ним говорил дух или ангел?».
10 Спор все разгорался. Командир когорты, опасаясь, что Павла просто растерзают, приказал солдатам вмешаться, отобрать у них Павла и отвести в крепость.
11 Той ночью Павлу явился Господь и сказал: «Не падай духом, Павел. Ты был Мне свидетелем в Иерусалиме, а теперь пойдешь свидетелем в Рим».
12 С наступлением дня иудеи учинили сговор, поклялись ни есть ни пить, покуда не убьют Павла.
13 Было сорок, а то и больше, участников этого сговора.
14 Они пришли к первосвященникам и старейшинам и говорят: «Мы по клятвенному обещанию теперь ничего в рот не берем, покуда не убьем Павла.
15 Отправьте от себя и от синедриона прошение командиру когорты, чтобы завтра он привел его к вам, якобы для более тщательного разбора обстоятельств, а мы изловчимся убить его по дороге».
16 Сын Павловой сестры узнал о засаде, пришел к Павлу в крепость и это все ему рассказал.
17 Павел окликнул центуриона и сказал: «Отведи этого паренька к командиру когорты. У него есть к нему дело».
18 Тот привел его к командиру когорты и говорит: «Узник Павел позвал меня и попросил отвести к тебе этого паренька: ему, мол, нужно поговорить с тобой о каком-то деле».
19 Командир когорты отвел его за локоть в сторону и сказал: «Ну так какое у тебя ко мне дело?».
20 Тот ответил: «Иудеи сговорились просить тебя привести завтра Павла в синедрион, якобы для более тщательного выяснения обстоятельств.
21 Ты им не верь. Ему готовится засада. Сорок, а то и больше, человек поклялись ни есть ни пить, покуда его не убьют. У них уже все и готово, они только ждут, когда ты дашь добро».
22 Приказав «никому не заикаться о нашем с тобой разговоре», командир когорты отпустил юношу,
23 Позвал двух центурионов и сказал им: «Сегодня вечером к девятому часу подготовьте на предмет перехода в Кесарию две сотни солдат, семьдесят всадников и две сотни стрелков.
24 Павла в лучшем виде верхом доставьте к прокуратору Феликсу».
25 И написал письмо такого содержания:
26 «Клавдий Лисий — его превосходительству прокуратору Феликсу: приветствую тебя!
27 Этого человека схватили и намеревались убить иудеи. Я пришел с солдатами, узнал, что он римский гражданин, и спас его.
28 Желая затем понять, в чем он обвиняется, я привел его в их синедрион.
29 Выяснилось, что обвинение касается лишь вопросов толкования их Закона. Для смертного приговора или тюремного заключения нет достаточных оснований.
30 Мне донесли, что на него готовится покушение, и я в срочном порядке отправляю его к тебе. Его обвинителям я тоже велел изложить перед тобой свои доводы».
31 Выполняя приказание, солдаты ночью доставили Павла в Антипатриду.
32 На следующий день они вернулись в крепость. Дальше его сопровождали верховые.
33 Придя в Кесарию, вручили прокуратору письмо. И передали ему Павла.
34 Прокуратор прочитал письмо, спросил Павла, из каких он мест, и узнав, что из Киликии,
35 Сказал: «Я выслушаю тебя с прибытием обвинителей» — и приказал держать его под стражей в претории Ирода.

Толкования Августина

Стих 3

Ведь показалось, что Павел говорит унизительные слова, когда, ударенный по приказу первосвященника рукой, сказал: Бог будет бить тебя, стена подбеленная, — что для непонимающих звучит как поношение, а для понимающих — как пророчество. Стена подбеленная — это лицемерие, то есть видимость, выставляющая вперед священническое достоинство и прячущая под этим именем, как под белым покрывалом, грязный позор.

Августин Иппонский, О нагорной проповеди Господа 1.1 9.58. C1.0274, 1.58.1460.

Стих 4

Когда Павлу сказали: Первосвященника Божия поносишь? — он ответил: Я не знал, братия, что он первосвященник, ибо написано: начальствующего в народе твоем не злословь. Здесь показано, с каким спокойствием он сказал то, что должен был бы сказать гневно, ответив так быстро и так спокойно, что не может ожидаться от гневающихся и находящихся в замешательстве людей. И тем самым понимающим он сказал правду: Я не знал, что он первосвященник, — как если бы сказал: «Я знал другого Первосвященника, за Чье имя я это терплю, Которого нельзя злословить и Которого вы злословите, ибо возненавидели во мне Его имя». Значит, нужно говорить такие слова не лицемерно, но в самом сердце быть готовым ко всему, чтобы можно было сказать вместе с пророком: Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое (8 Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое: буду петь и славить. Пс 56:8).

Источник: Августин Иппонский, О нагорной проповеди Господа 1.19.58, C1.0274, 1.58.1467.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.