Римлянам 11 глава

Послание Римлянам
Русского Библейского Центра → Толкования Августина

Русского Библейского Центра

1 И вот вопрос: неужели Бог отрешился от Своего народа? Нет, нет и нет! Я ли не израильтянин, потомок Авраама, из племени Вениамина?
2 Нет, не отрешился Бог от Своего народа, от Своего замысла о нем. Вспомните-ка Илью в Писании, как он винит Израиль перед Богом:
3 «Господи! Пророков Твоих убили, жертвенники Твои снесли. Остался я один. Душу мою хотят извести».
4 Какой же ответ был ему свыше? «Я сберег Себе семь тысяч человек, не павших на колени перед Ваалом».
5 Так и на нынешний день сберегся остаток, избранный по Божьей милости.
6 Но если по милости, то, конечно, не по делам. Иначе благодать теряет свою суть и уже не дар.
7 Что получается? Чего домогался Израиль, того не достиг. Достигли избранные, от остальных заслонилось.
8 Как написано: «Бог поразил их духом оцепенения: глаза их слепы и уши их глухи до нынешнего дня».
9 Давид говорит: «Угощение их да обернется удавкой, тенетами, западней — воздаянием для них!
10 Да померкнет их взор и прервется зрение, и хребет их да сгорбится навсегда!».
11 И вот я спрашиваю: неужто они так оступились, что всему конец? Нет, нет и нет! От их падения — спасение язычникам, чтобы язычники были у них в зависти.
12 Но если даже их ущербность, их падение — дорогой подарок язычникам, всему миру, то уж реставрация Израиля — тем более.
13 Вам говорю, язычники: я, апостол язычников, прославляю свое служение.
14 Я ли не подстегну зависть моих братьев по племени и не спасу хоть некоторых из них?
15 Если их отвержение — к примирению всего мира с Богом, то принятие — не к жизни ли из мертвых?
16 Если помол свят, то и тесто. Если корень свят, то и ветви.
17 Если отдельные ветви отломились, а ты, дикий черенок, привился и наравне с другими ветвями вдоволь питаешься соком от корня маслины,
18 То не заносись перед ветвями. С чего заноситься, если не корень опирается на тебя, а ты на него?
19 Ты скажешь: «Ветви для того отломились, чтобы мне привиться».
20 Ладно. Они отломились по неверию, а тебя держит вера. Но чересчур не возомни о себе, побойся.
21 Если Бог родных ветвей не пощадил, то уж не пощадит и тебя.
22 Сравни Божью приязнь с Его непощадой: непощада к отпавшим и приязнь к тебе, пока дорожишь Его приязнью, а не то и ты отсечен будешь.
23 И те тоже, если оставят неверие, привьются: Бог в силах привить их опять.
24 Если ты отсечен от дикорастущей маслины и вопреки своей дикой природе привит к садовой, то тем более привьются к своей маслине ее отпрыски.
25 Не хочу, братья, держать от вас в тайне, упрежу вашу самонадеянность: имеющая место омертвелость части Израиля продлится до конца блуждания язычников.
26 И тогда весь Израиль спасется, как написано: «С Сиона придет Избавитель отменить что было бесчинства за Иаковом».
27 «Это Мой договор с ними, когда сниму с них грехи».
28 По сути евангелия они Богу враги в вашу пользу, а по сути избранничества — любимые дети в память их отцов.
29 Необратимы дары и призвание от Бога!
30 Когда-то вы перечили Богу, но сегодня помилованы за их счет
31 По причине их непослушания. И сегодня упрямы они, чтобы им самим вышло помилование уже за ваш счет.
32 Вменил Бог непослушание всем, чтобы всех помиловать.
33 О бездна щедрости, мудрости, всеведения Божьего! Непостижимы суды Божьи, неисповедимы Его пути.
34 Кто постиг ум Господа? Кто был у Него в советчиках?
35 Кто одолжил Ему свое для воздаяния?
36 Все идет от Него, через Него и для Него. Ему слава вовеки! Аминь.

Толкования Августина

Стих 1

Эти слова относятся к тому, что апостол сказал выше: Не то, чтобы слово Божие не сбылось; ибо не все те Израильтяне, которые от Израиля; и не все дети Авраама, которые от семени его, но сказано: в Исааке наречется тебе семя6 Но не то, чтобы слово Божие не сбылось: ибо не все те Израильтяне, которые от Израиля; 7 и не все дети Авраама, которые от семени его, но сказано: в Исааке наречется тебе семя. 8 То есть не плотские дети суть дети Божии, но дети обетования признаются за семя. 9 А слово обетования таково: в это же время приду, и у Сарры будет сын. Рим 9:6−9, дабы из иудеев те считались семенем его, которые поверили в Господа.

Толкование на Послание к Римлянам. CSEL 84:42.

Стих 2

Иногда предназначение обозначается через предзнание, как здесь, когда апостол говорит: Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Слова «наперед знал» могут означать только «предопределил», что показывает и контекст.

О даре терпения. Cl. 0355,1022.21.

Стих 5

В апостольские времена многие иудеи поверили во Христа, и теперь обращаются, пусть и немногие.

О граде Божием. С1. 0313, SL48.17.5.116 [CCSL 48:565].

***

Избрание это, конечно, по благодати, а не по заслугам.

О предопределении святых. С1. 0354, 969.15.

Стих 6

Благодать дается не за наши добрые дела, но чтобы мы могли их творить, то есть не потому, что мы исполнили закон, но чтобы мы закон могли исполнить.

О духе и букве. Cl. 0343, 10.16.168.19.

Стих 10

Милосердие и суд; милосердие к тому, кто последовал за праведностью Бога, суд — другим, кто ослеплен. Однако те, кто захотел, поверили; другие же не поверили, потому что не захотели. Так что и милосердие, и суд родились внутри самой воли.

О предопрелелении святых. Cl. 0354, 969.9.

Стих 11

От их падения спасение язычникам. Итак, Павел не говорит, что иудеи не преткнулись, но что падение их не было бессмысленным, ибо привело к спасению язычников. Они, следовательно, не так согрешили, чтобы падение стало их наказанием, но так, чтобы оно послужило ко спасению язычников (См. 11 И прибегнут к Господу многие народы в тот день, и будут Моим народом; и Я поселюсь посреди тебя, и узнаешь, что Господь Саваоф послал Меня к тебе. Зах 2:11). Далее он даже начинает восхвалять народ иудейский за это падение в безверие, дабы не возгордились язычники, видя, что падение иудеев было столь ценным для их спасения. Напротив, язычникам следует еще больше остерегаться того, чтобы, возгордившись, не пасть похожим образом.

Толкование на Послание к Римлянам. С1. 0280, 62.43.7

Стих 26

Павел сказал, что ожесточение произошло отчасти, потому что не все ожесточились: и среди них были признавшие Христа. Полнота же язычников составится из тех, кто призван согласно замыслу. И так спасется весь Израиль — из иудеев и язычников, ибо все они — самый истинный Израиль.

Послания. Cl. 0262, 149.44.2.365.9.

Стих 29

Для Бога устроить будущие дела в Его предведении, которое ни обмануть нельзя, ни изменить, есть не что иное, как окончательно предопределить. Тот, о ком Бог предзнал, что он будет благочестив, ведет себя благочестиво — пусть даже ему и не ясно [это о Боге]. И тот, кому Бог предназначил быть благочестивым, пусть даже ему и неизвестно [это о Боге], когда слышит, что по дару Божию он станет таким, каким станет, — любовь его торжествует, и он не делается спесив, будто и не получал этого дара. И не только нет такому человеку препятствий в трудах любви через проповедь предопределения, но, напротив, ему приходит помощь, ибо, когда он хвалится, он может хвалиться в Господе (См. 31 чтобы было, как написано: хвалящийся хвались Господом. 1Кор 1:31).

О ларе терпения. Cl. 0355, 1019.4.

Стих 32

Слова апостола «Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать» не потому сказаны, что Бог никого не осудит. Смысл их проясняется выше. Апостол говорил об иудеях, которые однажды поверят, и обращался к уже верующим язычникам в послании: Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их, так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы.

О граде Божием. Cl. 0313, SL48.21.24.163.

Стих 36

Здесь обозначается сама Троица — когда апостол говорит: Ибо все из Него, Им и к Нему.

О вере и символе веры. С1. 0293, 9.16.18.17.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.