Римлянам 9 глава

Послание Римлянам
Русского Библейского Центра → Толкования Августина

Русского Библейского Центра

1 Истину говорю от Христа, не лгу. Свидетель мне моя совесть и Святой Дух.
2 Пребываю в неизбывной печали и нескончаемом сокрушении моего сердца.
3 Пусть будет мне анафема, отлучение от Христа — на все соглашусь ради моих братьев, моих соплеменников
4 Израильтян! Это все их: и Божье усыновление, и Божья слава, и Его договоры, и Закон, и обряды богослужения, и Божьи обещания.
5 И праотцы. Один из них Христос. Он — над всеми. Благословен вовеки Бог! Аминь.
6 Нельзя сказать, что Слово Божье не состоялось. Но кто от Израиля — не все израильтяне.
7 Не все потомки Авраама — его чада. Сказано: «Имя твоих потомков поведется от Исаака».
8 Стало быть, чада Божьи — не просто чада. Потомки начинаются с обещания.
9 Обещание говорит: «Вернусь об эту пору в следующем году, и у Сарры будет сын».
10 Отсюда пошло дальше. Зачала и Ревекка от Исаака, отца нашего, двоих.
11 И когда близнецы еще не родились и ничего ни плохого, ни хорошего сделать не успели, — чтобы произволением Божьим исход избрания зависел
12 Не от дел, а от призывающего, — ей было сказано: «Старший будет слугой у младшего».
13 Как и написано: «Иакова Я полюбил, а Исава возненавидел».
14 Что из этого следует? Совместимы ли Бог и неправота? Нет, нет и нет!
15 Говорит Моисею: «Кому милость — помилую. Кому жалость — пожалею».
16 Мало желания человека, мало затраты всех его сил. Нужна Божья милость.
17 Было в Писании слово фараону: «Я и возвел-то тебя, чтобы сказалась на тебе Моя сила и возвещено было Мое имя повсюду на земле».
18 Итак, Бог кому захочет — явит милость, а кому захочет — откажет.
19 Ты удивишься: «В чем же тогда Он усматривает нашу вину? Кто пойдет против Его воли?».
20 А ты кто, человек, что перечишь Богу? Изделие скажет ли мастеру: «Зачем ты меня таким сделал?».
21 Не властен ли гончар из одного и того же замеса изготовить один сосуд для изящного употребления, а другой для грубого?
22 Что если вопреки желанию дать выход гневу и показать Свою силу Бог с великим терпением щадил сосуды, заслуживающие расправы и погибели,
23 И явил от Своих щедрот великую славу: приготовил их к славе, обратил милосердие на сосуды —
24 На нас, призванных Им не только из иудеев, но и из язычников?
25 Как и у Осии говорит: «Чуждый Мне народ назову Моим народом и нелюбимую — возлюбленной.
26 На том месте, где им было сказано: “Вы — чуждый Мне народ,” — там будут названы сынами Бога Живого».
27 Исайя, сокрушаясь об Израиле, крикнул: «Да пусть хоть как песка морского, несчетно будет сынов Израилевых, спасется лишь малый остаток.
28 Не замедлит Господь: совершится Его верное Слово на земле!».
29 И как предрек Исайя: «Не оставь нам Господь Саваоф горстку потомков, мы сделались бы подобием Содома и повторением Гоморры».
30 Нельзя не сказать вот чего. Язычники, равнодушные к праведности, получили праведность — праведность по вере.
31 А Израиль, озабоченный праведностью по Закону, так цели и не достиг.
32 Почему? Потому что заботился не о вере, а о букве Закона. Тут-то и был камень преткновения,
33 Как написано: «На Сионе кладу камень преткновения, камень-спотыку. Кто верит в Него — не будет посрамлен».

Толкования Августина

Стих 5

Иудеи, которые держались только части этого исповедания, отвергаются Господом. Ибо когда их спросили, за чьего сына принимают Христа, они ответили: за сына Давида. Это верно по плоти. А о Божестве Его они ничего не ответили. Потому говорит им Господь: Как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом? [42 что вы думаете о Христе? чей Он сын? Говорят Ему: Давидов. 43 Говорит им: как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит: Мф 22:42−43] — дабы они поняли, что они исповедуют лишь Христа — сына Давида, но замалчивают, что Христос — Господь самого Давида. Первое — согласно воплощению, второе — согласно вечности Божества.

Некоторые темы из Послания к Римлянам. Сl. 0280, 51.33.9.

Стих 11

Когда Павел говорит: Ибо, когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого (дабы изволение Божие в избрании происходило не от дел, но от Призывающего) — это дает повод некоторым предположить, что апостол исключил свободу воли, которою мы либо угождаем Богу благочестием, либо оскорбляем Его бесчестием. Эти люди говорят, что Бог возлюбил одного и возненавидел другого еще прежде, чем они родились и сделали что-то доброе или злое. Но мы ответим, что Бог сделал так из предведения, в котором Он знает, каким станет в будущем еще не родившийся человек. Но пусть никто не говорит, что Бог избрал дела, иначе зачем же апостол говорит, что не от дел избрание? Затем, чтобы понятно было, что благие дела происходят от любви, а любовь пребывает в нас даром Духа Святого, как и сам апостол говорит: Любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам, [5 а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам. Рим 5:5]. Потому никто не должен славиться делами своими, будто бы они действительно свои, потому что человек делает их даром Божиим, когда сама любовь производит в нем добро.

Так что же избрал Бог? Если Он, кому хочет, дарует Духа Святого, через Который любовь творит добро, как же Он избрал, кому даровать Его? Если же Он не избирает по заслугам, то это не избрание, ибо каждый равен перед заслугой, а среди совершенно равных нет возможности выбора. Однако поскольку Дух Святой дается только верующим, то Бог не избирает дела, которые Он Сам же и предоставляет, ибо Он дает Духа Святого так, что через любовь мы можем вершить благие дела. Бог же избирает веру. Ибо если человек не поверит в Него и не пребудет в желании получить, он и не получит дар Божий, то есть Духа Святого, через Который в изменившейся любви сможет делать добро. Так что не избрал Бог в предзнании чьи-то дела, которые Он Сам затем и устроит, но в предзнании Он избрал веру.

Он избрал того, о ком заранее знал, что этот человек поверит Богу, и ему Он дал Духа Святого, чтобы он деланием добра стяжал жизнь вечную. Вера — наше дело, а добрые дела принадлежат Тому, Кто верующим в Него дает Духа Святого. Пример этот использовался против некоторых иудеев, которые, поверив в Христа, хвалились делами до получения благодати и говорили, что заслужили благодать Евангелия своими прежними делами, хотя лишь получившие благодать могут творить добро. Благодать же такова, что прежде грешнику приходит призыв, когда нет у него никаких заслуг, и идет он прямо на суд. Но если он следует призыву Божиему по своей свободной воле, он заслужит и Духа Святого, через Который он сможет творить добро. Оставаясь в Духе — и это совершенно в свободной воле, — такой человек заслужит и жизнь вечную, которая не подвержена никакому тлению.

Некоторые темы из Послания к Римлянам. Cl. 0280, 52.33.19.

Иное толкование

Нет верующего, который бы не был призван. Бог же призывает Своей милостью, а не в награду за заслуги веры, ибо заслуги веры следуют за Его призывом, а не предшествуют ему... А если бы милость Божия не предшествовала призыву, никто не смог бы и поверить, и тем начать оправдание свое, и получать способность творить добро. Итак, милость предшествует любой заслуге. Вот и Христос умер за грешников. Меньший брат (Иаков) получил обетование не из-за каких-то своих заслуг, чтобы больший (Исав) служил ему.

О различных вопросах. Сl. 0290, 1.2.7.204 [CCSL 44:31−32].

Мы знаем, что еще не рожденные дети не сделали ничего ни доброго, ни дурного и нет у них никаких заслуг какой-нибудь прежней жизни, которой никто иметь не мог. Они приходят в скорби этой жизни, и плотское их рождение, идущее от Адама, связывает их в момент рождения с первородной смертью, и они не освобождаются от наказания вечной смерти. Это справедливое осуждение висит надо всеми, если они не возродятся во Христе через благодать.

Послания. Cl. 0262, 217.51.5.414.15.

Стих 12

Никто не может сказать, что Иаков заслужил пред Богом добрыми делами еще прежде рождения своего то, чтобы о нем Бог сказал: Больший будет в порабощении у меньшего. И не только Исаак был обещан, когда было сказано: Я опять буду у тебя в это же время, и будет сыну Сарры [10 И сказал один из них: Я опять буду у тебя в это же время [в следующем году], и будет сын у Сарры, жены твоей. А Сарра слушала у входа в шатер, сзади его. Быт 18:10]. Рождение его было обетовано, дабы нареклось в Исааке семя Авраамово... Итак, благодать — от Призывающего, от принимающего же — творение добра в благодати. Добрые дела не производят благодать: они благодатью производятся.

О различных вопросах. Cl. 0262, 217.57.5. 414.15.

Стих 13

Если Бог возненавидел Исава, ибо он стал сосудом, сделанным для низкого употребления, и если один и тот же горшечник сделал один сосуд для почета, а другой для бесчестия, как же возможно, что Бог не знает ненависти ни к какому творению? В таком случае Бог возненавидел Исава, хотя Сам сделал его сосудом бесчестия. Однако эта трудность разрешима, если мы будем иметь в виду, что Бог — Создатель всей твари. Всякое творение Бога является хорошим; всякий человек является творением как человек, но не как грешник. Бог — Творец и тела, и души человека. Ни тело, ни душа не являются злом, и Бог не имеет ненависти ни к тому, ни к другому, ибо Он не испытывает ненависти ни к одному из Своих творений. Но душа превосходит тело, и Бог, Творец и Ваятель души и тела, в человеке ненавидит только грех. Грех в человеке — непослушание и развращенность, то есть отвращение от превосходящего Творца и обращение к созданиям, которые ниже Него. Поэтому нет у Бога ненависти к человеку Исаву, но есть к Исаву-грешнику.

О различных вопросах. Cl. 0290, 1.2.18.538 [CCSL 44:44−45].

Стих 14

Что сказать о младенцах, принимающих, как уставлено для этого возраста, таинство благодати во Христе и через это, без сомнения, заслуживающих жизнь вечную и Царство Небесное, если бы вдруг они ушли из жизни (в то время как если бы они остались живы, некоторые из них стали бы отступниками)? Почему же так, если только они не включены в то предназначение, которое не предполагает раскаяние? Почему одни включены, а другие нет, может быть скрыто, но не может быть несправедливо.

Послания. Cl. 0262, 149.44.2.368.2.

Стих 15

Даруя верящему и просящему Духа Святого, Бог явит милость тому, кого Он уже помиловал, то есть Он сделает его милосердным, дабы тот смог через любовь творить дела добра. Пусть никто не осмелится притязать на то, что он милосерден: это Бог через Духа Святого дал ему любовь, без которой никто не может быть милосердным [22 Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, Гал 5:22]. Так что Бог не избирал делающих добро, но верующих, чтобы сделать их творцами добра. Наша участь — верить и желать, Его — дать верящим и желающим возможность творить добро через Святого Духа, через Которого в наши сердца изливается любовь Божия, которая и делает нас милосердными.

Некоторые темы из Послания к Римлянам. Cl. 0280, 53.35.26.

Стих 16

Когда Павел говорит: помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего, он не ставит под сомнение свободу воли, но говорит, что нашего желания недостаточно, если Бог не придет нам на помощь и не сделает нас милосердными, дабы мы могли творить добрые дела через дар Духа Святого Мы даже и желать не можем, пока не призваны, а когда мы желаем после призвания, то опять недостаточно ни воли нашей, ни подвизаний, если только Бог не даст сил подвизающимся и не приведет, куда зовет. Потому и очевидно, что от Бога милующего, а не от желающего и не от подвизающегося зависит делание нами добра, хотя в них и присутствует наша воля, которая сама по себе ничего не может.

Некоторые темы из Послания к Римлянам. Сl. 0280, 54.36.14.

Стих 17

Мы читаем в Исходе, что ожесточилось сердце фараона, так что не трогали его даже очевидные знамения. [13 Сердце фараоново ожесточилось, и он не послушал их, как и говорил [им] Господь. Исх 7:13; 19 И сказали волхвы фараону: это перст Божий. Но сердце фараоново ожесточилось, и он не послушал их, как и говорил Господь. Исх 8:19; 7 Фараон послал узнать, и вот, из [всего] скота [сынов] Израилевых не умерло ничего. Но сердце фараоново ожесточилось, и он не отпустил народа. Исх 9:7, 35]. Итак, фараон не слушал повеления Бога и был наказан. И никто не скажет, что такое ожесточение сердца сошло на фараона незаслуженно: оно сошло по суду Бога, Который должным образом наказал его за неверие. Но нельзя думать и так, что фараон не слушал Бога, потому что и не мог слушать — ведь сердце его было ожесточено. Однако своим прежним неверием он уже заслужил свое жестокосердие. Как в тех людях, которых Бог избрал, не дела, но вера служит началом заслуги, которая состоит в творении добра даром Святого Духа, так и в тех, кого Бог осуждает, неверие и бесчестие становятся началом наказания, так что этим самым наказанием им позволяется делать зло. Как выше и апостол говорит: И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму — делать непотребства [28 И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму — делать непотребства, Рим 1:28].

Некоторые темы из Послания к Римлянам. Сl. 0280, 54.37.3.

Стих 19

Сделав вывод (в предыдущем стихе), Павел ставит вопрос-возражение: Ты скажешь мне: «за что же еще обвиняет? Ибо кто противостанет воле Его?» Он отвечает на этот вопрос эмоционально, чтобы мы понимали, что первые заслуги веры и неверия открываются только людям духовным, но не тем, кто живет согласно земному человеку. Подобно этому и то, как Бог в Своем предведении избирает тех, кто поверит, и осуждает неверующих. Бог и не избирает за дела, и не осуждает за них, но Он веру одних делает способной творить добро, а бесчестие других ожесточает, и они творят зло. Такое понимание, как я сказал, доступно только людям духовным, и оно далеко отстоит от мудрости плоти. Так апостол отвечает спрашивающему, чтобы понял, что прежде всего ему надо отложить в сторону человека из глины, дабы заслужить право исследовать все это с помощью Духа.

Некоторые темы из Послания к Римлянам. Cl. 0280, 54.38.8.

Стих 20

Павел говорит, что пока ты — изделие, подобное куску глины, и еще не приведен к духовному, дабы как духовный человек мог судить обо всем и не быть судимым никем, то правильно для тебя воздерживаться от такого исследования и не отвечать Богу. Всякий, кто желает узнать Его помышление, должен сначала быть принятым в друзья Его, а это возможно лишь для духовных людей, уже несущих образ человека небесного.

Некоторые темы из Послания к Римлянам. Cl. 0280, 54.39.3.

Стих 21

Доколе вы — сосуды глиняные, вы сначала должны быть разбиты тем жезлом железным, о котором сказано: Ты поразишь их жезлом железным; сокрушишь их, как сосуд горшечника [9 Ты поразишь их жезлом железным; сокрушишь их, как сосуд горшечника". Пс 2:9]. Тогда, когда внешний человек будет разрушен, а внутренний обновлен, вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову [18 чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, 19 и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею. Еф 3:18−19]. Потому как из одной и той же глины Бог создал одни сосуды для почетного употребления, а другие — для низкого, то не вам об этом судить, кем бы вы ни были, все еще живя, как эта глина, то есть земным чувством и плотской мудростью.

Некоторые темы из Послания к Римлянам. Cl. 0270, 54.39.11.

Иное толкование

Сначала производится сосуд для низкого употребления, затем другой — для почетного. Подобно и в человеке, как я сказал, сначала дурное, с чего нам должно начинать и где мы не должны оставаться; затем — доброе, к чему мы стремимся и, достигнув, должны в нем пребывать. Но не каждый плохой человек станет хорошим, как не будет хорошим тот, кто не был плохим. И чем скорее человек изменится к лучшему, тем быстрее он по праву станет именоваться таким, каким он стал.

О граде Божием. Cl. 0313, SL48.15.1.46 [CCSL 48:454].

Принимая во внимание, что природа наша согрешила в раю, мы теперь образуем поколение смертных по тому же самому провидению Бога, но не по небесному, а по земному, то есть не по духу, а по плоти. Все мы стали одной глиняной массой, то есть массой греха.

О различных вопросах. Cl 0289, 68.66 [CCSL 44A:177].

Иное толкование

Если бы эта глина была столь незначительной, что не заслуживала бы ничего доброго, как и ничего плохого, было бы оправданно считать несправедливым использование ее на сосуды низкого употребления. Но когда по свободной воле первочеловека осуждение распространилось на всю глину, то не осталось сомнения, что, если из нее производятся сосуды для почетного употребления, это уже не вопрос справедливости, которая не действует без благодати, но Божией милости. Когда же, однако, сосуды делаются для низкого употребления, то это относится к суду Божиему, но не к несправедливости, которой у Бога быть не может.

Послания. Cl. 0262, 186.57. 6.60.5

Могло бы показаться несправедливым, что сосуды гнева производятся на погибель, если бы вся глина не была осуждена в Адаме. Что люди становятся сосудами гнева при рождении, относится к наказанию, которого они заслуживают; а что, возрождаясь, они становятся сосудами милосердия, относится к незаслуженной благодати.

Послания. Cl. 0262, 190.57.3.144.15.

Стих 22

Когда Павел говорит: С великим долготерпением [Бог] щадил сосуды гнева, готовые к погибели, то он ясно показывает, что ожесточение сердца, случившееся с фараоном, явилось заслугой его прежнего бесчестия. Но Бог терпеливо сносил его неверие, пока не пришло время воздать ему заслуженное, дабы исправить тех, кого Он решил освободить от заблуждения и, призвав, привести их к почитанию и благочестию, помогая молитвам их и воздыханиям.

Некоторые темы из Послания к Римлянам. Cl. 0280, 55.40.1.

Стих 23

Давая некоторым то, что они не заслужили, Бог, очевидно, хотел явить милость даром, и потому она — истинная милость. Не давая ее всем, Он показал, чего заслужили все. Он благ в благодеяниях для одних, справедлив в наказании других; но благ во всем, ибо это благо, если воздается заслуженное. И справедлив Бог во всем, ибо справедливо давать незаслуженное без всякой корысти.

О даре терпения. Cl. 0355, 1009.56.

Стих 24

Павел говорит: Haд нами, которых Он призвал не только из Иудеев, но и из язычников, но он не говорит: «всех Иудеев» или «всех язычников». От Адама пошла одна масса — грешников и нечестивцев, в которой и иудеи, и язычники из одного теста, лишенного благодати Божией. Если же горшечник из одной и той же глины делает один сосуд для почета, а другой для бесчестия, то очевидно, что Бог создал из иудеев одни сосуды для почета, другие для бесчестия, подобно как и из язычников, ибо все из одного теста.

О различных вопросах. Cl. 0290, 1.2.19.617.

Стих 25

Павел учит, что мы творим добро по благодати Божией и что иудеи, получившие Евангелие, не должны хвалиться делами своими, считая, что они заслужили его и не желая дать его язычникам. Им следует отказаться от этой гордости и понять, что если мы призваны к вере не по делам нашим, а по милосердию Божию, и если оно дается верующим, чтобы все мы поступали хорошо, то нельзя лишать язычников этого милосердия, будто бы оно дано иудеям за их прежние заслуги, которые ничто.

Некоторые темы из Послания к Римлянам. Cl. 0280, 56.40.10.

Стих 27

Павел показывает, что Господь есть краеугольный камень, соединяющий в Себе обе стены. Свидетельство про-рока Осии говорит о язычниках: Не Мой народ назову Моим народом, и не возлюбленную — возлюбленною. А свидетельство Исаии говорит об Израиле: Только остаток спасется, дабы все, поверившие во Христа, зачтены были в семя Авраама. Господь объединяет и язычников, в связи с чем в Евангелии о язычниках Он говорит, что есть у Него и другие овцы, которые не из этого стада и которых Ему следует привести, чтобы было одно стадо и один Пастырь [16 Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь. Ин 10:16].

Некоторые темы из Послания к Римлянам. Cl. 0280, 57.40.24.

***

Если остаток, о котором здесь сказано, следует понимать нам не как избрание оправданных, но как избрание тех, кто должен быть оправдан, то такое избрание действительно скрыто от нас и не может быть нами познано. Нам должно относится ко всем людям как частям той же глиняной массы. Если кто претендует на то, что понимает это, то я признаюсь в своей немощи относительно этой проблемы.

О различных вопросах. Cl. 0290, 1.2.22.768 [CCSL 44:54].

« 8 глава РимРимлянам 9 глава RBCБиблейского Центра AICАвгустин 10 глава »


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.