1-е Коринфянам 11 глава

Первое послание Коринфянам
Русского Библейского Центра → Толкования Августина

Русского Библейского Центра

1 Подражайте мне, как я подражаю Христу.
2 Похвально, братья, что вы во всех случаях обо мне помните и следуете правде, как я вам ее передал.
3 Но хочу, чтобы вы знали: всем нам глава — Христос, женщине глава — муж, а Христу глава — Бог.
4 Мужчине молиться или пророчествовать с покрытой головой — значит бесчестить свою голову.
5 И женщине молиться или пророчествовать с непокрытой головой — значит бесчестить свою голову. Это то же самое, что обриться.
6 Если женщина обнажит голову, пусть и острижется. Но если быть остриженной или обритой для нее бесчестье, пусть голову покрывает.
7 Мужчине не нужно покрывать голову. Он муж. Он — образ Божий и Божья честь. А жена — честь мужа.
8 Не мужчина от женщины, а женщина от мужчины.
9 И не он сотворен ради нее, а она ради него.
10 Поэтому женщина должна носить на голове подтверждение перед ангелами, что подвластна.
11 Однако, по вере в Господа, что женщина, что мужчина, оба друг без друга — ничто.
12 Женщина произошла от мужчины, это верно. Но никто как женщина дает жизнь мужчине. Это так от Бога.
13 Судите сами, хорошо ли женщине молиться Богу с непокрытой головой?
14 И не подсказывает ли вам сама природа, что мужчина унижает себя длинными волосами?
15 Но если волосы отпускает женщина, это ей к лицу. Длинные волосы у женщины — что покрывало.
16 А на сомнения, у кого они возникнут, отвечу: ни у нас, ни в других Божьих церквах другого порядка нет.
17 Вместе с наставлением мое вам и порицание: собираетесь на хорошее, а выходит нехорошо.
18 Во-первых, слышу, что на ваших собраниях в церкви бывает у вас разобщение. Это в какой-то мере можно понять.
19 Без разномыслия тоже нельзя, а не то у вас останутся в тени одаренные.
20 Но недаром, когда вы собираетесь, вечери Господней у вас не получается.
21 Сразу начинаете есть каждый свое. И вот один уходит голодным, а другой так и пьян.
22 А не лучше ли есть и пить у себя дома? Или вы ни во что не ставите церковь Божью и презираете неимущих? Что тут сказать? Уж не похвалить ли вас за это? Нет, не похвалю.
23 Я от Господа знаю и вам передаю: Господь Иисус в ту ночь, когда Его предали, взял хлеб,
24 С благодарением разломил и сказал: «Это — Мое Тело ради вас. Так делайте в память обо Мне».
25 Также и чашу после вечери. И сказал: «Эта чаша — новый договор на Моей Крови. Когда будете пить из нее, всегда делайте это в память обо Мне».
26 Всякий раз, когда едите этот хлеб и пьете эту чашу, смерть Господню возвещаете, пока Он не придет.
27 Поэтому, кто бы ни ел этот хлеб и ни пил эту чашу недостойно — виновен перед Телом Господним и Его Кровью.
28 Нужно понимать, что ты делаешь, когда ешь этот хлеб и пьешь из этой чаши.
29 Кто ест и пьет и не помнит Тела — ест и пьет к своему осуждению.
30 Вот почему среди вас так много слабых, больных и столько умирает.
31 А если бы мы не забывались, то не было бы нам осуждения.
32 Но осуждение есть и есть наказание. Плохо, когда Господь вот так судит нас заодно со всем миром.
33 Стало быть, братья, собравшись на вечерю, не начинайте, пока не придут все.
34 Если голоден, поешь у себя дома, тогда никому из вас не будет осуждения. Об остальном буду говорить с вами, когда приду.

Толкования Августина

Стих 3

Муж тогда настоящий глава жене, когда глава мужа — Христос, Который есть Премудрость Божия.

Источник: О Книге Бытия против манихеев. 2.12.16 PL 34:205.

Стих 7

Не так, что одна часть человека принадлежит Богу, своему Творцу, а другая — тьме, как некоторые утверждают. Скорее, и часть, обладающая силой управлять, и та часть, которая управляема, — обе от Бога... [Манихеи] говорят: нельзя было позволять диаволу приближаться к жене его [Адама]. Но нет, это она должна была не позволить диаволу приблизиться к себе, ибо сотворена была такой, что, если бы не хотела, не подпустила его. Тогда они говорят: может, не нужно было ее творить. Но это означало бы, что не нужно было творить добро. Ведь нет сомнений, что женщина — добро, причем настолько, что апостол называет ее славой мужа: все — от Бога.

О Книге Бытия против манихеев 2.26.40−42 PL 34:217, 219

***

Этот образ, который соответствует образу Бога, не равен и не совечен Тому, чьим образом является; и не был бы таковым, даже если бы не согрешил. Надо понимать слова Бога в значении не единственного, а множественного числа: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему26 И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. Быт 1:26. Человек был сотворен не по образу только Отца, или только Сына, или только Духа Святого — но по образу Троицы.

Источник: О буквальном смысле Книги Бытия 61 CSEL 28.1:502

Стих 12

О поле мужчины и женщины что сказать может сын погибели1 ? Что два пола не от Бога, а от дьявола. А что об этом скажет сосуд избрания2 ? Что как жена от мужа, так и муж через жену, и все — от Бога. Что же скажет о плоти устами манихеев дух нечистый? Что это плохая субстанция, потому не творение Бога, а Его врага.

Примечания

  • 1 — Т.е. манихей
  • 2 — Т.е. Павел; ср. 13 Анания отвечал: Господи! я слышал от многих о сем человеке, сколько зла сделал он святым Твоим в Иерусалиме; Деян 9:13.

О воздержании 10.24 CSEL 41:171.

Стих 14

Почему, удивляюсь я, мужчины носят длинные волосы прямо вопреки предписанию апостола? Или это для того, чтобы парикмахерам нечего было делать? Или, может, чтобы уподобиться птицам евангельским, которые боятся потерять оперение, потому что не смогут летать? Воздержусь более говорить об этом пороке из-за длинноволосых братьев, которых почти во всех других отношениях мы высоко почитаем. Но чем больше мы любим их во Христе, тем настойчивее и даем советы.

Источник: О делах монашеских.

Стих 18

Люди становятся еретиками, оставаясь внутри Церкви. Теперь же, когда они вне Церкви, они приносят нам больше пользы — не тем, что учат истине, которую не знают, но побуждая плотских христиан искать истину, а христиан духовных ее растолковывать. В святой Церкви есть много мужей, искусных пред Богом, но они не бывают явлены в нас, пока, услаждаясь мраком своего невежества, мы предпочитаем предаваться сну, а не созерцать свет истины. Поэтому многие пробуждаются ото сна благодаря еретикам, дабы видеть день Господень и возрадоваться. Итак, будем пользоваться и еретиками, не с тем, чтобы одобрять их заблуждения, а чтобы самим быть более бодрствующими и осторожными, защищая кафолическое учение от их козней, хотя бы самих их и не могли мы призвать к спасению

Источник: «Об истинной религии»

Стих 19

Люди становятся еретиками, оставаясь внутри Церкви. Теперь же, когда они вне Церкви, они приносят нам больше пользы — не тем, что учат истине, которую не знают, но побуждая плотских христиан искать истину, а христиан духовных ее растолковывать. В Церкви множество людей, испытанных Богом, но они не выделяются среди нас, покуда мы, занятые мраком своего невежества, предпочитаем спать, а не нести свет истины.

Об истинной религии 7.15 CCSL 32:197

Стих 25

Старое ушло и обновилось во Христе, так что алтарь уступил алтарю, меч — мечу, огонь — огню, хлеб — хлебу, жертва — Жертве, кровь — Крови.

Послания 36. CSEL 34.2:54

Стих 27

Что значит принять недостойно? — принять с насмешкой, принять с презрением.

Проповеди 227. SC 116:240

Стих 31

Действительно, многие грехи, похоже, остаются незамеченными и не воздаются наказанием, но наказание за них переносится на будущее. Ведь недаром тот день, когда придет Судия всем живущим и умершим, называется «судным днем». Поскольку же за некоторые грехи мы получаем наказание здесь и они отпускаются, мы можем быть уверены, что они не принесут нам вреда в веке будущем. Потому в отношении некоторых временных наказаний, выпадающих грешникам в этой жизни, апостол, обращаясь к тем, чьи грехи смываются и не оставляются на конец, говорит: Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром.

Энхиридион 17:66 CCSL 46:85

Стих 34

Из этого следует понять, что всего было слишком много, чтобы он мог в послании изложить весь порядок устройства, которому должна следовать вселенская Церковь; установленное же им самим не должно изменяться.

Послания 54 CSEL 34.2:167



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.