2-е Фессалоникийцам 2 глава

Второе послание Фессалоникийцам
Русского Библейского Центра → Толкования Августина

Русского Библейского Центра

1 По поводу же пришествия Господа нашего Иисуса Христа и готовности к этому нашего собрания просим вас, братья,
2 Не спешить расставаться со здравым смыслом и не ужасаться ни вдохновенному слову, ни слуху, ни посланию, якобы исходящему от нас, будто уже здесь День Господень.
3 Пусть никому не удастся сбить вас с толку ничем. Не будет, пока не придет сперва отступничество и не откроется на свою погибель носитель большого зла,
4 Ниспровергатель, ставящий себя выше всего, что можно так или иначе назвать богом или святыней. Он сядет в Божьем Храме и будет выдавать себя за Бога.
5 Вам ли не помнить, что еще находясь у вас, я говорил об этом?!
6 А сегодня вы знаете, чтo не дает ему открыться не в свое время.
7 Тайна большого зла пришла в действие, но ей препятствует заслон, пока сам не уберется с дороги.
8 Тогда-то и объявится большой злодей. Но Господь Иисус сметет его духом Своих уст, уничтожит явлением Своего пришествия.
9 С появлением ниспровергателя работа Сатаны всяким действием чудесных сил, и знамением, и обманным дивом,
10 И прочим злодейским плутовством совершится к погибели тех, кто не принял истины любви, а с ней своего спасения.
11 За это Бог допустит среди них обманное наваждение, и будут верить лжи.
12 Тогда будут осуждены все те, кто не хотел верить истине, упивался неправдой.
13 А за вас, братья, любимые Господом, мы всегда будем благодарить Бога. Он избрал вас первыми и святостью Духа спасает за верность истине.
14 Это и была Его цель. Нашим евангелием Он призвал вас и приобщил к славе Господа нашего Иисуса Христа.
15 Стало быть, братья, стойте твердо, держитесь правды, которую взяли из слова ли нашего изустного, послания ли.
16 Сам Господь наш Иисус Христос и Бог Отец наш предлагают нам Свою любовь, всегдашнюю поддержку и добрую надежду с благодатью.
17 Вот Кто и дух укрепит, и сил прибавит на всякое доброе дело и слово.

Толкования Августина

Стих 2

А потому одно дело — неведение времен, а другое — падение нравов и любовь к порокам, ибо и апостол Павел, когда говорил: Не спешите колебаться умом и смущаться ни... от слова, ни от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает день Господень1 , — очевидно желал, чтобы они не верили тем, кто считает, что уже близко пришествие Господне, но, однако, он не хотел и чтобы они говорили, как тот раб: не скоро придет господин мой (45 Если же раб тот скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, и начнет бить слуг и служанок, есть и пить и напиваться, — Лк 12:45), — и предавались своеволию и распутству себе на погибель. Впрочем, нежелание его, чтобы они верили ложным слухам о наступлении последнего дня, было, тем не менее, таково, что он хотел видеть их готовыми к пришествию Господню, когда их чресла препоясаны и светильники горящи (35 Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи. Лк 12:35). Он говорит им: Но вы, братия, не во тьме, чтобы день застал вас, как тать; ибо все вы — сыны света и сыны дня: мы — не [сыны] ночи, ни тьмы (4 Но вы, братия, не во тьме, чтобы день застал вас, как тать. 5 Ибо все вы — сыны света и сыны дня: мы — не сыны ночи, ни тьмы. 1Фес 5:4−5).

Примечания

  • 1 — В Синод, переводе — Христов.

Источник: Послания 199, Сl.0262, 199.57.1.245.5.

***

Ты, конечно, утверждаешь это самым благочестивым и истинным образом, подчеркивая блаженство тех, кто возлюбил явление Господне (см. 8 а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его. 2Тим 4:8). Но и те, к кому обращался апостол: Не спешите колебаться умом... будто уже наступает день Господень, очевидно возлюбили явление Господне, и, говоря так, учитель язычников не уводил их от той любви, которой желал воспламенить их сердца. Он не хотел, чтобы они верили тем, от кого слышали, будто уже наступает день Господень, именно потому, чтобы, когда пройдет время, в которое, как они верили, Он должен был прийти, и они увидят, что Он не пришел, они, считая, что и прочие обетования ложны, не отчаялись и в самой награде за веру свою. Стало быть, не тот возлюбил явление Господне, кто объявляет, что оно уже близко, и не тот, кто утверждает, что оно еще не близко, а тот, кто, близко ли оно, далеко ли, ожидает его с искренней верой, твердой надеждой и пламенной любовью.

Источник: Послания 199, Сl. 0262, 199.57.5.255.15.

Стих 3

Никто не сомневается, что апостол говорил это об антихристе, и говорил, что день суда — ибо это его он называет днем Господним (2 не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов. 2Фес 2:2) — не наступит прежде, чем придет тот, кого он называет отступником, разумеется, от Господа Бога. Если последнее название вполне применимо ко всем нечестивым, то не тем ли более к нему?

О Граде Божием, Сl. 0313, 48.20.19.26.

Стих 4

Но неизвестно, в каком сядет он храме Божием: на развалинах ли того храма, который был построен царем Соломоном, или в церкви. Ибо храма какого-нибудь идола или демона апостол не назвал бы храмом Божиим. Поэтому некоторые хотят разуметь в этом месте под антихристом не самого князя, а как бы все тело его, т. е. вместе с князем и всю принадлежащую ему массу людей; и полагают, что было бы правильнее и по-латыни читать это место так, как читается по-гречески: сядет не «в храме Божием», а «в храм Божий», как будто бы сам он был храмом Божиим, под которым разумеется Церковь, как, например, мы говорим «сидит в друга», т. е. как друг, и т. п.

Стих 6

Говоря же: «И ныне вы знаете, что не допускает открыться ему в свое время», т. е. вы знаете, что его удерживает, в чем причина его промедления, он дал понять, что они-то знают, а он не хочет говорить об этом открыто. А потому мы, не знающие того, что знали они, при всем своем желании не в состоянии уяснить себе того, что разумел апостол; это тем более, что последующие слова его затемняют этот смысл.

Стих 7

Признаюсь, я не понимаю этих слов. Не скрою, однако, тех человеческих догадок, какие мне пришлось слышать или читать.

Некоторые думают, что в этом случае речь шла о римской власти и что апостол Павел не хотел писать об этом открыто из опасения подвергнуться преследованиям из-за недоброжелательного отношения к этой власти, которую многие считали вечной, так что говоря: «Тайна беззакония уже в действии», он якобы имел в виду Нерона, действия которого казались ему Действиями антихриста. Поэтому иные делали предположения, что Нерон воскреснет и будет антихристом. Другие же полагали, что он и не убит, а, скорее, скрыт, чтобы считали его убитым; и что в то время, как его считают убитым, он скрывается, сохраняя свой возраст, и будет так скрываться до тех пор, пока в свое время не откроется и не восстановится на царство. Но такого рода предположения мне кажутся слишком странными.

Что же касается слов апостола: «Только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь», то в них не без основания видят речь о самой римской власти, как если бы было сказано: «Только повелевающий ныне да повелевает, пока не будет взят от среды удерживающий теперь», т. е. пока не выбудет из среды. ‹…›

Иные же думают, что и слова апостола «Тайна беззакония уже в действии» относятся не более, как к злым и притворным, которые находятся в Церкви, пока не возрастут до такого числа, что составят для антихриста великий народ; что это и есть «тайна беззакония», так как представляется скрытой. Верующих же апостол-де увещевает пребывать твердо в вере, которую содержат, говоря: «Не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь», т. е. пока не выйдет из среды Церкви тайна беззакония, которая в настоящее время скрыта. Полагают, что к этой самой тайне относится то, что говорит евангелист Иоанн в своем послании: «Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время. Они вышли от нас, но не были наши; ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и чрез то открылось, что не все наши» (18 Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаём из того, что последнее время. 19 Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши. 1Ин 2:18−19). Итак, говорят, как прежде конца в тот час, который Иоанн называет последним, вышли из среды Церкви многие еретики, которых он называет многими антихристами, так и тогда выступят оттуда все, которые будут принадлежать не Христу, а тому последнему антихристу, и тогда явится он сам.

«О граде Божьем". Кн. 20. Глава XIX. Что писал апостол Павел фессалоникийцам, и о явлении антихриста, за временем которого последует день Христов

Стих 8

«И тогда откроется беззаконник». Никто не сомневается, что под этим именем разумеется антихрист.

Стих 9

Между тем как темные слова апостола толкуются гадательно одними так, другими иначе, несомненно одно: Христос придет судить живых и мертвых не прежде, чем придет для обольщения мертвых душою Его противник, антихрист; хотя обольщение с его стороны есть уже дело тайного божественного суда. Ибо пришествие его будет «по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих». Тогда получит свободу сатана и посредством его самым чудесным, хотя и лживым образом будет действовать антихрист. Часто спрашивают: потому ли эти знамения и чудеса называются ложными, что он будет обольщать смертные чувства призраками, так что будет казаться делающим то, чего не делает; или потому, что эти чудеса, хотя сами по себе и истинные, будут вовлекать в обман тех, которые, не зная силы диявола, поверят, что они могли совершаться только божественной силой, — и это тем более, что он получит тогда такую власть, какой никогда не имел. Ведь не призраки же то были, когда упал с неба огонь и одновременно уничтожил множество слуг и многочисленные стада святого Иова, а налетевшая и разрушившая дом буря умертвила сыновей его; а между тем, это были действия сатаны, которому Бог дал подобную власть (16 Еще он говорил, как приходит другой и сказывает: огонь Божий упал с неба и опалил овец и отроков и пожрал их; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе. 17 Еще он говорил, как приходит другой и сказывает: Халдеи расположились тремя отрядами и бросились на верблюдов и взяли их, а отроков поразили острием меча; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе. 18 Еще этот говорил, приходит другой и сказывает: сыновья твои и дочери твои ели и вино пили в доме первородного брата своего; 19 и вот, большой ветер пришел от пустыни и охватил четыре угла дома, и дом упал на отроков, и они умерли; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе. Иов 1:16−19). Итак, по какой из этих двух причин чудеса и знамения названы ложными, это прояснится в надлежащее время.

Стих 10

Итак, по какой из этих двух причин чудеса и знамения названы ложными, это прояснится в надлежащее время. Но по какой бы причине они ни были так названы, обольстятся этими знамениями и чудесами те, которые заслужат быть обольщенными «за то, что они не приняли любви истины для своего спасения».

Все это пошлет Бог, потому что Он допустил дьяволу совершать это; допустит по праведному со Своей стороны суду, хотя тот будет совершать по неправедному и злому умыслу. Да будут осуждены, говорит Павел, все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду (12 да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду. 2Фес 2:12). Судимые, они подвергнутся обольщению и, обольщенные, осудятся. Но подвергнутся обольщению судимые теми Божиими судами, тайно праведными и праведно тайными, которыми не переставал Бог судить с самого начала разумные создания. А обольщенные осудятся последним и явным судом через Иисуса Христа, праведнейшего будущего Судию, неправеднейшим образом осужденного.

Стих 11

И затем апостол, не колеблясь, прибавляет: «И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи». Пошлет Бог, потому что Бог допустит дьявола совершать это, — допустит по праведному со Своей стороны суду, хотя тот будет совершать по неправедному и злому умыслу.

Стих 12

Судимые, они подвергнутся обольщению и, обольщенные, осудятся. Но подвергнутся обольщению судимые теми Божиими судами, тайно праведными и праведно тайными, которыми не переставал Бог судить с самого начала греха разумной твари; а обольщенные осудятся последним и явным судом через Иисуса Христа, праведнейшего будущего судию, неправеднейшим образом осужденного.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.