Русского Библейского Центра
1 Мы должны больше вникать в то, что нам сказано, тогда не собьемся с толку.
2 С тех пор, как через ангелов было сказано обязующее слово, ни одно преступление или непослушание никому не сходило с рук.
3 И если мы тем более пропустим мимо ушей великое слово спасения, то куда мы денемся? Оно через тех, кто услышал его сначала из уст Самого Господа, дошло и до нас и остается в силе.
4 А еще были Божьи указания: знамения, чудеса и действие разных сил. И дары Святого Духа — каждому по Божьей воле.
5 И не ангелам Он отдал под начало грядущую вселенную, о которой идет речь.
6 Нет. В одном месте в Писании сказано: «Что есть человек, что Ты помнишь о нем? Кто он такой, что Ты так любишь его?
7 Едва ли чересчур Ты принизил его перед ангелами. Ты увенчал его славой и честью...
8 Все поверг ему под ноги», все отдал ему под начало, исключил саму возможность неподчинения. Однако сегодня еще не видим, чтобы все ему подчинилось.
9 Зато видим, что за смертное страдание увенчан славой и честью Иисус, хотя Он не меньше был принижен перед ангелами. Ему за всех суждено было ради благодати Божьей принять смерть.
10 Бог, Владыка и Творец мира, сделал так, что всему множеству сыновей теперь обещана небесная слава. А Инициатора их спасения Он привел к цели путем страданий. Но только такой путь и мог быть оправдан.
11 Тот, кто святость дает, и те, кто святость получает — все от одного Отца, и Сын не стыдится признать Своих братьев. Он говорит:
12 «Имя Твое возвещу Моим братьям, пропою о Тебе всему их собранию».
13 И еще: «Положусь на Него». И потом: «Вот Я и дети, которых дал Мне Бог».
14 А если дети наделены плотью и кровью, то и Он тоже сделался плотью и кровью, чтобы Своей смертью истребить носителя смерти, то есть Дьявола,
15 И освободить от страха смерти тех, кто всю жизнь был рабом этого страха.
16 В Его щадящей руке — не ангелы, а потомки Авраамовы.
17 Он должен был во всем уподобиться братьям, чтобы Ему, сострадательному и верному Архиерею, совершить перед Богом умилостивление за грехи народа.
18 И если Ему Самому было такое испытание — так пострадать, то Он не может оставить без помощи тех, кому тоже выпало свое испытание.
Толкования Августина
Стих 7
Он — Посредник не потому, что — Слово: ибо бессмертное и блаженное Слово бесконечно удалено от злополучных смертных, а потому что человек. Этим самым Он показал, что для достижения не только блаженного, но и делающего блаженным блага мы не должны искать иных посредников, которые бы могли облегчить нам путь к нему; ибо блаженный и подающий блаженство Бог, сделавшись причастным к нашему человеческому роду, указал нам кратчайший путь для приобщения к Его Божеству. Освобождая нас от смертности и злополучия,
Он приводит нас не к бессмертным и блаженным ангелам, чтобы через общение с ними и мы были блаженны и бессмертны, но к Самой Троице, через общение с Которой блаженны и сами ангелы. Таким образом, соблаговолив принять образ раба (7 но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; Флп 2:7), умаленный по сравнению с ангелами (6 Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его; Пс 8:6: 7 Не много Ты унизил его пред Ангелами; славою и честью увенчал его, и поставил его над делами рук Твоих, Евр 2:7), Он в образе Божием пребыл выше ангелов и стал путем жизни в преисподней, будучи жизнью для Небес.
Источник: Августин Иппонский, О граде Божьем 9.15 С1. 0313, 8Ь47, 9.15.50.
Стих 11
Поскольку единый — не имеет братьев; и оттого, что первородный, Он удостоил называть братьями всех, кто после и через Его первородство заново рождаются, усыновленные по благодати Божией, как к тому призывает учение апостольское.
Источник: Августин Иппонский, О вере и символе веры 4.6 Сl. 0293,4.6.10.3.