По Луке 19 глава

Евангелие по Луке
Русского Библейского Центра → Комментарии Баркли

Русского Библейского Центра

1 А это было уже в самом Иерихоне. Иисус проходил по городу,
2 И там один человек, по имени Закхей, первый богач среди сборщиков податей,
3 Все хотел посмотреть на Иисуса, какой Он, и не мог через головы: невелик был ростом.
4 Боясь упустить случай, он забежал вперед, туда, где должен был вскоре проходить Иисус, и взобрался на сикомору.
5 Там наверху Иисус и увидел его, когда подошел, и говорит: «Закхей! Скорее слезай! Мне нужно быть у тебя сегодня в гостях».
6 Закхей спрыгнул с дерева и вскоре принял у себя дорогого гостя.
7 Люди смотрели на это с неодобрением, возмущались: «С кем под одной крышей! С грешником!».
8 А Закхей встал перед Господом и говорит: «Господи! Половину моего достояния отдам нищим, а у кого взял лишнее, возмещу вчетверо».
9 Иисус сказал: «Сегодня пришло спасение и в этот дом. А то разве тут не живет такой же потомок Авраама!
10 Сын человеческий пришел найти и вернуть пропажу».
11 Все продолжали слушать, и Он рассказал другую притчу. Это было уже вблизи Иерусалима, и людям чудилось, что Божье Царствo уже прямо на пороге.
12 Иисус говорил: «Некто из большой знати собирался в дальнюю страну, чтобы стать на царство и вернуться.
13 Десяти слугам он дал по одной мине и сказал: “Пустите деньги в дело до моего возвращения.”
14 Подданные в стране ненавидели его и вслед за ним отправили гонцов с посланием: “Не хотим над нами его царской власти.”
15 А он вернулся царем и потребовал к себе слуг, которым дал деньги, чтобы заслушать отчет о прибытках.
16 Пришел первый слуга и говорит: “Государь! Твоя монета обернулась десятью минами.”
17 Царь сказал: “Ты сослужил мне хорошую службу. За усердие в малом принимай под свою руку десять городов.”
18 Пришел второй и говорит: “Государь! Твоя монета принесла пять мин.”
19 Сказал и этому: “Принимай пять городов.”
20 Пришел третий и говорит: “Государь! Вот твоя монета. Она у меня была завернута в тряпицу.
21 Я побоялся тебя. Ты человек страшный: не из своих запасов берешь, не свои посевы косишь.”
22 Царь сказал ему: “Твоими устами буду судить тебя, негодный слуга! Ты знал, что я человек страшный: не из своих запасов беру, не свои посевы кошу.
23 Что же ты не пустил деньги в оборот? Сейчас я как раз и собрал бы свое с прибытком.”
24 И сказал своим людям: “Отберите у него монету и отдайте тому, у кого десять”.
25 Говорят ему: “Государь! У него их и так уже десять”.
26 А он: “Говорю вам, имущему дастся и прибавится, а у неимущего отнимется и то, что есть.
27 А моих врагов, которые не хотели, чтобы я был у них царем, приведите сюда и передо мной порешите”».
28 Иисус рассказывал это по дороге в Иерусалим.
29 А когда подходил к Вифагии и Вифании, у Масличной горы выслал вперед двух учеников
30 С напутствием: «Ступайте к ближним дворам. Там на околице найдете осленка на привязи. На нем никто еще не ездил. Отвяжите его и приведите ко Мне.
31 Если спросят: “Зачем отвязываете?” — отвечайте: “Нужен Господу”».
32 Ученики пошли и застали все, как Он говорил.
33 Когда отвязывали осленка, хозяева спросили их: «Зачем отвязываете осленка?».
34 Ученики ответили: «Нужен Господу» —
35 И привели к Иисусу. На осленка набрасывают одежду и сажают Иисуса.
36 Он ехал, и люди устилали Ему путь своей одеждой.
37 Когда Иисус подъехал к подножию Масличной горы, ученики начали восхвалять Бога за все те чудеса, какие довелось им видеть. Все шумно радовались
38 И кричали: «Благословен царь, грядущий во имя Господне! Мир на небе! Слава в вышних небесах!».
39 Фарисеи из толпы говорят Иисусу: «Учитель! Уйми Своих учеников!».
40 Он ответил: «Говорю вам: умолкнут они — закричат камни».
41 Начинался город. Иисус увидел его и заплакал над ним.
42 Он говорил: «О, если бы вдруг в этот день и ты увидел пути к миру! Но сегодня они заслонились от твоих глаз.
43 Настанут дни, когда твои враги возведут вокруг тебя осадный острог и набросятся, ударят со всех сторон,
44 И сотрут тебя с лица земли вместе с твоими детьми, не оставят от тебя камня на камне. Времени посещения нынешнего ты не распознал!».
45 Иисус пришел в Храм и выгнал оттуда торговцев.
46 Он говорил им: «Написано: “Мой Дом будет Домом молитвы,” а вы превратили его в разбойничий притон».
47 Каждый день Иисус учил народ в Храме. Первосвященники, книжники и прочие руководители и власти строили планы, как им убрать Иисуса,
48 Но действовать не решались. Народ не мог наслушаться Его.

Комментарии Баркли

ИИСУС НАВЕЩАЕТ ПРЕЗИРАЕМОГО (Лк 19:1−10)

Иерихон был богатым городом и важным центром. Он лежал в долине реки Иордана и контролировал дороги, ведущие в Иерусалим и переправу через реку Иордан, которые вели в земли восточного берега реки. Около города находился большой пальмовый лес и всемирно известная роща бальзамовых деревьев, запах которых наполнял воздух на многие километры вокруг. Далеко за пределами Иерихона были известны его розовые сады. Иерихон называли «городом пальм». Иосиф Флавий называет Иерихон «божественной землей», «самой тучной и плодородной в Палестине». Римляне стали вывозить из Иерихона финики и бальзам, которые приобрели мировую известность

Это привело к тому, что Иерихон еще больше разбогател и приносил казне большие доходы с налогов и пошлин. Мы уже видели, какие налоги собирали мытари как они их собирали и хищнически при этом обогащались (Лк 5:27−32). Закхей находился в зените своей карьеры и был самым ненавидимым в округе человеком. Сказанное о нем распадается на три части.

1. Закхей был богат, но несчастлив. Он был одиноким, потому что выбрал занятие, сделавшее его презираемым, Он слышал об Иисусе, о Его добром отношении к мытарям и грешникам, и думал, что, может быть, у Иисуса есть и для него доброе слово. Презираемый и ненавидимый людьми Закхей стремился к любви Божией.

2. Закхей решил, во что бы то ни стало увидеть Иисуса, и ничто не смогло остановить его. Уже одно то, что оказался в толпе, потребовало от него мужества: ведь каждый мог бы воспользоваться случаем, чтобы пихнуть, ударить или толкнуть ненавистного сборщика налогов! Но Закхей не заботился об этом, хотя бы и не осталось живого места от ушибов, синяков и кровоподтеков. Ему не давали взглянуть на Иисуса — уже одно это доставляло удовольствие людям. Поэтому Закхей забежал вперед и взобрался на смоковницу, дерево с низким стволом и раскидистыми ветвями, на которое можно было легко взобраться. Один путешественник пишет, что «дерево это дает приятную тень... И поэтому его очень любят сажать вдоль дороги». Коротышке Закхею, конечно было непросто взобраться на дерево, но сильное желание придало ему мужества.

3. Закхей продемонстрировал всем, что он теперь стал иным человеком. Когда Иисус заявил, что проведет этот день в доме Закхея, а тот узнал, что обрел верного друга, то принял решение, отдать половину своего состояния бедным; вторую половину он тоже не намерен был оставить себе, а решил употребить на то, чтобы загладить причиненное им людям зло.

В своем решении воздать людям, что принадлежало им, Закхей пошел дальше, чем того требовал от него закон. Возмещение вчетверо полагалось по закону лишь за умышленный и насильственный грабеж (Исх 22:1) В случае обычной кражи если украденное не могло быть возвращено хозяину полагалось уплатить возмещение в размере двойной стоимости украденного (Исх 22:4, 7). Если кто добровольно признался в содеянном и добровольно предложил возместить стоимость украденного и еще одну пятую часть этой стоимости (Лев 6:5; Чис 5:7). Закхей же был готов возмещать причиненный им ущерб в объеме гораздо большем, чем того требовал от него закон. Этим он доказал на деле, что стал совсем другим человеком.

Один доктор рассказал очень неприятное событие о том, как во время одного судебного заседания несколько женщин давали показания перед судом. Но одна женщина настойчиво молчала и отказывалась давать показания. Когда ее спросили о причине такого поведения, она сказала: «Четыре из этих свидетельниц должны мне деньги, но не отдают, а мне самой нечем кормить голодную семью, потому что у меня нет денег».

Показание, не подкрепленное делами, доказывающими его искренность является неправдоподобным. Христос требует от людей не только приятных слов, но коренного изменения жизни.

4. Весь рассказ об обращении мытаря Закхея кончается великими словами, что Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее. Всегда следует осторожно толковать слово погибший и помнить, что в Новом Завете это слово не имеет значения проклятый или осужденный. Оно просто означает не на должном месте. Вещь потеряна, если она пропала со своего места и находится на другом, не своем месте, и если мы находим эту вещь, мы возвращаем ее на место, которое она должна занимать. Погибший человек свернул с истинного пути и отошел от Бога; он найден и спасен, когда снова, как послушное дитя, займет свое надлежащее место в семье своего Отца.

ЦАРЬ ДОВЕРЯЕТ СВОИМ ДРУЗЬЯМ (Лк 19:11−27)

Эта притча занимает исключительное место среди притч, рассказанных Иисусом, потому что только она базируется частично на действительности. В этой притче рассказывается о царе, отправившемся принять царство, в то время как его подданные делали все, чтобы помешать ему этом. Когда в 4 г. до Р.Х. умер Ирод Великий, его царство было разделено между Иродом Антипой, Иродом Филиппом и Архелаем. Этот раздел подлежал одобрению Рима, который являлся верховным властелином над Палестиной. Архелай, унаследовавший Иудею, отправился в Рим, чтобы получить у императора Августа разрешение вступить в права наследства; одновременно и иудеи направили в Рим посольство из пятидесяти человек, чтобы сообщить императору Августу, что они не желают видеть Архелая на престоле. Но император подтвердил права Архелая на наследство, но не дал ему царского титула. Каждый иудей, услышав притчу, несомненно, сразу же вспоминал действительные исторические обстоятельства, лежавшие в ее основе.

В притче о царе и его рабах отражены некоторые важные черты христианской жизни.

1. В ней говорится о доверии царя. Он дал своим слугам деньги и ушел, оставив их распоряжаться ими по их соображению. Он не вмешивался в их дела и поступки. Именно так доверяет нам Бог. Кто-то сказал: «Изумительное в Боге, что Он предоставляет нам такие права столько делать нам самим».

2. В ней же говорится и об испытании. Как всегда, это доверие являлось и испытанием, насколько каждый человек был верен и надежен в малом. Иногда люди оправдывают свою совершенную неспособность решать обычные проблемы, ссылаясь на то, что они-де «выше этих мелочей», но не Бог: именно в этих будничных обязанностях Бог испытывает человека. Нет более яркого примера этому, чем сам Иисус. Тридцать лет своей жизни из тридцати трех Иисус провел в Назарете. Если бы Он с верностью не исполнял Свои обязанности в плотницкой, и как кормилец семьи, Бог не доверил бы Ему высокой задачи стать Спасителем мира.

3. В притче также говорится о царском вознаграждении Вознаграждение, полученное верными господину слугами поразительно отличается от того, которое бы они получили, если бы сидели сложа руки, ничего не делая. Один из верных слуг был поставлен над десятью городами, а другой над пятью. Вознаграждение за прилежно выполненную работу было связано с еще более трудной обязанностью. Лучшей похвалой человеку является возложение на него более крупных и трудных задач. Так и Бог вознаграждает человека, выдержавшего Его испытание, еще большим доверием.

4. Заканчивается же притча одним из безжалостных и непреклонных законов жизни: «Всякому имеющему дано будет, а у неимеющего отнимется и то, что имеет». Если человек занимается каким-либо видом спорта и продолжает тренироваться, он со временем будет играть все лучше и лучше; если же он забросит занятия, то он утратит значительную долю сноровки и способности, которые у него были. Если постоянно закалять и тренировать свое тело, оно станет более сильным и здоровым: без этого оно станет вялым и утратит добрую долю силы, которая в нем была. Перед учеником, изучающим латынь и продолжающим совершенствовать свои знания, будут все шире и шире открываться сокровища латинской литературы, если же он забросит учебу, то забудет много из того, что знал. Если мы действительно стремимся к добродетели и одолеем тот или иной соблазн, перед нами откроются новые перспективы и новые высоты добродетели; если же откажемся от борьбы и выберем легкий путь, мы утратим большую долю обретенной способности и скатимся с достигнутых высот.

В христианской жизни нет места покою и удовлетворенности достигнутым. Мы либо поднимаемся к новым высотам, либо скатываемся с достигнутых.

ТОРЖЕСТВЕННЫЙ ВЪЕЗД В ИЕРУСАЛИМ (Лк 19:28−40)

Расстояние от Иерихона до Иерусалима составляло всего лишь около двадцати семи километров и Иисус почти достиг Своей цели. Иерусалим, конец Его пути, лежал перед Ним.

У пророков была привычка, которую мы часто встречаем в Ветхом Завете. Когда слова уже не действовали, когда люди отказывались воспринимать и понимать устную весть, пророки прибегали к драматическому действию, которое производило неизгладимое впечатление на каждого. Примеры таких драматических действий находим мы в 3Цар 11:29−31; Иер 13:1−11; Иер 27:1−11 Иез 4:1−3; Иез 5:1−4. И именно такое же замыслил Иисус. Он решил въехать в Иерусалим так, чтобы все видели, что Он — Мессия, Помазанный Богом Царь. Отметим несколько моментов в связи с въездом Иисуса в Иерусалим.

1. Этот въезд был тщательно запланирован: он не был каким-то импульсивным поступком. Иисус продумал все до последнего. Бог подготовил хозяина молодого осла, для которого было достаточно слов: «Он надобен Господу», чтобы отдать его ученикам.

2. Этот въезд был также блестящим вызовом и свидетельством о беспримерном мужестве, ибо к этому времени уже было установлено вознаграждение за голову Иисуса (Ин 11:57). При таких обстоятельствах было естественным, если бы Иисус, коль скоро Он вообще должен был пойти в Иерусалим, проскользнул бы туда незамеченным и скрывался где-то в глухих отдаленных улицах. Но Он въехал в Иерусалим так, как будто хотел быть в центре внимания. Захватывает дыхание при одной мысли, что человек, за голову которого установлена награда, который поставлен вне закона, въезжает в город таким образом, чтобы на него было обращено всеобщее внимание. Смелость и бесстрашие Иисуса беспримерны.

3. И, наконец, этот въезд Иисуса в Иерусалим следует рассматривать как открытое предъявление Своих прав называться Царем Иудейским, а также как окончательное испытание пророчества в Зах 9:9. Но и в этом акте Иисус подчеркивал, царем какого царства он претендует быть. В Палестине осел не был таким презираемым животным как у нас. Напротив, он считался там благородным. Лишь на войне цари появлялись на конях; когда же цари являлись с миром, они ехали верхом на осле. И Иисус въезжал В Иерусалим как царь любви и мира, а не как победоносный герой, которого, собственно, ожидала толпа.

4. Этот въезд был последним воззванием к народу. Иисус явился как бы с умоляюще протянутыми руками, говоря: «Разве вы и теперь не признаете во Мне вашего царя?» Пока человеческая ненависть еще не распяла Его, Он еще раз обратился к людям с призывом любви.

СКОРБЬ И ГНЕВ ИИСУСА (Лк 19:41−48)

В этом отрывке освящены три различных события.

1. Плач Иисуса о Иерусалиме. Со склонов Масличной горы открывался прекрасный вид на Иерусалим: весь город лежал перед глазами. Иисус остановился у поворота дороги и оплакивал участь, ожидающую Иерусалим в будущем. Он знал, что ожидает его. Иудеи уже в ту пору были втянуты в политические интриги, завершившиеся в 70 г. по Р.Х. разрушением Иерусалима. Город был настолько разрушен и опустошен, что через центр его была пропахана плугом борозда. Трагедия иудеев заключалась в том, что, этого можно было бы избежать, если бы они оставили свои несбыточные мечты о политическом господстве и вступили бы на путь Христа.

Слезы Иисуса — слезы Бога, проливаемые Им при виде бессмысленных страданий и боли, которые люди сами навлекают на себя своим безумным бунтом против Его воли.

2. Далее речь идет о втором очищении храма. Лука приводит лишь краткое описание этого события; описание Матфея (Мф 21:12−13) более полное. Почему же Иисус, бывший воплощением любви, поступал так резко и насильственно по отношению к менялам и торговцам в храме и в его дворах и притворах?

Посмотрим сперва на менял денег. Каждый иудей мужского пола платил ежегодно налог на храм в размере половины сикля. В те времена эта сумма составляла двухдневное жалование работника. За месяц до наступления Пасхи во всех городах устанавливали киоски, где можно было уплатить его; но, пожалуй, большую часть налога платили паломники-иудеи в самом Иерусалиме, куда они приезжали на праздник Пасхи. В Палестине были в обращении самые разнообразные монеты: греческие, римские, финикийские, сирийские, египетские. Но они не годились для уплаты храмового налога: его надлежало уплатить либо полсиклем или же обыкновенными галилейскими сиклями. Вот тут-то и оказались нужными менялы денег. При обмене на полсикля монеты равной стоимости менялы брали в свою пользу одну коллибос — очень мелкую греческую монету. Если на полсикля меняли более крупную монету, менялы брали в свою пользу по одной коллибос за каждые следующие полсикля, а также одну коллибос за сдачу. Было подсчитано, что такой меняла получал в год доход, который эквивалентен 8000 — 9000 фунтам стерлингов. Фактически, такие денежные операции были чистым грабежом и обманом бедных людей, которых это больше всего и задевало.

Посмотрим и на торговцев животными. Почти каждое‚ посещение храма было связано с жертвоприношением животных. Их можно было купить за пределами храма по сходной цене, но администрация храма назначала специальных контролеров; потому что животное должно было быть без порока и пятнышек. Поэтому было надежнее купить животное для жертвы в палатках, специально установленных в храме. Однако животные в храме стоили во много раз дороже, чем за его пределами. И опять же это было чистым обманом бедных паломников, своего рода более или менее узаконенным грабежом. Хуже того, эти палатки назывались палатками Анны, ибо они принадлежали фамилии первосвященника. Вот почему Иисуса сразу же после ареста привели в первую очередь к Анне (Ин 18:13). Анна готов был взглядом испепелить этого человека, нанесшего такой удар его отвратительной монополии. Иисус потому так неистово очистил храм, что торговлю в нем использовали для эксплуатации бедных. Дело не только в том, что купля и продажа нарушали достоинство и торжественность богослужения: но и в том, что само богослужение в доме Господнем использовалось для эксплуатации поклоняющихся Богу. Когда Иисус решился на этот крайний шаг, в сердце Его пылало и чувство стремления к социальной справедливости.

3. В поступке Иисуса, учившего в дворах храма, видны невероятные смелость и мужество. Это был открытый вызов. В то время власти не могли арестовать Его, потому что весь народ слушал каждое Его слово. Но каждый раз, когда Он говорил в храме, Он рисковал Своей жизнью, И он хорошо знал, что это только вопрос времени: конец Его предрешен. Мужество каждого христианина должно быть подобным мужеству нашего Господа. Он подал пример, и нам никогда не должно быть стыдно показать людям чьи мы и кому служим.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.