Деяния 12 глава

Деяния апостолов
Русского Библейского Центра → Комментарии Баркли

Русского Библейского Центра

1 В ту пору царь Ирод поднял руку на церковь и в ее среде свирепствовал.
2 Иакова, Иоаннова брата, он предал мечу.
3 Заметив, что это приветствуется иудеями, он вдобавок схватил и Петра. Как раз были дни Опресноков.
4 Задержав, он запер его в тюрьме и приставил четыре четверки воинов стеречь: хотел после Пасхи вывести его к народу.
5 Петр содержался под стражей, а тем временем церковь усердно молилась за него Богу.
6 В ночь перед тем как Ироду вывести его, Петр, на которого наложили две цепи, спал между двумя воинами, и еще в дверях охраняли тюрьму стражники.
7 И тут изнутри осветилось все здание — пришел ангел Господень. Он толкнул Петра в бок, разбудил его и сказал: «Скорей вставай!» — и у Петра спали с рук цепи.
8 Ангел сказал: «Заправь рубаху и завяжи сандалии». Петр послушался. Ангел говорит: «Надень ризу и иди за мной».
9 И Петр пошел, не догадываясь, что происходящее совершается ангелом наяву. Ему казалось это видением.
10 Они прошли первую, затем вторую стражу и подошли к железным воротам — за ними был уже город. Ворота открылись сами собой. Выйдя, они прошли всю улицу, и тут ангел вдруг оставил его.
11 Петр очнулся и говорит: «Теперь понятно: Господь послал ангела вызволить меня из рук Ирода и не позволить толпе иудеев дождаться желанного зрелища».
12 Обо всем догадавшись, он пришел в дом Марии, матери Иоанна Марка. В этом доме все собирались на молитву.
13 Петр постучался в ворота, и служанка Рода вышла спросить.
14 Она узнала Петра по голосу, но от радости забыла отпереть и прибежала обратно с новостью, что у ворот стоит Петр.
15 Ей говорят: «В уме ли ты?». Но она упорно стояла на своем. Тогда они говорят: «Это его ангел».
16 Петр продолжал стучать. Ему открыли и никак не могли поверить, что это он.
17 Петр поднял руку и в наступившей тишине стал рассказывать, как Господь вывел его из тюрьмы. В конце он сказал: «Об этом дайте знать Иакову и братьям», — простился и пошел дальше.
18 С наступлением дня стража забила тревогу: куда подевался Петр?
19 Ирод искал его и не нашел. Допросив воинов, он велел их казнить и на какое-то время уехал из Иудеи в Кесарию.
20 Жители Тира и Сидона были у Ирода в опале, но хлеб к ним поступал из царских земель, и вот, посовещавшись, они придумали, как быть: заручились поддержкой Власта, царского постельничего, и пришли просить мира.
21 В назначенный день Ирод облачился в царскую епанчу, сел в державное кресло и произнес перед народом речь.
22 Люди кричали: «Это голос бога, не человека!».
23 Ангел Господень не замедлил поразить его за невоздание хвалы Богу. Ирод умер, изъеденный червями.
24 Божье Слово шло по земле и набирало силу.
25 Варнава и Савл выполнили поручение и вернулись из Иерусалима. Оттуда они привели с собой Иоанна Марка.

Комментарии Баркли

АРЕСТ И ОСВОБОЖДЕНИЕ (Деян 12:1−11)

На Церковь, и особенно на ее руководителей, надвигалась новая волна преследований, спровоцированная царем Иродом. Давайте сперва бросим беглый взгляд на дом Ирода и посмотрим, какое отражение он получил в Новом Завете.

Первый царь из дома Иродов, о котором упоминается в Новом Завете, в Мф 2 — Ирод Великий, правивший приблизительно с 41 г. до Р.Х. по 1 г. то есть, когда родился Иисус. Это он принимал волхвов с востока и приказал убить младенцев. Он был женат десять раз. Следующие члены его семьи упоминаются на страницах Нового Завета:

1) Ирод Филипп Первый. Он был первым мужем Иродиады, повинной в смерти Иоанна Крестителя. Он упоминается под именем Филиппа у Мф 14:3; Мк 6:17; Лк 3:19. Он не имел никакого официального титула. Он был отцом Саломеи.

2) Ирод Антипа, был четверовластником в Галилее и Перее. Он был вторым мужем Иродиады и одобрил казнь Иоанна Крестителя. Это тот самый Ирод, на суд которого Понтий Пилат послал Иисуса (Лк 23:7 и далее).

3) Ирод Архелай, был правителем Иудеи, Самарии и Идумеи. Он был очень плохим правителем, был смещен и выслан из страны (Мф 2:22).

4) Ирод Филипп Второй, был четверовластником над Итурией и Трахонитской областью. Он основал город Кесарию Филиппова, названный в его честь. В Новом Завете он назван Филиппом и упоминается у Лк 3:1.

5) Другого сына Ирода Великого звали Аристовулом. Его мать Марианна, принцесса — потомок великих Маккавейских героев. Он был убит своим отцом, но оставил сына по имени Ирод Агриппа. Именно этот Ирод упоминается в настоящем отрывке гл. 12.

6) Завершая список, можно упомянуть, что Ирод Агриппа был отцом а) Ирода Агриппы Второго, который расследовал дело Павла и перед которым Павел произнес свою речь (Деян 25 и 26). 6) Вереники, упоминаемой вместе с братом при расследовании дела Павла, в) Друзиллы, которая была женою правителя Феликса, судившего Павла (Деян 24:24).

Из этой родословной видно, что Ирод Агриппа был прямым потомком Маккавеев через свою мать Марианну. Он получил образование в Риме, но усердно развивал искусство иудеев, и старательно исполнял закон и все иудейские обычаи. Поэтому он пользовался любовью народа; и для достижения еще большей популярности у правоверных иудеев, он решил усилить преследования христиан и их руководителей. Уже само его поведение вовремя ареста Петра показывает его стремление расположить к себе иудеев. 14-го нисана начиналась Пасха. В этот день и в следующие семь дней запрещалось употреблять тесто на закваске, и поэтому, вся эта неделя называлась неделей опресноков. В течение этого времени нельзя было проводить суд или казнь, и поэтому Ирод отложил казнь Петра до конца недели. Ужас этой волны преследования христиан обусловлен не чьими-то принципами, а исключительно стремлением Ирода завоевать популярность у народа.

РАДОСТЬ ОСВОБОЖДЕНИЯ (Деян 12:12−19)

Были приняты самые тщательные предосторожности, чтобы Петр не совершил побега. Его охраняли четыре группы воинов, каждая состоящая из четырех человек, по три часа каждая. Обычно узника приковывали правой рукой к левой руке стражника; Петр же был прикован обеими руками, каждая к одному из стражников, а два других воина четверки охраняли у двери. Больших предосторожностей нельзя было придумать. Когда Петр был освобожден ангелом, то его стражу увели на казнь. Закон гласил: если преступник сбежал, то стража несла наказание, которое полагалось понести преступнику.

Когда Петр вышел из тюрьмы, он направился прямо к дому Марии, матери Иоанна, называемого Марком. Отсюда мы узнаем, что этот дом и был основным местом сбора членов Иерусалимской церкви. Высказывались предположения, что в этом доме состоялась тайная вечеря, и что он продолжал оставаться местом сбора Иерусалимских учеников. Обратите внимание на то, что делали в это время христиане: Они молились. Когда перед ними вставали трудности, они молились Богу.

Из этого отрывка мы впервые узнаем имя действительного руководителя христианской церкви в Иерусалиме. Петр говорит братьям, чтобы они пошли и сообщили новость Иакову. Это брат Иисуса Христа. В нем есть нечто загадочное. На Востоке существовал обычай, что следующий по старшинству брат продолжал дело покойного старшего брата; но из Евангелий мы знаем, что братья Иисуса не верили в Него (Иоанн. 7:5), и что они действительно считали, что Он вышел из себя (Мк 3:21). При Его жизни Иаков не поддерживал Иисуса. Но воскресении Христос явился Иакову особо (1Кор 15:7). В апокрифах согласно арамейскому тексту, сказано, что после смерти Иисуса Иаков дал обет не есть и не пить до тех пор, пока не увидит Иисуса, и Иисус явился ему. Вероятней всего, смерть Иисуса произвела на Иакова такое сильное впечатление, что, когда он увидел умирающего Иисуса, то осознал, Кто в действительности был его Брат, и посвятил всю свою жизнь служению Ему. Разительная перемена, произошедшая с Иаковом, может служить еще одним важным примером того радикального изменения, которое оказывает на людей распятие.

УЖАСНАЯ КОНЧИНА (Деян 12:20−25)

Между Иродом и городами Тиром и Сидоном была вражда, вызывавшая у жителей названных городов большую озабоченность. Их земли лежали к северу от Палестины и Ирод мог серьезно ухудшить их положение. Стоило ему, например, запретить экспорт палестинских товаров через эти порты, и их доходы сильно упали бы.

Более того, в обеспечении продуктами питания эти города полностью зависели от Палестины, и, если бы поставки продуктов прекратились, положение этих городов стало бы очень серьезным. Поэтому жители Тира и Сидона склонили на свою сторону постельника Власта и в надлежащее время состоялось публичное заседание. Иудейский историк Иосиф (Флавий) пишет, что на второй день празднеств Ирод вошел в театр, одетый в серебристое платье. Солнце сияло на серебре и народ закричал, что это сходит к ним бог. Но вдруг какая-то внезапная и ужасная болезнь поразила Ирода, от которой он уже никогда не оправился.

Стихи 24 и 25 возвращают нас назад к Деян 11:27−30. Павел и Варнава исполнили возложенную на них благотворительную миссию по отношению к Иерусалимской церкви и вернулись в Антиохию, взяв с собой Иоанна, прозванного Марком.

ПЕРВОЕ МИССИОНЕРСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ

В Деян 13 и 14 рассказывается о первом миссионерском путешествии. Павел и Варнава отправились из Антиохии. Антиохия была расположена на расстоянии двадцати четырех километров вверх по реке Оронте, так что они отправились в это путешествие из Селевкии, служившей гаванью для Антиохии. Оттуда они направились морем в Кипр, где проповедовали слово Божие в Саламине и в Пафе. Из Пафы они отплыли в Пергию, в Памфилии. Памфилия прибрежная провинция с низменным ландшафтом; они не стали проповедовать там, потому что здоровье Павла не позволяло ему проживать там. Павел и Варнава направились вглубь острова и прибыли в Антиохию Писидийскую. Когда обстоятельства там стали угрожающими, они пошли в Иконию, отдаленную на 144 километров от Антиохии Писидийской. Но и здесь им угрожала опасность, и они пошли еще дальше в Листру, до которой было около 30 километров. После того, как на них было совершенно нападение, они пошли еще дальше в Дервию, месторасположение которой до сих пор точно не установлено. Оттуда они направились обратно домой и пришли в Листру, Иконию и Антиохию Писидийскую. После того как они проповедовали слово Божие в Пергии и Памфилии, они сели на судно в Атталии, главном порту Памфилии и отплыли через Селевкию в Антиохию. Все это путешествие заняло около трех лет.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.