По Луке 14 глава

Евангелие по Луке
Русского Библейского Центра → Библия говорит сегодня

Русского Библейского Центра

1 Как-то в субботу Иисус был в гостях у советника-фарисея. И все они там примечали за Ним.
2 У одного из гостей была водянка. Он сидел как раз напротив Иисуса.
3 Иисус спрашивает законников и фарисеев: «Врачевание в субботу позволяется или нет?».
4 Они молчали. Тогда Он поднял гостя, исцелил его и велел идти.
5 И говорит им: «Если ваш ребенок, или хоть бык, вдруг упадет в колодец в субботу, кто из вас не побежит вытаскивать его наверх?».
6 Ответа на Его слова у них не нашлось.
7 Приглашенные занимали лучшие места. Он это заметил и рассказал притчу:
8 «Когда пригласят тебя на свадебный пир, не усаживайся на почетном месте, потому что может появиться гость поважнее тебя.
9 Подойдет хозяин, пригласивший вас обоих, и скажет тебе: “Уступи ему место.” И придется тебе, пристыженному, сесть на последнее место.
10 Наоборот, в гостях занимай скромное место. Подойдет хозяин и скажет тебе: “Друг! Пересядь поближе.” И окажешься почетным гостем.
11 Кто возвышает себя — будет унижен, а кто ставит себя ниже всех — возвысится».
12 И сказал пригласившему Его фарисею: «К званому обеду или ужину не зови ни друзей, ни братьев, ни родню, ни богатых соседей, чтобы не звали тебя в ответ из благодарности.
13 Когда затеваешь угощение, зови нищих, увечных, хромых, слепых —
14 Такие гости ничем не могут тебе воздать. А воздастся тебе воскресением праведников».
15 Это услышал один из гостей и говорит: «Хорошо тому, кто будет угощаться в Божьем Царстве».
16 Иисус сказал: «Один человек затеял большой ужин и наприглашал гостей.
17 К началу ужина он послал раба сказать званым: “Приходите, уже все готово.”
18 И стали они все, один за другим, извиняться. Первый сказал: “Я купил землю и мне нужно ее обойти и осмотреть. Ты уж меня извини.”
19 Другой сказал: “Я купил пять пар волов. Мне нужно пойти испробовать их в работе. Ты уж меня извини.”
20 Третий сказал: “Я привел в дом жену. Прийти не могу.”
21 Раб вернулся и передал хозяину их слова. В гневе тот говорит рабу: “Обеги улицы и переулки и приведи сюда из города нищих, увечных, слепых и хромых.”
22 И вот раб доносит ему: “Сударь! Сделано, как ты велел, но свободных мест все еще много.”
23 Хозяин сказал: “Ступай на дороги и тропы и приглашай. Пусть весь мой дом наполнится гостями.
24 Говорю вам: никто из званых не отведает моего ужина”».
25 Люди толпами шли за Иисусом. Он повернулся к ним и сказал:
26 «Кто приходит ко Мне и не ставит Меня выше любви к отцу и матери, к жене и детям, к братьям и сестрам и к самой своей жизни, не может быть Моим учеником.
27 И кто своего креста не несет и не идет за Мной, не может быть Моим учеником.
28 Кто из вас, затевая строительство башни, не сядет сперва за расчеты: достанет ли на все средств, —
29 Чтобы в случае их нехватки уже при готовом фундаменте люди не смеялись, видя это,
30 И не говорили: “Начал строить, а закончить не сумел”?
31 И какой царь, идя войной на другого царя, сперва не сядет и не призадумается, надо ли ему с десятью тысячами выходить против двадцати тысяч, идущих на него?
32 А не лучше ли будет выслать посольство и запросить мира, пока тот еще далеко?
33 Никто из вас не будет Моим учеником, пока не побросает всего, что у него есть.
34 Соль хороша сама по себе, но если соль рассолится, она не будет солить.
35 Ни в землю, ни в навозную кучу она не годится, разве что ее выбросить. У кого есть уши — слушай!».

Библия говорит сегодня

2. Тесные врата унижения (14:1−24)

Лука указывает, что следующие четыре происшествия произошли по одному и тому же поводу (ср.: 14:1, 7, 12, 15). На званом обеде, куда Иисус был приглашен, Он сначала говорит с присутствующими законниками и фарисеями, затем с гостями, потом с хозяином и, в конце концов, еще с одним гостем, который произносит набожное замечание. Однако Лука увязывает всю группу происшествий с тем, что было до этого («в субботу», 14:1), не хронологически, но тематически. Перед нами четыре ответа Иисуса на разные отношения людей на обеде, и они показывают нам другой аспект «тесности» врат спасения.

1) Законникам и фарисеям (14:1−6)

На обеде присутствовал больной человек. Не вызывает сомнений, что фарисеи специально пригласили этого человека, ожидая, что Иисус излечит его и тем самым дискредитирует Себя, нарушив закон Моисея (который запрещал им исцелять в субботу). Иисус отвечает на их испытание вопросом, «позволительно ли врачевать в субботу?» И «они молчали», так как ответ «да» означал бы, что они сами выступают за нарушение закона, а «нет» открывал бы их бессердечность.

Поэтому Иисус задает второй вопрос, который обнажает узость их религиозных воззрений. Вообще, иудейский закон запрещает спасать животных, упавших в колодец в субботу; но если это ваше животное, говорит Иисус, будете ли вы раздумывать? Закон милости (или своекорыстия) возобладает над законом Моисея. И так же со всеми остальными религиозными принципами, которые они так почитают на словах!

Евреи времени Иисуса в этом смысле не многим отличаются от современного человека. И в наше время человек, признающий (хотя и игнорирующий) «Всевышнего», может называть себя «христианином» и в то же самое время отвергать слова Иисуса о том, каким следует быть. Такие люди довольствуются «верой», не требующей ни терпения, ни мужества, необходимого для жизни в вере. Человек, который хочет пройти через тесные врата спасения, перед тем как сделать это, должен избавиться от таких незрелых религиозных понятий.

2) Гостям (14:7−11)

Именно поэтому Иисус заметил, «как званные выбирали первые места» (14:7). Но урок, который им необходимо было усвоить, относился ко всем: «Всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится» (14:11). «Признание ускользает от того, кто его требует», и это абсолютная истина в вопросе спасения. Именно здесь, как нигде более, человек, полагающий, что имеет право, обнаруживает, что в действительности он его не имеет. Требовать одобрения от Господа как чего-то принадлежащего тебе по праву на основании твоего положения в церкви, или хорошей репутации в общине, или просто собственного хорошего мнения о себе — значит лишиться его. Для человека, озабоченного знаками отличия и чувством собственной важности, проход через тесные врата спасения закрыт.

3) Хозяину (14:12−14)

Третья речь Иисуса обращена к «позвавшему Его». Едва ли сказанное Иисусом можно принять за личное обвинение, поскольку хозяин вряд ли ожидал ответного приглашения, когда звал к себе в дом бедного проповедника. Это общий принцип, применимый к каждому. Иисус предупреждает нас об опасности. которая заключается в ожидании возможных вознаграждений. Настоящее бескорыстное добро встречается очень редко; многое из того, что мы делаем, окрашено надеждой (если не стремлением) извлечь какую-нибудь пользу для себя.

Тот, кто хочет пройти сквозь тесные врата спасения, должен избавиться от такой заботы о личной выгоде. Здесь, как нигде более, своекорыстие недопустимо. Желающий войти должен смиренно, по словам старого латинского автора гимнов, искать Господа:

Не в надежде обрести небеса
И не в надежде избежать ада,
Не в надежде получить что-либо
И не в поисках награды,
Но чтобы любил меня Господь, как я себя любил.

4) Набожному гостю (14:15−24)

Как и в случае с женщиной в 11:27, реплика этого человека выражала безупречное мнение: «Блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием!» Но она обнаруживала также и беспечность этого человека. Любой из присутствующих мог столь же искренне сказать те же самые слова. Но что будет, отвечает Иисус, когда действительно придет Царство Божье?

В притче, которую Он рассказывает, все, получившие первое приглашение, нашли дела, чтобы не идти туда, когда, согласно обычаю, слуга пришел в назначенный день напомнить о приглашении. Зан (Zahn) отмечает «разнообразие приводимых ими причин и схожесть их намерения». Один купил поле, другой купил волов, третий женился; но все единодушно отклонили приглашение на ужин. Предпочесть что-либо приглашению Господа — значит лишить себя права войти в тесные врата спасения. Мы должны избавиться от других приоритетов.

Таким образом, человек может приблизиться к вратам Царства Божьего, неся с собой свои религиозные понятия, свои статус и репутацию, ожидая какого-то преимущества или поблажек, но ему придется все это оставить, если он хочет пройти через эти врата. Там нет места для всего этого. Нагим он пришел в этот мир, нагим он уйдет обратно, и точно так же нагим он должен пройти во врата, ведущие из прежней жизни к жизни в Царстве Божьем.

Поэтому именно через тесные врата унижения человек обретает спасение. Гости приходят на банкет в своих роскошных одеяниях, Иисус раздевает их догола. Они приходят полакомиться всякими сластями, Иисус очищает стол. Могущественных Он лишает трона, а богатых Он отсылает ни с чем.

3. Тесные врата преданности (14:25−32)

Седьмая речь Иисуса обращена к «множеству народа», шедшего с Ним. На протяжении всего служения Его сопровождают простые люди, полные энтузиазма. Когда Он говорил им о Царстве Божьем, они думали, что Он говорит о возрождении их народа в политическом смысле и что Сам Он собирается стать их новым царем, свергнув Пилата и претендента на трон Ирода. Поэтому они хотели увидеть триумф нового царя и, несомненно, извлечь из этого выгоду.

Однако, как указывает Каира, Иисус «звал не зрителей, но новобранцев». Когда Он призывал людей следовать за Ним, Он не имел в виду, что они должны волочиться за Ним из любопытства. Он звал их разделить Его участь в преданности Его делу.

Иисус обрисовывает тесные врата преданности четырьмя утверждениями. Для начала необходимо возненавидеть всех своих родственников! Возможно, это звучит странно, но «ненависть и любовь» — это типичное для Библии противоположение, означающее: «возлюбить это, а нею». Как я уже говорил в другой своей работе, «любовь к Нему должна настолько превосходить любовь к родственникам, что по страсти ее можно было бы сравнить с ненавистью». Далее, нам необходимо нести крест вместе с Иисусом. Ученики должны быть готовы умереть с Ним. В конце концов, перед нами предстают два образа: башня, которую надо для начала оценить, и битва, которую надо спланировать. Оба образа олицетворяют собой одно. Иисус требует от нас всецелого служения, и мы должны заранее подумать, имеем ли мы то, «что нужно для свершения».

Таким образом Иисус показывает нам, что значат «тесные врата». Полная преданность означает отсутствие возможности проскользнуть в ворота Царства, если мы полагаем, что для нас там уже специально приготовлено место и условия.

Заключительные стихи данной главы (14:33−35) подводят итог всему, чему учил Иисус. Только тот, кто «отрешится от всего», сможет войти в эти тесные врата. Бесполезно надеяться на другой шанс, или на менее неудобное обнажение, или на менее полное самоотречение. Мы сможем стать учениками Иисуса, только если избавимся от лени, притворства и каких-либо притязаний. Вот что значит быть учеником. Вот что означает (вспомним метафору) «сила» соли, вот что делает ее полезной — умение учиться, характеризующее учеников Иисуса. Мы должны действовать сейчас. Речь идет о тебе таком, какой ты есть. От тебя требуется не меньше, чем все.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.