Апокалипсис 14 глава

Апокалипсис откровение Иоанново
Русского Библейского Центра → Библия говорит сегодня

Русского Библейского Центра

1 Я посмотрел, и вижу: на горе Сион стоит Агнец и с Ним сто сорок четыре тысячи искупленных. У них на лбу написано имя Агнца и имя Его Отца.
2 И я услышал голос с неба, как шум большого прибоя, как могучий раскат грома. Я услышал голос, похожий на звучание кифар, будто играли на кифарах музыканты.
3 Новая песнь пелась перед престолом, перед четырьмя животными и перед старцами. И никто, кроме ста сорока четырех тысяч искупленных с земли, не знал этой песни.
4 Эти с женщиной себя не осквернили: они девственники. Эти идут за Агнцем, куда бы Он ни шел. Эти искуплены. Они среди людей — первенцы Богу и Агнцу.
5 В их устах нет лукавства. Они непорочны.
6 Я увидел другого ангела, он летел посреди неба с вечной евангельской вестью и возвещал ее на земле людям всех племен и кровей, наречий и народов.
7 И гремел его голос: «Бойтесь Бога! Воздайте Ему славу! Пришел час Божьего суда. Поклонитесь Творцу, создавшему и небо, и землю, и море, и источники вод!».
8 За ним летел еще один ангел и говорил: «Пал Вавилон! Пала великая столица! Бешеным вином распутства напоила она все народы».
9 За ними летел третий ангел и кричал: «Все, кто поклоняется зверю и его изваянию и согласился носить метку на лбу или на руке, —
10 Будут пить вино ярости Божьей, вино неразбавленное, кипящее в чаше Божьего гнева. Их ждут муки в огне и сере перед святыми ангелами и перед Агнцем.
11 Дым, сопровождающий их мучения, курится во веки веков. Ни днем ни ночью нет передышки тем, кто поклоняется зверю и его изваянию и согласился носить его именную метку».
12 На все сила воли святого народа, умеющего беречь Божьи заповеди и веру в Иисуса.
13 И я услышал голос с неба: «Напиши: отныне блаженны мертвые, умирающие с верой в Господа». «Да! — говорит Дух. — От их трудов будет им отдых, потому что вслед за ними идут их дела».
14 Я посмотрел, и вижу: белое облако, а на облаке сидит похоже как Сын человеческий. На голове у Него золотой венец, а в руке — острый серп.
15 Вышел из Храма еще один ангел и громко крикнул Сидящему на облаке: «Употреби серп и пожни. Созрел урожай на земле, пришло время жатвы».
16 Сидящий на облаке метнул серп на землю, и на земле совершилась жатва.
17 Вышел из Храма на небе другой ангел, тоже с острым серпом.
18 И еще один ангел, имеющий власть над огнем, вышел из алтаря и громко крикнул ангелу с острым серпом: «Употреби острый серп. Срежь с лозы земной гроздья. Поспел на лозе виноград».
19 Ангел метнул серп на землю и срезал гроздья с земной виноградной лозы и бросил в великую давильню Божьего гнева.
20 Из давильни за городом, где давили виноград, натекло крови по конские узды на тысячу шестьсот стадий вокруг.

Библия говорит сегодня

8. ТРЕТЬЕ ВИДЕНИЕ: АГНЕЦ И ЕГО ПОСЛЕДОВАТЕЛИ (14:1−5)

Обстановка в видении 3 вновь напоминает нам второй Псалом. «Уже подробно была показана картина мятущихся народов, их тщетные попытки сбросить с себя божественное владычество; теперь пора вспомнить, что говорит Бог: «Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею». И вот Он стоит на горе Сион, а Его народ окружает Его». 144 000 — это Церковь, весь Божий народ. В контексте того общего подхода к Откровению, которым мы руководствуемся, в этом отрывке нет ничего, что могло бы подтолкнуть нас к иному выводу. Их имена стоят рядом с именами Христа и Бога; они искуплены и знают песню искупленных; девственность, истина и чистота характеризуют их как Божьих святых.

Они являются последователями, или учениками, Христа и первыми начатками Его урожая. Те, кто следуют за Агнцем, составляют civitas Dei — город (или государство) Божий, в противоположность тем, которые поклоняются зверю из моря и составляют извращенное сатанинское государство.

Нет здесь также и ничего, наводящего на мысль, что 144 000 — это только победоносная Церковь и что мы смотрим либо в мир умерших, либо в будущее. Первые два видения описывают мир в настоящем времени, и если у нас нет веских оснований поступить иначе, то нам следует принять, что и в третьем видении происходит то же самое. Говорить о Церкви, о живых и умерших ее членах, как о пребывающей с Богом на горе Сион (хотя здесь имеется в виду и не земная географическая точка, но тем не менее это духовная реальность, имеющая место и сейчас) — вполне в духе Писания (Евр 12:22; Еф 2:6; Ин 4:20−24).

Упоминание о девственности 144 000 послужило причиной ненужных вопросов. Вероятно, что это, как и многое в Откровении, символ, особенно если учесть, что Библия не придает чрезвычайной значимости целомудрию. В ней повсюду единодушно поощряется институт брака (Быт 2:18−24; Еф 5:22−33; Евр 13:4). И в Новом Завете есть похожий парадокс. Христос поддерживает сказанное в Законе относительно заботы о родителях, и в то же время говорит нам, что, следуя за Ним, мы должны возненавидеть их (Мк 7:9 и далее; Лк 14:26). Но мы знаем, что Он имеет в виду. Любовь к Нему должна настолько превосходить любовь к родителям (которую Он Сам нам заповедовал), что второе по сравнению с первым будет казаться ненавистью. Также, как говорит Он дальше, неотъемлемой частью брака должна быть полная преданность партнеру (Мф 19:3−6); и затем Он говорит в стихе 4, что следование за Агнцем означает такую полную преданность Ему на духовном уровне, что по сравнению с ней все человеческие связи и привязанности бледнеют.

9. ЧЕТВЕРТОЕ ВИДЕНИЕ: АНГЕЛЫ БЛАГОДАТИ, ПРИГОВОРА И ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЯ (14:6−13)

Начальные сцены показали часть мира, управляемую сатаной. В первом видении показана общественная система, а во втором — религия. Третье видение, в противоположность первому, показало нам членов общества Бога. И вполне закономерно ожидать, что четвертое видение будет освещать тот же аспект, что и второе. И мы не обманываемся в своих ожиданиях.

Слово «ангел» означает «посланник». Три ангела передают нам три вести.

Первый говорит о благодати. У него есть Евангелие, чтобы провозглашать его: Благая Весть о том, как установить правильные отношения с Богом. Это самая главная весть. Она даже более важна, чем то, что Павел проповедовал язычникам Листры и Афин (Деян 14:17); это то же Евангелие, которое проповедовалось Адаму в Эдеме, еще до того как взаимоотношения с Богом были испорчены; это гипотетическое Евангелие, именно это имел в виду Иисус, когда ответил законнику: «Так поступай, и будешь жить» (Лк 10:28). Первая часть вести такова: «Признавай Бога как своего Создателя и Судью, как Начало и Конец твоего существования, и все у тебя будет хорошо».

Но дела обстоят вовсе не хорошо, и второй Ангел может сказать почему. Вавилону, о котором он говорит дальше, посвящена целая сцена, и в свое время мы полностью ее рассмотрим. На данный момент достаточно сказать, что Вавилон — это еще один образ зверя из моря, мировой системы, которая восстает против Бога. Ангел несет весть о том, что дух Вавилона заразил все народы и сделал людей неспособными отзываться на весть первого Ангела; но при всем своем могуществе Вавилон обречен на погибель.

Третий Ангел несет весть каждому отдельному человеку. Тот, кто не мыслит себя без Вавилона, разделит его участь и, подобно ему, «будет пить вино ярости Божией» (ст. 9−11); а не мыслящий себя без Xpистa аналогичным образом разделит Его участь и будет иметь вечную жизнь (ст. 12−13).

Ответный удар Бога, направленный на ложь зверя из земли, — весть «о грехе, и о правде, и о суде» (Ин 16:8). Основываясь на этом контексте более чем разумно предположить, что четвертое видение соответствует первым трем. В нем также будут показаны события, происходящие на протяжении всей истории христианства; две фразы, которые, на первый взгляд, говорят о будущем, тем не менее могут быть поняты и как истины сегодняшнего дня.

В течение всех «трех с половиной лет» будет происходить схватка этих четырех сил. В свою книгу Кто отвалил камень? Фрэнк Моррисон включил главу, озаглавленную «Психологический параллелограмм сил». Здесь имеет место аналогичный образец. В одном углу параллелограмма находится государство, или, точнее, «система», — человеческий род, политически и общественно организованный так, как это угодно дракону. В этой системе все устроено так, чтобы в каждой данной ситуации наилучшим образом служить его интересам. Рядом с ним, на той же стороне параллелограмма располагаются идеологии, которые оправдывают творимые системой дела, придают ей квазирелигиозный оттенок и мистически «санкционируют» их. На другой стороне, напротив «народов», или мира, находящегося во власти дракона, располагается «святой», особый народ (1Пет 2:9) — Церковь, искупленное Богом общество. В четвертом углу, напротив идеологий, являющихся плотью и кровью мира дракона, находится Евангелие истины, которое дает жизнь Божьей Церкви. Любое событие в истории можно рассматривать как результат конфликтующего взаимодействия этих четырех сил, двух на одной стороне и двух на другой; это противоположные «вести», вдохновляющие противоположные общества, которые, в свою очередь, являются воплощением и олицетворением этих «вестей».

Час Суда (ст. 7) и падение Вавилона в каком-то смысле еще предстоят в будущем. Тем не менее суд уже происходит (Ин 3:19; Ин 12:31); и Вавилон в таком плохом состоянии, что его можно считать павшим, — сравните «он будет мучим... они не имеют покоя» (стихи 10−11) — (в русском переводе (Синодальное издание) сказано «не будут иметь покоя». — прим. перев.).

10. ПЯТОЕ ВИДЕНИЕ: ПОСЛЕДНЯЯ ЖАТВА (14:14−20)

«Жатва есть кончина века», когда ангелы будут посланы, чтобы сжать и нечестивых, и праведных (Мф 13:30, 39). В отличие от первого видения, где четыре зверя из Книги Пророка Даниила 7 соединились в одном, в пятом видении жатва распределяется между четырьмя различными персонажами: двое жнут, а двое говорят им, когда жать. Урожай винограда, которому уготовано точило ярости Божьей и который порождает гигантский поток крови, символизирует жатву нечестивых; земля превратится в кровавую баню (возможно, 1600 стадий, или фар лонгов, обозначает длину Ханаана, 200 миль «от Дана до Вирсавии»), хотя сам город при этом остается незапятнанным, поскольку внутри него нет места такому осквернению (Евр 13:11−12).

Фарлонг равняется 1/8 мили (прим. ред.).

В соответствии с параллельными отрывками из Евангелий, другой урожай — предположительно урожай пшеницы — символизирует жатву праведников; хотя в Ветхом Завете жатва обычно является символом суда над нечестивыми, но Христос говорил о сборе как плевелов, так и пшеницы, и о плохой и хорошей рыбе (Мф 13:24 и далее; 47 и далее). Каждый из жнецов, несмотря на то, что один из них и напоминает «Сына Человеческого» (которого мы считаем Христом, хотя некоторые комментаторы не согласны с этой трактовкой), должен ждать властного слова от Бога, прежде чем начать работу, ибо «о дне же том или часе никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец» (Мк 13:32).

В Книге Пророка Даниила 7 «подобный Сыну Человеческому» спускается на облаках небесных, чтобы положить конец владычеству зверей. Также и здесь мы становимся свидетелями появления решающего фактора в космическом конфликте. Ибо в течение всех трех с половиной лет существовало напряжение между двумя обществами, между последователями зверя и последователями Агнца и, соответственно, — между их идеологиями. Только последняя жатва положит этому конец. Тогда, с одной стороны (если позаимствовать образ из Ветхого Завета), «наполнится мера беззакония Аммореев», а с другой, — весь Израиль приготовится к спасению (Быт 15:16; Рим 11:26).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.