По Матфею 17 глава

Евангелие по Матфею
Русского Библейского Центра → Комментарии Давида Стерна

Русского Библейского Центра

1 Шесть дней спустя Иисус берет Петра и братьев Иакова и Иоанна и приводит их одних на высокую гору.
2 И преображается перед ними. Лицо у Него засияло как солнце и зажглась, засветилась одежда.
3 И явилось им, что Моисей и Илья беседуют с Иисусом.
4 Петр говорит Иисусу: «Господи! Как нам здесь хорошо! Хочешь, я разобью здесь три шатра: один шатер для Тебя, один для Моисея и один для Ильи».
5 И тут вдруг встало над ними светлое облако и из облака послышался голос: «Это Мой Сын, Мой любимый Сын, угожденье Мое. Слушайтесь Его».
6 Ученики в страхе попадали лицом в землю.
7 Иисус подошел, тронул их рукой и говорит: «Вставайте, не бойтесь».
8 Подняв глаза, они увидели, что Иисус был один. Рядом с Ним уже никого не было.
9 Когда шли с горы, Иисус сказал: «Пока Сын человеческий не встанет из мертвых, никому не говорите о том, что вы здесь видели».
10 Ученики спрашивают Его: «А правильно ли книжники толкуют, что сначала придет Илья?».
11 Иисус ответил: «Да, правильно. Приходит Илья — и с него все начинается.
12 Должен вам сказать, что Илья уже приходил, но люди его не узнали и поступили с ним, как с чужим. Так они захотели. Так вскоре предстоит пострадать и Сыну человеческому».
13 Тогда ученики поняли, что Иисус говорит им об Иоанне Крестителе.
14 Вернулись к толпе. К Иисусу подходит человек из толпы, падает на колени
15 И просит: «Сжалься над моим сыном, Господи! Извела его вконец падучая. И в огонь, и в воду — куда только она его не бросала!
16 Я привел его лечиться к Твоим ученикам — они ничем не смогли помочь».
17 Иисус сказал: «Люди убогой веры, испорченное поколение! Долго ли еще Мне быть с вами?! Долго ли еще терпеть вас?! Давайте его сюда».
18 Иисус прикрикнул на беса — и бес убрался. Подросток сразу выздоровел.
19 Ученики остались одни с Иисусом и спрашивают Его: «Почему мы не смогли изгнать беса?».
20 Иисус сказал: «Невелика ваша вера. Говорю вам: будь у вас вера хоть с горчичное зернышко — гору передвинете, только скажите: “Передвинься!” Для вас не будет ничего невозможного».
21 [ отсутствует ]
22 Это было в Галилее. Иисус сказал ученикам: «Против Сына человеческого совершится предательство. Его убьют,
23 А на третий день мертвый встанет». Тяжелое предчувствие охватило учеников.
24 В Капернауме сборщики дидрахм спросили у Петра: «А что ваш учитель, дает дидрахму на Храм?».
25 Петр ответил: «Да», — и заходит в дом. Иисус встречает его вопросом: «Как думаешь, Симон, с кого берут налог и пошлину земные владыки: со своих или с тех, кто не свой?».
26 И когда Петр ответил: «С тех, кто не свой», — Иисус сказал: «Стало быть, своих это не обязывает.
27 Но лучше, если на нас не будут коситься. Ступай к морю и закинь крючок. У первой рыбы, какая попадется, найди во рту статир. Возьми его и отдай за нас двоих».

Комментарии Давида Стерна

1 Шестью днями позже Йешуа взял Кифу, Я'акова и его брата Йоханана и тайно повёл их на высокую гору. 2 На их глазах он начал принимать другой облик: его лицо засияло подобно солнцу, а одежда стала белой как свет. 3 3атем они взглянули и увидели, что он разговаривает с Моше и Элиягу.

Стих 2−3. При Преображении лицо Йешуа засияло подобно солнцу, а одежда стала белой как свет. Почему? Чтобы его слава не была меньше, чем слава Моше и Элиягу, которые разговаривали с ним. Согласно Дварим Рабба 11:10, когда Бог послал ангела Сама'эля (см. ком. к Йуд. 9) в конце жизни Моше, чтобы принести его душу, тот "увидел Моше сидящим и записывающим Непроизносимое Имя Бога, и сияние его внешности было подобно сиянию солнца". Это агадическое дополнение того, что сам Танах говорит о нём: "лицо его сияло" (Исход 34:29−35; Новый Завет даёт свой мидраш к этому отрывку в 2 Кор. 3:7−18).

4 Кифа сказал Йешуа: "Хорошо, что мы здесь, Господь. Если хочешь, я поставлю три жилища — одно для тебя, одно для Моше и одно для Элиягу". 5 Пока он говорил, их окутало светлое облако; и голос из облака сказал: "Это мой Сын, любимый мной, которым я весьма доволен. Слушайте его!"

Стих 5. Слушайте его! потому что он "пророк как Моше" (Второзаконие 18:15−19, Деян. 3:22−23 и ком.), которого вы только что видели.

Ещё один бат коль см. 3:17 и ком.

6 Услышав это, талмидим так перепугались, что упали лицом на землю. 7 Но Йешуа подошёл и прикоснулся к ним. "Встаньте!" — сказал он. — "Не бойтесь". 8 И они открыли глаза, взглянули и кроме Йешуа никого не увидели. 9 Пока они спускались с горы, Йешуа велел им: "Не рассказывайте никому о том, что видели, до тех пор, пока Сын Человеческий не воскреснет из мёртвых".

Стих 9. Преображение подтвердило трём талмидим, что Йешуа "идёт в своём Царстве" (16:28). Однако преображение Йешуа не происходило при многих свидетелях, как это было при его воскресении (см. 1 Кор. 15:5−6). Поэтому свидетельство о преображении не было бы достаточным подтверждением мессианства Йешуа и стало бы причиной многих вопросов, на которые не нашлось бы ответов. По этой причине Йешуа советует никому не рассказывать о нём до времени.

10 Талмидим спросили у него: "Почему же учителя Торы говорят, что сначала должен прийти Элиягу?"

Стих 10. Учителя Торы говорят, что сначала должен прийти Элиягу. Это учение основывается на Малахии 3:1 и 3:23−24 (4:5−6) и оживает в каждый иудейский Пасхальный седер, за которым одно дополнительное место остаётся незанятым в ожидании Элиягу ГаНави ("Илии пророка"), и дверь оставляется открытой, чтобы приветствовать его, если он окажется у порога. Три мнения:

1) Йоханан Погружающий, "если хотите принять", был Элиягу (11:10−14 и ком.)

2) Элияг'у сам, по сути, "пришёл сначала", появившись на горе (ст. 3)

3) Элияг'у всё ещё может явиться перед вторым пришествием Йешуа (см. Отк. 11:3−6).

11 Он ответил: "С одной стороны, Элиягу придёт и восстановит всё; 12 но с другой стороны, говорю вам, что Элиягу уже пришёл, но люди не узнали его, а поступили с ним так, как им захотелось. Так же и Сын Человеческий вскоре пострадает от них. 13 Тогда талмидим поняли, что он говорил им о Йоханане Погружающем. 14 Когда они приблизились к народу, один человек подошёл к Йешуа, встал перед ним на колени 15 и сказал: "Господин, сжалься над моим сыном, он эпилептик, и у него бывают такие ужасные приступы, что он часто бросается в огонь или в воду. 16 Я привёл его твоим талмидим, но они не смогли его вылечить. 17 Йешуа отвечал: "Извращённый народ без всякой веры! Сколько же ещё мне быть с вами? Сколько же я должен терпеть вас? Приведите мне его сюда!" 18 Йешуа запретил бесу, и тот вышел из мальчика, и с этого момента он был здоров. 19 Тогда талмидим одни подошли к нему и спросили: "Почему мы не смогли изгнать его?" 20 Он сказал им: "Потому что у вас так мало веры! Да! Говорю вам, что если бы у вас была вера величиной с горчичное семя, вы бы смогли сказать этой горе: 'Передвинься отсюда туда!', и она бы передвинулась; да, да, не было бы для вас ничего невозможного!"

Некоторые манускрипты добавляют 21 стих: Но этот род изгоняется только постом и молитвой. Вероятно, заимствовали его из Map. 9:29.

22 Когда они вместе шли в Галиль, Йешуа сказал им: "Сына Человеческого скоро предадут в руки людей, 23 которые убьют его, а на третий день он воскреснет". И они сильно огорчились. 24 Когда они пришли в К'фар-Нахум, к Кифе подошли люди, собиравшие по полшекеля и сказали: "А твой раби платит налог на Храм?"

Стих 24. Налог в полшекеля, взимаемый для поддержки служения коганим определён в Исходе 30:11−16, 38:26. Эта сумма была равна одной или двум дневным платам среднего рабочего.

25 "Конечно платит", — ответил Кифа. Когда он вошёл в дом, первым заговорил Йешуа: "Шим'он, как ты думаешь, земные цари с кого собирают пошлины и налоги? Со своих сыновей или с других людей?" 26 "С других, — ответил тот. "Тогда, — сказал Йешуа, — сыновья свободны от этого. 27 Но чтобы не дать им повода для обиды, пойди на озеро, забрось удочку и возьми первую рыбу, которую поймаешь. Откроешь ей рот и найдёшь шекель. Возьми его и отдай им за меня и за себя.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.