По Матфею 19 глава

Евангелие по Матфею
Русского Библейского Центра → Комментарии Давида Стерна

Русского Библейского Центра

1 Это были последние слова Иисуса в Галилее. Оттуда Он ушел в Иудейский край, что по ту сторону Иордана.
2 Люди шли за Ним толпами, и Он исцелял их.
3 Подходят фарисеи и с подвохом спрашивают: «Всегда ли можно уходить от жены? Или это зависит от причины?».
4 Иисус ответил: «Вы же сами хорошо знаете из Писания, что Создатель изначально “сотворил мужчину и женщину”
5 И сказал: “Оставит человек отца и мать и сроднится с женой. И будут двое одной плотью.”
6 Стало быть, они уже не сами по себе, а одна плоть. Бог соединил — человеку не разнимать».
7 Фарисеи говорят Иисусу: «Тогда зачем Моисей велел давать разводное свидетельство, когда уходишь от жены?».
8 Он ответил: «Моисей позволил вам уходить от жены ввиду вашей дикости. Сначала было не так.
9 Говорю вам: кто уходит от жены, если только это не случай ее измены, и женится на другой — неверен».
10 Ученики говорят Иисусу: «Чем так обязываться перед женой, лучше не жениться».
11 Иисус ответил: «Не всем по душе это правило, а только — кому дано.
12 Есть скопцы от рождения, есть оскопленные, а есть и которые сами оскопились ради Царства Небесного. Что кому дается, то и нужно».
13 Люди привели к Иисусу своих детей, чтобы Он возложил на них руки и помолился, но их не допускали к Нему ученики.
14 Иисус сказал: «Не мешайте, пустите их. Пусть дети идут ко Мне. С такими, как они — Царство Небесное».
15 Он возложил на них руки и отправился дальше.
16 Один юноша подошел к Иисусу и говорит: «Учитель! Что такого доброго я должен сделать, чтобы мне вышла вечная жизнь?».
17 Иисус ответил: «Зачем ты спрашиваешь Меня о добром? Все, что есть доброго — это Бог. Если думаешь о жизни, соблюдай заповеди».
18 Юноша спрашивает: «Какие?». Иисус сказал: «Не убий. Не изменяй в супружестве. Не укради. Не говори лжи.
19 Почитай отца и мать. Люби ближнего, как самого себя».
20 Юноша говорит: «Все это я соблюдал. Чего еще мне недостает?».
21 Иисус ответил: «Если у тебя такая цель, продай все, что имеешь, и отдай нищим — вот твое сокровище на небесах. И давай иди за Мной».
22 Но юноша не обрадовался словам Иисуса и ушел. Он был из очень богатой семьи.
23 Иисус сказал ученикам: «Воистину трудно богатому войти в Царство Небесное.
24 И еще раз скажу: легче верблюду войти в игольное ушко, чем богатому в Божье Царство».
25 Ученики поразились тому, что услышали, и говорят: «Кто же тогда может спастись?».
26 Иисус ответил с властью во взоре: «Человеку невозможно. Богу все возможно».
27 Тут Петр говорит Ему: «Вот мы все оставили, пошли за Тобой. Что нам за это светит?».
28 Иисус сказал: «Поверьте Мне: с наступлением новой жизни Сын человеческий сядет на престоле славы и вы, идущие со Мной, тоже сядете на двенадцати престолах судить двенадцать племен Израиля.
29 Кто ради Меня оставит и дом, и братьев, и сестер, и отца, и мать, и детей, и землю — получит во сто крат и обретет вечную жизнь.
30 Многие будут первые последними и последние — первыми».

Комментарии Давида Стерна

1 После того, как Йешуа рассказал об этом, он покинул Галил и пошёл вдоль восточного берега реки Ярден, пока не пересёк границу Й'гуды. 2 За ним последовали огромные толпы народа, и он исцелил их там. 3 Пришли некоторые из п 'рушим и пытались уловить его в словах, спрашивая: "Разрешено ли человеку разводиться со своей женой по любому поводу?" 4 Он отвечал: "Разве вы не читали, что в начале Творец сотворил их мужчиной и женщиной," (Брешит — Бытие 1:27) 5 и что он сказал: 'Поэтому мужчина должен оставить своего отца и мать и соединиться со своею женою, и двое станут одной плотью'"? (Брешит — Бытие 2:24) 6 Таким образом, они уже не двое, но одЙн. Если так, никто не должен разъединять то, что соединил Бог". 7 Они сказали ему: "Тогда почему Моше дал заповедь о том, что мужчина должен дать своей жене гет (Дварим — Второзаконие 24:1, 3) и развестись с нею?" 8 Он ответил: "Моше позволил вам разводиться с жёнами, потому что ваши сердца ожесточены. Но в начале не было так. 9 И вот что я скажу вам: тот, кто разводится с женой не по причине супружеской неверности и женится на другой женщине, совершает прелюбодеяние!"

Стих 3−9. В Пятикнижии Моисея только отрывок Второзаконие 24:1−4 посвящён теме развода. Однако и там отсутствует подробный анализ причин, по которым разрешён развод. Понимание этого отрывка Гилелем и Шаммаем, жившими за одно поколение до прихода Йешуа, было противоречивым. Школа Шаммая утверждает, что мужчина не может развестись со своей женой до тех пор пока он не найдёт в ней супружеской неверности, как сказано: '...потому что он нашёл в ней непристойность в чём-либо'. Но школа Гилеля говорит, что он может развестись с ней, даже если она приготовила ему пригоревшую пищу, как сказано:'...потому что он нашёл в ней непристойность в чём-либо'". (Мишна: Гитин 9:10)

В стихе 9 Йешуа соглашается с жёстким мнением школы Бейт-Шаммай. И хотя мягкая позиция школы Бейт-Гилель стала галахической нормой, Раби Эль'азар, член Бейт-Гилель, комментирует в Гемаре эту мишну так: "Когда мужчина разводится со своей первой женой, даже жертвенник льёт слёзы", цитируя Второзаконие 24:13−14 в качестве подтверждения (Гитин 906). В еврейской традиции бытует мнение, что во времена Мессии станут нормой более строгие правила Бейт-Шаммай. Приводя в качестве подтверждения место из Писания, Йешуа возвращается к началу, в Ган-Эден (ст. 4−5), чтобы обосновать своё мнение о том, что брак не может быть расторгнут по какой-либо другой причине, кроме прямого пренебрежения целостностью единой плоти, т.е. кроме прелюбодеяния. Стих 9 может подразумевать, что возможен развод и по другим причинам, но без повторного брака (см. 5:31−32 и ком.). Вторая допустимая причина развода дана в 1 Кор. 7:12−16.

10 Талмидим сказали ему: "Если таково положение мужа и жены, лучше вообще не жениться!" 11 Он ответил им: "Не каждый понимает это учение, только те, кому оно предназначено. 12 Потому что есть разные причины, по которым люди не женятся — одни, потому что родились без желания, другие были оскоплены, а третьи отказались от брака ради Царства Небес. Тот, кто может понять это, пусть поймёт".

Стих 10−12. Иудаизм всегда считал брак нормальным и желательным явлением — "Неженатый человек живёт безрадостно, без благословения и без добра... Неженатый человек — неполноценный человек" (Талмуд: Йевамот 62б-63а). С другой стороны, некоторые направления христианства воздают явно преувеличенные почести безбрачию (об этом явлении см. 1 Кор. 7:1−40 и ком.). Йешуа говорит, что жизнь как состоящих в браке, так и холостых людей (выбор зависит от призвания и личных предпочтений человека) может быть посвящена служению Богу и человечеству, и он заботится о том, чтобы свести на нет неуместное в этом случае чувство вины человека, делающего свой выбор.

13 После этого к нему привели детей, чтобы он возложил на них руки и помолился за них, но талмидим упрекали людей, приводивших их. 14 Однако Йешуа сказал: "Пусть дети приходят ко мне, не препятствуйте им, потому что Царство Небес принадлежит таким, как они". 15 Возложив на них руки, он продолжил свой путь. 16 Один человек приблизился к Йешуа и сказал: "Раби, что доброго я должен сделать, чтобы иметь вечную жизнь?" Он сказал ему: 17 "Почему ты спрашиваешь меня о добром? Есть только Один, кто добр! Но если хочешь обрести вечную жизнь, соблюдай мицвот". 18 Человек спросил у него: "Какие из них?" и Йешуа ответил: "Не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не давай ложных показаний 19 почитай своего отца и мать (Шмот — Исход 20:13−16) и люби своего ближнего как самого себя" (Ваикра — Левит 19:18)

Стих 18−19. Йешуа называет с шестой по девятую и пятую из Десяти Заповедей (см. 5:21). Все они относятся к межличностным отношениям, как, например: "люби ближнего своего, как самого себя", которая включает в себя смысл остальных (Рим. 13:8−10).

20 Юноша сказал ему: "Всё это я соблюдал; чего же ещё мне не хватает?" 21 Йешуа сказал в ответ: "Если ты твёрдо решил достичь цели, пойди и продай своё имущество, раздай бедным, и будут у тебя сокровища на небесах. Затем приходи и следуй за мной!"

Стих 21. Если ты твёрдо решил достичь цели. Обычно и столь же обоснованно это место переводится так: "Если хочешь быть совершенным". См. Рим. 10:4.

22 Но услышав это, юноша ушёл, расстроившись, потому что он был богат. 23 Тогда Йешуа сказал талмидим; "Да, говорю вам, очень трудно будет богатому человеку войти в Царство Небес. 24 И ещё говорю вам, что легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богатому войти в Божье Царство".

Стих 24. Игольное ушко. Образ, который использует Йешуа имеет буквальное значение: верблюд, самое большое животное известное в Израиле в I веке н.э., не в состоянии пройти сквозь игольное ушко — самое маленькое отверстие. Смысл этого высказывания похож на 6:19−24.

25 Талмидим услышали это и удивились. "Тогда кто же, — спросили они, — может спастись?" 26 Йешуа взглянул на них и сказал: "Людям это невозможно; но с Богом возможно всё". 27 Кифа отвечал: "Смотри, мы всё оставили и пошли за тобой. Что же нам будет?" 28 Йешуа сказал им: "Да. Говорю вам, что в возрождённом мире, когда Сын Человеческий сядет на троне славы, вы, последовавшие за мной, также сядете на двенадцати престолах и будете судить двенадцать колен Израиля.

Стих 28. Танах, а именно Исайя 1:25 — 2:5, 11:1−16, 65:17; Иеремия 23:3−8, 30:1 — 31:40; Михей 4:1 — 5:3; Захария 12:1 — 14:21; Псалмы 2, 21, 88; Даниил 7−12, говорит о возрождённом мире. Отметьте также Рим. 8:19−23, Отк. 21:1 — 22:5. В раввинской литературе говорится об олам габа ("мир," "век грядущий") и в таких местах Талмуда, как Сангедрин 96−99, описывается время его наступления и характер.

Вы также сядете на двенадцати престолах и будете судить двенадцать колен Израиля. Это очень важный стих Нового Завета, подтверждающий Божьи обещания народу Израиля, например, Исайя 1:26: "И я восставлю твоих судей, как прежде". См. также Иезкииля 48, Исайю 9:5−6 (6−7). Этот стих даёт логическое обоснование избранию двенадцати посланников (10:2−4) и сохранению этого количества (Деян. 1:15−26); сравните также Отк. 21:10−14

29 Каждый, кто оставил ради меня дом, братьев, сестёр, отца, мать, детей, землю, получит в сто раз больше, и приобретёт вечную жизнь. 30 Многие первые станут последними, а последние — первыми.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.