1-е Коринфянам 14 глава

Первое послание Коринфянам
Русского Библейского Центра → Комментарии Давида Стерна

Русского Библейского Центра

1 Первой должна быть у вас любовь. Но ищите себя и в других духовных дарах, прежде всего — чтобы пророчествовать.
2 Кто говорит на языках, обращается не к людям, а к Богу, и никому не внятен: у его духа — слово с загадкой.
3 А кто с пророчеством, тот говорит — и созидает в людях веру, прибавляет им спокойствия, уверенности.
4 Кто говорит на языках, созидает себя, а кто с пророчеством — созидает церковь.
5 Желаю вам говорить на языках. Но лучше — пророчествовать. Говорящий на языках, не может тягаться с пророчествующим, разве что заговорит с разъяснением, чтобы в церкви шло назидание.
6 Что если я приду к вам, братья, и заговорю на языках? Какой будет вам от этого прок, если не истолкую, не подам как откровение или поучение, как весть или новую мысль?
7 То же и бездушные предметы, издающие звук, — свирель или арфа, — если расстроены, как узнать, какой гимн исполняет свирель или арфа?
8 И если труба издаст нечаянный звук, кто поймет его как начало сражения?
9 Подобно этому, если ваш язык невразумителен, как узнать, о чем вы говорите? Ваши слова повиснут в воздухе.
10 Трудно сказать, сколько разных наречий существует в мире, и в каждом из них у всякого звука есть свой смысл.
11 Если звуки речи ничего мне не говорят, я понимаю, что это речь иностранца, для которого я сам иностранец.
12 Так и у вас. Радуясь духовным дарам, развивайте свои способности прежде всего в дарах, созидающих церковь.
13 Если говоришь на языках, молись, чтобы истолковать.
14 Когда я молюсь на языках, дух мой молится, разум же молчит.
15 Как быть? Молиться духом, молиться и умом. Петь духом, петь и умом.
16 Если ты перед Богом изливаешься духом, как скажет «аминь» на твое благодарение малосведущий? Он не в курсе и не понимает смысла твоих речей.
17 Ты хорошо благодаришь, но другому это ничего не дает.
18 Благодарение Богу! Я на языки способнее вас всех.
19 Но в церкви предпочту пять слов разумом моим сказать другим на пользу, чем бездну словес на языках.
20 Братья! Не будьте детьми рассудком. На всякое зло оставайтесь младенцами, рассудок же сохраняйте зрелым.
21 Написано в Законе: «Иными языками и иными устами заговорю с этим народом, но и тогда не захотят Меня слушать, — говорит Господь».
22 Говорение на языках — диво прежде всего не для верующих, а для неверующих. А пророчество — не для неверующих, а для верующих.
23 Скажем, если соберется у вас вся церковь и все заговорят не своими языками, и войдут несведущие или неверующие, — не подумается ли им, что вы не в своем уме?
24 Наоборот, когда все пророчествуют, и входит кто-нибудь из неверующих или несведущих, — от всех ему укоризна, от всех обличение.
25 И тогда обнажится его сердце со всеми его тайнами. Он падет ниц, поклонится Богу и скажет: «Воистину, с вами Бог».
26 Разве не так, братья? Когда вы собираетесь, то, наверное, у каждого есть свой псалом, своя проповедь, свое откровение, свое слово на языке с истолкованием. Все это используйте для созидания.
27 Если один заговорил на языках, пусть говорит и другой, но не больше трех, и не перебивая друг друга, а один толкуй.
28 Если же в церкви нет толкователя, молча разговаривай с собой и с Богом.
29 Пусть говорят два-три пророка, а прочие вникайте.
30 Но если еще кому рядом с ними будет откровение, первый умолкни.
31 В свой черед каждый может пророчествовать, чтобы всем было поучительно, ко всем пришла живая мысль.
32 Пусть вещее слово пророка всегда будет уместным.
33 Угодно Богу быть Богом не смуты, а мира... Как повелось у святого народа во всех церквах,
34 От женщин в церкви ожидается молчание. Им не позволено ни говорить, ни выходить из подчинения, как и Закон велит.
35 Если у них есть желание учиться, пусть спрашивают, что нужно, дома у своих мужей. В церкви женщине говорить — себя выставлять в неприглядном свете.
36 От вас ли вышло Слово Божье? К вам ли одним пришло?
37 Тот, кто полагает себя пророком, человеком с духовным даром, пусть хорошенько запомнит: мои слова, адресованные вам — это Господня заповедь.
38 А кто откажется, тому и будет отказ.
39 Словом, братья, приветствуйте дар пророческий, но не запрещайте говорить и на языках.
40 При этом все должно делаться степенно, с толком.

Комментарии Давида Стерна

1 Стремитесь к любви! При этом продолжайте настойчиво добиваться того, что даётся Духом; а особенно способности пророчествовать. 2 Ибо тот, кто говорит на ином языке, говорит это не людям, а Богу, так как никто не может понять его, поскольку он произносит тайны силой Духа. 3 Пророчествующий же говорит людям, наставляя, ободряя и утешая их. 4 Человек, говорящий на ином языке, назидает самого себя, а пророчествующий назидает собрание. 5 Я хотел бы, чтобы все вы говорили на иных языках, но ещё больше я хотел бы, чтобы все вы пророчествовали. Пророчествующий более велик, чем говорящий на иных языках, если только нет истолкования его слова, чтобы собрание получило назидание.

Стихи 1−5. Осознав, что основой всего является любовь (глава 13), необходимо настойчиво добиваться того, что даётся Духом (12:1 и ком.), особенно способности пророчествовать, так как дар пророчества (см. ком. к 12:8−10, параграф 6) превосходит дар языков; при этом истолкованные языки приравниваются к пророчеству (ст. 5). Пророчество важнее, потому что оно назидает собрание, в то время как говорение на иных языках назидает только самого говорящего, хотя и это тоже важно («...если я молюсь на ином языке, дух мой молится», ст. 14). Поэтому Шауль и говорит: «Я хотел бы, чтобы все вы говорили на иных языках»; и в этом отношении, как это часто происходит, он сам является примером (ст. 18).

О слове «назидать» см. ком. к 10:1.

6 Братья, предположим, я приду к вам сейчас и стану говорить на иных языках. Какая вам от этого будет польза, если я не принесу вам никакого откровения, или знания, или пророчества, или учения? 7 Даже если взять неживые музыкальные инструменты, к примеру, флейту или арфу, то как можно узнать мелодию, если одну ноту невозможно отличить от другой? 8 И если сигнальная труба издаёт неясный звук, кто станет готовиться к сражению? 9 Так же и с вами: как кто-либо узнает, о чём вы говорите, если вы своим языком произносите нечто нечленораздельное? Вы будете просто говорить в воздух! 10 В мире, несомненно, существует много различных звуков, но нет ни одного, который бы вообще ничего не значил; 11 если же я не понимаю значения звуков, произносимых кем-либо, я буду словно иностранец для этого человека, а он будет иностранцем для меня. 12 Так же и с вами: поскольку вы ревностно ищете того, что даётся Духом, стремитесь в особенности к тому, что способствует назиданию собрания. 13 Итак, тот, кто говорит на ином языке, должен молиться о способности истолковывать. 14 Ибо если я молюсь на ином языке, дух мой молится, но мой разум не приносит плода. 15 Что из того? Буду молиться духом, буду молиться и разумом; буду петь духом, буду петь и разумом. 16 Иначе, если ты благодаришь духом, как же не получивший должного наставления, сможет сказать: "Амен" после твоего благодарения, ведь он не понимает, что ты говоришь?

Амен. Влияние иудаизма на христианский стиль поклонения очевидно. Слово означает «подтверждаю это», «да будет так», «поистине», и на протяжении всего Танаха можно увидеть, как оно употребляется во время собраний. Шауль предполагает, что община Коринфа, большую часть которой составляют язычники, переняла традицию использования этого еврейского слова. Также см. ком. к Мат. 5:18 и к Рим. 9:5.

17 Ибо, несомненно, ты хорошо благодаришь, но другой человек не получает назидания. 18 Я благодарен Богу за то, что говорю иными языками больше, чем кто-либо из вас, 19 но когда собирается община, я лучше скажу пять слов своим разумом, чтобы дать наставление другим, чем десять тысяч слов на ином языке! 20 Братья, не будьте детьми по уровню мышления. В злом будьте словно младенцы, но в своём мышлении будьте зрелыми людьми. 21 Написано в Торе: "Иными языками, устами чужеземцев буду говорить с народом этим. Но и тогда они не послушают Меня", — говорит Адонай.

Шауль делает мидраш на отрывок из Книги Исайи. Пшат (прямой смысл; см. ком. к Мат. 2:15) этого текста не имеет никакого отношения к дару иных языков. Здесь слово «Тора» подразумевает весь Танах, а не только Пятикнижие Моисея (см. ком. к Мат. 5:17).

22 Таким образом, языки — это знамение не для верующих, а для неверующих, тогда как пророчество не для неверующих, а для верующих. 23 Итак, если сойдётся всё собрание, и каждый будет говорить иными языками, и войдут люди незнающие или неверующие, не скажут ли они, что вы сумасшедшие? 24 Если же все вы пророчествуете, и войдёт какой-либо неверующий или незнающий человек, он всеми будет обличаться в грехе, всеми осуждаться, 25 и тайны его сердца будут раскрыты; так что он падёт ниц и прославит Бога, говоря: "Бог истинно среди вас".

Стихи 23−25. Не скажут ли они, что вы сумасшедшие? Некоторые христиане, очевидно, забывают о том, какое впечатление производят на окружающих их действия. Часто они становятся в круг и начинают ободрять друг друга в такой манере, которая окружающим кажется скорее причудой, нежели свидетельством любви (глава 13) или даже осуждением. Таким людям следует пересмотреть своё поведение с точки зрения эффективности проповеди: не отталкивают ли их странные действия тех людей, которые могли бы уверовать? В этом отношении Шауль был весьма благоразумным человеком (см. также ст. 33, 40).

Стихи 6−25. Хотя дар языков (ком. к 12:8−10, параграф 8) имеет определённую ценность, им можно злоупотреблять во время собраний. Община не получает от этого никакого назидания.

26 К какому же выводу мы приходим, братья? Всякий раз, как вы собираетесь, пусть каждый подготовит псалом, или учение, или откровение, либо же использует свой дар языков и даст истолкование; и всё это пусть будет для назидания. 27 Если кто-либо говорит иными языками, пусть это делают двое или, самое большее, трое, и все по очереди; а кто-нибудь пусть истолковывает. 28 Если нет никого, кто мог бы истолковать, тогда говорящие иными языками пусть молчат во время собрания — они могут говорить себе и Богу. 29 Пусть говорят пророки, двое или трое, а остальные размышляют над их словами. 30 Если же тому пророку, который сидит, что-то открывается, пусть говоривший первым помолчит. 31 Вы можете пророчествовать по очереди, а в результате все чему-то научатся и все получат утешение. 32 Кроме того, духи пророков подвластны пророкам; 33 поскольку Бог — Бог не беспорядка, но шалома. Как и во всех общинах Божьего народа,

Стихи 32−33. Духи пророков подвластны пророкам. Это может означать либо то, что каждый отдельный пророк должен уметь управлять собой и вести себя подобающим образом, либо то, что группа пророков может по необходимости осуществлять контроль над отдельными пророками из их числа. В любом случае, недопустимо, чтобы во время мессианского поклонения имело место неконтролируемое, исступленное поведение, поскольку Бог — Бог не беспорядка, но шалома (мира, благополучия, здоровья).

34 пусть жёны молчат во время собрания; им не позволяется громко говорить. Пусть они находятся в подчинении, как и в Торе сказано; 35 если же они хотят что-то узнать, пусть спрашивают у своих мужей дома; потому что для женщины непристойно громко разговаривать во время собрания.

Стихи 33−35. Жёнам... громко говорить или «женщинам... говорить». Если верно последнее, тогда Шауль запрещает женщинам пророчествовать, проповедовать, учить и молиться (или, возможно, по контексту, говорить на иных языках) во время общинного собрания. Однако мы знаем, что были пророчицы (Деят. 21:9), что в этом же письме Шауль разрешает женщинам молиться и пророчествовать во время собраний (11:5). И, разумеется, не у всех женщин есть мужья, которых они могут спросить дома. Последний факт имеет решающее значение. Шауль отвечает на вопрос (7:1), заданный коринфянами, и рассматривает ситуацию, когда жёны обсуждают со своими мужьями то, о чём идёт речь на собрании, не дожидаясь его окончания. Такое поведение является нарушением приличия даже в том случае, когда жена сидит рядом с мужем.

Если же учесть, что, согласно еврейской традиции того времени (и традиции ортодоксальных евреев сегодня), женщины и мужчины сидели в синагоге раздельно, началось бы нечто невообразимое, если бы жёны и мужья стали что-то кричать друг другу через мхицу (перегородку). Шауль намеренно говорит об этом только в конце письма, потому что именно в этой его части он рассматривает вопросы поведения и общественного порядка во время собраний общины. Его совет может показаться сделанным вскользь, незавершённым, однако нужно учесть, что он уже обсудил основные принципы и что (по моему мнению) люди, задавшие вопрос, уже знакомы с проблемой в общих чертах, поскольку они сами заговорили о ней. Если же мы не можем согласиться с подобным объяснением этих стихов, тогда придётся прийти к заключению, как это и сделали некоторые, что Шауль одобряет дискриминацию женщин (см. 11:3−15 и ком.).

Как и в Торе сказано. См. ком. к ст. 21, к Рим. 3:19, Мат. 5:17 и ком. Если Шауль имеет в виду Пятикнижие Моисея, возможно, он говорит о книге Бытия 3:16 (ср. Еф. 5:22, 1 Тим. 2:8−15). Если же имеется в виду весь Танах, есть несколько мест, где подразумевается или предписывается подчинение женщин, хотя в других местах говорится о том, что в некоторых аспектах она равна или даже превосходит мужчин. См. статью «Женщина» в Энциклопедии «Иудаика».

В Талмуде говорится о том, что раби Эльазар Бен-Азария (начало II века) толковал стих «Собери людей, мужчин, женщин и детей» (Второзаконие 31:10) и сказал: «Если мужчины пришли учиться, то женщины пришли послушать» (Хагига 3а). В иудаизме «учиться» означает изучать в процессе дискуссии, что способствует более глубокому пониманию, так как человек получает ответы на свои вопросы: «послушать» — это слушать, как идёт обмен мнениями, но самому в нём не участвовать.

36 Разве слово Божье первоначально возникло у вас? Или вы единственные, кого оно достигло? 37 Если кто-то полагает, что он пророк, или наделён Духом, тогда пусть признает, что всё, что я пишу вам, — это повеление Господа. 38 Если же кто-то не признаёт этого, пусть и его не признают.

Стихи 36−38. Разве слово Божье первоначально возникло у вас, язычники? Нет, оно возникло у еврейского народа. Это ещё одна причина для того, чтобы следовать еврейским обычаям в поклонении, как это указано в предыдущем примечании. Но ключевым моментом этих трёх стихов является то, что коринфяне не достигли высокого духовного уровня, дающего им право устанавливать обычаи, идущие вразрез с истинной духовностью или с обычаями других верующих (ср. 3:1−3, 4:7−8, 8:1−3, 11:16). О «повелении Господа» см. ком. к 7:6.

39 Итак, братья мои, стремитесь к тому, чтобы пророчествовать; и не запрещайте говорение иными языками; 40 только пусть всё делается надлежащим образом и организованно.

Шауль даёт здесь конкретные указания, как и в 7:10−15; 10:25−28; 11:6, 28, 33−34 и ст. 26−35 данной главы. Затем он приводит «правила поведения», необходимые для того, чтобы всё делалось надлежащим образом и организованно. Это содержание того, что я лично назвал бы Устной Торой Мессианской Общины (подробнее об этом см. ком. к Деят. 21:21). В действительности же, она стала Письменной Торой, так как была записана в Новом Завете.

Стихи 26−40. Только рассмотрев вопрос в общих чертах и показав основные принципы, Шауль переходит к конкретным правилам использования словесных духовных даров (пророчества, языки и истолкование) во время общинных собраний. В этом он следует образцу, показанному в 8:1 — 11:1, где указания даются только в конце рассуждения.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.