1-е Тимофею 5 глава

Первое послание Тимофею
Русского Библейского Центра → Комментарии Давида Стерна

Русского Библейского Центра

1 Старшего не отчитывай, а проси честью, как отца, ровесников — как братьев,
2 Женщин немолодых — как матерей, молодых — как сестер, сердечно и с тактом.
3 Вдов, настоящих вдов, опекай.
4 Если у вдовы есть дети или внуки, то они прежде всего пусть учатся Божьей любви к своим домашним и почтению к родителям. Это угодно Богу.
5 По-настоящему одинокая вдова возлагает надежду на Бога и в предстояниях к Нему днями и ночами просит защиты.
6 А любительница сладкой жизни заживо умерла.
7 Таким говори, чтобы боялись небезупречности.
8 Кто не заботится о родных, тем более у себя дома, тот отрекся от веры. Так не делает даже неверующий.
9 Вдову заноси в список, которая не моложе шестидесяти, была за одним мужем,
10 Известна тихим нравом и хорошо воспитала детей, давала кров бесприютным, омывала ноги святым Божьим людям, помогала убогим, вообще была предана доброму делу.
11 Молодым вдовам отказывай. Они, вопреки Христу, бывает, уступают соблазну, торопятся замуж
12 И прежнюю свою приверженность забывают, а это уже провинность.
13 К тому же они приучаются к безделью, шастают по соседям и в праздности становятся болтливы, докучливы, склонны к досужим сплетням.
14 По мне лучше, чтобы молодые вдовы выходили замуж, растили детей, хлопотали по дому и не давали недругу повода для злословья.
15 А то иные уже отвернулись, пошли за Сатаной.
16 Если у верующих женщин есть в семье вдовы, пусть пекутся о них у себя, не обременяя церковь. Это облегчит церкви заботу об одиноких вдовах.
17 Сугубой чести достойны пресвитеры, руководящие с умом, особенно те, кто всего себя отдает слову и учению.
18 Об этом и Писание говорит: «Не вяжи рта волу молотящему» и «Работнику положена плата».
19 Жалобу на пресвитера принимай не иначе как при двух-трех свидетелях.
20 Выводи на чистую воду перед всеми тех, кто грешит, — пусть другие побаиваются.
21 Перед Богом и Христом Иисусом и избранными ангелами предписываю тебе всегда к делу подходить непредубежденно, беспристрастно.
22 Рук поспешно ни на кого не возлагай. От участия в чужих грехах уклоняйся. Дорожи своей чистой душой.
23 Впредь не пей всякий раз воду, а употребляй немного вина по поводу желудка и неотступных немощей.
24 Грехи некоторых людей очевидны и прямо требуют осуждения, а у других дают о себе знать со временем.
25 Точно так же и добрые дела очевидны, а если нет, навсегда в тени не останутся.

Комментарии Давида Стерна

1 Старшего не укоряй, но взывай к нему так, как ты обращался бы к отцу; к юношам относись как к братьям,

«Вставай перед сединой и уважай старого. Я Адонай, Бог твой» (Левит 19:32).

2 к пожилым женщинам — как к матерям, а к молодым — как к сестрам, с абсолютной чистотой. 3 Относись с уважением к тем вдовам, которые действительно нуждаются.

К тем вдовам, которые действительно нуждаются, буквально «которые настоящие вдовы».

4 Если же у вдовы есть дети или внуки, пусть они прежде всего научатся исполнять возложенную на них верою обязанность по отношению к собственной семье, тем самым воздавая должное родителям, так как это угодно Богу. 5 Вдова, которая действительно в нужде, одинокая, возлагает все свои надежды на Бога, и день и ночь возносит мольбы и молитвы.

«И вдовы твои пусть полагаются на Меня» (Иеремия 49:11).

6 Та же, которая потакает собственным прихотям, хотя и живёт, уже мертва. 7 Так вразумляй их, чтобы они не вызывали нарекания. 8 Более того, всякий человек, который не заботится о близких, особенно о собственной семье, отрёкся от веры и хуже неверующего.

Благотворительность начинается дома. Кроме того, если верующие должны оказывать материальную поддержку вдовам, то тем более (ком. к Мат. 6:30) они должны обеспечивать и самих себя (2 Фес. 3:6−12, Еф.4:28).

9 Вдову вноси в список вдов, только если ей уже за шестьдесят, если она была верна своему мужу, 10 и известна своими добрыми делами — хорошо воспитала детей, была гостеприимна, омывала ноги святым, приходила на помощь в беде и участвовала во всяком добром деле.

Стихи 9−10. В список. «Настоящие вдовы» (ст. 3 и ком.) — это своего рода должность, подобная должности шамаша; как и шамашим, вдовы должны отвечать определённым требованиям, чтобы претендовать на помощь.

Была верна своему мужу, или: «была замужем только один раз» (см. ком. к 3:2).

Хорошо воспитала детей, или: «хорошо смотрит за детьми». Первый вариант передаёт буквальный смысл греческого текнотрофейн, но противоречит ст. 4.

11 При этом более молодым вдовам отказывай, так как они, следуя внутренним побуждениям, которые отчуждают их от Мессии, стремятся выйти замуж. 12 Отвергнув веру, которую они имели вначале, они навлекают на себя осуждение. 13 Ведь они приучаются к праздности, ходят по домам; и не только ведут праздную жизнь, но и разносят сплетни, будучи назойливы и говоря то, чего не следует. 14 Поэтому, с моей точки зрения, молодым вдовам следовало бы выйти замуж, иметь детей и заниматься домом, чтобы не подавать нашим недоброжелателям повода для обвинений в наш адрес. 15 Ибо некоторые уже сбились с истинного пути и последовали за Противником. 16 Если у верующей женщины есть родственницы вдовы, она должна оказывать им помощь — не следует обременять собрание, чтобы оно могло помогать тем вдовам, которые действительно испытывают нужду.

Стихи 3−16. Данные стихи являются противовесом Деят. 2:44−46, 4:32−35, где говорится, как верующие делились своим имуществом с теми, кто был в нужде. В первую очередь нуждающиеся должны обращаться за помощью к своим семьям, а не к собранию; и наоборот, те, у кого есть бедные родственники, должны позаботиться о них (ст. 4, 8, 16).

17 Руководители, хорошо исполняющие свой труд, вдвойне достойны почтительного отношения, особенно те, которые усердно трудятся в проповеди Слова и в учении, 18 поскольку в Танахе сказано: "Не надевай намордник быку, когда он молотит зерно", другими словами: "Трудящийся заслуживает награды".

Ср. 1 Кор. 9:7−9, Мат. 10:10.

19 Не слушай обвинения против руководителя, если оно не подтверждено словами двух или трёх свидетелей.

Хотя Шауль напоминает здесь Тимофею принцип судопроизводства, сформулированный в Торе, тем не менее, некоторые христианские теологи полагают, что Новый Договор упразднил «гражданский закон» Торы.

20 Тем руководителям, которые продолжают грешить, сделай выговор перед всем собранием, чтобы это послужило предупреждением для остальных.

В наш век, когда люди стали непослушны всякого рода власти, в церкви практически не используют выговор, а общий уровень общинной дисциплины весьма низок. Публичный выговор, когда его применяют должным образом, является формой Божьей любви, но многие ли из нас рассматривают его именно таким образом? Тема изучается подробнее в Евр. 12:5−13.

21 Перед Богом, Мессией Йешуа и избранными ангелами, я возлагаю на тебя ответственность соблюдать все эти предписания без предвзятости и пристрастия.

Перед избранными ангелами, которые примут участие в окончательном суде (Мат. 25:31, Map. 8:38, Лук. 9:26, Отк. 14:10). Тимофей должен производить суд так, чтобы это было достойно избранных ангелов, ведь они будут участвовать в суде над ним (ср. Лук. 6:37−38).

22 Никому не делай смиху поспешно и не участвуй в чужих грехах — храни себя в чистоте. 23 Не пей воду, лучше употребляй немного вина для [улучшения] пищеварения, а также по причине твоих частых болезней.

Воду. Вода, в отличие от вина, часто была нечистой, источником всякого рода болезней. Вино часто подавалось разбавленным водою, пропорция колебалась от одного к трём до одного к шести. Медицинское и церемониальное использование вина подкрепляется Писанием; пьянство противоречит ему. Обычное употребление вина за трапезой также находит поддержку в Писании, кроме того во время некоторых праздников разрешено употреблять более крепкие напитки. Вино использовалось для облегчения предсмертных мук и для утешения во времена скорби. Вероятно, эти общие принципы всё же не применимы к человеку, имеющему проблемы с алкоголем.

24 Грехи некоторых очевидны и прямо ведут к осуждению, а грехи других открываются впоследствии. 25 Подобно этому, и добрые дела очевидны, а если нет, их всё равно невозможно утаить.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.