Титу 2 глава

Послание Титу
Русского Библейского Центра → Комментарии Давида Стерна

Русского Библейского Центра

1 В основу всего, чему учишь, клади здравый смысл:
2 Пожилые мужчины должны быть сдержанны, степенны, во всем умеренны, а в вере, любви, терпении — сильны жизненным опытом.
3 Женщины в возрасте также должны отличаться достоинством святости, уклоняться от пересуд, от пьянственного пития, должны учить добру,
4 Наставлять молодых, чтобы они любили мужей, любили детей,
5 Были скромны, порядочны, домовиты, добры, привязаны к мужьям. И тогда не будет хулы на Божье Слово.
6 Юношей тоже учи положительности
7 И сам будь для них образцом добрых дел, рассуждения честного, основательного,
8 Слова осмысленного, неотразимого, чтобы противник был посрамлен, не находя, что сказать о нас плохого.
9 Рабов учи повиноваться своим господам, уважать их, ни в чем не перечить,
10 Не обкрадывать их, а служить верно, преданно, да и во всем быть украшением учительского наследия Бога Спасителя нашего.
11 Явилась благодать Божья спасительная для всех людей,
12 Указующая, чтобы мы отказались от бесчинств, от привычки к ненужному и в нынешнем веке жили совестливо, по правде и Божескому смыслу
13 И ждали, что во всей славе совершится блаженное упование — явление великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа.
14 Он отдал Себя за нас, освободил от срама, чтобы в чистоте мы были Ему народом особенным, подымчивым на добрые дела.
15 Об этом говори, так старайся надоумить и так обличай со всем полномочием, чтобы не смотрели на тебя свысока.

Комментарии Давида Стерна

1 Ты же объясняй, какое поведение соответствует здравому учению,

Ты же, Тит, не будь таким, как лжеучителя, которые отвергают Бога своими поступками и доказали свою неспособность к какому-либо доброму делу (1:16), не ограничивайся одними «словами» (1:10), даже если это «здравое учение», но объясняй, какое поведение соответствует такому учению. Стихи 2−10 в общих чертах указывают, что именно должен говорить Тит, и побуждают его быть примером для других (ст. 6−8). Ср. Еф. 5:21 — 6:9; Кол. 3:18 — 4:1; 1 Тим. 5:1−2, 6:1−2.

2 Скажи старшим среди вас, чтобы они были серьёзны, благоразумны, воздержанны, здравы в вере, любви и терпении. 3 Подобно этому, наставляй пожилых женщин, чтобы они вели себя так, как подобает живущим в святости. Они не должны заниматься злословием или порабощать себя пьянству. Пусть учат добру, 4 наставляют молодых женщин, чтобы те любили мужей и детей, 5 были воздержанными и непорочными, хорошо вели хозяйство и подчинялись мужьям. Тогда Божья весть не будет объектом поношения. 6 Также наставляй юношей, чтобы они были воздержанны, 7 и во всём сам показывай им пример добрых дел. Когда учишь, делай это в чистоте, со всей серьёзностью; 8 пусть всё, что ты говоришь, имеет столь благотворное действие, что противящиеся тебе будут посрамлены, так как не смогут сказать о тебе ничего плохого. 9 Рабов наставляй, чтобы они во всём подчинялись хозяевам, угождали им, не прекословя и 10 не воруя. Напротив, они всегда должны проявлять глубочайшую преданность, чтобы учение о Боге, нашем Избавителе, становилось ещё более привлекательным. 11 Ведь Божья благодать, приносящая спасение, была явлена всем людям.

Божья благодать, приносящая спасение (или: «избавление»), была явлена всем людям. Тем не менее, не все спасены, поскольку не все вверили себя этой благодати. Однако каждый имел возможность сделать это. Каждый человек, читающий Новый Завет, безусловно, имеет возможность поверить в то, что он говорит. Ср. Рим. 1:19−20, 2:14−15.

12 Она велит нам отвергнуть нечестие и мирские удовольствия и, проявляя воздержанность, вести честную и благочестивую жизнь сейчас, в этом веке; 13 продолжая ожидать благословенного исполнения нашей надежды, которая состоит в явлении Шхины великого Бога и в появлении нашего Избавителя, Мессии Йешуа.

Стихи 12−13. Стих 12 вновь напоминает нам о том, «какое поведение соответствует здравому учению» (ст. 1−10) сейчас, в это время; стих 13 указывает на «благословенную надежду» (буквально), то есть ожидание благословенного исполнения нашей надежды, которая состоит в явлении (в Конце Дней) Шхины великого Бога и в появлении (в то же самое время) нашего Избавителя, Мессии Йешуа.

Ещё одно возможное прочтение «явлении Шхины великого Бога, то есть нашего Избавителя, Мессии Йешуа». Послание Мессианским евреям (1:3) выступает в поддержку такого толкования, говоря о Йешуа, что он «является сиянием Шхины».

Многие переводчики и составители комментариев полагают, что здесь имеется в виду «явление славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» (Синод. пер.). Таким образом, стих недвусмысленно говорит о том, что Иисус — Бог. Однако я полагаю, что подобное понимание навязывает утверждение о божественной природе Йешуа отрывку, никак с этой темой не связанному. Мой перевод не ставит под угрозу божественную природу Йешуа. Как я уже не раз отмечал в других местах, Новый Завет избегает прямых формулировок, говоря о божественной сущности Йешуа.

14 Он отдал самого себя ради нас, чтобы освободить нас от всякого нарушения Торы и очистить для себя народ, который будет принадлежать ему и всеми силами будет стремиться к добрым делам.

Он, Йешуа, отдал самого себя ради нас (Map. 10:45; 2 Кор. 5:14−15; Гал. 2:16, 20−21), чтобы освободить (или: «искупить») нас (см. ком. к Еф. 1:7) от всякого нарушения (или: «от всякого прегрешения», «от всякого беззакония»). Не будь этого, ст. 1−12 были бы просто хорошим этическим советом, ни к чему не ведущим и ничего не обещающим.

Очистить. Ср. 1:15.

Народ, который будет принадлежать ему, «народ особенный» (Синод. пер.); тот же самый термин (др.-евр. ам сегула) употреблён по отношению к Израилю в Книге Второзакония 14:2, 26:18; см. также Исход 19:5, Псалом 134:4, См. 2 Кеф. 2:9 и ком.

15 Вот об этом тебе и следует говорить. Ободряй и обличай со всякой властью; не позволяй кому бы то ни было относиться к тебе с презрением.

Титу, как и Тимофею (1 Тим. 4:12), необходимо было получить заверение в том, что он имеет способности и власть, чтобы ощущение собственной неполноценности не довлело над ним и не мешало ему исполнять труд Господа как следует. В противоположность этому, Шаулю, который некогда чувствовал своё превосходство и всецело полагался на собственные силы, для того, чтобы стать хорошим работником, требовалось достигнуть такого момента, когда на вопрос: «Кто справится с таким заданием?» он мог ответить: «Наши способности приходят от Бога» (2 Кор. 2:16, 3:5).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.