Апокалипсис 17 глава

Апокалипсис откровение Иоанново
Русского Библейского Центра → Комментарии Давида Стерна

Русского Библейского Центра

1 Пришел один из тех семи ангелов, у которых было семь чаш, и заговорил со мной. Он сказал: «Пойдем, покажу тебе, что получила великая шлюха, сидящая на многих реках.
2 Блуду с ней предавались земные цари, вином ее распутства одурманивали себя люди».
3 Ангел перенес меня высотами Духа в пустыню, и я увидел женщину. Женщина сидела верхом на красном звере. У зверя — семь голов и десять рогов. Он весь расписан кощунственными именами.
4 На женщине — пурпурные, ярко-красные одежды, золотые украшения, драгоценные камни, жемчуг. В руке у нее золотая чаша. Чаша полна до краев — там все ее мерзости, непотребство и развращенность.
5 На лбу у нее — имя и тайна имени: «Великая столица Вавилон. Мать шлюх и мерзостей на земле».
6 Я видел, что женщина упилась кровью святого народа, кровью свидетелей Христа. И мне было удивительно глядеть на это, до крайности удивительно.
7 Ангел сказал мне: «Чему ты удивляешься? Женщине? Красному зверю с семью головами и десятью рогами, на котором она едет? Открою тебе их тайну.
8 Этот зверь, которого ты видишь, был, его нет, но скоро на свою погибель он выйдет из бездны. Жители земли, чьи имена с сотворения мира не вписаны в книгу жизни, увидят зверя и не поверят, что так бывает: зверь был, его нет и он будет.
9 На все есть ум и догадка. Семь голов — это семь холмов, на которых сидит женщина. Они же и семь царей.
10 Из них пять сгинули, один есть и еще один пока не пришел, а придет — ненадолго.
11 Зверь, который был и его нет, счетом восьмой после семи и идет к погибели.
12 Десять рогов, которые ты видишь на звере — это десять царей. Они еще не получили царства. Царскую власть они получат на час вместе со зверем.
13 Они — единомышленники и передадут зверю свою силу и власть.
14 Все пойдут войной на Агнца. Но Агнец одолеет их, потому что Он — Господь господ и Царь царей, а те, кто с Ним, Ему верны. Он Сам их призвал и избрал».
15 И ангел сказал мне: «Видишь реки, где сидит шлюха? Это народы и орды, племена и наречия.
16 Десять рогов красного зверя, которые ты видишь, и сам красный зверь ненавидят шлюху. Они разденут ее донага, растерзают и сожгут ее.
17 Бог вложил в них решимость исполнить Его волю: действовать заодно и передать зверю все права на царство, пока не исполнятся Божьи приговоры.
18 Женщина, которую ты видишь — это великая столица, что царствует над царями на всей земле».

Комментарии Давида Стерна

1 Затем подошёл один из ангелов с семью чашами и сказал мне: "Пойдём, я покажу тебе суд над великой блудницей, сидящей у многих вод. 2 Цари земные блудили с нею, и люди, живущие на земле, упивались вином её блуда".

Стихи 1−2. Суд, в основном, описан в главе 18, а также в ст. 16 данной главы.

Сидящей у многих вод. См. ком. к 14:8 о Вавилоне.

Великой блудницей... Цари земные блудили с нею. Книга Наума 3:4 называет Ниневе (Ниневию), ещё одну заслуженную напасть для Израиля, развратницей «приятной наружности, искусной в чародеянии, которая блудодеяниями своими продаёт народы и чарованиями своими — племена». Сравните 18:3, 7, 12−23. В кн. Исайи 23:17 говорится, что Тир «будет блудодействовать со всеми царствами земными по всей вселенной».

Люди... упивались вином. См. 18:3; также кн. Иеремии 51:7, процитированною в ком. к ст. 4.

3 Он перенёс меня в Духе в пустыню, и я увидел женщину, сидящую на звере алого цвета, полного богохульных имён, у которого было семь голов и десять рогов.

На звере, у которого было... десять рогов. См. ком. к 12:3−4, ком. к 13:1−8.

4 Женщина была облачена в пурпурный и алый цвет и блистала золотом, драгоценными камнями и жемчугом. В руке своей она держала золотую чашу, наполненную непристойностями и мерзостями её блуда.

Золотую чашу. Иеремия 51:7: «Вавилон был золотою чашею в руке Господа, опьянявшею всю землю: народы пили из неё вино и безумствовали».

Чашу, наполненную непристойностями и мерзостями. В 18:6 эта же чаша становится чашей Божьего гнева, как в 14:10, 16:19.

5 На лбу у неё было написано имя, имеющее тайный смысл:
ВАВИЛОН ВЕЛИКИЙ, МАТЬ БЛУДНИЦАМ И НЕПРИСТОЙНОСТЯМ ЗЕМНЫМ

Противопоставьте это имя имени, написанному на лбах у искупленных (см. 14:1 и ком., 22:5 и ком.).

Вавилон Великий. См ком. к 14:8.

6 Я увидел, что женщина пьяна от крови Божьего народа, то есть крови тех, кто несёт свидетельство о Йешуа. Увидев её, я чрезвычайно удивился.

Увидев её, я чрезвычайно удивился, так как обычно блудницы не одеваются столь великолепно (ст. 4; см. Дж.Э. Лэдд. Откровение).

7 Тогда ангел сказал мне: "Почему ты так удивлён? Я расскажу тебе о тайном значении женщины и зверя с семью головами и десятью рогами, который нёс её на себе. 8 3верь, которого ты видел, был, и нет его, и выйдет из Бездны; но он уже близок к погибели. Люди, живущие на земле, чьи имена не были записаны в Книгу Жизни от основания мира, весьма удивятся, увидев зверя, который был, и нет его, но должен явиться.

Зверь уже был однажды (в образе Антиоха IV, «Эпифана»), и нет его, пока, в настолько же явном образе зла, но он выйдет как анти-Мессия (объясняется в ком. к 13:1−8). Поскольку зверь притязает на роль Бога, ангел саркастически описывает его при помощи выражений, обычно использующихся для описания Бога: «Тот, Кто был, Кто есть, и Кто грядёт» (1:4 и ком.). Этот зверь, Сатан, выйдет из Бездны и будет «освобождён на некоторое время» (20:2−3, 7−8), но он уже близок к погибели в «озере огня и серы» (20:9−10).

Люди, живущие на земле (те же, что и в ст. 2; см. ком. к 3:10), чьи имена не были записаны в Книгу Жизни (см. ком. к 20:12) от основания мира, противопоставляются Божьему народу, тем, «кто несёт свидетельство о Йешуа» (ст. 6). Также сравните 1:3−12; Кол. 1:14−23.

9 3десь нужен ум, наделённый мудростью: семь голов — это семь холмов, на которых сидит женщина; кроме того, это семь царей —

Семь холмов. См. ком. к 14:8 о Вавилоне.

10 пятеро пали, один жив сейчас, а другой ещё должен прийти, и когда он придёт, то пробудет недолго.

Семь царей — пятеро пали, один жив сейчас, а другой ещё должен прийти. Сложный стих в сложной для толкования книге. Если «Вавилон» означает Рим или Римскую империю (см. ком. к 14:8), пятеро, которые пали, возможно, — римские императоры, последним из которых был Нерон. После непродолжительного правления трёх императоров, на трон взошёл Веспасиан, шестой по счёту, правивший с 69 по 79 г. н.э., который жив сейчас (на момент написания книги Откровения). Тит ещё должен прийти. В своём комментарии на Книгу Откровения Р.Г. Чарльз рассматривает Нерона как «зверя» из данной главы, который, как ожидалось, должен был воскреснуть и возглавить царей востока в их битве с Римом (см. ком. к 13:17−18).

11 Зверь, который был, и которого нет теперь, — это восьмой царь; он от семи и близок к погибели. 12 Десять рогов, виденных тобою, — это десять царей, которые ещё не начали править, но примут царскую власть вместе со зверем на один час.

Десять рогов. См. ком. к ст. 3.

13 Они едины в мыслях и передадут свою власть и силу зверю. 14 Они пойдут на битву против Ягнёнка, но Ягнёнок победит их, так как он Господь господ и Царь царей, и вместе с ним одержат победу призванные, избранные и верные".

Он Господь господ и Царь царей. См. ком. к 19:16.

Стихи 7−14. См. 13:1−8 и ком., ср. также Книгу Даниила 7:19−25.

15 3атем он сказал мне: "Воды, которые ты видел, у которых сидит блудница, — это народы, люди, племена и языки. 16 А десять рогов, которые ты видел, и зверь возненавидят блудницу, погубят её, обнажат, съедят её плоть и сожгут её в огне.

Возненавидят блудницу. Десять рогов и зверь, которые являются воплощениями зла, возненавидят блудницу, которая также является воплощением зла. Добрые любят не только таких же добрых, как и они, но и злых. А злые ненавидят не только добрых, но и себе подобных.

Сожгут её в огне (также 18:8). То же самое наказание предусмотрено для дочери когена, которая бесчестит своего отца своим блудом, Левит 21:9.

17 Ибо Бог положит им на сердце исполнить то, что соответствует Его замыслу, то есть быть единодушными и отдать своё царство зверю, до тех пор пока Божьи слова не достигнут своей цели.

Бог положит им на сердце исполнить, то, что соответствует Его замыслу. В Танахе Бог часто использует нечестивых для осуществления Своих целей; см. Исход 10:1, Аввакум 1:5−11. Настоящий стих явно говорит о суверенной власти Бога, как и в Рим. 9:6−29 и ком. Хотя в Книге Откровения много говорится о Сатане и его силе, нет никакого дуализма, ни малейшей возможности того, что Сатан находится на одном уровне с Богом. Божьи слова должны достигнуть своей цели (сравните кн. Исайи 55:10−11, Мат. 24:35, Рим. 8:28).

18 А женщина, которую ты видел, — это великий город, правящий земными царями".

Великий город. См. ком. к 14:8.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.