Римлянам 14 глава

Послание Римлянам
Русского Библейского Центра → Толкование Далласской семинарии

Русского Библейского Центра

1 С теми, у кого не так сильна вера, миритесь, опуская разномыслие и споры.
2 В жизни так: один уверен, что можно есть все, а другой в этом не уверен и ест одни овощи.
3 Но который ест — пусть не отшатнется от того, кто не ест. А который не ест — пусть не осудит того, кто ест. Оба одинаково дороги Богу.
4 Кто ты чужому рабу, что осуждаешь его? Если он когда стоит, а когда и падает, то не перед своим ли господином? И будет поставлен на ноги: Господь даст ему силу подняться.
5 Одному все дни — разные, другому — на одно лицо. Пусть каждый решает, исходя из своих убеждений.
6 Кто свои дни отмечает — для Господа отмечает. Кто ест все — для Господа ест и благодарит Бога. A кто не ест всего — для Господа не ест и благодарит Бога.
7 Никто из нас не живет для себя и никто не умирает для себя.
8 Живем — для Господа живем, умираем — для Господа умираем. Стало быть, живем или умираем — всегда Господни.
9 Христос умер и снова живет. Поэтому Его власть распространяется и на живых, и на мертвых.
10 Зачем вот ты осуждаешь брата? И ты тоже, зачем высокомерен с братом? Все мы предстанем перед Богом на Его Суде.
11 Написано: «Так же верно, как то, что Я живу, — говорит Господь, — всякое колено преклонится предо Мной и всякий язык прославит Бога».
12 Каждый из нас сам за себя отчитается перед Богом.
13 Перестанем же судить друг друга, а лучше думать нам о том, как бы из-за нас не случилось брату споткнуться, запутаться.
14 Я твердо знаю, а уверенность моя от Господа Иисуса, что нечистого самого по себе ничего нет, а только кому покажется нечистым, тому и нечистое.
15 Если яствами отталкиваешь брата, поступаешь уже не по любви. Не губи его своими яствами: за него Христос умер.
16 Не давайте повода говорить о ваших хороших правилах, что они нехороши.
17 Царство Божье — не еда и не питье, а праведность, мир и радость от Святого Духа.
18 Кто на таких основаниях служит Христу, тот угоден Богу и пользуется признанием людей.
19 Позаботимся же о том, что способствует миру и общему духовному росту.
20 Дела Божьего не разрушай ради яств: они все чисты, но плохо, если ты ешь ради дурного примера.
21 Лучше не есть мяса, не пить вина, чем доводить этим своего брата до срыва.
22 У тебя есть свои правила? С ними оставайся перед Богом. Счастлив, кому не приходится осуждать себя за свой выбор.
23 А кто сомневается и ест, тому осуждение, потому что не по вере. А все, что не по вере, — грех.

Толкование Далласской семинарии

Е. Снова о взаимоотношениях верующих (14:1 — 15:13)

Павел уже рассмотрел различные стороны личных взаимоотношений верующих с другими людьми (12:9−21; 13:8−10), но вот взаимоотношения в среде самих христиан представляются апостолу столь важной темой, связанной со специфическими проблемами, что это требует особого обсуждения. Отношения между членами Божией семьи должны быть непременно гармоничными.

1. НЕ СУДИТЕ (14:1−12)

На разных уровнях духовной зрелости находятся те, кто уверовали во Христа. И жизнь они прожили разную, что сказывается на представлениях их и поведении. Следовательно, первым уроком, который следует усвоить ради того, чтобы жить в ладу с другими верующими, — это прекратить осуждать друг друга.

Рим 14:1−4. В центре этих стихов — тот, кто слаб («немощен») в вере, и это подчеркнуто вынесением слова «немощный» в самое начало. Павел наставляет своих читателей «принимать» (сравните 15:7) такового «без споров о мнениях». То есть христианина, которому свойственны определенные колебания и неуверенность, следует принимать в среду верующих не с тем, чтобы опровергать его мнения, ссорясь с ним по этому поводу.

Разные точки зрения были в то время, в частности, на то, следует ли употреблять в пищу мясо: «Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи». В англ. Библии эта фраза звучит несколько иначе: «Вера одного позволяет ему есть все, а другой, слабый в вере, ест овощи». Почему некоторые верующие были тогда вегетарианцами, не сказано.

Поскольку эта проблема как-то связана с исповеданием христианской веры, возможно, что некоторые верующие предпочитали вовсе не есть мясо, чем ненароком употребить в пищу идоложертвенное (сравните 1Кор 8; 1Кор 10:23−30). Но не причина, которой они руководствовались, занимала апостола, а возникшее в связи с этим разномыслие среди верующих.

В подобных обстоятельствах важно, чтобы одни не осуждали других. Греческое слово ексоутгенейто, переведенное как «уничижать», встречается также в Рим 14:10 и употреблено в значении «отвергать с презрением» (сравните с употреблением этого же слова в Гал 4:14; и 1Фес 5:20). Причина, по которой «сильные» верующие не должны презирать «слабых верующих», а «слабым» не следует осуждать «сильных», заключается в том, что «Бог принял» (то же самое слово, что и в 14:1) и тех и других. (Вторая причина этого приведена несколько позже, в 10 стихе.) Каждый верующий является рабом Божиим и даст отчет Богу как своему Судье.

Тем же, кто судит других христиан, Павел задает вопрос: «Кто ты, осуждающий чужого раба?» (Здесь греческое слово оикитен, переведенное как «раб», на самом деле не означает раба в точном смысле слова (греческое слово «дулос»), но домашнего слугу. Причастие «осуждающий» («ты, осуждающий»), по-видимому, указывает на то, что Павел имел в виду каких-то конкретных людей, принадлежавших к римской церкви.

Такая критика, по его убеждению, недопустима, поскольку слуги подчиняются не друг другу, а своему Господину, Который и оценит их в свое время. Пред своим Господом он стоит или падает, — заключает апостол, — и будет восставлен (по-гречески это звучит примерно так: «будет утвержден на ногах»), ибо силен Бог восставить его. Даже если щепетильного верующего осуждают другие христиане, Бог может защитить его.

Рим 14:5−8. Другая причина разномыслия среди верующих тех дней в «различении» дней. «Иной отличает день от дня, а другой судит о всяком дне равно» (речь тут о том, какой из дней считать более священным, а какой — менее; сравните Кол 2:16). И опять-таки, кто прав, а кто нет, не волнует апостола Павла. Он озабочен тем, чтобы соблюдался принцип: «Всякий поступай по удостоверению своего ума» (сравните Рим 14:14, 22).

Каждому верующему следует чутко прислушиваться к своему сердцу, чтобы удостовериться, что он поступает по воле Господа. И советоваться с Ним. Этот принцип применим в любом случае, где среди верующих могут возникнуть разные мнения, независимо от того, идет ли речь о пище, или о соблюдении праздников, или о других каких-то вещах, прямо не запрещенных Библией.

Все принадлежит Богу, и все освящено Им (1Кор 10:25−27; 1Тим 4:3−5). В первую очередь надо помнить о подотчетности каждого верующего только Богу — в любой сфере его жизни. Бог видит верующего на всяком месте, и спрашивать с него Его прерогатива, а не других верующих. «Живем ли — для Господа живем, умираем ли — для Господа умираем».

Рим 14:9−12. В этих стихах Павел объясняет с богословской точки зрения, почему верующим следует воздерживаться от осуждения других верующих. Одна из причин искупительной Смерти Господа Иисуса и Его воскресения — в том, чтобы стать Ему Владыкой «и над мертвыми и над живыми». А поскольку Владыка — Он, верующим не подобает судить и презирать своих собратьев: ведь никто из них не стоит выше другого — как его судья, но все равны перед единым Судьею — Христом.

Наступит день, когда Иисус, будучи Господом, воссядет на судейском месте (по-гречески бема), чтобы рассмотреть и оценить жизнь и служение каждого из своих слуг (сравните с «всем нам… явиться пред судилище Христово» во 2Кор 5:10). В подтверждение неизбежности предстоящего суда Павел ссылается на пророка Исаию (Ис 49:18 и Ис 45:23); мысль его в том, что каждому придется предстать перед Христом и во всем исповедаться Ему как Господу (сравните Флп 2:10−11): «Каждый из нас за себя даст отчет Богу», — пишет апостол.

Из того, что, обращаясь к христианам в Риме, Павел и себя включает в их число («Все мы предстанем» 14:10), следует, что речь он ведет о том «суде Христовом», на который предстанут только верующие (о том же речь и в 2Кор 5:10). Поскольку Божий суд будет совершаться посредством Сына (Ин 5:22, 27), можно полагать, что на судейском месте будут восседать и Отец и Сын. На этом суде не будет решаться вопрос о вечной жизни верующего, ибо он уже был решен в тот момент, когда человек уверовал во Христа (сравните Рим 8:1); предметом разбирательства на нем станут жизнь и служение верующего Господу (1Кор 3:12−15), и каждый получит или порицание или похвалу (1Кор 4:4−5). Этот суд над верующими с особой силой свидетельствует о верховном владычестве Бога над всем сущим.

2. «НЕ ПОДАВАЙТЕ СЛУЧАЯ К ПРЕТКНОВЕНИЮ ИЛИ СОБЛАЗНУ» (14:13−23)

Предупреждение Павла «не судить» направлено было против неприятия одними христианами убеждений других (стихи 1−2). Но «медаль» эта имела и другую сторону — восприятие убеждений и поступков верующего его собратьями. Кто-то полагает, что волен поступать по своим убеждениям, которые другими не разделяются. Апостол предупреждает, что такое поведение может служить «к преткновению или соблазну» других верующих, т. е. мешать им в духовном возрастании.

Рим 14:13−14. Стих 13 подводит итог вышесказанному, и вводит новую тему: «Не станем же более судить друг друга, а лучше судите» самих себя и свои поступки, что бы вам «не подавать брату случая к преткновению или соблазну», которые могли бы ввести его в грех (сравните 1Кор 8:9 и толкование на Рим 14:20−21).

Возвращаясь к вопросу о пище (14:2−3, 6), Павел выражает собственное мнение (сравните стих 5) как христианин, что «нет ничего (в значении — никакой пищи) в себе самом нечистого» (буквально — «простого, грубого») — Деян 10:15; Рим 14:20; 1Кор 8:8. Проблема, однако, заключалась в том, что не все верующие, в особенности евреи, понимали это так же, как апостол. Потому-то и заключает Павел: «только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто». Однако настаивая на своем понимании «чистого» и «нечистого», верующий может «огорчить» братьев своих. На этом Павел подробнее останавливается в следующих стихах (Рим 14:15−18).

Рим 14:15−18. Как же должен поступать тот, кому убеждения позволяют есть все, в свете предубеждений брата против той или иной пищи? По христианской любви своей он должен пожертвовать своей свободой во Христе, чтобы не дать повода к духовному соблазну брату своему в Господе. А если он будет настаивать на своем праве пользоваться данной ему свободой, огорчая брата (буквально — «причиняя ему боль»), заключает Павел, то уже не по любви будет поступать. Ведь его упрямство может привести к духовной гибели того, за кого Христос умер.

Слово аполи переведенное как «губить», часто означает вечную гибель. Однако в данном случае речь идет не о ней, а о том, что если верующего побуждать поступать против его правил, пусть даже более строгих, чем требуется, то он, возможно, станет терзаться муками совести (сравните 1Кор 8:10−12). Упорствующий в своих правах рискует нанести урон своей христианской свободе (в глазах других людей): «Да не хулится ваше доброе», — пишет апостол. То есть, да не считают люди скверным то, что на деле есть «доброе» — вашу христианскую свободу.

Всему этому не должно быть места. В конце-концов пища не самое важное (1Кор 8:8) и не в ней суть Царствия Божиего: «Ибо царствие Божие не пища и питие, но праведность (буквально — «честная жизнь») и мир (Рим 12:16, 18; Рим 14:19) и радость во Святом Духе» (сравните 15:13). Ими и определяется гармония христианских взаимоотношения.

Хороший христианин более стремится поступать так, чтобы нести другим мир и радость, чем навязывать им свои представления и образ жизни. «Кто сим служит Христу» — в христианской любви и праведности, в мире и радости во Святом Духе — «тот угоден Богу» (сравните Рим 12:1; Рим 15:1; Евр 13:21) и заслуживает одобрения со стороны людей (а не осуждения их — стих 16).

Рим 14:19−21. Вновь и вновь подчеркивая, как важно христианину не подавать повод к духовному «преткновению» брату своему, апостол призывает читателей: «Итак будем искать того, что служит к миру» (сравните стих 17) и «ко взаимному назиданию» (буквально «того, что помогает укреплять друг друга»; Рим 15:2; 1Фес 5:11). Для Павла пища и кто что думает по поводу нее, были не столь важны, как духовное здоровье верующих и общее дело Божие.

Неверно, по его убеждению, отстаивать собственную свободу во Христе в вопросах пищи («нет ничего в себе самом нечистого» — Рим 14:14) и пития, если кому-то другому это служит поводом к «преткновению». «Лучше» вовсе «не есть мяса», пишет он, «не пить вина и не делать ничего такого», что смущает и огорчает брата твоего. Порой следует поступиться своей свободой во Христе, если это служит ко благу других верующих. Как писал апостол в Послании к Коринфянам, «все мне позволительно, но не все полезно» (1Кор 10:23). И еще: «Берегитесь однакоже, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных» (1Кор 8:9).

Рим 14:22−23. Касаясь личных убеждений по вопросам, где сталкиваются разные точки зрения, Павел пишет: «Ты имеешь веру? имей ее сам в себе, пред Богом». Другими словами: то, что, ты веришь, — правильно (считаешь правильным по тому или иному вопросу), да будет меж тобою и Богом. Не надо христианину переубеждать другого верующего, имеющего иные представления, дабы он изменил их. Есть вещи, в которых каждый должен «поступать по удостоверению ума своего» (стих 5), потому что каждый живет «для Господа» (стих 8). Христиан, подобных ему самому, у которых чиста совесть в отношении упомянутых дел, Павел считает «блаженными» (буквально — «счастливыми»; стих 22).

С другой стороны, тот, кто ест сомневаясь, — «осуждается». Если христианин ест или делает что-то другое, сомневаясь при этом, правильно ли оно в глазах Господа, т. е. если он «немощен в вере» (стихи 1−2), то поступки его не от веры, не от доверия к Богу проистекают, и, следовательно, подлежат «осуждению». «Все, что не по вере, грех», — резюмирует Павел. Принцип сводится к следующему: «Сомневаешься — не делай». «Сильный» христианин (15:1) сам грешит, побуждая грешить (делая что-то в сомнении, 14:20) своего слабого брата, но согрешает и слабый брат (стихи 1−2), поступая против совести своей (т. е. «не по вере» — стих 23).

Рим 14:24−26. (Этот текст в английской Библии помещен в Рим 16:25−27.)

Апостол подходит к заключительному благословению. Послание к Римлянам содержит в себе самое полное изложение им того, что он называет здесь «Своим благословением» и «проповедью» об «Иисусе Христе». Истинность их есть средство и гарант утверждения слушающих в духовной жизни. Вознося хвалу Богу, Павел выражает это в словах: «Могущему же утвердить вас» (сравните 1Пет 5:10).

Апостол говорит, что некоторые аспекты его благовестия (к примеру, Рим 11:25; 1Кор 15:51; Еф 5:32) и в известном смысле — благовестие в целом (Еф 3:3−9; Кол 1:26−27) являются «тайной, о которой от вечных времен было умолчано, но которая ныне явлена». Благая весть о Христе не была «явлена» в Ветхом Завете, и лишь в Новом Завете раскрыта она.

В «писаниях пророческих (ветхозаветных; сравните Рим 1:2), по повелению вечного Бога» (1Тим 1:17), имелись ссылки на Христа (Лк 24:44−45), однако, и сами пророки не вполне понимали, о чем писали они (1Пет 1:10−12). Но «ныне», в век Церкви, их писания сделались понятны. Цель этого «откровения тайны в покорении всех народов вере», в послушании их Иисусу Христу (сравните 1:5; 15:18; 1Пет 1:2). Из этих слов Павла явствует и его озабоченность распространением Евангелия (сравните Мф 28:19), и представляется естественным, что он выражает ее в письме к верующим имперской столицы.

Следует вознесение апостолом хвалы «Единому премудрому Богу; тем, что за этими словами сказано: чрез Иисуса Христа», свидетельствуется, что мудрость Божия являет себя через Христа (сравните Кол 2:3). Богу (Отцу) «слава во веки. Аминь» (сравните 11:36). В конечном счете Бог Отец является Тем Единым, Кому принадлежит хвала и слава (сравните 1Кор 15:24−28).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.