Римлянам 2 глава

Послание Римлянам
Русского Библейского Центра → Толкование Далласской семинарии

Русского Библейского Центра

1 А тебе, самозванному судье, тоже нет оправдания. Твой суд над другим оборачивается судом над самим собой. Ты сам делаешь то, за что осуждаешь.
2 А мы знаем, что на тех, кто так делает, есть беспристрастный Божий суд.
3 Неужели ты, самозванец, надеешься избежать Божьего суда, делая то, за что осуждаешь других?
4 Или ты ни во что не ставишь бесценное Божье сокровище доброты, снисходительности и долготерпения? Не по душе тебе, что Божья правда толкает тебя к покаянию.
5 Своим упрямством и нежеланием раскаяться ты на свою голову накапливаешь гнев на День гнева. Откроется Божий праведный суд,
6 И Бог каждому воздаст по его делам:
7 Терпеливому в добрых делаx искателю Божьей славы, чести и отмены погибели — вечную жизнь,
8 А знающему лишь свой интерес врагу истины, послушному рабу неправды — гнев и ярость.
9 Казнь и ущемление всякой душе человека, совершающего зло, сначала иудея, следом и эллина!
10 И наоборот, слава, честь и мир всякому добродетельному человеку, сначала иудею, следом и эллину
11 Бог беспристрастен!
12 На ком грех в отсутствие Закона — тот вне Закона и погибнет. А на ком грех при Законе — осуждение примет по Закону.
13 Праведность пeред Богом не от знания Закона: оправдаются исполнители Закона.
14 Когда язычники, далекие от Закона, природным понятием действуют по Закону, то он имеет среди них силу и без их согласия.
15 Язычники просто чувствуют нутром, что он занимает какое-то место в их жизни. Закон подчиняет себе их совесть и сортирует их мысли — одни будут им в осуждение, другие в оправдание
16 В тот День, когда Бог, по моему евангелию, будет через Христа Иисуса судить что есть у людей потаенного.
17 Ну, а ты? Ты зовешься иудеем, в наличии Закона нашел успокоение, чванишься Богом,
18 Знанием Его воли, упиваешься своей способностью ценить все самое лучшее, что сумел отыскать в Законе,
19 Возомнил себя поводырем слепых, светом для пребывающих во тьме,
20 Наставником недоучек, учителем новичков, усмотревшим в Законе образец познания истины.
21 Но как вышло, что ты, уча другого, не учишь себя самого? Проповедуешь: «Не укради», а крадешь?
22 Говоришь: «Не сотвори измены жене», а сам это делаешь? Брезгуешь идолами, а грабишь храмы?
23 Похваляешься Законом, а преступаешь Закон, позоришь Бога?
24 Как написано: «По вашей вине Божье имя предано поношению у язычников».
25 Обрезание имеет смысл, если ты соблюдаешь Закон. Но если ты нарушитель Закона, твое обрезание — одно лишь название.
26 И вот, если необрезанный соблюдает требования Закона, не зачтется ли ему это за обрезание?
27 Не осудит ли природно необрезанный, но исполняющий Закон, тебя, преступившего Закон вопреки Писанию и обрезанию?
28 Не тот иудей, кто пришелся наружностью, и не то обрезание, что выражено плотью.
29 Тот иудей, кто очевиден изнутри, и то обрезание, что по духу, а не по букве является его сутью. И достоинство его не от людей, а от Бога.

Толкование Далласской семинарии

Б. Осуждение согласно Божиим законам (2:1−16)

1. О «судах» человеческих и суде Божием (2:1−4)

Рим 2:1. Поговорка «Нет правил без исключения» применима к любому обобщению и к такому, в частности, как безоговорочное осуждение языческого мира (1:18−32). Ясно, что некоторые язычники и во времена Павла придерживались норм высокой морали и, конечно же, обвиняли и критиковали своих современников, которые большей частью вели безнравственный образ жизни. Что же касается иудеев, то те в вопросах морали являли собой резкий контраст по сравнению с языческим окружением, а потому, не задумываясь, осуждали язычников.

Обе упомянутые группы «моралистов» наверное, думали, что сами они не подлежат Божиему осуждению, поскольку их нравственный облик как будто бы говорил в их пользу. Но вот апостол Павел держался другого мнения, считая их подлежавшими осуждению, потому что, осуждая других, они, в сущности делали то же самое.

«Ибо тем же (судом), каким судишь другого, осуждаешь себя». Нет человека, который не отвернулся бы от Бога и не грешил бы, — разница лишь в частоте, характере и степени согрешений. Тем более грешна человеческая раса в целом, включая и язычников, ведущих нравственный образ жизни, и иудеев; им нет оправдания («неизвинителен ты, всякий человек» — 2:1) по той причине, что в основе Божиего суда — три незыблемых принципа: Его истина или правда («А мы знаем, что по истине есть суд Божий» 2:2); беспристрастность («нелицеприятие», стихи 5−11) и Сам Иисус Христос (стихи 12−16). Принципы эти — абсолютны по существу и неизменны во времени, так что осуждению на основании их подлежит каждый человек.

Рим 2:2−3. Итак, первым принципом суда, которым судит Бог, является истина. Нигде в Писаниях Бог Отец не говорит о себе как об «Истине» — Он, по Его словам, есть Дух (Ин 4:24), Свет (1Ин 1:5) и Любовь (1Ин 4:8, 16). Но вот Господь Иисус называет Себя «Истиной» (Ин 14:6). Об Отце же в Писании сказано, что Он — Бог истины (Пс 30:6; Ис 65:16).

Так или иначе, несомненно: истина, полная и абсолютная, является одним из главных атрибутов Бога. Из этого следует, что, поскольку Бог будет судить людей «по истине» (буквально — в согласии с истиной), избежать этого суда не сможет никто. Ибо никто из людей не имеет извинения (Рим 2:1), следовательно, никому не уклониться от суда в свете Божией истины. Человек может быть «высоконравственным» и даже возмущаться своими современниками, ведущими неправедный образ жизни, однако, и он подлежит Божиему осуждению.

Рим 2:4. Не спеша, излиянием Своего праведного гнева на людей, Бог проявляет «богатство благости» (крестотетос — буквально «благосклонность в действии»); это же слово употребляет Павел по отношению к Богу в Рим 11:22; Еф 2:7; Тит 3:4 — по-русски переведено в последнем случае как «благодать»), «кротости и долготерпения» (сравните Деян 14:16; 17:30; Рим 3:25). Бог хочет привести человека к покаянию, то есть обратить, возвратить его к Себе Своею благостью (здесь греческое слово крестос которое является синонимом упомянутого выше крестотетос, и тоже переведено как «благость»).

Оба слова буквально означают: «то, что отвечает потребности, нужде». Слово крестос применительно к Богу встречаем также в Лк 6:35 и в 1Пет 2:3, а по отношению к человеку — в Еф 4:32, где оно переведено как «добры». «Не разумея» (буквально — «не зная») Божественной цели, люди «пренебрегают» (в смысле «не придают особого значения») как свойствами Бога, так и Его действиями, и тем самым подавляют истину… Рим 1:18). Получив откровение Бога в природе (1:19−21, 28), люди не познали причины и цели Его благости.

2. О «НЕРАСКАЯННОСТИ» ЛЮДЕЙ И «НЕЛИЦЕПРИЯТИИ» БОГА (2:5−11)

Рим 2:5−6. Однако почему люди не понимают цели Божией благости? (стих 4). И почему они пренебрегают ею? — По своему упорству (склеротета — буквально «твердость», «жесткость», отсюда «склероз» — «твердость», неэластичность сосудов), иначе тугодумию, по нераскаянности своих сердец. Между тем, Божий гнев против грехов человеческих собирается подобно воде в огромном резервуаре — с тем, чтобы однажды излиться на людей «в день гнева и откровения праведного суда от Бога». В тот день Бог «воздаст каждому по делам его» (эти слова соответствуют сказанному в Пс 61:13 и в Притч 24:12). Божий суд будет основан на истине (Рим 2:2) и будет нелицеприятным и справедливым (стих 11).

Рим 2:7−11. Бог даст жизнь вечную тем, «кто постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия. А тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются (грамматическая структура фразы в оригинале свидетельствует о «достоинстве» и в этом прискорбном состоянии) неправде», Он «воздаст» «яростью и гневом».

Итак, всякий «делающий злое» получит скорбь и тесноту, а всякий делающий доброе (в обоих случаях подразумевается — постоянно делающий) получит «славу и честь (сравните стих 7) и мир». Это воздаяние Божие не зависит от принадлежности человека к тому или иному народу, а определяется только тем, что и как делал человек в жизни.

Привычные для человека поведение и поступки, будь они добрые или злые, обнаруживают (соответственно), какое у него сердце. Однако жизнь вечная дается не за добрые дела — это противоречило бы многочисленным в Священном Писании утверждениям, что спасение нельзя заслужить добрыми делами, что оно дается по милости Божией тем, кто верует (Рим 6:23; Рим 10:9−10; Рим 11:6; Еф 2:8−9; Тит 3:5).

Дело здесь в том, что добрые поступки человека свидетельствуют об обновлении его сердца, наступившем вследствие искупления его Богом; именно такой человек получает жизнь вечную. И, напротив, человек, постоянно творящий зло и отвергающий истину, показывает тем самым, что он не возрожден и, значит, остается объектом Божиего гнева.

Выражение «во-первых иудею, потом и эллину» в оригинале — буквально «греку») не подразумевает особого подхода к евреям — но в свете Божиего «нелицеприятия» (стих 11) его следует воспринимать в том смысле, что все люди — «под Богом», и всему человечеству придется предстать перед Ним. Выражение «на день… суда от Бога» (Рим 2:5), взятое само по себе, может быть, на первый взгляд, воспринято в подтверждение той мысли, что все люди будут судимы на одном и том же суде. Однако из контекста Священного Писания в целом такой вывод не вытекает.

И фразу эту следует интерпретировать в свете тех мест в которых ясно утверждается, что судов будет несколько, т. е. что разные группы людей будут судимы в разное время (о суде над Израилем во второе пришествие Христа — Иез 20:32−38; о суде над язычниками во второе пришествие Христа — Мф 25:31−46, и о суде перед великим белым престолом — Откр 20:11−15). Смысловое ударение в рассматриваемом выражении делается на том, что все люди предстанут перед Божиим судом, — без указания подробностей относительно того, кто и когда будет судим.

3. ИИСУС ХРИСТОС (2:12−16)

Рим 2:12. Божественная справедливость видна и в том, что Он будет судить людей в соответствии с тем временем, в котором они жили. «Закон дан через Моисея» (Ин 1:17), положив начало периоду закона. Но закон был дан израильскому народу, избранному Богом, язычники же остались вне сферы его действия. Вот почему Павел говорит: «Те, которые не имея закона согрешили, вне закона и погибнут». Язычники будут судимы за свои грехи, но не требования Моисеева закона станут основанием для их обвинения. С другой стороны, евреи, т. е. «те, которые под законом согрешили (буквально «находясь в сфере действия закона»), по закону осудятся». Итак, язычники не смогут избежать Божиего суда, но не на основании закона (закона Моисея), которого они не знали, вынесено им будет осуждение.

Рим 2:13. В синагогах постоянно читали закон Моисея, поскольку это было обязательной, частью Богослужения, а поэтому все иудеи были «слушателями закона». Однако праведность не вытекала автоматически из того факта, что человек слушал чтение закона. Оправданы будут (толкование на 1:17 и сравните с 3:24) только те, которые исполняли в жизни требования закона. То же самое говорит и Иаков (Иак 1:22−25). Снова (толкование на Рим 2:7−10) подчеркнем, что жизнь вечная как следствие оправдания не дается за добрые дела — ее получат те, кто верят в Бога (доверяют Ему), и чье поведение свидетельствует об обновлении их сердец.

Рим 2:14−15. Иудеи смотрели на язычников свысока отчасти потому, что те не имели откровения о Божией воле, данного евреям в законе Моисея. Однако, как замечает Павел, бывают и высоконравственные язычники, которые «по природе законное делают». Жизнь таких людей свидетельствует, что слова закона Божиего высечены не только на каменных скрижалях и не только в Моисеевых писаниях можно прочитать их, но — также и в собственном своем сердце; потому-то и отражался он в действиях, мыслях и поступках некоторых язычников.

Закон, данный Израилю через Моисея, есть в сущности лишь конкретная констатация тех моральных и духовных требований, которые Бог предъявляет каждому человеку. Вот почему язычники, которые держались нравственного образа жизни, тем самым свидетельствовали, что дело закона у них написано в сердцах. Это подтверждалось голосом их совести, т. е. заложенной внутри человека способностью оценивать свои поступки и мысли; именно совестью человека мысли его (как, впрочем, и дела), то оправдываются, то осуждаются. Вот почему о язычниках нравственного поведения Павел говорит, что они сами себе закон (стих 14).

Совесть — это очень важный элемент человеческого существа, однако, она не может служить абсолютно точным индикатором добра и зла. Совесть одних может быть «доброй» (Деян 23:1; 1Тим 1:5, 19) и «чистой» (Деян 24:16; 1Тим 3:9; 2Тим 1:3; Евр 13:18), но она может быть и «порочной» (Евр 10:22), оскверненной (Тит 1:15), «немощной» (1Кор 8:7, 10, 12) и «сожженной» (1Тим 4:2). Поэтому все люди должны довериться Иисусу Христу для того, чтобы кровь Иисуса могла «очистить их совесть» (Евр 9:14).

Рим 2:16. Этот стих возвращает нас к стихам 5−13, в которых содержится главная мысль данного раздела, — о Божием суде (стих 5). Таким образом, то, о чем говорится в стихах 14−15, является как бы «мыслью в скобках». Толчком к ней является стих 13, а также предубеждение евреев против язычников.

Неизбежность Божиего суда над всеми людьми подчеркнута словами «Бог будет судить». Этот суд будет производиться через Иисуса Христа (Ин 5:22, 27; Деян 17:31). И подлежат ему тайные дела человеков. Другими словами, на суде свет прольется на то, что люди пытались скрыть от других, «утаить во мраке», и таким образом обнаружится правота этого суда (сравните 1Кор 4:5). Выражение «по благовествовавию моему» (Павлову) не означает, что Бог будет судить людей на основании того, что сказал Павел. Смысл этой фразы апостола в том, что праведный суд Божий — существенная часть его благовествования и основание для веры в конечное искупление через Иисуса Христа.

В стихах с 1 по 16 Бог предстает как Творец вселенной, осуществляющий нравственное руководство человеческими существами. Утвержденные Им абсолютные принципы известны людям. Вот как звучат они, сформулированные кратко: Бог нелицеприятно карает нечестивых и вознаграждает праведников согласно их делам, которые говорят о состоянии их сердец.

Поскольку нет человека, за исключением одного лишь Иисуса Христа, который мог бы быть оправдан Богом на основании собственных его заслуг, то все люди находятся под Божиим осуждением. На данный момент Павел ничего еще не сказал, каким образом может человек достичь праведного хождения перед Богом. Здесь он лишь подчеркивает справедливость Божиего суда, подводя читателей к выводу, что никто из людей не может сам по себе оправдаться перед Богом.

В. Осуждение неверующих евреев (2:17 — 3:8)

1. ОСУЖДЕНИЕ ИХ ЛИЦЕМЕРИЯ (2:17−24)

Рим 2:17−20. Говоря «ты, всякий человек, судящий другого» (Рим 2:1), апостол несомненно имел в виду как евреев, так и язычников, соблюдавших нормы нравственности. Но там он не конкретизировал тех, к кому обращался, как делает это здесь: «Вот, ты называешься Иудеем» (те, кто назывались и были иудеями, гордились этим).

Далее Павел перечисляет восемь особенностей, моральных и религиозных, которые отличали иудеев от язычников и являлись предметом особой гордости первых и причиной того чувства превосходства, с которым они относились к язычникам (стихи 17−21а). Чтобы подчеркнуть каждую из этих особенностей, апостол начинает каждую фразу с частицы «И». Причем все глаголы стоят в форме настоящего времени, чтобы подчеркнуть привычный характер действия: 1) «Ты успокаиваешь себя законом» — евреи особенно полагались на это свое преимущество, данное им Богом. 2) «хвалиться Богом» (сравните стих 23) — евреи гордились тем, что связаны с Богом особыми взаимоотношениями в рамках завета. 3) «и знаешь волю Его» (они знали, чего хочет от них Господь). 4) «и разумеешь лучшее» (диаферонта — то, что отличается от другого, приводя к совершенному результату), то же слово встречается в Флп 1:10.

Иудеи заботились о том, чтобы соблюдать высокие духовные принципы. И это было возможно для них потому, что 5) «они научились из закона». С самого детства и до смерти поучались евреи в законе. 6) «И уверен о себе» — многие евреи были уверены, что в целом ряде вещей они стоят над язычниками. Павел перечисляет четыре таких момента: что они — «путеводители слепых, свет для находящихся во тьме, наставники невежд, учителя младенцев». 7) Уверенность иудеев была основана на том, что они «имели в законе образец ведения и истины».

Рим 2:21−24. Все перечисленное Павлом было, конечно, лишь повторением того, что утверждали относительно себя сами евреи. Они гордились своим особым духовным положением, столь отличавшим их от язычников. И вот, обобщая вышесказанное: 8) «Ты учишь другого», апостол ставит вопрос: Почему же ты «не учишь себя самого?» Далее следует целая серия вопросов, вытекающих из специфических запретов закона, — касательно воровства, прелюбодеяния и идолопоклонства.

Примечательно, что обращение всюду стоит здесь (стихи 17−25) во втором лице единственного числа, т. е. адресовано как бы каждому еврею в отдельности, виновному в совершении того, против чего он наставлял других. («Как же ты, уча другого?»). Конечно же, это было лицемерием, и апостол обличает в нем гипотетического еврея: «хвалишься законом (сравните стих 17), а преступлением закона бесчестишь Бога?» Сколько-нибудь честный иудей, очевидно, должен был признать и свою вину и свое лицемерие.

Заметим, что обвинения Павел выдвигал не на основании собственных суждений, а ссылаясь на Священное Писание евреев, к примеру на Ис 52:5 (конец стиха). Лицемерие иудеев бесчестило Бога и давало язычникам повод хулить имя Божие. Они, по-видимому, рассуждали примерно так: «Почему мы должны славить Бога, если Его избранный народ не послушен Ему?»

2. ОСУЖДЕНИЕ ЗА ТО, ЧТО РИТУАЛОМ ПОДМЕНЯЮТ ИСПОЛНЕНИЕ ЗАКОНА (2:25−29)

Не только на Моисеев закон полагались иудеи, как следует из предыдущих стихов (17−24), но и на ритуал обрезания — как на знак своих особых взаимоотношений с Богом в рамках завета. Но эту их надежду на ритуал Павел развенчивает как бессмысленную и лишь навлекающую на них гнев Божий.

Рим 2:25−27. «Обрезание полезно, если исполняешь закон; а если ты преступник закона, то обрезание твое стало необрезанием». В греческом тексте последние слова этого стиха звучат несколько иначе: «если ты преступник закона, то обрезание твое стало всего лишь удалением крайней плоти». Другими словами: евреи, преступающие закон, становятся подобными язычникам, поскольку их обрезание ничего не значит.

Верно и обратное: «Итак, если необрезанный соблюдает постановлении закона» (в греческом оригинале: «Итак, если имеющий крайнюю плоть, соблюдает требования закона» — толкование на стих 25; а некоторые язычники, по-видимому, соблюдали их), «то его необрезание не вменится ли ему в обрезание?» Другими словами, не будет ли он приравнен обрезанному?

Далее Павел делает вывод, что язычник, исполняющий закон, вправе осудить еврея, который, имея писанный закон и будучи обрезан, тем не менее, нарушает закон. Язычник, поступающий по требованиям закона, хотя он и не знает самого закона (Рим 2:14) в глазах Божиих ничем не хуже обрезанного еврея. Эта мысль апостола, надо думать, подрывала и переворачивала привычные представления евреев о том, что они поставлены Создателем несравненно выше язычников (стихи 17−21).

Рим 2:28−29. Этими стихами Павел подводит итог всему сказанному в стихах 17−27. Истинного иудея должны отличать не внешние признаки (такие, как ношение филактерий, уплата десятины или обрезание). А истинное обрезание не сводится к ритуалу обрезания крайней плоти. Но настоящим иудеем является тот, «кто внутренне таков», и подлинное обрезание — то, которое производится «в сердце, по духу, а не по букве». В греческом тексте стоит «в духе», как если бы речь шла об обрезании, производимом в Духе Святом.

Однако правильнее понимать это место в том смысле, что обрезание «в сердце» или «сердца» ведет человека, который прежде следовал требованиям Божиего закона чисто внешне, к исполнению этого закона духом. Известно, что многие евреи формально поступали по требованиям закона, однако, сердца их «далеко отстояли» от Бога (Ис 29:13). «Обрезанное сердце» — это сердце, отделенное от мира и посвященное Господу. Истинный иудей получает похвалу не от людей (как фарисеи), но от Бога, Который оценивает людей по их внутренней сущности (сравните Мф 6:4, 6) и «судит… намерения сердечные» (Евр 4:12).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.