1-е Коринфянам 4 глава

Первое послание Коринфянам
Русского Библейского Центра → Толкование Далласской семинарии

Русского Библейского Центра

1 Хорошо, если о нас все будут знать, что мы — слуги Христовы, доверенные Божьих тайн.
2 От доверенных лиц ожидается одно — чтобы каждый оказался человеком долга.
3 Меня меньше всего заботит, какому суду предали меня вы или другие люди. О себе я и сам не сужу.
4 И если я ничего за собой не знаю, то не этим оправдан. Судья мне Господь.
5 Прежде времени ни о чем не судите: придет Господь, прольет свет на скрытое во тьме, обнажит сердечные пристрастия, и тогда каждому будет своя похвала от Бога.
6 Я распространил это на себя и Аполлоса ради вас, братья, чтобы вам научиться от нас «не домысливать сверх того, что написано», и не заноситься друг перед другом за счет третьего.
7 Кому мнишься ты исключением? И что у тебя есть такого, чего ты не получил? А если получил, зачем расхвастался, будто и не получал?
8 Все-то у вас есть! Всем-то вы богаты! Стали вы на царство без нас. Да только дождаться бы мне вашего истинного воцарения, чтобы заодно и нам стать на царство!
9 Думаю, что Бог определил нам, апостолам, выйти в конце, как выходят последними смертники. Предстали мы зрелищем перед ангелами и перед людьми, как на арене.
10 Мы — глупцы от Христа. Умники-то от Христа у нас — вы. Мы слабы, вы полны сил. Вам честь, нам бесчестье.
11 Голод и жажда — наши спутники не со вчера. Мы разуты-раздеты и выпроваживают нас в толчки, бесприютных.
12 Тяжким трудом трудятся наши руки. Глумятся над нами — мы благословляем. Притесняют нас — мы терпим.
13 Порочат нас — мы отвечаем приязненным словом. По-нынешнему мы для всех сор, мусор на свалке.
14 В моих словах нет намерения унизить вас: наставляю на ум, как своих любимых чад.
15 Будь у вас хоть тьма нянек Христовых, отцов у вас не так много: ведь это я своим евангелием помог вам родиться для Христа Иисуса.
16 Поэтому говорю: делайте, как я.
17 Для этого я послал к вам моего любимого сына, Господу верного Тимофея. Он напомнит вам о моих принципах — как жить по Христу Иисусу. Этому я учу повсюду в каждой церкви.
18 Из-за того, что я не успел еще прийти к вам, некоторые решили набить себе цену.
19 Да только я скоро приду, если Господу будет угодно, и оценю их не по слову (оно у них дутое), а по силе.
20 Царство Божье — не пустое слово, это сила.
21 Чего вы ждете от моего прихода? Батога? Или любви в духе кротости?

Толкование Далласской семинарии

1Кор 4:1. Всякий служащий Христу ответственен перед Ним за свое служение. Слово гиперетас, переведенное как служителей, — отличается от «служители» в 3:5 (греческое слово «диаканои»). «Гиперетас» подчеркивает подчиненность вышестоящему и ответственность перед ним. Под тайнами Божиими понимается мудрость, «слово о кресте», которое делается понятным только при откровении Духа Святого (2:7−10).

1Кор 4:2. Павла весьма заботило, чтобы он сам и другие, подобные ему, служители Христовы, неся миру весть о спасении, хранили верность своему Господину.

1Кор 4:3−4. Сам апостол — несмотря на то, что мир отвергал его, — не изменял своему служению, как и благовестию, которое нес. Даже о мотивах собственных действий не мог он судить с уверенностью и еще меньше — об успешности своего служения. Как же могли бы судить об этом другие?

1Кор 4:5. Таким образом преждевременное суждение, ведет ли оно к превознесению одних служителей (3:21) или к пренебрежению другими (4:10), — неправомочно. Только Бог осветит скрытое во мраке и явит милость Свою, удостоив каждого верного служителя похвалы.

В. О преодолении разделении (4:6−21)

Разобрав со всех сторон вопрос разделения в их церкви, апостол прямо указывает коринфянам на главную их проблему: это — гордыня (стих 6). И тут же он предлагает им как практическое средство исцеления от духовной болезни — подражание ему (стих 16).

1Кор 4:6. Все это время Павел избегал называть виновных по имени. Вместо этого, он называет Аполлоса и себя самого (а еще Петра и Христа — 1:12; 3:4−6, 22−23), как бы «прилагая» к себе и к ним проблемы коринфян. Теперь же да послужат им Павел и Аполлос «целительными примерами» людей, которые признают власть над собою и не преступают границу того, что написано (в Библии). Они следуют Слову Божию, а не своим наклонностям или мирским представлениям.

Павел надеялся, что на примере их жизни коринфяне научатся смиренномудрию (здесь глагол машете, переведенный как «научиться»; существительное того же корня — матетес означает «ученик», т. е. «тот, кто делает так, как его учат»). Конечно, это был трудный урок, поскольку греки считали, что смирение — это презренное качество раба, признак слабости, и великим людям оно не может быть свойственно (об этом прямо говорилось в «Законах Платона»).

1Кор 4:7. Однако смирение в человеке — это единственное качество, приемлемое для Бога, Который Один и по Своей милости дает людям различные дары (стих 7), а потому только Ему Одному принадлежит слава (1:4−9). Все эти истины подчеркиваются рядом риторических вопросов, из которых состоит стих 7.

1Кор 4:8. Смирение должно быть присуще всем христианам. В послании к Филиппинцам (2:5−11) Павел представляет в этой связи, как образец, жизнь Христа. Поначалу главной и характерной ее особенностью было смирение, венцом же — явилось вознесение. Но коринфяне, по-видимому, решили, что первое условие им нет необходимости исполнять. Вознесения они хотели теперь же, немедленно, — чтоб не знать более ни болезней, ни страданий, ни горя. В XX в. это не более достижимо, чем в те дни, когда Павел писал это письмо впавшим в самообольщение коринфянам, однако, и сегодня многие мыслят и поступают по их примеру.

Коринфяне полагали, что уже имеют все, что хотели бы иметь (1Кор 4:8а), между тем, им следовало бы испытывать голод и жажду по практической праведности, которой им так не хватало (Мф 5:6). Они думали о себе как о царях, у которых ни в чем более нет нужды, тогда как на деле они были подобны глупому королю из известной детской сказки, который, будучи голым, беспечно шествовал перед своими подданными (Откр 3:17−18).

1Кор 4:9−13. Что касается Павла, то он не обманывал себя. Его тоже не радовали страдания. И в этом смысле он хотел бы, чтобы коринфяне были правы в своих суждениях. Но они правы не были. Сами апостолы следовали за Христом дорогой скорби и унижений. Как Он торжественно шел к Своей смерти, так и они (сравните 2Кор 2:14). Как Христос страдал, будучи гоним и подвергаясь клевете, так и они, слуги Его, и, руководимые Духом Господним, они терпели и прощали (Лк 23:34).

В этом-то качестве Господь как бы выставил их на обозрение («позорище» — старославянское слово в русской Библии — надо понимать как «зрелище») перед всем миром — перед ангелами и людьми. Апостолы жили проповедью о кресте. А вот коринфяне в самодовольстве и ложном чувстве безопасности наслаждались своим «богословием царей» (сравните Ам 6:1−7).

1Кор 4:14−17. Движимый чувством любви, предостерегал Павел коринфян. Все те, исполненные горькой иронии слова, которые он высказал выше, были написаны не просто для того, чтобы пристыдить коринфян. Однако лишь в том случае, если бы сердца их окончательно очерствели, не ощутили бы они стыда при чтении их. Цель же апостола заключалась в том, чтобы привести к изменению состояние их сердец и образ жизни. И руководила им любовь — такая же, как любовь отца по отношению к его детям. Хотя у коринфян было много наставников и учителей, но только Павел посеял у них семя, давшее им жизнь.

Более, чем любой из упомянутых им «наставников» (Гал 3:24), Павел принимал к сердцу их интересы. Поэтому-то и призывал коринфян подражать ему (1Кор 4:16; сравните стих 9:13). Был у него духовный сын, который так и поступал, а именно — Тимофей (Флп 2:19−20). Он мог наставить коринфян, напомнив им о путях апостола во Христе Иисусе, ибо, призывая их подражать ему, Павел, в свою очередь, подражал Господу.

1Кор 4:18−21. Павел предвидел, что не на всех коринфян подействуют его увещевания. Некоторые, по всей вероятности, не названные им вожди церковных группировок (стих 5) или «наставники» (стих 15), исполнились высокомерия («возгордились») и тем послужили поводом к раздорам в церкви. Увещевания на них едва ли произвели бы впечатление. По отношению к ним нужно было действовать. А Павел знал, что сможет явить им силу Святого Духа (Деян 13:9−11). Когда он проповедовал коринфянам, то полагался не на свои способности именно на силу Духа (1Кор 2:4−5).

И на эту же силу он положился бы при наведении порядка в их церкви (2Кор 10:4−6). Ибо этой силою правил Бог (Деян 5:3−11). Хотя Павел любил коринфян, он хорошо знал, что любящий отец не остановился бы в случае нужды перед наказанием (Евр 12:7). Если потребуется, и он готов прийти к коринфянам с жезлом (т. е. с палкою). Этот «жезл» (по-гречески рабдос) был у греков и римлян символом карающей власти. Самого Павла не однажды подвергали телесному наказанию (Деян 16:22−23; 2Кор 11:25). И все-таки апостол предпочел бы прийти к коринфянам с любовью и духом кротости.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.