1-е Коринфянам 7 глава

Первое послание Коринфянам
Русского Библейского Центра → Толкование Далласской семинарии

Русского Библейского Центра

1 Отвечу на то, о чем вы мне писали. Хорошо мужчине к женщине не притрагиваться.
2 Но что делать, если кругом такой разврат! Нужно, чтобы у каждого мужчины была своя жена и у каждой женщины — свой муж.
3 У мужа супружеский долг перед женой и такой же долг у жены перед мужем.
4 У жены тело подвластно не ей, а мужу. Равно и у мужа тело подвластно не ему, а жене.
5 Не лишайте друг друга близости, разве что когда оба согласны отрешиться на время для молитвы. И опять не расставайтесь, а не то вашими невнятными отношениями начнет искушать вас Сатана.
6 Только это вам от меня не предписание, а уступка.
7 А вообще я хочу, чтобы все брали пример с меня, хотя у каждого свое дарование от Бога: у одного то, у другого это.
8 Вдовцам и вдовам говорю: хорошо бы им ничего не менять, а делать, как я.
9 Но если у них нет сил совладать с собой, пусть женятся и выходят замуж. Лучше вступить в брак, чем жить как в огне.
10 А семейным уже не я, Сам Господь повелевает: жене с мужем не разводиться.
11 А разведешься — оставайся одна, а то мирись с мужем. И мужу — от жены не уходить.
12 Всем же прочим уже не прямо от Господа, а от меня слово: если у кого из братьев жена неверующая и согласна с ним жить — не уходи от нее.
13 И жена, у которой муж неверующий и согласен с ней жить — не уходи от мужа.
14 Неверующему мужу сообщается святость жены и неверующей жене — святость мужа. А не то бы ваши дети были нечисты, тогда как они, конечно же, святы.
15 Но если развод затевается неверующим — уходи. За это брат или сестра не ответственны: мир и согласие — призвание от Бога.
16 Да и откуда тебе знать, жена, что спасешь своего мужа? И тебе, муж, откуда знать, что спасешь свою жену?
17 Пусть каждый делает так, как определил Господь, как призвал Бог. Этого требую во всех церквах.
18 Призван обрезанный — ему не нужно сожалеть о примете. Призван необрезанный — ему незачем обрезываться.
19 Обрезание — ничто и необрезание — ничто, зато всё — в соблюдении Божьих заповедей.
20 Кто как призван, так пусть и остается со своим призванием.
21 Если ты призван из рабов — не досадуй. Тебе может представиться случай получить свободу. Но и нынешнее твое положение имеет свои выгоды.
22 Призванный Господом раб свободен у Господа. И наоборот, кто призван свободным — раб у Христа.
23 Куплены вы были за дорогую цену. Не делайтесь рабами людей.
24 Кто как призван, братья, так пусть и остается перед Богом.
25 Предписания относительно девичества у меня от Господа нет. Но суждение выскажу, потому что милость Господня позволяет мне сказать тут свое слово.
26 Думаю, что при нынешних нелегких обстоятельствах всем лучше оставить все, как есть.
27 Женат? Не помышляй о свободе. Свободен? Не торопись обзаводиться женой.
28 Конечно, женишься — не согрешишь. И если девица выйдет замуж, тоже греха не сделает. Но оба познаете превратности быта, а мне вас жаль.
29 Скажу прямо, братья: время коротко. Что у кого есть, все должно отойти на второй план: у женатого — жена,
30 У горемыки — печаль, у счастливца — радость, у потребителя — накупленное добро,
31 Вообще у каждого — весь привычный уклад жизни. Нынешняя картина мира уходит навсегда.
32 Хочу, чтобы у вас не было никаких таких забот. У неженатого забота о Господнем — как угодить Господу.
33 А у женатого забота о мирском — как угодить жене,
34 И его раздирает на две стороны. У незамужней женщины или девицы забота о Господнем, о святости своего тела и духа. А у замужней — о мирском, как угодить мужу.
35 Говорю это для вашего блага: не для того, чтобы держать вас в узде, а чтобы вы всегда прилежно, не отвлекаясь, трудились для Господа.
36 Если кто думает, что приличнее будет наконец уступить своему желанию, да и невеста заждалась, ничего не поделаешь, пусть решает по чувству. Поженятся — греха не сделают.
37 А другой сумел совладать с собой и, поразмыслив, постановил вообще не обзаводиться невестой, принял трудное решение — и правильно поступил.
38 Взять невесту и справить свадьбу — значит поступить хорошо, а совсем не обязываться — поступить лучше.
39 Жена, пока жив ее муж, связана Законом. А если муж умирает — свободна выйти за кого хочет, но только по вере в Господа.
40 И все-таки ее жизнь будет краше, если не станет. Таков мой совет, а я думаю, что и во мне Божий Дух.

Толкование Далласской семинарии

IV. Внутрицерковные трудности (главы 7−15)

Слова, завершающие 6 главу: …прославляйте Бога и в телах ваших — выражают главный принцип, проходящий через весь четвертый раздел, в котором Павел отвечает коринфянам на их вопросы относительно брака (глава 7), личной свободы (8:1 — 11:1), порядка в церкви (11:2 — 14:40) и христианской доктрины (глава 15).

А. Советы по поводу брачных уз (глава 7) 1. БРАК И БЕЗБРАЧИЕ (7:1−9)

В предыдущей главе Павел говорил об опасности интимных отношений вне брака. Теперь он обращается к теме супружеских обязанностей. Возможно, пренебрежение ими со стороны некоторых членов Коринфской церкви, способствовало распущенности их нравов, о которой писал апостол.

1Кор 7:1. Под словами не касаться женщины апостол, вероятно, понимал — «не вступать с женщиной в интимные отношения» (сравните Быт 20:6; Притч 6:29). Возможно, и это было своего рода девизом для некоторых коринфян (сравните 1Кор 6:12−13), которые настаивали на том, что даже в супружестве лучше воздерживаться от физической близости. Но Павел в этой связи говорит лишь о пользе безбрачия (что оно — хорошо).

1Кор 7:2. Однако обычный брак, предполагающий физическую близость, — явление куда более распространенное. И если человек пытается жить в безбрачии, не имея на то способность от Бога (сравните стих 7), то рискует впасть в плотской грех. Во избежание этого, Павел советовал вступать в брак.

1Кор 7:3−4. Павел говорит о том, что брачные отношения должны строиться на принципе равноправия и взаимности, подчеркивая ответственность мужа и жены в физическом удовлетворении друг друга.

1Кор 7:5. Некоторые коринфяне, вступившие в брак, пытались затем жить по принципу безбрачия. Скорее всего это воздержание от физической близости было решением одной стороны, а не следствием взаимного соглашения (стихи 3−4). Порой это толкало другую сторону к блуду (стих 56; сравните стих 2). Такого рода практику и требовал прекратить апостол; воздержание допустимо в одном из трех случаев: а) по взаимному согласию мужа и жены; б) на время и в) в особенности, когда это временное воздержание имеет целью большую сосредоточенность в молитве и очищение в посте. По прошествии времени нормальные супружеские отношения должны быть возобновлены, пишет Павел.

1Кор 7:6. Возможность временного воздержания от физических отношений в браке — при определенных условиях — апостол рассматривает как уступку (в русском тексте — «позволение») со своей стороны, отнюдь ни как повеление. Предположение, будто Павел самое вступление в брак рассматривал как уступку, — маловероятно в свете Быт 1:28, где содержится первое в Библии повеление людям, а также в свете еврейских традиций, в которых был воспитан Павел; в «Митине» записано, что каждый мужчина, если он не импотент, обязан вступать в брак.

1Кор 7:7 Вместе с тем Павел не хотел бы, чтобы безбрачие считалось чем-то позорным, поэтому, как и прежде (стих 1), дает понять, что это — хорошая вещь. Он и в самом деле считал так и хотел бы, чтобы преимущества безбрачия каждый мог увидеть его, так сказать, глазами. Вместе с тем он сознает, что вступать или не вступать в брак зависит не только от человеческого выбора; и то и другое состояние — тоже своего рода дарование о Бога. Только Бог подвигает каждого христианина на вступление в брак или, напротив, — на безбрачие (Мф 19:12)

1Кор 7:8−9. То, что ранее было сказано в стихах 1−2, апостол повторяет теперь применительно к тем коринфянам, которые а данный момент пребывают в безбрачии, но прежде жили половой жизнью (сравните со случаем «девства» в стихе 25). В число таковых входили разведенные как мужчины, так и женщины, а также овдовевшие мужчины; о вдовах упомянуто особо сравните стихи 39−40 Им Павел советует: «хорошо оставаться так», если только Бог дает им способность к этому (стих 7). Не будучи кабинетным богословом, Павел предвидел чисто практический вопрос со стороны своих читателей, а как узнать человеку, в состоянии он или нет оставаться безбрачным? И апостол высказывает и на этот счет свое суждение: если человек разжигается, т. е. не способен удерживать под контролем свои половые потребности, значит, он не наделен соответствующим даром и должен вступить в брак.

2 БРАКИ И РАЗВОДЫ 7:10−24)

Свои советы женатым христианам Павел подытоживает в стихе 24 после советов, с которыми обратился, в свою очередь, христианам, состоявшим в браке между собой (стихи 10−11), И к тем, которые состояли в браке с неверующими (стихи 12−16), а также советов касательно социального положения христиан и их состояния, в зависимости от их призвания (стихи 17−23).

1Кор 7:10−11 Христианам, состоящим в браке между собою, апостол повелевает то, что повелел им Сам Иисус Христос (Мк 10:2): не разводиться, рассматривая это как правило (сравните Мф 5:32), Различие между словами разводиться (хористенаи сказано по отношению к жене — 1Кор 7:10) и оставлять (офиенаи) согласно по отношению к мужу (стих 11) по-видимому, является только стилистическим а не смысловым. В христианском браке споры между мужем и женою должны заканчиваться взаимным примирением (сравните Еф 4:32), а не разводом.

1Кор 7:12−13. Слово прочим относится к верующим. имеющим неверующею супруга. Иисус никогда ничего не говорил по этому поводу (сравните стих 10, 25). Тем не менее, Павел данной ему властью касается этого вопроса (сравните стих 25). Возможно, до какой-то степени начало явлению разводов было положено Ездрой, который после возвращения израильтян в Иерусалим из плена (Езд 10:11) повелел им развестись с их женами-язычницами. Павел, однако, и в отношении подобных браков провозглашает то же правило, что и в отношении христианских браков: не разводиться. Верующий муж не должен оставлять неверующую жену, а верующая жена — не должна разводиться с неверующим мужем.

1Кор 7:14. Развода следовало избегать по той причине, что через того из супругов, который уверовал во Христа, Бог благославляет брак в целом. Поскольку муж и жена составляют «одно тело», благословение Божие в адрес верующего распространяется на всю семью (об Иакове и Лаване — в Быт 30:27 и об Иосифе и доме Потифара — в Быт 39:5; сравните также Рим 11:16). Именно в этом смысле нужно понимать заявление апостола об освящении неверующего супруга и о святости детей.

1Кор 7:15. Однако упомянутое правило допускало исключения. Если неверующая сторона настаивала на разводе, отказывать ей в этом не следовало. В таком случае верующий брат или верующая сестра не связаны и могут вступить в повторный брак (сравните стих 39). Павел не говорят здесь что брат или сестра должны «оставаться так», т. е. не вступать в новый брак (как это сказано им в стих 11). (Однако некоторые богословы принимают это «не связаны» в том смысле, что верующей стороне не обязательно было удерживать неверующего супруга от расторжения брака, но что для верующего это не означало разрешения на вступление в повторный брак)

Вторую часть этого стиха: к миру призвал нас Господь можно рассматривать как самостоятельное предложение. Однако этим напоминанием Павел, вероятно, хочет вернуть читателей к главной своей мысли — о необходимости для христианина или христианки сохранять прочность брака и жить «в мире» с неверующим супругом. (Об исключении из правила, объявляющего развод крайне нежелательным, в Мф 19:9.) Итак, апостол считал, что христианин должен стремиться к сохранению брачного союза и к поддержанию мира в семье, при этом он сознавал двусторонний характер брачных отношений.

1Кор 7:16. Далее Павел указывает на вторую (сравните стих 14) и решающую причину того, почему верующий супруг не должен оставлять неверующего. Бог может употребить верующего как орудие благословения (сравните стих 14) неверующей стороны, в результате чего он или она уверуют в благовестие о кресте и спасутся (сравните 1Пет 3:1−2).

1Кор 7:17. Главный принцип, которым руководствуется апостол Павел в принятии тех или иных решений относительно христианского брака, провозглашается им трижды (стих 17, 20, 24; сравните со стих 26). Кратко его можно сформулировать в его же двух словах: «оставайся так». Призыв обратиться к Господу со стороны одного из супругов радикально меняет климат духовных взаимоотношений в семье, но никак не должен сказываться на физических отношениях мужа и жены, если они не носят аморального характера.

1Кор 7:18−19. Обрезание, будучи лишь наружной операцией, мало значило, по сравнению с соблюдением заповедей Божиих, что для Павла отождествлялось с пребыванием под контролем Святого Духа.

1Кор 7:20−23. Подобно этому, и положение христианина в обществе в момент его призвания не имеет особого значения (если его можно изменить к лучшему, это не возбраняется, а если нет, то переживать из-за этого не стоит). Что действительно важно, так это осознание каждым верующим, что он есть раб Христов и должен повиноваться Ему. Тогда каждый, будучи призван, станет трудиться для Господа (сравните Еф 6:5−8).

1Кор 7:24. Тем обстоятельством, что Бог призывает людей разного звании и положения и от каждого ожидает верного служения Себе на том месте, где он поставлен, возвышаются и освящаются как служение, так и служитель. Следуя своему призванию, верующий может жить «в мире» (стих 15).

3 БРАК И СЛУЖЕНИЕ БОГУ (7:25−38)

Основной принцип, сформулированный Павлом (оставаться в своем нынешнем положении) применен им теперь к тем, кто никогда не был в браке. Возможно, этим он отвечал на чей-то вопрос.

Павел советует одиноким такими и оставаться по трем причинам: а) надвигаются трудные для верующих времена (стихи 26−28), Христос возвратится вскоре (стихи 29−31) и в) одинокие смогут безраздельно посвятить себя служению Христу (стихи 32−35).

1Кор 7:25. Девство здесь надо понимать как «девственники»: апостол имеет в виду тех людей, которые никогда не были в браке и не познали физической близости. Иисус нигде не говорил об уместности или необходимости брака как такового (Мф 19:10−12, 29), но Павел высказывает собственное суждение по этому вопросу, которое коринфяне могли бы принять как авторитетный совет. (Он несомненно писал под влиянием Духа Святого, так что его слова должны были прозвучать для них, как слова Самого Христа; сравните 1Кор 7:40.)

1Кор 7:26−28. Под словами по настоящей нужде апостол мог подразумевать как уже начавшиеся гонения на христиан в Коринфе (сравните Ин 16:33; 2Тим 3:12; 1Пет 4:12), так и неизбежность их в близком будущем, которую он предвидел (и тогда правильнее было бы перевести их как «по надвигающейся нужде»). Судя по тому, что нигде в послании Павел не упоминает об уже начавшихся для коринфян страданиях, второй вариант перевода — предпочтительнее. (сравните 1Кор 4:8, где содержится намек на вполне благополучное и даже радостно-возбужденное состояние их.) Но когда преследования начнутся, а это, Павел предчувствовал, случится неизбежно, то сопряженные с ними горести, одиноким переносить будет легче, чем семейным.

Как бы ни пугала мысль о мученичестве (сравните 13:3) одинокого человека, вдвойне страшна она была для семейного — ведь на нем лежала ответственность за жену и детей. С учетом этих обстоятельств вступление в брак, хоть и не возбранялось (если и женишься, не согрешишь), однако, представлялось нецелесообразным.

1Кор 7:29−31. Вторая причина, почему состояние безбрачия казалось апостолу предпочтительным, заключалась в той большей возможности «отделения» себя от преходящих обстоятельств, которая проистекала из него. Слова время уже коротко относятся к возвращению Иисуса Христа (сравните Рим 13:11), однако, в них — и суть жизненной философии Павла, который жил не ради временного, а ради вечного (сравните 2Кор 4:18).

Впрочем, отрешенность от всего временного должна быть присуща каждому верующему, но людям, имеющим семью (сравните Мк 13:12), достичь ее — несравненно труднее, между тем, и в их жизни Господь должен занимать первое место (Лк 14:26). Павел, конечно, нигде не учит верующих пренебрежительному отношению к их семейным обязанностям (сравните 1Кор 7:3−5). И все-таки он призывает их посвятить себя вечным ценностям, соответственно отрешившись от привычных реакций и от ценностей мира сего, который проходит (стих 31; в англ. Библии — «в той форме, в какой он существует сегодня»). Но одиноким это сделать легче.

1Кор 7:32−35. Третья причина вытекает из второй. У одиноких меньше помех на пути и поводов для отвлечения, чем у семейных, а потому им легче проникнуться духом нераздельного служения Господу (по-русски: служить Господу без развлечения). В Нагорной проповеди Иисус предупреждал Своих последователей, чтоб не давали материальным началам этой жизни отвлекать себя от служения Богу (Мф 6:25−34). Бедная вдова (Мк 12:44), будучи одинокой, отдала Богу весь свой материальный достаток.

А вот женатому мужчине или замужней женщине, на которых лежит бремя забот о благополучии близких, труднее было бы поступить так. Этот пример подтверждает точку зрения Павла, что у одинокого, не отягощенного столькими обязанностями, потенциально больше возможности посвятить себя, свое время и средства Господу, чем у женатого или замужней, несущих на себе груз ответственности перед семьей.

1Кор 7:36−38. Правильно понять и перевести это место довольно трудно. Вопрос упирается в то, кого подразумевает Павел под словами: если же кто… (стих 36) — отца или потенциального жениха девицы. Если жениха, то его поведение могло быть расценено как предосудительное, ибо, откладывая свой брак с девицей, достигшей уже зрелого возраста, он мог лишить ее возможности выйти когда-либо замуж.

Причина упомянутой трудности понимания — чисто лингвистического порядка. Считается, однако, что предпочтительнее понимать под «если же кто» отца. В таком случае Павел дает совет отцам, которые в греко-римском обществе первого века пользовались особым авторитетом при решении семейных дел. Так, отец мог принять решение, что его дочери лучше остаться незамужней, возможно, по тем примерно причинам, которые упомянуты Павлом в 1Кор 7:25−34. Но при этом отец мог и не принять во внимание того факта, что девица его не имеет «дара безбрачия» (стих 7) и не сможет оставаться одинокой.

Коль скоро это обнаружится, апостол советует отцу не настаивать на вынесенном им решении и позволить дочери выйти замуж. Но отец вправе остаться и при прежнем своем решении не отдавать ее замуж (стих 37) при соблюдении, однако, трех важных условий: а) если он непоколебимо тверд в сердце своем, т. е. не сомневается, что удел его дочери именно в безбрачии; б) если он не стесняем нуждою, т. е. не вынужден изменить принятого решения под давлением очевидного свидетельства, что его дочь не способна жить одиноко и в) если он властен в своей воле, т. е. вправе осуществлять свою власть, не будучи рабом, ибо в таком случае судьба его девицы могла зависеть не от него, а от его хозяина. При соблюдении этих трех условий отец, который решил соблюдать свою деву… хорошо поступает.

4. ПОВТОРНЫЕ БРАКИ И ВДОВСТВО (7:39−40)

1Кор 7:39−40. Ранее Павел уже советовал вдовам (стихи 8−9) оставаться в одиночестве. Однако из этих же стихов видно, что он сознавал: не все на это способны. А поэтому на вдов, которые хотели бы вновь выйти замуж, апостол налагает лишь одно необходимое ограничение: в брак они вправе вступать только с христианами (свободна выйти за кого хочет, но только в Господе, т. е. за того, кто принадлежит Господу).

Хотя в упомянутых стихах Павел об этом не говорил, ясно, что это условие он относил ко всем желающим вступить в брак, а не только ко вдовам. Что же до вдовы, то при соблюдении его, подчеркивает Павел, она свободна выбрать себе какого хочет мужа и быть с ним счастливой. Однако, добавляет апостол, она блаженнее, если останется так, по моему совету. И совет этот исходил не только от самого Павла, но и от Духа Божия, Который и одиноким и женатым дает силы исполнять каждому свое назначение (стих 7).

Б. О христианской свободе (главы 8−14)

Ответ Павла на вопрос коринфян о том, можно ли употреблять в пищу мясо животных, которых язычники приносят в жертву своим идолам, выливается в пространное разъяснение, вероятно, потому, что апостол сознавал: с частным этим вопросом связан был тот эгоцентризм коринфян, который породил в их церкви множество проблем.

«Свобода» (елеутерос — 9:1, 19; елеутерия — 10:29); и «права» (ексоузия — 9:4−6, 12, 18) — вот те два слова, точнее — понятия, вокруг которых сосредоточены были проблемы коринфян. В следующих ниже главах Павел употребляет эти слова (ексоузия передана в русском тексте как «власть»), подчеркивая при этом необходимость любить других и искать их «пользы» (10:24, 33; 12:7; сравните с 6:12), укрепляя их духовно или «назидая» (8:1, 10; 10:23; 14:3−5, 12, 17, 26).

Эти две темы — «я во-первых» или «ты во-первых» и развитие их Павлом применительно к верующим в их отношении к языческому идолопоклонству и к собственному их стремлению прославить Христа, красной нитью проходят через главы 8−14, объединяя их. Кроме того, апостол показывает, что то, как подходили коринфяне к этим вопросам до сих пор, в конечном счете вызывает неблагоприятную реакцию со стороны Бога (адокимос — 9:27; смысл фразы по-русски: дабы Бог не счел меня недостойным) и применение Им дисциплинарных мер (10:5−10; 11:30−32).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.