Ефесянам 4 глава

Послание Ефесянам
Русского Библейского Центра → Толкование Далласской семинарии

Русского Библейского Центра

1 Словом, я, узник по воле Господа, прошу вас, призванных, жить по призванию, достойно,
2 Со смирением, кротостью, тихим прощением. Уступайте друг другу с любовью.
3 Старательно сохраняйте единство Духа в мирном согласии.
4 Одно Тело и один Дух, равно как и дана вам одна надежда вашего призвания.
5 Один Господь. Одна вера. Одно крещение.
6 Один Бог, Отец всех. Он над всеми, через всех и во всех.
7 Каждому из нас присуща благодать в меру дарования Христова.
8 Сказано: «Вознесясь на высоту, сотворил плену плен и дал дары людям».
9 А «вознесясь» не то ли означает, что Он и нисходил в преисподнюю земли?
10 Нисшедший — Он же и вознесшийся превыше всех небес, чтобы Собою наполнить все, что есть на свете.
11 От Него и дарование: кому апостолами, кому пророками, кому евангелистами, кому пастырями и учителями
12 Святого народа для подготовки к делу — созиданию Тела Христова,
13 Пока все не придем к единству веры, к единой высокой оценке Божьего Сына, к подлинному возмужанию в полную меру зрелости Христовой.
14 Больше не пристало нам быть малыми детьми, которых подхватывает и уносит прочь ветер первого же случайного учения, изобретенного ловкими обманщиками.
15 Наоборот, из любви к истине нельзя нам во всем не сращиваться с Тем, кто есть Глава Христос.
16 Благодаря Ему все Тело, сочленяемое и дополняемое взаимозависимыми связями, действующими каждая на своем месте, набирает приращение и созидается в любви.
17 Говорю, как подсказывает Господь: отвыкайте от образа жизни язычников. Их ум опустошился.
18 Они страдают помутнением рассудка и по своему невежеству и тупому упрямству отчуждены от жизни Божьей.
19 Они отбросили всякий стыд и предались такому разгулу, что, совершая непотребное, не могут остановиться.
20 Вы же восприняли Христа не так.
21 Вы правильно поняли, что истина — в Нем, в Иисусе. Она-то и учит вас,
22 Что пора вам избавиться от прежнего образа жизни ветхого человека, растленного, изолгавшегося в капризах,
23 И обновиться духом и умом,
24 Стать новым человеком, созданным по Божьему подобию — образцу праведности и истинной святости.
25 Отвергайте ложь. Ближнему говорите правду, как себе, ведь мы — части целого.
26 С досады не творите греха. Остудите свой гнев прежде, чем сядет солнце.
27 Не давайте Дьяволу подступиться.
28 Кто крал, отныне не кради, а больше трудись с пользой, чтобы от дела твоих рук доставалось тому, кто нуждается.
29 Пусть из ваших уст не исходит никакое никчемное слово, а только — для своевременного назидания — доброе, чтобы твоему собеседнику сотворялась от него радость.
30 Не огорчайте Святого Духа Божьего — вы отмечены Его печатью ко Дню искупления.
31 Угрюмое недовольство, досада, гнев, крикливость, брань да сгинут у вас вместе со всяким озлоблением.
32 Будьте добры друг к другу, сострадательны. Прощайте друг друга, как и вас через Христа простил Бог.

Толкование Далласской семинарии

II. Образ жизни Церкви (главы 4−6)

Тогда как содержание первых трех глав Послания определяется изложением христианской доктрины, главы 4−6 Павел посвящает рассмотрению их применения на практике. Красной нитью проходит через эти главы мысль о «хождении» верующих.

А. Хождение в единстве (4:1−16)

Дав разъяснения относительно единства уверовавших во Христа иудеев и язычников и вознесши молитву об этом единстве, которое достигается на основании испытываемой и теми и другими Христовой любви, Павел переходит теперь к вопросу о том, как именно следует христианам «ходить» (поступать), составляя единое тело Христово. То, о чем он говорит здесь, — по силам тем одаренным людям, которых Христос дает Церкви, — с тем, чтобы тело Его могло возрастать во всех областях и сферах.

1. Основание единства (4:1−6)

а. Призыв к единству (4:1−3)

Еф 4:1. Павел призывал ефесян поступать достойно звания, в которое они призваны. Он побуждал их к этому на основании и в соответствии с тем, что изложил в главах 1−3. Слово «звание» (в значении «призвания») относится тут не только ко спасению верующих (Рим 1:5−6; 1Кор 1:9), но и к их объединению в «одном теле». Таким образом как в личной жизни, так и в сфере своей ответственности за других верующих в Церкви, должен демонстрировать христианин надлежащее «хождение» или поведение.

Еф 4:2−3. Важное значение имеют душевный склад верующих и вытекающие из него их жизненные позиции. Павел перечисляет три качества, необходимые христианам для правильного хождения перед Богом. Первое из них — смирение или «смиренномудрие». Древними греками оно считалось не достоинством, а скорее недостатком, присущим лишь рабам. Павел же призывает христиан к повседневному проявлению смиренномудрия, ибо это свойство противоположно гордости.

С другой стороны, христианам не должно быть присуще притворное смирение, так как им следует хорошо сознавать свое место в Божиих планах (Ин 3:30; Рим 12:3). Именно потому, что Павел особое значение придавал единству верующих, смирение упомянуто им в первую очередь (ведь оно способствует единству, тогда как гордость ведет к разладам), а, кроме того, апостол сознательно противопоставлял «смиренномудрие» гордости ефесян в прошлом — с целью облегчить им повиновение Богу и помочь осознать их зависимость от Него. Высший пример смирения являл Сам Христос (Флп 2:6−8).

Во-вторых, верующий должен быть кротким (Гал 6:1; 2Тим 2:25; Гал 5:23; Кол 3:12). Кротость противостоит самомнению, грубости и резкости. Она сопряжена с умением обуздывать свои чувства. И вовсе не свидетельствует о слабости. Она как бы соответствует некоему среднему состоянию между постоянным пребыванием в гневе и раздражении и полной неспособностью сердиться.

Тот, кто находится под Божиим руководством, сердится тогда, когда следует сердиться, и никогда не впадает в гнев попусту или несправедливо. Моисей был известен как кротчайший из людей (Чис 12:3). Однако он разгневался, когда Израиль согрешил против Бога (Ис 32). Христос был «кроток и смирен сердцем» (Мф 11:29). Но и Он впал в гнев, когда иудеи превратили храм в место торговли (Мф 21:12−13).

В-третьих, верующие должны проявлять долготерпение, т. е. дух твердости и стойкости до конца даже во времена бедствий (Иак 5:10). Человек терпеливый, а, значит, способный сдерживать себя, не спешит воздавать злом за причиненное ему зло (Гал 5:22; Кол 1:11; Кол 3:12; 2Тим 4:2).

Жизненная позиция, основанная на смирении, кротости и долготерпении, способствует сохранению единства среди христиан. Назвав эти три свойства характера, Павел говорит затем, каким конкретно образом верующие должны проявлять их в своем поведении: снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранить единство духа в союзе мира.

Не заботиться об установлении единства следует христианам, но хранить то, что созидает Сам Бог, творя «одного нового человека» (Еф 2:15−16). «Союз мира» или, мирный союз между ними — вот средство сохранения единства. Если христиане озабочены сохранением мира между собой, то будут дружелюбны и терпеливы друг ко другу, несмотря на имеющиеся между ними различия и разногласия.

б. Основы единства (4:4−6)

Еф 4:4. Без всякого перехода Павел перечисляет семь основ единства, в центре которых находятся три Лица Троицы. Они и образуют основу единства, которое должно существовать среди верующих. «Одно тело» — это Вселенская Церковь, в которую входят все верующие (1:23; 2:16; 3:6). «Один дух» — это Дух Святой, Который обитает в Церкви. Слова как вы и («поскольку вы») к одной надежде … — указывают на то, что все верующие имеют общую надежду относительно своего будущего с Богом (1Пет 1:3; 3:15), начало которой было положено тогда, когда они были «призваны» ко спасению (Еф 1:4, 18; Еф 2:7; Еф 4:1).

Еф 4:5. Один Господь (Рим 10:12) — это Иисус Христос, Глава Церкви (Еф 1:22−23; Кол 1:18). Одна вера — это скорее всего не та объективная вера, которой христиане веруют в преподанную им истину (как сказано об этом в Деян 6:7; 1Тим 3:9; 1Тим 4:1, 6; Иуд 1:3), а вера, так сказать, субъективная, которую каждый из них развивает и проявляет в Иисусе Христе, Своем Господе (Кол 2:7). Одно крещение может относиться как к водному крещению, т. е. внешнему символу внутренней реальности духовного возрождения, так и к отождествлению верующего со Христом в Его смерти (Рим 6:1−11; Гал 3:27).

Но маловероятно, чтобы речь здесь шла о крещении Духом, поскольку перечисляемая в этом стихе триада — вся относится к Иисусу Христу, т. е. ко второму Лицу Троицы. Кроме того, и контекст в целом (Еф 4:1−16) не дает оснований предполагать, что в стихе 5 подразумевается крещение Духом. Если же тут имеется в виду водное крещение, то это означает, что в совершении этого единого, общего для всех них, акта верующие демонстрируют и свою духовную общность.

Еф 4:6. Один Бог и Отец всех, Который над всеми, и чрез всех, и во всех вас — эти слова относятся к Богу Отцу в Его взаимоотношениях с верующими. Четырежды повторяемое местоимение «все» подразумевает всех верующих, а не всех людей вообще. Ибо то, о чем здесь говорится, не относится к человечеству в целом. Бог есть Отец всех, кто верует, а они — Его дети (Ин 1:12; Гал 3:26). И Он «над всеми» ими, так как управляет их жизнью. Он живет «во всех нас» и действует, являя силу Свою «чрез всех» (нас).

Два замечания нужно сделать относительно семи вышеперечисленных начал как факторов объединения (Еф 4:4−6). Первое: их неотъемлемой частью является Троица. Одно тело, составляемое всеми верующими, оживотворяется Духом Святым, отсюда и надежда — общая для всех христиан. Это тело соединяется со своим Господом (Христом) посредством веры, общей для каждого члена тела, и его отождествления с Господом в акте водного крещения. Один Бог, Отец, возвышается над всеми, действует через всех и во всех обитает. Все семь компонентов объединяются таким образом в Троице.

Второе: интересен сам по себе порядок перечисления здесь лиц Троицы. Павел начинает не с Отца, а с Духа Святого. Причина в том, что только перед этим он вел речь о «единстве духа» (стих 3), а в последующих стихах (7−13) будет говорить о дарах Духа. Тот же порядок перечисления Лиц Троицы видим и в 1Кор 12:4−6, где апостол также говорил о дарах Духа Святого.

2. Сохранение единства (4:7−16)

Итак, обсудив основы единства (стихи 1−6), Павел переходит теперь к анализу способов его сохранения (обратите внимание на «сохранить единство» в стихе 3) — посредством применения в жизни различных даров.

а. Распределение даров (4:7−11)

Еф 4:7−8. Прежде речь шла о единстве Церкви (стихи 1−6). Теперь же она пойдет о разнообразии в пределах этого единства (мысли о единстве в 1Кор 12:12−13 и разнообразии — в 1Кор 12:4−11, 14−20). Каждый верующий получает от Бога благодать или способность (Еф 3:2, 7−8) по мере дара Христова (буквально «в согласии с мерой — также 4:13, 16 — дара Христова», т. е. по мере того дара, который Он соблаговолит дать верующему). Что же до верующего, то он должен действовать в теле Христовом силой Божией — в меру своего дара (или духовной способности) — не больше и не меньше.

Это и приводит к тому, что в Церкви являют себя дарования во всем их разнообразии, как это видно из стиха 11, а также из Рим 12:4−6 и 1Кор 12:4−6. Далее: поскольку все верующие получают «благодать», то и священнослужители и рядовые члены Церкви находятся на одном и том же уровне — в смысле употребления и проявления ими полученных даров.

Еф 4:8 включает цитату из Ветхого Завета, говорящую о Божиих дарах. Большинство исследователей Библии считает, что она взята из Пс 67:19. Но, пожалуй, более правильной является та мысль, что Павел не цитирует тут какой-то конкретный стих из упомянутого Псалма, а передает его смысл и содержание в целом; дело в том, что в Пс 67 много слов, «работающих» на ту же мысль, что содержится в 67:19. И суть его (Пс 67) — в том, что одержавший военную победу имеет право раздать дары тем, кто с ним заодно. Христос «пленил» грешных людей («плен»), искупив их. И, будучи Победителем, Он вручает их Церкви в качестве даров. Если в Рим 12 и в 1 Кор. 12 речь идет о дарах, даваемых верующим, то в Еф 4:7 скорее подразумеваются сами верующие, даруемые Церкви (стих 11).

Еф 4:9−10. стихи 9−11 как бы служат комментарием на два слова из стиха 8, а именно на «восшед» (стихи 9−10) и на «дал» (стих 11). В стихах 9−10 раскрывается значение фразы (Он) «восшед». Эти стихи надо рассматривать как содержащие некую дополнительную, как бы в скобках, мысль, т. к. в данном контексте в целом речь идет о даянии даров. Прежде чем «взойти на высоту» Христос должен был «низойти». Сказано: в преисподние места земли. Прежде всего заметим, что в греческом тексте это звучит как «в нижние сферы земли».

На основании грамматического построения этой греческой фразы может быть предложено три объяснения ее смысла. Речь может идти о 1) «нисхождении» Христа на землю, т. е. о Его воплощении; 2) о схождении Его в ад в период между смертью Его и воскресением; 3) о смерти Христа и погребении Его в гробнице. Третья точка зрения, видимо, предпочтительнее, поскольку Своею смертью Христос одержал победу над грехом и искупил тех, кому предстояло стать «дарами» для Церкви.

Христос вознесся превыше всех небес, дабы наполнить все — в этой фразе выражена, вероятно, идея Его царственного положения над миром; занимая это положение и в силу победы, одержанной Им на кресте, Он и распределяет Свои дары. Такое толкование вполне соответствует Еф 1:23, где сказано, что Он наполняет Своими благословениями и Церковь и всю вселенную. Христос, воплощающий в Себе всю полноту Божества (Кол 2:9), наполняет Собою вселенную и управляет ею (Кол 1:18).

Еф 4:11. Этот стих является комментарием на вторую часть цитаты, приведенной в 8 стих, а именно на то, что Христос дает дары «человекам», подразумевается — верующим. Как уже говорилось, дарами для Церкви являются талантливые люди. В греческом тексте 11 стиха местоимение «Он» имеет особо выразительнное звучание, и этим подчеркнуто, что именно Сам Христос поставляет одаренных людей. Далее следует перечисление пяти «позиций», соответствующих талантам, которыми Он наделяет верующих. Первые две — апостолы и пророки — уже упоминались в Еф 2:20 и 3:5, и занимающие их названы основанием Церкви. Прежде всего под «апостолами» понимаются те Двенадцать, которые совершали апостольское служение при жизни Христа (Деян 1:21−22) и были назначены Им Самим (сюда надо включить и Павла — 1Кор 15:8−9; Гал 1:1; Гал 2:6−9). Однако «апостолами» были признаны и некоторые другие, как, например, Иаков (1Кор 15:7; Гал 1:19), Варнава (Деян 14:4, 14; 1Кор 9:6), Андроник и Юний (Рим 16:7), возможно, Сила и Тимофей (1Фес 1:1; 2:7), а также Аполлос (1Кор 4:6−9).

Эти последние, хотя и получили дар апостольства и соответствующее звание, однако, не несли апостольского «служения» в той же мере, как Двенадцать и Павел. Апостолами являлись, таким образом, те, которые Божией властью несли и распространяли Евангельскую весть. Само слово «апостол» означает: «тот, кто послан как наделенный властью уполномоченный».

Новозаветные пророки были даны Церкви для назидания, наставления и утешения (1Кор 14:3). Они, вероятно, возвещали Церкви волю Божию в те времена, когда библейский канон полностью еще не был составлен. Поскольку апостолы и пророки были основанием Церкви, то и существовали они лишь в первом поколении верующих.

Евангелистами были те, кто проповедовали Евангелие, наподобие нынешних миссионеров. Под пастырями и учителями, возможно, понимались два вида одаренных людей, которые несли служение в «оседлых» общинах (в отличие от странствовавших апостолов и евангелистов). Однако более вероятно, что речь тут идет об одном и том же даре, выраженном двумя словами, которым наделялся один и тот же человек, исполнявший пасторское служение (т. е. руководивший верующими и ободрявший их и одновременно — наставлявший их в том, как следовать путями Господними; (о «епископах» или пресвитерах, которые должны были иметь и дар учительства, в 1Тим 3:2; Тит 1:9).

б. Предназначение даров (4:12−16)

Предназначение одаренных верующих (стихи 7−11) заключается в том, чтобы готовить к служению других христиан, укрепляя их в вопросах доктрины и в практическом «хождении», и тем самым побуждая их к взаимному назиданию. Как и в нескольких других случаях (1:3−14, 15−23; 2:1−7; 3:1−13, 14−19; 4:1−7; 6:14−20), Еф 4:11−16 тоже представляет собой одно длинное предложение.

Еф 4:12. Павел говорит об одаренных людях, что они предназначены к совершению святых, на дело служения. Переведенная ближе к тексту, эта фраза звучит как: к усовершенствованию (греческое слово «катартисмон», слова того же корня находим в Мф 4:21, где речь идет о починке, т. е. подготовке рыбацких сетей, а также в Гал 6:1; 2Кор 13:11; Евр 13:21 — всюду в значении исправления, подготовки, в конечном счете — усовершенствования) святых ради последующего их служения (диакониас).

Наделенные дарами (Еф 4:11) люди обязаны служить Словом другим — с тем, чтобы и тех, в свою очередь, подготовить к дальнейшему служению (2Тим 2:2). И все это ради того, чтобы таким образом созидалось тело Христово (Еф 4:16). Отсюда видно, что все святые, а не только немногие вожди их, должны участвовать в «служении». Ибо все святые имеют дары (стих 7), которыми могут и должны служить другим.

Еф 4:13. Одаренные люди будут поставляться на служение до тех пор, пока вся Церковь не достигнет (буквально «не придет к») трех поставленных перед нею целей: 1) единства веры (сравните Еф 4:5) и познания (сравните 1:17) Сына Божия, 2) зрелости мужа совершенного и 3) меры (сравните 4:7, 16) полного (в значении «полноты» его) возраста Христова. По мере функционирования каждого верующего в соответствии с даром, полученным им от Христа (стих 7), крепнет единство тела (Церкви) в целом, (стихи 3−6), все более созревает оно духовно (смотрите стих 15) и все более уподобляется Христу в Его полноте (сравните 1:23; 3:19).

Еф 4:14−16. Здесь Павел излагает конечную цель, или, если хотите, результат (хина) разносторонней деятельности одаренных людей по подготовке святых на служение Господу и другим людям. Что верующие не должны, так это уподобляться младенцам, которых легко сбить с толку, и, подобно колеблющимся волнам, устремляться то вперед, то назад, увлекаясь всяким ветром учения (подразумевается — лжеучения) — по причине лукавой политики некоторых людей, владеющих искусством обольщения. Лжеучители уводят верующих в сторону от истины — с тем, чтобы увлечь их своими выдумками и ошибочными построениями.

В противоположность этому (Еф 4:15). Павел указывает верующим, как им должно поступать: действуя по истинной любви, т. е. как на словах, так и на деле возвещая истину в любви, всем возрастать в Того, Который есть глава Христос. Христос, таким образом, является источником духовного роста верующих, а также целью этого роста (стих 13). Именно голова (1:22; 5:23; Кол 1:18) управляет ростом и действиями всего тела (Еф 4:16).

Каждый член тела продуманно соединен (2:21) с другими членами, и все они соединяются посредством всяких взаимоскрепляющих связей (Кол 2:19) при действии в свою меру каждого члена. Это и дает телу Христову возрастать (Еф 4:15), созидая себя в любви (стих 12). «Любовью» и «в любви» встречается в этой главе трижды (стих 2, 15−16), указывая на средство сохранения единства.

Обращает на себя внимание и то, что модификация выражения «в меру» тоже встречается в этом контексте три раза (стих 7, 13, 16). Всякий верующий призван функционировать в теле Христовом — силою, которую дает ему Бог, — по мере дара, полученного им от Христа (стих 7). При условии, что каждый член Церкви будет действовать в соответствии с этой мерой, будет должным образом возрастать (по-русски «получать приращение») и Церковь в целом, созидая себя в любви, чтобы в конечном счете достигнуть полной меры христоподобия (стих 13). Если же верующие не используют своего дара до конца или препятствуют этому в других, то замедляется или приостанавливается и рост Церкви.

Ответственность за единство Церкви лежит на особо одаренных Богом членах ее (стихи 7−16). В рамках этого единства предусмотрено разнообразие функций. Павел делает ударение на возрастания тела, а не отдельных членов его. Каждый верующий вносит свой личный вклад в этот общий рост функционируя в соответствии с полученным им даром.

Б. Хождение в святости (4:17−32)

Верующие должны «ходить» не только в единстве, но и в святости. Сначала Павел говорит о том, чего христиане не должны делать, а затем указывает на то, как им следует вести себя.

1. Характеристика прежнего человека (4:17−19)

а. Его природа (4:17−18)

Еф 4:17−18. Верующим ефесянам, которые прежде были язычниками, нельзя жить так, как живут язычники (по-русски — прочие народы), т. е. так, как они жили и поступали раньше. Язычники поступают… по суетности ума своего. Слово, производное от «суетности», встречаем в Рим 1:21; греческое слово «матапотети» означает отсутствие разумной, полезной цели.

Разуму язычников чужда была истинная цель, которая состоит в получении Божиего откровения, чтобы руководствоваться им в своем поведении. Отсюда и «помрачение» их разума (Рим 1:21; 2Кор 4:4), «отчужденного» (сравните Еф 2:12) от жизни Божией. Причина отчужденна или отпадения их от Бога — в их невежестве относительно Него (1Пет 1:14), а оно, в свою очередь, коренится в ожесточении сердца их, бесчувственного к Богу и к Его путям.

б. Его поведение (4:19)

Еф 4:19. По причине своего бесчувствия язычники, о которых говорит апостол, предались распутству (греческое слово «аселгейя», переведенное словом «распутство» или одним из его синонимов, встречается в Мк 7:22; Рим 13:13; 2Кор 12:21; Гал 5:19; 1Пет 4:3; 2Пет 2:2, 17−18; Иуд 1:4), то есть такой жизни, в которой попирались как личные правила, так и общественные запреты. Они не знали другой цели, как творить всякую нечистоту с ненасытимостью, ублажая себя и не заботясь при этом о других.

Воистину мрачная картина греховной эгоистической жизни и путей, соответствующих извращенным представлениям!

2. Характеристика нового человека (4:20−32)

а. Его позиция (4:20−24)

Еф 4:20−24. В отличие от «ветхого человека» (стихи 17−19), верующие, воистину познавшие Христа, пошли иным путем. От того разум их и не помрачен более, и в жизни своей они более не чужды Богу, и сердца их уже не ожесточены и не нечисты. Христос есть Предмет их познания (вы слышали о Нем) и Сфера их Обучения (и в Нем научились). Познание это и обучение соответствуют истине, потому что Он есть Истина (Ин 4:6). Содержание же и цель их — двояки: 1) верующий призван отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных (в значении «обманных») похотях (Еф 4:17−19).

Похоть всегда обманна, потому что сулит радость, но в конечном счете не приносит ее. 2) он должен облечься в нового человека, созданного по Богу, в святости истины (стих 24). Ибо истина противостоит похотливому Образу жизни, обманному по сути своей (стихи 14−15). Все это христианам нужно, чтобы обновиться духом ума своего, т. е. принять новые точки отсчета, иные, чем прежде, критерии и ориентиры, а, значит, отказаться от суетности мышления, избавиться от помрачения разума и от невежества (стихи 18−19).

Обо всем этом Павел пишет не в форме наставлений, а просто излагает факты, как они есть, — подобно тому, как делает это в Рим 6:2−10 и 2Кор 5:17. Верующие — это новые люди во Христе и, следовательно, не могут более вести такой же образ жизни, как язычники; об этом речь и в последующих призывах, обращенных к новому человеку.

б. Его поведение (4:25−32)

Каждое из пяти наставлений относительно поведения верующего делится на три части: 1) повеление не делать (того-то и того-то); 2) повеление делать (то-то и то-то) и 3) изложение причины «позитивного» повеления.

Еф 4:25. Посему отвергнувши ложь, верующие должны говорить друг другу лишь то, что соответствует истине, т. е. согласовывать свои слова с тем, что имеет место в действительности, — ведь они члены друг другу в теле Христовом, т. е. в Церкви (стих 4:16).

Еф 4:26−27. Хотя порой верующие могут — впадать в справедливый гнев, объектом которого является грех (сравните Ин 2:13−16), им нельзя при этом согрешать самим. Избежать этого можно, не давая себе распаляться гневом. Вторую фразу 26 стих надо понимать в том смысле, что даже и праведным гневом гневающемуся надо остыть до захода солнца. Необходимо это потому, что в противном случае диавол воспользуется гневом верующего против греха, и самый гнев этот обратит в грех.

Другими словами, если верующий не в состоянии справиться с одолевающим его негодованием, то тем самым дает диаволу место для дальнейшего разжигания в нем отрицательных эмоций, т. е. для вовлечения верующего (все глубже) в грех. Врагу важно добиться, чтобы христианин утратил способность контролировать свой грех и таким образом сам попал под его контроль.

Еф 4:28. Христиане не должны красть, но обязаны трудиться — чтобы было у них, чем поделиться с нуждающимися. Вор похищает чужое для самого себя, верующий же должен трудиться, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся. В этом — истинная христианская благотворительность. Многие блага доставляет труд: он служит удовлетворению материальных нужд того, кто трудится; доставляет ему полезное (как для него лично, так и для других) занятие, и дает ему упомянутую возможность помогать бедным.

Еф 4:29−30. Верующим не следует произносить никаких гнилых слов (сравните 5:4), но да сходят с уст их лишь добрые, полезные (4:28) слова — ради назидания других в вере. Такие слова, которые доставят слушающим их благодать (пользу), т. е. слова правдивые, чистые, нужные. Не только совесть его, но и Дух Святой помогает верующему наблюдать за его речью. То обстоятельство, что Дух может оскорбиться, говорит о том, что Он является Личностью. Он запечатлевает верующего, и печать Его остается на нем «до дня искупления» (так в англ. переводе Библии), т. е. до времени, когда тот получит новое тело (Еф 1:14; Флп 3:20−21).

Еф 4:31−32. Верующие должны воздерживаться от пяти порочных проявлений человеческого характера: от раздражения и ярости, от гнева (буквально — от «продолжительного гнева»), от крика (манеры повышать голос, кричать), от злоречия и от всякой злобы. Некоторые из этих пороков перечислены также в Кол 3:8. В противоположность всему этому апостол заповедует верующим три благодатных свойства: 1) будьте друг ко другу добры («хрестои») — «делайте то, что хорошо другим, или содействует удовлетворению их нужд»; 2) сострадательны (еуспланхнои — встречается в Новом Завете еще один раз — в 1Пет 3:8); 3) прощайте друг друга (буквально «будьте милостивы»). Все эти призывы к проявлению позитивных свойств человеческой натуры объясняются тем, что Бог во Христе добр (Еф 2:7), сострадателен (Мк 1:41) и милостив (Рим 8:32) по отношению к верующим.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.