Ефесянам 5 глава

Послание Ефесянам
Русского Библейского Центра → Толкование Далласской семинарии

Русского Библейского Центра

1 Подражайте Богу, как любимые чада.
2 Живите в любви, как и Христос нас полюбил. Он Себя отдал за нас, принес Себя в жертву Богу на услаждение благоуханное.
3 О разврате, хамстве во всех его видах, хапужничестве не должно быть среди вас даже и речи, как и подобает святому народу.
4 Не сделают вам чести и дикие, идиотские высказывания, оскорбительные шутки, а наоборот — благодарение.
5 Поверьте, что ни развратнику, ни хаму, ни хапуге, этим, по сути, идолопоклонникам, нет наследия в Царстве Христа и Бога.
6 Не поддавайтесь обольщению пустых слов. Негодные упрямцы навлекают на себя Божий гнев.
7 Не делайтесь их сообщниками.
8 Вы были некогда тьма, а теперь — свет Господень. Несите в себе свет.
9 Рука об руку со светом идут добро, правда, истина.
10 Достоверно знайте, что угодно Богу.
11 Не участвуйте в никчемных занятиях тьмы. Более того, выводите их наружу,
12 Хотя о ее потаенных делах противно и говорить.
13 На свету явным становится всякое дело.
14 Явь — это когда свет и все видно. Сказано: «Проснись, почивающий! Восстань из мертвых! И пребудет на тебе свет Христов».
15 Во всем поступайте осмотрительно, не как непутевые, а с умом.
16 Дорожите временем, потому что дни — окаянные.
17 Не будьте беспечны. Знайте Божью волю.
18 Не упивайтесь вином, от которого бывает бесчинство. Исполняйтесь Духом.
19 Беседу перемежайте псалмами, гимнами, духовным пением. Пусть от сердца идет ваша песня во славу Господа.
20 За все благодарите всегда Бога Отца во имя Господа нашего Иисуса Христа.
21 Уважайте друг другa в страхе Христовом.
22 Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу.
23 Муж — глава жены, как и Христос — глава Церкви — Тела, которого Он и Спаситель.
24 Как Церковь повинуется Христу, так во всем и жены своим мужьям.
25 Мужья, любите своих жен, как и Христос полюбил Церковь и за нее Себя отдал,
26 Чтобы ей пребывать в святости и, очистившись омовением Слова,
27 Предстать перед Ним Самим Церковью дивной красоты, без пятна, без изъяна и тому подобного, а лишь святой и непорочной.
28 Мужья должны любить своих жен, как свое тело: кто любит жену, любит себя.
29 Еще никому не хотелось ненавидеть свое тело, а только питать и оберегать, как и Господь Церковь.
30 Мы — части Его Тела.
31 «Оставит человек отца и мать и сроднится с женой. И будут двое одной плотью».
32 Тут великая тайна, но я думаю — это о Христе и Церкви.
33 Наконец, пусть каждый из вас любит свою жену, как самого себя. А жена, почитай мужа.

Толкование Далласской семинарии

в. Хождение в любви (5:1−6)

Прилагая свои доктрины к конкретной жизни, Павел в третий раз пользуется (в греческом оригинале) термином «ходить» (перипатео; в русском переводе — «поступайте» и «живите» — 4:1, 17; 5:2). Это, таким образом, третий раздел в его рассуждениях относительно поведения верующих. Дети Божии должны «ходить» (жить) в единстве, святости и любви.

1. То, чего следует держаться: любите других (5:1−2)

Еф 5:1−2. Каждый христианин должен подражать Богу, потому что ОН является Его чадом. Как дети подражают своим родителям, так и верующий должен поступать по отношению к Богу (Мф 5:48; Лк 6:36).

Вместо союза «и», здесь следовало бы поставить при переводе «то есть» — ведь в Еф 5:2 объясняется, каким именно образом должны верующие подражать Богу: «ходить» (жить) в любви. Высший пример этой любви подает нам Сам Христос, Который возлюбил нас; Его любовь проявилась зримо и конкретно, ибо ради уверовавших в Него Он пожертвовал Своей жизнью. Он добровольно предал Себя (стих 25; Ин 10:11, 15, 17−18; Гал 1:4; Евр 9:14).

И это пожертвование явилось благоуханием приятным (а, значит, приемлемым) для Бога (сравните Лев 1:17; Лев 3:16; Ис 53:10). (Образ приношений, источающих благоухание, находим также в 2Кор 2:15−16; Флп 4:18.) Христиане могут подражать Богу, любя других до степени готовности принести себя в жертву за них в случае необходимости (1Ин 3:16).

2. То, от чего следует удерживаться: от всякого рода зла (5:3−6)

а. Обязанность воздерживаться от злого, порочного поведения (5:3−4)

Еф 5:3. Пороки, сопряженные с себялюбием, как проявляются они в поведении людском и речах (стихи 3−4), являются антиподами жертвенной любви, о которой речь идет в стихах 1−2. Поскольку пороки эти свидетельствуют об эгоизме и безразличии к нуждам других, в жизни верующего им не должно быть места (не должны даже именоваться у вас). Блуд и всякая нечистота и любостяжание (любовь к обогащению) — несовместимы со святостью Божиих детей, они им — «неприличны».

Еф 5:4. Неприличны последователям Иисуса и непристойность в речах (сквернословие), глупая болтовня (пустословие) и вульгарные остроты (смехотворство), ибо они отнюдь не безвредны (сравните 4:29); наоборот, способность и привычка благодарить (благодарение) ценятся другими и благотворны. Не чувство юмора как таковое осуждает Павел; грехом в его глазах является «смех» такого рода, который направлен во вред другим.

б. Причина вышеупомянутому: делающие зло не имеют права наследия (5:5−6)

Еф 5:5−6. Павел строго предупреждал верующих, что причина, по которой им следует воздерживаться от злых дел (в особенности, от блуда, нечистоты и любостяжания — стих 3 и 5), заключается в том, что повинные в этом не имеют наследия в Царстве Христа и Бога. Таковые не «омыты», не «освящены» и не «оправданы», как это ясно видно из 1Кор 6:9−11. Любостяжатель… есть идолопоклонник (сравните Кол 3:5) в том смысле, что и тот и другой материальные ценности ставят превыше Бога.

Христианам нельзя поддаваться обольщению (обману) пустыми словами тех, кто стал бы убеждать их, будто предостережения апостола лишены серьезного значения, ибо — сыны противления (сравните Еф 2:2), т. е. люди неповинующиеся, а, значит, невозрожденные, становятся объектами Божиего гнева (сравните Кол 3:6). Точка зрения Бога на грех должна приниматься серьезно. Христианам следует подражать Богу, а не тем, кто делает зло.

Г. Хождение во свете (5:7−14)

Судя по «Итак», с которого начинается стих 7, апостолу виделся здесь некий смысловой раздел (сравните 4:1; 5; 1, 17−18).

1. Не будьте сообщниками злых людей (5:7−10)

а. Не давайте им втянуть себя (5:7)

Еф 5:7. Если христиане, будучи объектом Божией любви (стихи 1−2), становятся сообщниками тех, кто являются объектом Божиего гнева, иначе, тех, «кто не имеют наследия в Царстве» (стих 5), то они — неустойчивы и непоследовательны.

б. Причина: природа христианина претерпела изменение (5:8а)

Еф 5:8а. Причина, по которой христиане не должны соучаствовать в делах невозрожденных людей, в том, что первые не живут больше во тьме, в которой жили раньше (сравните 4:18; Ин 1:5; Ин 3:19−20), но стали светом в Господе (Мф 5:14−16; Ин 3:21; Ин 8:12; Рим 13:12; 1Фес 5:4−5). Они спасены от власти тьмы (Кол 1:13). Будучи теперь «в Господе», Который есть Свет (Ин 8:12), они тоже сделались светом.

в. Повеление, ходите как дети света (5:8б−10)

Еф 5:8б−10. Поведение святых должно соответствовать их новому положению. Поскольку они являются чадами света, т. е. как бы в самой основе своей просвещены духовным светом, то и жить (поступать) они должны соответственно (Рим 13:12). Еф 5:9, как бы в скобках, поясняет, что плод Духа, который состоит во всякой благости, праведности и истине, является отражением в жизни верующего свойств, присущих Богу. Грешники, находящиеся во тьме, характеризуются «плодами» прямо противоположными только что перечисленным, а именно — злом, нечестием, обманом.

Мысль, выраженная в стихе 10, как бы связана пунктирно с той, что высказана в 8б, в том отношении, что жить как «чадо света» человек может лишь при условии различения им того, что благоугодно Богу (2Кор 5:9; Кол 1:10). Греческое слово «докимазонтес», переведениое здесь как «испытывайте», соответствует по смыслу и глаголам «различать», «познавать» (Рим 12:2).

2. Не участвуйте в делах тьмы (5:11−13)

«Хождение» во свете тех, кто исповедует Иисуса Христа, должно выражаться в их отделенности от неверующих (стихи 7−10). Апостол предостерегает христиан, чтоб не участвовали в их бесплодных делах (стихи 11−13).

а. Повеление: не участвуйте… но и обличайте (5:11)

Еф 5:11. Христианам запрещено быть соучастниками (симметохои, стих 7; сравните с метохои в Евр 1:9; слова того же корня в Евр 3:1, 14) «сынов противления»; другими словами, поддерживать с ними близкие, доверительные отношения. Теперь же им говорится, чтобы не соучаствовали в том, что делают неверующие. Ибо те творят бесплодные дела тьмы, тогда как задача христиан — приносить «плод Духа» — Еф 5:9. Греховные дела не приносят «плода» (в положительном смысле слова), от них нет пользы ни делающим их, ни другим людям.

Более того: христиане, поступая как «чада света», должны обличать «дела тьмы» (делаемые, однако не неверующими, а другими верующими, которые не ходят «во свете»). Ибо лишь Бог вправе обличить и осудить злые дела неверующих людей (1Кор 5:12−13). Христиане же, со своей стороны, могут обличать недостойные дела других христиан, т. е. обличать в пределах церкви. То, чего не делали, как мы знаем, коринфяне (1Кор 5).

б. Причина: их дела постыдны (5:12)

Еф 5:12. Злые дела, совершавшиеся тайно, были настолько безобразны, что о них было стыдно и говорить. Под «они» в стихе 12 опять-таки подразумевались верующие, которые делали «дела тьмы».

в. Объяснение: свет обнаруживает истинный характер дел (5:13)

Еф 5:13. Обнаруженные светом злые дела становятся видимыми (явными). Заблудившийся верующий, увидевший в свете истинный характер своих дел, очищается от них (1Ин 1:5−7), осознав их вредоносность не только для себя, но и для других верующих.

3. Заключение: в свете христовом (5:14)

Еф 5:14. Слова посему сказано, по-видимому, указывают на то, что далее следует цитата из Ветхого Завета, однако, нелегко установить, откуда именно она взята, разве что это — комбинация нескольних мыслей из разных мест (например Ис 26:19; Ис 51:17; Ис 52:1; Ис 60:1). Возможно также, что перед нами цитата из какого-то раннехристианского гимна. Христианин, делающий «дела тьмы», должен встать от сна и — воскреснуть из мертвых, ибо он «спит» и «мертв», если соучаствует в делах злых. И тогда Христос осветит его, коль скоро он, распознав, что приятно Господу (Еф 5:10), вновь последует этому.

Мы видим, таким образом, что в стихах 7−14 трактуются вопросы дисциплины в пределах церкви. Верующие должны ходить в свете и, поступая так, выявлять неблаговидные дела других верующих, которые не приносят доброго плода, — с тем, чтобы и заблуждающиеся обрели в конечном счете способность возвратиться к свету и делать угодное Господу.

Д. Хождение в мудрости (5:15 — 6:9)

В пятый раз употребляет Павел слово перипатео, буквально означающее «ходить», а по-русски переданное один раз как «живите» (5:2) и четыре раза — как «поступайте» (4:1, 17; 5:8, 15). Теперь он призывает своих читателей быть мудрыми в их «хождении» или поведении, исполняясь Духом Святым.

1. Увещание (5:15−21)

а. Ходить мудро (5:15−16)

Еф 5:15−16. В увещании, выраженном словами смотрите, поступайте осторожно, подразумевается, что христианам следует поступать мудро и тем угождать Господу. Мудрое, продуманное (осторожное) «хождение» предполагает, в свою очередь, правильное использование каждой представляющейся возможности (по-русски — дорожа временем; сравните Кол 4:5), ибо дни лукавы — в том смысле, что они — коротки. Многие еще ходят во грехах, а поскольку времени в распоряжении людей — мало, христиане должны употреблять его с предельною пользой для других — неустанно помогая им обращаться от тьмы к свету. Именно такое поведение и является мудрым.

б. Не будьте нерассудительны (5:17−21)

Еф 5:17. Христианам нельзя быть нерассудительными или «немудрыми», так как они должны познавать (синиете — «постигать умом»), что есть воля Божия. Лишь осознав, чем и как можно угодить Богу (стих 1), в состоянии человек жить, руководствуясь этим.

Еф 5:18. Переходя от общего к частному, Павел объясняет, как мудрость — в качестве некоего интеллектуального и духовного фактора — проявляет себя в поведении человека. Стих 18 включает в себя как запрет, так и повеление. Запрет упиваться вином, ибо это может привести к непоправимой ситуации. Вино ведет к распутству. Подразумевается — к развратной жизни, разрушающей человека. Ведь пьяный по сути дела — ненормален. Он утрачивает контроль над собой и подпадает под контроль вина. Повеление состоит в том, чтобы верующие исполнялись Духом.

В каковом случае верующий опять-таки не сам управляет собою, но управляется Духом Святым. Уточняя эту мысль, следовало бы сказать, что Святой Дух является движущей силой этого «исполнения» (или наполнения; сравните Гал 5:16); «исполняется» же верующий Христом (Кол 3:15). В конечном счете, в рамках этого взаимодействия, по мере того, как верующий отдается Господу и контролируется Им, в нем все больше проявляется плод Духа (Гал 5:22−23).

Вселение Духа Святого (Ин 7:37−39; Ин 14:17; Рим 5:5; Рим 8:9; 1Кор 2:12; 1Кор 6:19−20; 1Ин 3:24; 1Ин 4:13), запечатление Духом Святым (2Кор 1:22; Еф 1:13; Еф 4:30) и крещение Им (1Кор 12:13; Гал 3:27) происходят в момент возрождения, и потому к ним Павел призывать не мог. Однако он повелевал верующим постоянно исполняться Духом. Каждый христианин имеет Духа Святого в полном, так сказать, объеме, но смысл Павлова призыва в том, чтобы верующий предоставлял Духу Божию всего себя. Мудрое хождение определяется, таким образом, тем, что оно подконтрольно Духу.

Еф 5:19−21. Апостол приводит затем четыре результата исполнения Духом. Первый это общение между верующими через назидание самих себя псалмами (в ветхозаветные времена псалмы исполнялись в сопровождении игры на таких струнных инструментах, как арфа), и славословиями (гимны хвалы Богу, которые слагались самими христианами) и песнопениями духовными (общий термин). Второй результат — это общение с Богом через пение и воспевание Ему в сердцах. Назначение церковной музыки и пения было, таким образом, в служении верующих друг другу, и одновременно они были способом и формой поклонения христиан Господу.

Третий результат — постоянное благодарение Бога Отца (сравните 1:2−3, 17; 3:14) за все (сравните Кол 3:17; 1Фес 5:18). Четвертый — в повиновении верующих, руководимых Духом Святым, друг другу, в их доброхотном взаимном служении, в желании подчиняться самому, а не подчинять себе других. При этом в основе христианских взаимоотношений всегда лежит страх Божий. Далее Павел подробнее останавливается на вопросах повиновения (Еф 5:22 — 6:9).

2. Практическое поведение в семье и в доме (5:22 — 6:9)

Наставив верующих быть мудрыми, для чего не выходить из-под контроля Духа Святого, Павел применяет теперь свое увещание к конкретным житейским взаимоотношениям. Не так уж сложно являть жизнь, исполненную Духом, на протяжении одного-двух часов в неделю, пока находишься в церкви; однако Духу Святому нужно много потрудиться в верующем человеке, чтобы тот оставался богобоязненным не только по воскресеньям, но и в будничной повседневной обстановке, в практике своих отношений будь-то с женой или с мужем, с детьми или родителями, со слугами или господами.

Во всех этих трех случаях человеческих взаимоотношений христианин призывается к смирению или повиновению (5:22; 6:1, 5). Безотносительно к своему положению в семье и в доме (главенствующему или зависимому), верующий должен являть смирение и заботу об остальных. И те и другие должны вести себя как рабы Господни.

а. Жены и мужья (5:22−33)

Еф 5:22−24. Жены, повинуйтесь своим мужьям (в греческом тексте слова «повинуйтесь» нет в этом стихе, и оно взято из стиха 21 по смыслу). Выражение как Господу подразумевает не повиновение жены мужу в той же мере, в какой она повинуется Господу, но скорее — что ее повиновение мужу — это форма ее служения Христу (Кол 3:18). Причина такого повиновения в том, что муж есть глава жены (сравните 1Кор 11:3), и это сравнимо с главенством Христа над Церковью (Еф 5:23; сравните 4:15; Кол 1:18).

Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела — подобно этому и муж должен служить защитою своей жене, которая составляет с ним одну плоть (Быт 2:24). И как Церковь в повиновении у Христа, так и жены должны повиноваться своим мужьям. Однако такое повиновение не означает более низкого положения. Оно означает лишь то, что жена признает своего мужа главою семьи и относится к нему соответственно, не пытаясь присваивать себе его права и авторитет.

Еф 5:25. Сказав о необходимости повиновения мужу со стороны жены (стихи 22−24), Павел говорит теперь о мере, какой должна измеряться любовь к жене со стороны мужа (стих 25:32). Мужья, любите своих жен (сравните стих 33), как и Христос возлюбил Церковь. Словом «любить» здесь переводится агапао, означающее желать другому человеку наивысшего блага и все делать для этого (сравните 2:4).

Это — любовь, отвергающая себя, и именно ею возлюбил Христос Церковь, предав Себя за нее (5:2; Ин 10:11, 15, 17−18; Гал 1:4; Еф 5:25; Евр 9:14). Обязанность жены повиноваться ни в коей мере не говорит о том, что мужу дано господствовать над ней, как грубому хозяину — над рабыней. «Любовь в повиновении» знаменует прекрасные гармонические взаимоотношения между супругами.

Еф 5:26−27. Цель смерти Христа заключалась в том, чтобы освятить Церковь (навсегда отделить ее для Самого Себя; Евр 2:11; Евр 10:10, 14; Евр 13:12), и Он достиг этого, очистив (ее) банею водною, посредством слова. «Водная баня» или «омытие водою» здесь — метафора; с нею лишь сравнивается духовное возрождение (сравните с «баней возрождения» в Тит 3:5). Под «словом» (ремати) подразумевается проповеданное слово Божие, которое слышат неверующие (сравните реме в Еф 6:17; Рим 10:8, 17; 1Пет 1:25).

Конечной целью смерти Христа было представить ее Себе славною Церковью. И об этом говорится как в терминах отрицания зла (не имеющую пятна, или порока), т. е. «загрязненности» грехом или духовным распадом, или чего-либо подобного, так и в терминах утверждения добра: но дабы она была свята и непорочна.

Последние два качества: хагия — отделенная и амомос — непорочна (подобно непорочному агнцу) упомянуты и в Еф 1:4, где речь идет о цели Божиего избрания: чтобы Христос мог представить Себе Свою Церковь во всем ее совершенстве (сравните с «освятить» в Еф 5:26 и со «святыми» и «непорочными» в Кол 1:22). Тогда как в человеческом обществе невеста сама готовит себя для жениха, в сфере духа Христос готовит Свою невесту для Себя.

Еф 5:28−30. В стихах 28−32 Павел развивает мысли, высказанные им в стихах 25−27, в приложении их к практической жизни. Как Церковь «продолжает» собою тело Иисуса Христа, так и жена — тело мужа. Никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее. Слова «питает» и «греет» употреблены здесь в буквальном значении, с дополнительным смысловым оттенком — «лелеет» (соответствующее греческое слово салпеи, переведенное как «нежно обходится», находим в 1Фес 2:7).

Итак, как Христос любит Церковь, Его тело (членами которого являются все верующие; сравните Еф 4:25), так и мужья должны любить своих жен, как свои тела (5:28 сравните со стих 33). Люди ведь лелеют свои тела, несмотря на все их несовершенство; так и мужьям надо лелеять своих жен, хотя те тоже — несовершенны.

Еф 5:31−32. Стих 31 — это пересказ близко к тексту Быт 2:24; сказанное в них свидетельствует, что взаимосвязь между мужем и женою — больше той, которая существует между родителями и детьми. В сущности тайна эта, в величии своем, касается двоих, составляющих одно (одну плоть). Но Павел тут же оговаривается, что относится она к чудесной связи между Христом и Церковью, на примере которой он лишь показывает, какой должна быть любовь мужа к своей жене.

Еф 5:33. Здесь повторяется мысль о взаимной ответственности мужа и жены по отношению друг к другу: муж да любит свою жену… а жена да боится (в значении «уважает») своего мужа.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.