Апокалипсис 20 глава

Апокалипсис откровение Иоанново
Русского Библейского Центра → Толкование Далласской семинарии

Русского Библейского Центра

1 Я увидел ангела. Он спускался с неба. В руках он держал ключ от бездны и тяжелую цепь.
2 Он схватил дракона, древнего Змия, а еще это Дьявол и Сатана, заковал его в цепи и на тысячу лет
3 Бросил в бездну, запер и поверх наложил печать, — пусть больше не обманывает народы. Спустя тысячу лет, он будет опять ненадолго выпущен на волю.
4 Я увидел престолы. На престолах сидят судьи — это души обезглавленных за свидетельство об Иисусе, за Слово Божье. Они не поклонились зверю и его изваянию и отказались носить его метку на лбу или на руке. Они ожили и царствовали с Христом тысячу лет.
5 Прочие мертвые пока не ожили — еще не минула тысяча лет. Это первое воскресение.
6 Безмятежны в святости те, кто причастен к первому воскресению! Вторая смерть над ними не властна. Это священство Бога и Христа. Они будут царствовать вместе с Ним тысячу лет.
7 А спустя тысячу лет будет выпущен из неволи Сатана.
8 Он пойдет по всем четырем краям земли завлекать народы Гог и Магог, собирать их на войну. Их число — как морского песка.
9 Они прошли все земные просторы и окружили стан святого народа, город любимый. И сошел с неба огонь и пожрал их.
10 Дьявол, который их завлек, брошен в озеро огненное, серное, где зверь и лжепророк, где днем и ночью будет им мучение во веки веков.
11 И я увидел высокий белый престол и на нем Восседающего. От Его лица бежали земля и небо, и бегству их не было конца.
12 Я видел мертвых, великих и малых. Они стояли перед престолом. Раскрылись книги. Раскрылась еще одна книга — книга жизни. И был приговор мертвым по их делам согласно записям в книгах.
13 Море отпустило своих мертвых. Смерть и ад отпустили своих мертвых. Каждому был приговор по его делам.
14 В огненное озеро канули смерть и ад. Это смерть вторая — огненное озеро.
15 Кто оказался без записи в книге жизни, тот канул в огненное озеро.

Толкование Далласской семинарии

О. Тысячелетнее царство Христа (20:1−10)

В этой главе говорится о том, что Христос будет царствовать на земле на протяжении 1000 лет. Если принимать это буквально, то смысл сказанного здесь понять относительно легко. Но поскольку многие толкователи Библии отвергают мысль о тысячелетнем царствовании Христа на земле после Его второго пришествия, на эту главу написано необычно много комментариев, оспаривающих идею Тысячелетнего царства в буквальном его понимании. В целом на этот счет существует три точки зрения, каждая со многими вариациями.

Самая последняя из этих теорий получила название постмиллениализма, буквально «послетысячелетия». Согласно ей упоминаемое в Новом Завете «тысячелетие» подразумевает победное шествие благой вести на протяжении этого периода времени, который и подведет человечество к моменту возвращения Христа. Оно, следовательно, состоится после «1000 лет». Считается, что предложил эту теорию довольно противоречивый христианский писатель Дэниел Уитби, живший в 17 веке.

Впоследствии ее поддержали такие известные исследователи истории Церкви, как Чарльз Ходи, А. Строит, Дэвид Браун и сравнительно недавно — Лорейн Бетнер. В главных его чертах это — оптимистическое представление, исходящее из того, что Христос будет царствовать в мире, духовно управляя им через Свою Церковь и проповедь ею евангельской вести. В 20 веке такое понимание было отвергнуто большинством богословов — по причине возникновения в мире множества антихристианских движений и отсутствия в нем духовного прогресса.

Вторая из главных теорий известна под названием амиллениализма. Ею буквальное понимание тысячелетнего царствования Христа отвергается как таковое. Понятие же «Тысячелетнего царства» амиллениалисты сводят к воцарению Христа духом в сердцах верующих. По их мнению, царствование Его — на небе, а если на земле, то только над теми, кто веруют в Него. Отсюда сторонники обеих этих точек зрения не принимают и буквального толкования 20 главы Откровения.

При этом между амиллениалистами имеется немало достаточно серьезных расхождений в толковании тех или иных мест в этой книге. Первым из наиболее известных сторонников амиллениализма считается Блаженный Августин, живший на рубеже 4-го и 3-го столетий. Разделяли эту точку зрения и некоторые маститые богословы 20 века, среди них — Освальд Аллис, Льюис Берков, Уильям Гендриксен и др.

Третья теория носит название премиллениализма — на том основании, что исходит из буквального понимания изложенного в 20 главе книги Откровения относительно Тысячелетнего царства Христа, которому будет предшествовать Его возвращение на землю (то есть — из того, что Он придет прежде, чем начнется тысячелетие правления Его). Среди богословов 20 века, принявших эту теорию, — Льюис Сперрн Чафер, Чарльз Фейнберг, Алва Макклейн, Уильям Петтингил, Ч. С. Рари, Ч. И. Скоуфилд, Уилбур Смит и др. Сторонников теории «премиллениализма» можно проследить, начиная с первого века нашей эры.

К их числу относились Папий, Иустин-мученик и многие другие отцы ранней Церкви. Все они исходили и исходят из принятия последовательности событий в главе 20 и из того, что им предшествуют те, что описаны в главе 19; при этом они рассматривают их как результат второго пришествия Христа. Поддержку своей точке зрения находят они и в том, что во множестве мест Священного Писания говорится о воцарении на земле праведности после возвращения на нее Господа Иисуса. Смотрите в этой связи: Псалмы 2, 23, 71, 95; Ис 2; 9:6−7, 11−12; Ис 63:1−6, 65−66; Иер 23:5−6; Иер 30:8−11; Дан 2:44; Дан 7:13−14; Ос 3:4−5; Ам 9:11−15; Мих 4:1−8; Соф 3:14−20; Зах 8:1−8; Зах 14:1−9; Откр 2:25−28; Откр 19:11 — Откр 20:6.

Важно уяснить себе, что, толкуя так или иначе 20 главу Откровения, человек принимает важное решение, которое явится для него своего рода водоразделом: ведь от того, как мы понимаем эту главу, зависит наше отношение и к другим пророчествам, содержащимся в Священном Писании. Автор этих комментариев разделяет то мнение, что события 20 главы являются хронологическим продолжением того, что описано в 19 главе. Многие также полагают, что и главы 21−22 следуют (в своем содержании) хронологическому порядку.

1. САТАНА СКОВАН (20:1−3)

Откр 20:1−3. 20 глава открывается знакомой фразой: И увидел я Ангела (сравните 7:2; 8:2; 10:1; 14:6; 18:1; 19:17). Союз «и», которым эта фраза начинается, предполагает, что в 20 главе продолжится описание событий, начатое в предыдущей главе, которая, в свою очередь, начиналась словами «после сего». Заметим, что в греческом тексте 19 главы с союза «и» (каи) начинаются 15 стихов, а в 20 главе — все стихи, за исключением стиха 5. Известно, что употребление этого союза нередко указывает на логическую и (или) хронологическую последовательность описываемых действий.

Почему бы в таком случае и вам не принять эту преемственность действий в главах 19−20? И, следовательно, не рассматривать их как действия, вызванные вторым пришествием Христа и следующие друг за другом в хронологическом порядке? Тем более, что в пользу этого говорит не только «грамматика», но и причинная связь описываемых событий?

В 19 главе это, в частности, то, что зверь и лжепророк схвачены и брошены в озеро, горящее серою, а армии их — уничтожены. После того, как Христос покончил с правителем мира, его лжепророком и их армиями, не естественно ли для Него решить предопределенную участь самого сатаны? Это Он и делает в главе 20.

Иоанн увидел… Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона (сравните 12:3−4, 7, 9, 13, 16−17; 13:2, 4, 11; 16:13), змия древнего (сравните 12:9, 14−15) и сковал его на тысячу лет и низверг его в бездну, и заключил его там — с целью помешать ему обманывать народы на протяжении этой тысячи лет. У толкователей Библии возникает серьезный вопрос: Был ли сатана «скован» при первом пришествии Христа на землю, как это обычно утверждают «амиллениалисты», или этому предстоит произойти при втором Его пришествии (точка зрения «премиллениалистов»)?

Откр 20:1−3 достаточно недвусмысленно опровергает мнение «амиллениалистов». Да и на других страницах Писания весьма часто говорится о сатане как о являющем недюжинную силу в своей разрушительной деятельности не только против мира в целом, но и против христиан (Деян 5:3; 1Кор 5:5; 1Кор 7:5; 2Кор 2:11; 2Кор 11:14; 2Кор 12:7; 1Тим 1:20). Если у кого-то все еще остается на этот счет сомнение, пусть перечитает слова апостола Петра: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш дьявол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить» (2Пет 5:8).

«Амиллениалисты» обычно отвечают на это, что сатана ограничен в своих действиях силою Бога. Это, конечно, истина, истина на все времена, как это видно из книги Иова и из других мест Библии. Но описывать положение сатаны в современном мире как положение «узника», запертого в бездне и неспособного сколько-нибудь серьезно «прельщать народы» на протяжении тысячи лет (которые «амеллиниалисты» отождествляют именно с нашим временем, полагая порой, что истинная протяженность этих 1000 лет известна только Богу) — значит не считаться с фактами, как они есть.

Кроме того, подобное понимание предполагает предельно аллегорическую интерпретацию как этого, так и других мест Священного Писания, где речь идет о деятельности сатаны вообще и в ваш век, в частности. Между тем, реальная сила его — вполне очевидна, как это явствует из откровения относительно времени скорби, когда силою сатаны будет действовать правитель мира (13:4). Сатана будет сброшен с неба на землю в начале этого периода, и активность его достигнет тогда высшей своей точки (Откр 12:9, 13, 15, 17).

Итак, если сатана и сегодня продолжает обманывать народы, как это видно из Священного Писания и положения дел в мире, значит, в настоящее время он не «скован» в бездне, и «тысячелетие», упоминаемое в 20:2, не есть, а будет. Так и сатане лишь предстоит быть скованным. Такое толкование подтверждается и заключительной фразой стиха 3: после же сего ему должно быть освобожденным на малое время. (С другой стороны, объяснять, почему, с какой целью, — опять-таки нелегко, и толковать эту фразу остается лишь буквально, предположив, что в конце тысячелетнего правления Христа на земле дьявол в последний раз восстанет против Бога.)

2. ВОСКРЕШЕНИЕ МУЧЕНИКОВ И НАГРАЖДЕНИЕ ИХ (20:4−6)

Откр 20:4. В следующей серии откровений Иоанн увидел престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за Слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его (т. е. уверовав в Господа, пронесли веру свою через годину великой скорби). То, что Иоанн мог их видеть, означает, что на небе они получили временные тела — в ожидании своего воскресения.

Следует различать между тем, что Иоанн «видит», и тем, что дается (поясняется) ему в откровении. Так, апостол видел души, но относительно того, что на земле они были обезглавлены, потому что отказались поклоняться зверю и не приняли его начертания, — ему дано было откровение. Иоанн видел не всех ушедших когда-либо на небо, но ту особую группу мучеников, которые жили на земле в период правления антихриста, или «зверя, вышедшего из моря» (13:1).

Если Церковь была восхищена до наступления времени великой скорби, как это понимают «премиллениалисты», то естественно «выделение» этих мучеников — в плане предстоящего праведникам воскресения — в отдельную группу. Но если восхищение Церкви перед событиями, «увиденными» Иоанном, места не имело, тогда непонятно, почему в видении апостола возникает только эта группа замученных, а не все, сколько их было в истории Церкви, и не вся Церковь вообще.

Иоанну, видимо, не было открыто, кто именно «сидел на тронах». Представляется, однако, что ими не были «обезглавленные», о которых говорится в этом стихе. Вспомним в этой связи, что евангелист Лука приводит предсказанное Христом двенадцати Его ученикам: «Да едите и пьете за трапезою Моею в Царстве Моем, и сядете на престол судить двенадцать колен Израилевых» (Лк 22:29−30). Поскольку ученики — это тоже часть Его Церкви, логично предположить, что «на тронах будут сидеть» именно они.

Согласно Писаниям, к возвращению Христа будет приурочено несколько судов. Зверь и лжепророк будут осуждены и брошены в озеро огненное (Откр 19:20); сатана будет скован и ввержен в бездну (20:1−3); затем на «суд» предстанут «пришедшие от великой скорби» для того, чтобы получить ожидающие их награды (стих 4). Кроме того, будет судим Израиль (Иез 20:33−38), а также язычники (Мф 25:31−46). Все эти суды состоятся перед наступлением Тысячелетнего царства.

Иоанн пишет, что увиденные им обезглавленные мученики ожили и царствовали со Христом тысячу лет. По-видимому, тогда же они получили новые тела воскресения.

Итак, Иоанн получает не только визуальное откровение, но и соответствующее ему объяснение относительно значения и характера происходящих судов.

Откр 20:5. Иоанн пишет: прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет. Подразумевается, что по окончании их произойдет воскресение нечестивых, о чем речь пойдет дальше (стихи 11−15). Апостол поясняет, что увиденное им есть первое воскресение. Те, кто считают, что Церковь будет восхищена не до, а после времени великой скорби, ссылаются на это место в Откровении как на свидетельство в пользу своей точки зрения, в частности, и того, что до момента, зафиксированного здесь Иоанном, никакого воскресения вообще не будет.

Между тем, очевидно, что воскресение, которое апостол называет тут «первым», никак не может считаться таковым в хронологическом порядке — ведь первым, кто воскрес из мертвых в новом теле, «зафиксирован» был в истории Христос. В каком же смысле можно назвать «первым» воскресение, о котором идет речь в Откр 20:5?

Из контекста этой главы мы видим, что «первое воскресение» (стихи 5−6) резко отличается от последнего воскресения (стихи 12−13), за которым последует «смерть вторая» (стихи 6, 14). Отсюда «первое» надо, видимо, понимать как предшествующее последнему. Все праведники, независимо от того, когда они воскреснут, «примут участие» в «воскресении первом» или предшествующем воскресению злых, которое произойдет по окончании Тысячелетнего царства. Воскресение праведников будет, таким образом, происходить «поэтапно».

Христос был в этом смысле «Первенцем» (1Кор 15:23), но и Его воскресению предшествовало воскресение «многих святых» (Мф 27:52−53); «следующим» будет восхищение Церкви, т. е. вознесение навстречу Христу святых Его — как воскресших из мертвых — всех, сколько их ни жило на земле на протяжении истории Церкви, так и тех, что к тому времени будут еще жить (1Фес 4:13−18).

Воскресение «двух свидетелей» произойдет в дни великой скорби (Откр 11:3, 11). За этим последует воскресение мучеников периода великой скорби — вскоре после второго пришествия Христа (20:4−5). Сюда следует добавить и воскресение всех ветхозаветных святых, тоже, вероятно, в это время, хотя прямо об этом здесь и не сказано (Ис 26:19−21; Иез 37:12−14; Дан 12:2−3).

Откр 20:6. О каждом из тех, кто будет иметь участие в воскресении праведных, сказано: Блажен и свят… над нами смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет. Все праведники воскреснут до начала Тысячелетнего царства, сохранив при этом свою индивидуальность и свою принадлежность к той или иной группе святых: верующих язычников и верующих израильтян периода Ветхого Завета, Новозаветной Церкви и праведников времени великой скорби.

Важно особо отметить, что в главе 20 понятие «тысяча лет» встречается шесть раз. Конечно, воспринять его зрительно Иоанн не мог; ему должно было быть сказано об этом, как и о том, что все, что он видит теперь, относится к этому тысячелетнему периоду. Тогда как «амиллениалисты» и разделяющие их точку зрения не склонны воспринимать это буквально, доказательств в поддержку их восприятия этой части откровения нет. 20 глава — единственная в книге, где прямо говорится о периоде в тысячу лет, а то, что это повторено шесть раз, и сам этот период представлен как некий «водораздел» между событиями, совершающимися до и после него, ведет к заключению, что речь идет о тысячелетнем периоде в буквальном смысле слова.

Кроме того, если другие периоды времени, называемые в Откровении, имеют буквальное значение (к примеру, 42 месяца — 11:2; 13:5; 1260 дней — 11:3; 12:6), то естественно так же воспринимать и «тысячу лет». Если бы под этим понятием подразумевался не конкретный, а некий неопределенно длительный промежуток времени между первым и вторым пришествиями Христа, соответствующий «веку Церкви», как считают «амиллениалисты», то Иоанну проще было бы сказать, что Христос будет царствовать «долгое время» — в отличие от «малого времени», на которое будет освобожден сатана (20:3).

Итак, событиями, предшествующими «тысячелетию», будут:

а) второе пришествие Христа;
б) низвержение зверя и лжепророка в озеро огненное;
в) поражение человеческих армий;
г) заключение сатаны в бездне;
д) появление сидящих на тронах правосудия;
е) воскрешение замученных в годы великой скорби.

Раскрытие этих событий в должной последовательности и взаимосвязи не оставляет сомнения в том, что период тысячелетнего правления Христа на земле последует за ними, включающими и самое возвращение Его на землю. И это вывод из естественного понимания данного текста, как он есть.

3. ОКОНЧАТЕЛЬНАЯ ГИБЕЛЬ САТАНЫ (20:7−10)

Кроме многократного повторения, что царство Христа на земле будет длиться тысячу лет, никаких подробностей относительно характера Его правления в этой главе не приводится, за исключением того, что это будет время великих Божиих благословений. В то же время дополнительную информацию о Тысячелетнем царстве можно почерпнуть из многих мест Ветхого Завета. Здесь же центральная мысль откровения сводится к тому, что Царства Христа будет установлено после Его второго пришествия.

Откр 20:7−9. Иоанну было сказано, что произойдет по прошествии тысячи лет: сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, которые названы здесь Гогом и Магогом, и собирать их на брань против Христа. То есть освобождение дьявола приведет к восстанию против правления Христа в масштабах всего мира. Мятежные армии будут столь многочисленны, что они уподобляются песку морскому.

Кто же эти люди, которые пойдут за сатаною? На этот счет существует такое предположение: те, кто останутся в живых в годы великой скорби и приняты будут в Тысячелетнее царство, живыми и войдут туда; они станут рожать детей и вновь заселять землю (Ис 65:18−25). Однако и в тех идеальных условиях, при которых все будут знать об Иисусе Христе (сравните Иер 31:33−34), многие будут исповедовать Его лишь внешне, не веруя в Него спасающей верой. И в полную меру это выявится с освобождением сатаны. Они-то, невозрожденные духовно обитатели Тысячелетнего царства, и последуют за противником Божиим.

Здесь возникает вопрос: идет ли речь о той же самой битве, что и в 38−39 главах книги Пророка Иезекииля, где тоже упоминаются Гог и Магог (Иез 38:2)? Ответ на этот вопрос, скорее всего отрицательный; в Откр 20:7−9 и Иез 38−39 имеются в виду разные события; ведь в книге Иезекииля армии идут главным образом с севера и состоят из представителей нескольких народов, тогда как в битве, упоминаемой в Откровении, будут участвовать все народы земли, и армии их будут идти со всех сторон. Да и контексты описания этих битв различны. Так, Иезекииль не упоминает ни о сатане, ни о Тысячелетнем царстве. Далее. В Откровении 20:7 ясно сказано, что брань состоится по окончании Тысячелетнего царства, Иезекииль же связывает описываемую им битву с концом времен.

Но почему же тогда употребил апостол Иоанн это выражение — «Гог и Магог»? Писание ответа на этот вопрос не дает. В конечном счете оно может быть и опущено — без ущерба для смысла… В Иез 38 Гог — это правитель, а Магог — его народ, и оба восстают против Бога и против Израиля. Возможно, «Гог и Магог» употреблены Иоанном в символическом значении, как говорят, например, о «Ватерлоо» того или иного человека, вовсе не имея в виду поражение Наполеона при местечке Ватерлоо в Бельгии, а подразумевая решающее в жизни данного человека поражение в той или иной сфере. Однако «роднит» мятежные армии у Иезекииля и в Откровении их антагонизм по отношению к Богу.

В Откр 20:8 читаем, что армии, шедшие со всех концов земли (в русском тексте — вышли на широту земли) окружила стан святых и город возлюбленный. Тут, конечно, речь идет о Иерусалиме, который, будет столицею мира во время правления Христа (Ис 2:1−5). Результат последовал немедленный: И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их, — читаем в стихе 9.

В отличие от описанного Иезекиилем, тут нет упоминания ни о землетрясении, ни о граде, ни о других природных катастрофах. Сходство между обоими случаями лишь в том, что «с неба ниспал огонь» (обычная форма Божией кары); см. Быт 29:24; Исх 9:23−24; Лев 9:24; 10:2; Чис 11:1; Чис 16:35; 26:10; 3Цар 18:38; 4Цар 1:10, 12, 14; 1Пар 21:26; 2Пар 7:1, 3; Пс 10:6 и т. д.

Откр 20:10. После уничтожения последовавших за сатаною он сам — согласно видению Иоанна — был ввержен в озеро огненное и серное, приготовленное для него и для его ангелов. Так совершится последний суд Бога над Его извечным противником (Мф 25:41). Самое важное здесь — свидетельство в поддержку доктрины вечного наказания: они будут мучиться день и ночь во веки веков. «Они» — это сатана, антихрист и лжепророк. Два последних (19:20) и после тысячелетия пребывания там (к моменту «ввержения» туда дьявола) будут живы.

П. Суд у великого белого престола (20:11−15)

I. ВОСКРЕСЕНИЕ НЕПРАВЕДНЫХ И СУД НАД НИМИ (20:11−13)

Откр 20:11. стихи 6−10 подводят читателя к суду, завершающему человеческую историю, и сообщают о нем; они же образуют «введение» к началу вечности. Апостол Иоанн пишет: И увидел я великий белый престол… Представляющееся теперь духовному взору апостола явно следует за тысячелетием, которое подразумевается в стихах 1−6. «Великий белый престол», по всей видимости, не тот же самый, который упоминается в Откровении более 30 раз, начиная с 4:2. Ибо находится он не на небе и не на земле, а в воздухе, как это следует из слов, что от лица Сидящего на нем бежало небо и земля, и не нашлось им места.

Хоть и не сказано, кто именно этот «Сидящий», речь, по-видимому, идет о Христе, как и в Откр 3:21 (сравните Мф 19:28; Мф 25:31; Ин 5:22; 2Кор 5:10) — несмотря на то, что в перечисленных ссылках не обязательно подразумевается тот же самый престол, что и в Откр 20:11. Поскольку Христос восседает в настоящее время на небесном престоле, а в Тысячелетием царстве будет восседать на земном престоле Давидовом (Мф 25:31), этот «судейский» белый престол, вероятно, будет находиться в какой-то особой сфере.

Некоторые толкователи понимают сказанное в стихе 11 как свидетельство об уничтожении наших земли и неба. Здесь, в самом деле, возникает вопрос: будут ли земля и звездное небо, какими мы видим их теперь, разрушены к тому моменту, в будущем, или просто восстановлены в некоем новом безгрешном состоянии? Многие места в Библии говорят в пользу первого предположения (Мф 24:35; Мк 13:31; Лк 16:17; Лк 21:33; 2Пет 3:10−13). Подтверждается это и первым стихом 21 главы Откровения: «ибо прежнее небо и прежняя земля миновали».

Наша вселенная была создана наподобие гигантских часов, ход которых постоянно замедляется; если бы «они» были предоставлены самим себе, то давно «остановились» бы; другими словами, все виды жизни на земле угасли бы. Но поскольку Бог «завел часы», создав эту вселенную как сцену, на которой разыгрывается драма греха и покаяния, представляется (в меру нашего понимания) логичным, если сызнова Он начнет с нового неба и с новой земли, предназначенных для вечности, а, значит, и устроенных по какому-то иному принципу, чем «наши» небо и земля. В самом деле, небо и земля, сотворенные Им вновь, как описаны они в 21 главе, не схожи с нынешними.

Откр 20:12. Цель учреждения великого белого престола — в совершении суда над мертвыми. Иоанн пишет, что увидел… мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом… Из других мест Священного Писания следует, что все почившие праведники, сколько их ни жило на земле, воскресли прежде, включая ветхозаветных святых, святых времени великой скорби и святых Церкви (толкование на стих 5): Можно, следовательно, предположить, что в стихах 11−15 подразумевается суд над умершими во грехе, которые согласно стих 5, не оживут, «доколе не окончится тысяча лет», и в том, что названо «воскресением первым», участия принимать не будут.

Свидетель сцены суда, Иоанн видит раскрытые книги, включая книгу жизни. Из Писания не ясно, что это за «другие книги»; можно предположить, что в них записаны дела, которые люди делали, живя на земле, тогда как «книга жизни» содержит имена спасенных «от вечности» (3:5; 13:8; 17:8; 20:15; 21:27). Тот факт, что упоминаемые здесь мертвые не воскресли прежде, свидетельствует сам по себе, что жизни вечной они не наследуют и будут судимы по своим делам.

На всех завершающих судах Божиих будут «рассматриваться» дела людей, будь-то дела христиан, которых ожидают награды «у судилища Христова», или неспасенных, которые предстают перед вами здесь. Вопрос вечного спасения или вечной погибели решается не на небе, а в процессе земной жизни человека. И в 20:12 дается откровение относительно подтверждения каждой индивидуальной судьбы — на основании записанного у Бога.

Некоторые полагают, что в книгу жизни «вносится» имя каждого приходящего на землю, но затем имена умирающих во грехах вычеркиваются из нее. Правильнее понимать, что в эту книгу внесены только имена спасенных, записанные в нее «от начала мира» (Откр 17:8). Независимо от того, какой точки зрения придерживаться, в конечном счете, книга жизни содержит лишь их имена.

Откр 20:13. Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них. Те, которые умирают неспасенными, сразу переносятся в сознательном состоянии в место их страдания, которое в Ветхом Завете называется словом «шеол», а в Новом Завете словом «ад». (Тут важно заметить следующее. Русскому «ад» соответствует здесь в греческом оригинале слово «гадес» (так же и в англ. Библии). Дело в том, что «ад» и «шеол» («гадес») — понятия разные. Последние не означают в Библии места вечного наказания, в отличие от «ада».

«Озеро огненное» (стихи 14−15), которое называется еще «озером огненным, горящим серою» (19:20), — равнозначно «геенне» (Мф 5:22, 29−30; Мф 10:28; Мф 18:9; Мф 23:15, 33; Мк 9:43, 45, 47; Лк 12:5; Иак 3:6); оно и соответствует понятию «ада» как места вечного наказания. Когда-то в ветхозаветной древности «геенною» называлось место для сжигания отбросов, расположенное в долине Гинном, южнее Иерусалима. Эта свалка постоянно дымилась, и огонь в ней никогда не угасал. Впоследствии название ее стало именем нарицательным, обозначающим ад.

Сказанное Иоанном, что «смерть и ад («гадес») отдали мертвых, которые были в них», означает, что души неспасенных, находящихся там, воссоединятся со своими физическими телами. Слова же апостола, что и море отдало мертвых, бывших и нем, не оставляют сомнения в том, что и тело, претерпевшее, казалось бы, необратимый распад, тем не менее воскреснет для суда.

2. ОЗЕРО ОГНЕННОЕ (20:14−15)

Откр 20:14−15. По завершении суда у великого белого престола смерть и ад были повержены в озеро огненное. Это смерть вторая, — заявляет апостол. И ею завершатся судьбы злых и нечестивых.

Доктрина о вечном наказании всегда с трудом понималась и принималась христианами, которые уповают на милость Божию и радуются своему спасению в Господе. Библия не оставляет, однако, сомнения в том, что наказание нечестивых будет вечным. Это подтверждается и 10 стихом, из которого узнаем, что и после тысячи лет зверь и лжепророк будут оставаться в озере огненном.

Несмотря на то, что нечестивые тоже воскреснут в телах, их тела будут отличаться от тех, которые получат при воскресении праведные. Бывшие люди греха и в вечности будут оставаться такими же, как при жизни, однако, обретут прискорбное для себя «нетление», чтобы во веки веков мучиться в озере огненном.

На протяжении столетия многие исследователи Библии пытались найти в ней «аргументы» в опровержение доктрины о вечном наказании, но тщетно. Согласно Священного Писания, для душ человеческих предусмотрено лишь две судьбы: блаженство с Господом или пребывание, в вечной разлуке с Богом, в озере огненном. Эта важнейшая истина должна побуждать христиан нести свет Евангелия во все концы земли, чего бы им это ни стоило, и делать все возможное, чтобы убедить людей принять Христа, пока не поздно.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.