По Иоанну 1 глава

Евангелие по Иоанну
Русского Библейского Центра → Елизаветинская на русском

 
 

В начале было Слово, и Слово было с Богом, и Слово было Бог.
 
В начале бе слово, и слово бе к Богу, и Бог бе слово.

Оно было в начале с Богом.
 
Сей бе искони к Богу:

Все обрело свое существование через Него, и без Него не возникло ничего, что возникло.
 
вся тем быша, и без него ничтоже бысть, еже бысть.

В Нем была жизнь, и эта жизнь была свет людям.
 
В том живот бе, и живот бе свет человеком:

Свет сияет во тьме, и тьма не одолела его.
 
и свет во тме светится, и тма его не объят.

Богом был послан человек по имени Иоанн.
 
Бысть человек послан от Бога, имя ему иоанн:

Он пришел свидетелем — нести свидетельство о Свете, чтобы через него все поверили.
 
сей прииде во свидетелство, да свидетелствует о свете, да вси веру имут ему.

Он не был светом — он был послан нести свидетельство о Свете.
 
Не бе той свет, но да свидетелствует о свете:

Но чтобы свет светил всем и каждому, в мир приходил истинный Свет.
 
бе свет истинный, иже просвещает всякаго человека грядущаго в мир:

Он был в этом мире, мир возник через Него, и мир не узнал Его.
 
в мире бе, и мир тем бысть, и мир его не позна:

Он пришел к своим, и свои не приняли Его.
 
во своя прииде, и свои его не прияша.

А тем, кто принял Его и поверил в Него, Он дал право стать Божьими чадами,
 
Елицы же прияша его, даде им область чадом Божиим быти, верующым во имя его,

Которые не от крови, не по влечению плоти, не по желанию человека, а от Бога родились.
 
иже не от крове, ни от похоти плотския, ни от похоти мужеския, но от Бога родишася.

Слово стало одним из нас и поселилось среди нас во всей полноте благодати и истины. И мы увидели Его славу — славу единственного у Отца.
 
И слово Плоть бысть и вселися в ны, и видехом славу его, славу яко единороднаго от Отца, исполнь благодати и истины.

Его свидетель Иоанн прокричал свою весть: «Это — Тот, о ком я говорил! Он идет за мной! Он первенствует! Он был прежде меня!».
 
Иоанн свидетелствует о нем и воззва глаголя: сей бе, егоже рех, иже по мне грядый, предо мною бысть, яко первее мене бе.

От полноты Его благодати — всем благодать. Вот откуда мы все ее получили.
 
И от исполнения его мы вси прияхом и благодать воз благодать:

Закон был дан через Моисея, а благодать и истина явились через Иисуса Христа.
 
яко закон моисеом дан бысть, благодать (же) и истина Иисус Христом бысть.

Бога никто никогда не видел. Открыл завесу единственный Сын — Бог, пребывающий в Отчих укромах.
 
Бога никтоже виде нигдеже: единородный Сын, сый в лоне Отчи, той исповеда.

Вот что сказал Иоанн, когда священники и левиты, посланные иудейскими советниками из Иерусалима, спросили его: «Кто ты?».
 
И сие есть свидетелство иоанново, егда послаша жидове от Иерусалима иереев и левитов, да вопросят его: ты кто еси?

Он сказал прямо: «Я не Христос». Сказал как есть, не отрекся.
 
И исповеда и не отвержеся: и исповеда, яко несмь аз Христос.

Они спросили его: «Тогда кто же ты? Илья?». Он сказал: «Нет». — «Кто же? Пророк?». Он ответил: «Нет».
 
И вопросиша его: что убо? илиа ли еси ты? И глагола: несмь. Пророк ли еси? И отвеща: ни.

Они говорят: «Так кто же ты? С каким ответом идти нам к людям, которые послали нас? Что скажешь нам о себе?».
 
Реша же ему: кто еси? да ответ дамы пославшым ны: что глаголеши о тебе самем?

Он ответил словами пророка Исайи: «Я — голос, взывающий в пустыне: проложите Господу прямую дорогу!».
 
Рече: аз глас вопиющаго в пустыни: исправите путь Господень, якоже рече исаиа пророк.

Посланцы из фарисеев
 
И посланнии беху от фарисей:

Спрашивают его: «Зачем ты крестишь, если ты не Христос, не Илья, не пророк?».
 
и вопросиша его и реша ему: что убо крещаеши, аще ты неси Христос, ни илиа, ни пророк?

Иоанн ответил: «Я крещу водой. Но вы не все знаете. Вы не знаете, кто уже стоит среди вас.
 
Отвеща им иоанн, глагола: аз крещаю водою: посреде же вас стоит, егоже вы не весте:

Он идет за мной. Я не гожусь даже на то, чтобы развязать Ему на сандалиях ремни».
 
той есть грядый по мне, иже предо мною бысть, емуже несмь аз достоин, да отрешу ремень сапогу его.

Это происходило в Вифании, что по ту сторону Иордана. Здесь Иоанн крестил народ.
 
Сия в вифаваре быша об он пол иордана, идеже бе иоанн крестя.

На другой день к нему идет Иисус. Иоанн видит Его и говорит: «Вот Божий Агнец! Он берет на Себя грех мира.
 
Во утрий (же) виде иоанн Иисуса грядуща к себе и глагола: се, агнец Божий, вземляй грехи мира:

Он — Тот, о ком я говорил. Он идет следом за мной. Он первенствует. Он был прежде меня.
 
сей есть, о немже аз рех: по мне грядет муж, иже предо мною бысть, яко первее мене бе:

А я — тот, кто крестит водой. Я не знал Его, но Израиль узнает о Нем от меня».
 
и аз не ведех его: но да явится израилеви, сего ради приидох аз водою крестя.

Иоанн говорил дальше: «Я видел, как с неба сошел на Него голубем Дух и на Нем остался.
 
И свидетелствова иоанн, глаголя, яко видех Духа сходяща яко голубя с небесе, и пребысть на нем:

Я не знал Его, но Тот, кто послал меня крестить водой, сказал мне: “На ком увидишь: останется, сойдя, Дух, — Тому крестить Святым Духом.”
 
и аз не ведех его: но пославый мя крестити водою, той мне рече: над негоже узриши Духа сходяща и пребывающа на нем, той есть крестяй Духом святым:

И я это видел! Говорю как свидетель: это Божий Сын».
 
и аз видех и свидетелствовах, яко сей есть Сын Божий.

На другой день Иоанн снова был там с двумя учениками.
 
Во утрий (же) паки стояше иоанн, и от ученик его два.

Мимо проходил Иисус. Иоанн видит Его и говорит: «Вот Божий Агнец!».
 
И узрев Иисуса грядуща, глагола: се, агнец Божий.

Услышав эти слова, оба ученика пошли следом за Иисусом.
 
И слышаста его оба ученика глаголющаго, и по Иисусе идоста.

Иисус обернулся — видит, что за Ним идут, и спрашивает: «Что вам нужно?». Они говорят Ему: «Рабби! — (рабби значит учитель) — Где Ты живешь?».
 
Обращься же Иисус и видев я по себе идуща, глагола има: чесо ищета? Она же реста ему: равви, еже глаголется сказаемо учителю, где живеши?

Он сказал: «Пойдемте — увидите». Было около четвертого часа. Они пошли, увидели, где Он живет, и пробыли у Него остаток дня.
 
(И) глагола има: приидита и видита. Приидоста и видеста, где живяше, и у него пребыста день той. Бе же час яко десятый.

Одним из тех двух, кто услышал слова Иоанна и пошел за Иисусом, был Андрей, брат Симона Петра.
 
Бе (же) андрей, брат симона петра, един от обою слышавшею от иоанна и по нем шедшею.

Он встречает своего брата Симона и первому ему говорит: «Знаешь, кого мы встретили? Мессию!» (Мессия значит Христос) —
 
Обрете сей прежде брата своего симона и глагола ему: обретохом мессию, еже есть сказаемо Христос.

И привел его к Иисусу. Иисус посмотрел на него и говорит: «Ты — Симон, сын Ионы. Будешь зваться Кифа» (Кифа в переводе — Петр, по смыслу — «камень»).
 
И приведе его ко Иисусови. Воззрев же нань Иисус рече: ты еси симон сын ионин: ты наречешися кифа, еже сказается петр.

На другой день Иисус решил идти в Галилею. Он встречает Филиппа и говорит ему: «Иди за Мной».
 
Во утрий (же) восхоте изыти в галилею: и обрете филиппа и глагола ему: гряди по мне.

Филипп был из Вифсаиды. (Андрей и Петр тоже были из этого города).
 
Бе (же) филипп от вифсаиды, от града андреова и петрова.

Филипп встречает Натанаэля и говорит: «Знаешь, кого мы встретили? Того самого, о ком написано у Моисея в Законе и в Пророках! Это Иисус из Назарета сын Иосифа».
 
Обрете филипп нафанаила и глагола ему: егоже писа моисей в законе и пророцы, обретохом Иисуса Сына иосифова, иже от назарета.

Натанаэль сказал: «Разве из Назарета может исходить чтонибудь путное?». Филиппговорит ему: «Иди посмотри сам».
 
И глагола ему нафанаил: от назарета может ли что добро быти? Глагола ему филипп: прииди и виждь.

Иисус увидел Натанаэля, когда тот подходил к Нему, и говорит: «Вот чистой воды израильтянин, сама прямота!».
 
Виде (же) Иисус нафанаила грядуща к себе и глагола о нем: се, воистинну израилтянин, в немже льсти несть.

Натанаэль говорит Ему: «Откуда Ты меня знаешь?». Иисус ответил: «Я видел тебя под смоковницей, когда Филипп тебя еще не позвал».
 
Глагола ему нафанаил: како мя знаеши? Отвеща Иисус и рече ему: прежде даже не возгласи тебе филипп, суща под смоковницею видех тя.

Натанаэль говорит: «Рабби! Ты — Божий Сын. Ты — царь Израиля».
 
Отвеща нафанаил и глагола ему: равви, ты еси Сын Божий, ты еси Царь израилев.

Иисус ответил: «Я сказал, что видел тебя под смоковницей, — поэтому ты веришь? Но ты увидишь еще и не такое».
 
Отвеща Иисус и рече ему: зане рех ти, яко видех тя под смоковницею, веруеши: болша сих узриши.

И сказал: «Поверьте истинному слову: откроется небо, и вы увидите, как Божьи ангелы переходят вверх и вниз над Сыном человеческим».
 
И глагола ему: аминь, аминь глаголю вам, отселе узрите небо отверсто и ангелы Божия восходящыя и нисходящыя над сына Человеческаго.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.