Деяния 13 глава

Деяния апостолов
Русского Библейского Центра → Елизаветинская на русском

 
 

В Антиохийской церкви были свои пророки и учителя: Варнава, Симеон Нигер, киренеец Луций, Манаин (брат-приемыш Ирода-тетрарха) и Савл.
 
Бяху же нецыи во Церкви сущей во антиохии пророцы и учителие: варнава же и симеон нарицаемый нигер, и лукий киринеанин, и манаил со иродом четвертовластником воспитанный, и савл.

Когда церковь, служа Господу, постилась, Святой Дух сказал: «Отрядите Мне Варнаву и Савла для дела, на которое Я их призвал».
 
Служащым же им Господеви и постящымся, рече Дух святый: отделите ми варнаву и савла на дело, на неже призвах их.

После поста и молитвы на них возложили руки и отпустили.
 
Тогда постившеся и помолившеся и возложше руки на ня, отпустиша их.

Ведомые Святым Духом, они пришли в Селевкию, а оттуда отплыли на Кипр.
 
Сия убо, послана бывша от Духа свята, снидоста в селевкию, оттуду же отплыста в кипр,

Пришли в Саламин и там в иудейских синагогах возвещали Божье Слово. Иоанн был у них помощником.
 
и бывша в саламине, возвещаста слово Божие в сонмищих иудейских: имеяста же и иоанна слугу.

Пройдя весь остров до самого Пафоса, они повстречали там некоего мага, лжепророка из иудеев, по имени Вар-Иисус.
 
Прошедша же остров даже до пафа, обретоста некоего мужа волхва лжепророка иудеанина, емуже имя вариисус,

Он подвизался у проконсула Сергия Павла. Проконсул, человек неординарный, пожелал выслушать Божье Слово и пригласил Варнаву и Савла.
 
иже бе со анфипатом сергием павлом, мужем разумным. Сей призвав варнаву и савла, взыска услышати слово Божие:

Но этот маг (так надо понимать его другое имя — Элима) чинил им препятствия, уводил проконсула от веры.
 
сопротивляшеся же има елима волхв, тако бо сказуется имя его, иский развратити анфипата от веры.

Савл, он же Павел, исполнившись Святого Духа, посмотрел на мага в упор
 
Савл же, иже и павел, исполнися Духа свята, и воззрев нань,

И сказал: «Ты, напичканный интригами и кознями сын Дьявола, враг всякой правды! Так и будешь искривлять прямые пути Господни? Ну нет!
 
рече: о, исполненне всякия льсти и всякия злобы, сыне диаволь, враже всякия правды, не престанеши ли развращая пути Господни правыя?

Сейчас пала на тебя рука Господня. Ослепнешь и до своего часа не увидишь солнца». Тотчас нашли на мага сумерки и тьма, и он заметался, ища себе поводыря.
 
и ныне, се, рука Господня на тя, и будеши слеп, не видя солнца до времене. Внезапу же нападе нань мрак и тма, и осязая искаше вожда.

Проконсул видел все это и проникся верой, потрясенный Господним учением.
 
Тогда видев анфипат бывшее, верова, дивяся о учении Господни.

Павел отплыл из Пафоса и прибыл со спутниками в Пергу. Здесь, в Памфилии, Иоанн бросил их и вернулся в Иерусалим.
 
Отвезшеся же от пафа павел и сущии с ним, приидоша в пергию памфилийскую: иоанн же, отлучився от них, возвратися во Иерусалим.

Из Перги они двинулись дальше, добрались до Писидии и там в Антиохии в субботний день зашли в синагогу и сели.
 
Они же, прошедше от пергии, приидоша во антиохию писидийскую, и вшедше в сонмище в день субботный, седоша.

После чтения Закона и Пророков старейшины синагоги передали им приглашение: «Мужи братья! Если у вас есть слово наставления к народу, говорите».
 
По чтении же закона и пророк, послаша началницы сонмища к ним, глаголюще: мужие братие, аще есть слово в вас утешения к людем, глаголите.

Павел встал, поднял руку и начал говорить: «Израильтяне и все, кто боится Бога! Слушайте.
 
Востав же павел и помаав рукою, рече: мужие израильтяне и боящиися Бога, услышите:

Бог нашего народа Израиля избрал наших отцов и, пока они жили в чужой Египетской земле, сотворил им великую численность и вознесенной рукой всех оттуда вывел.
 
Бог людий сих избра отцы нашя и люди вознесе в пришелствии в земли египетстей, и мышцею высокою изведе их из нея

Сорок лет в пустыне Он терпеливо сносил их нрав.
 
и до четыредесяти лет препита их в пустыни:

На земле Ханаанской Он истребил семь народов и отдал их землю им в наследство.
 
и низложив язык седмь в земли ханаанстей, даде им в наследие землю их,

Так прошло четыреста пятьдесят лет. Потом были судьи. Бог ставил им судей до самого пророка Самуила.
 
и по сих, яко лет четыреста и пятьдесят, даде им судии до самуила пророка:

И тут они запросили царя. Бог дал им на сорок лет Саула, сына Кисова, из племени Вениамина.
 
и оттуду просиша царя, и даде им Бог саула сына кисова, мужа от колена вениаминова, лет четыредесять:

Потом Он убрал его, поставил на царство Давида, о котором есть Его же свидетельство: “Давида, сына Ессеева, по сердцу Себе Я нашел. Все Мои надежды он оправдает.”
 
и преставль его, воздвиже им давида в царя, емуже и рече свидетелствовав: обретох давида сына иессеова, мужа по сердцу моему, иже сотворит вся хотения моя.

Из его потомства Бог привел и дал Израилю Спасителя Иисуса, как и обещал.
 
От сего семене Бог по обетованию воздвиже израилю спасение Иисуса,

А до Его прихода Иоанн призывал весь народ Израиля к покаянному крещению.
 
проповедавшу иоанну пред лицем внития его крещение покаяния всем людем израилевым.

Завершая свое дело, Иоанн говорил: “За кого вы меня принимаете? Я другой. Тот идет следом за мной. Я не гожусь даже на то, чтобы носить за Ним сандалии.”
 
И якоже скончаваше иоанн течение, глаголаше: кого мя непщуете быти? несмь аз, но се, грядет по мне, емуже несмь достоин разрешити ремень сапогу его.

Мужи братья! Дети рода Авраамова! Все, кто пребывает здесь в страхе Божьем! Кому как не нам послано Слово спасения?!
 
Мужие братие, сынове рода авраамля, и иже в вас боящиися Бога, вам слово спасения сего послася.

Жители Иерусалима и советники не узнали Его и осудили, исполнив пророческие слова, читаемые здесь каждый раз по субботам.
 
Живущии бо во Иерусалиме и князи их, сего не разумевше, и гласы пророческия по вся субботы чтомыя, осудивше (его), исполниша,

Не найдя за что осудить Его на смертную казнь, они убить Его уговорили Пилата.
 
и ни единыя вины смертныя обретше, просиша у пилата убити его:

Все, что написано о Нем, они исполнили и тогда сняли Его с креста и положили в гробницу.
 
якоже скончаша вся, яже о нем писана, снемше с древа, положиша во гробе.

Но Бог поднял Его из мертвых!
 
Бог же воскреси его от мертвых:

Много дней Он являлся тем, кто прошел с Ним путь от Галилеи до Иерусалима. Сегодня они — Его свидетели перед народом.
 
иже являшеся во дни многи совозшедшым с ним от галилеи во Иерусалим, иже ныне суть свидетелие его к людем.

И вот примите от нас прекрасную весть: Свое обещание нашим отцам
 
И мы вам благовествуем обетование бывшее ко отцем, яко сие Бог исполнил есть нам чадом их, воздвиг Иисуса,

Бог обратил на их детей, то есть на нас, и обещание исполнил, когда воскресил Иисуса, как и во втором Псалме написано: “Ты — Сын Мой. Я ныне родил Тебя.”
 
якоже и во псалме вторем писано есть: Сын мой еси ты, аз днесь родих тя.

А о том, что, воскресив из мертвых, не даст Ему взяться тлением, Он сказал так: “Через Давида даю вам святое Мое слово непреложное.”
 
А якоже воскреси его от мертвых, не ктому хотяща возвратитися во истление, сице рече: яко дам вам преподобная давидова верная.

И другими словами говорит: “Не дашь святому Твоему взяться тлением.”
 
Темже и в другом глаголет: не даси преподобному твоему видети истления.

Давид, произволением Божьим послужив своему времени, почил, отошел к отцам и тления не избежал.
 
Давид бо, своему роду послужив Божиим советом, успе, и приложися ко отцем своим, и виде истление:

А Того, кого поднял Бог, тление не коснулось.
 
а егоже Бог воздвиже, не виде истления.

Да будет вам известно, мужи братья, что ради Него возвещается вам отпущение грехов.
 
Ведомо убо да будет вам, мужие братие, яко его ради вам оставление грехов проповедается:

И там, где не могло быть вам оправдания по Закону Моисея, Иисус оправдывает всех, кто в Него верит.
 
и от всех, от нихже не возмогосте в законе моисеове оправдитися, о сем всяк веруяй оправдается.

Позаботьтесь, чтобы миновала вас напасть, о которой сказано у пророков:
 
Блюдите убо, да не приидет на вас реченное во пророцех:

“Поверьте своим глазам, зубоскалы! Поудивляйтесь и сгиньте! Не Я ли совершаю все это на ваших глазах? Никакому рассказу об этом вы никогда бы не поверили”».
 
видите, нерадивии, и чудитеся, и узрите и исчезнете: яко дело аз соделаю во дни вашя, емуже не имате веровати, аще кто повесть вам.

Когда Павел и Варнава стали прощаться, их попросили говорить опять в очередную субботу.
 
Исходящым же им от сонмища иудейска, моляху языцы в другую субботу глаголатися им глаголом сим:

За порогом синагоги стали расходиться. Немало иудеев и прозелитов, чтущих Бога, пошли за Павлом и Варнавой, и те, продолжая беседу, учили их, как дальше жить, полагаясь на Божий дар благодати.
 
разшедшуся же собору, последоваша мнози от иудей и честивых пришлец павлу и варнаве, иже, глаголюща им, увещаста их пребывати в благодати Божией.

В следующую субботу чуть не весь город пришел послушать Слово Господне.
 
Во грядущую же субботу мало не весь град собрася послушати слова Божия:

Иудеи позавидовали такому стечению народа, стали бранить Павла, во всем ему перечить.
 
видевше же иудее народы, исполнишася зависти и вопреки глаголаху глаголемым от павла, сопротив глаголюще и хуляще.

Павел и Варнава ответили им со всей прямотой: «Божье Слово должно было дойти прежде всего до вас, но вы отринули его, посчитали вечную жизнь недостойной внимания. Мы поворачиваемся к язычникам,
 
Дерзнувша же павел и варнава рекоста: вам бе лепо первее глаголати слово Божие: а понеже отвергосте е и недостойны творите сами себе вечному животу, се, обращаемся во языки:

Как и обязал нас Господь: “Я положил Тебе быть светом язычников, до крайних пределов земли быть спасением”».
 
тако бо заповеда нам Господь: положих тя во свет языком, еже быти тебе во спасение даже до последних земли.

Язычники радовались тому, что говорилось, и прославляли Слово Господне. Уверовали все, кто был приобщен к вечной жизни.
 
Слышаще же языцы радовахуся и славляху слово Господне, и вероваша, елицы учинени бяху в жизнь вечную:

Многих захватывало там Слово Господне.
 
проношашеся же слово Господне по всей стране.

Но иудеи подбили против них женщин из знати, чтущих Бога, привлекли в свой лагерь первых особ города. Павла и Варнаву начали травить и выгнали за пределы края.
 
Иудее же наустиша честивыя жены и благообразныя и старейшины града, и воздвигоша гонение на павла и варнаву, и изгнаша я от предел своих.

И они, отряхнув в их сторону прах со своих ног, ушли в Иконий.
 
Она же, отрясша прах от ног своих на них, приидоста во иконию.

Радость Святого Духа не оставляла учеников.
 
ученицы же исполняхуся радости и Духа свята.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.