Деяния 19 глава

Деяния апостолов
Русского Библейского Центра → Елизаветинская на русском

 
 

Пока Аполлос оставался в Коринфе, Павел, обойдя верхние земли, пришел в Эфес. Он разыскал учеников
 
Бысть же внегда быти аполлосу в коринфе, павел, прошед вышния страны, прииде во ефес, и обрет некия ученики,

И спрашивает их: «Вы со Святым ли Духом принимали веру?». Они говорят: «Мы, в общем, и не слыхали, что существует Святой Дух».
 
рече к ним: аще убо Дух свят прияли есте веровавше? Они же реша к нему: но ниже аще Дух святый есть, слышахом.

Он спросил: «Тогда чьим же крещением вы крестились?». Они отвечали: «Иоанновым».
 
Рече же к ним: во что убо крестистеся? Они же рекоша: во иоанново крещение.

Павел сказал: «Иоанн крестил покаянным крещением и говорил народу, чтобы верили в Того, кто придет после него, то есть в Иисуса».
 
Рече же павел: иоанн убо крести крещением покаяния, людем глаголя, да во грядущаго по нем веруют, сиречь во Христа Иисуса.

Узнав об этом, они приняли крещение именем Господа Иисуса.
 
Слышавше же крестишася во имя Господа Иисуса,

Павел возложил на них руки, и на них сошел Святой Дух. Они заговорили иными языками и пророчествовали.
 
и возложшу павлу на ня руце, прииде Дух святый на ня, глаголаху же языки и пророчествоваху.

Всего их было, пожалуй, человек двенадцать.
 
Бяше же всех мужей яко дванадесять.

Павел пришел в синагогу и там в течение трех месяцев в проповедях и дискуссиях с жаром излагал суть Божьего Царства.
 
Вшед же в сонмище, дерзаше, не обинуяся три месяцы беседуя и уверяя, яже о Царствии Божии.

Но там были и упрямцы — отказывались верить и открыто чернили Путь. Тогда Павел отделился и увел учеников к Тиранну. Его школу он сделал местом своих ежедневных бесед.
 
И егда нецыи ожесточахуся и пряхуся, злословяще путь Господень пред народом, отступль от них отлучи ученики, по вся дни стязаяся во училищи мучителя некоего.

Минуло два года, и все жители Азии, иудеи и эллины, услышали Слово Господне.
 
Сие же бысть два лета, яко всем живущым во асии слышати слово Господа Иисуса, жидом же и еллином.

Невиданные чудеса совершал Бог руками Павла.
 
Силы же не просты творяше Бог рукама павловыма,

У Павла брали платок или фартук, прикладывали к немощным — и от болезни не оставалось следа и из одержимых выходили злые духи.
 
яко и на недужныя наносити от (пота) тела его главотяжы и убрусцы, и исцелитися им от недуг, и духом лукавым исходити от них.

Даже некоторые из бродячих иудейских знахарей норовили воспользоваться именем Господа Иисуса для изгнания злых духов из одержимых и говорили: «Заклинаем вас Иисусом, которого возвещает Павел».
 
Начаша же нецыи от скитающихся иудей заклинателей именовати над имущими духи лукавыя имя Господа Иисуса, глаголюще: заклинаем вы Иисусом, егоже павел проповедует.

Этим делом занялись семь сыновей некоего иудейского первосвященника Скевы.
 
Бяху же нецыи сынове скевы иудеанина архиереа седмь, иже сие творяху.

Однако злой дух ответил: «Иисуса знаю, Павел мне тоже знаком, а вы кто такие?».
 
Отвещав же дух лукавый рече: Иисуса знаю и павла свем, вы же кто есте?

И набросился на них человек, в котором был злой дух, и одолел их такой превосходящей силой, что они, израненные, оборванные донага, выбежали вон из дому.
 
И скачя на них человек, в немже бе дух лукавый, и одолев им, укрепися на них, якоже нагим и ураненым избежати от храма онаго.

Об этом стало известно в Эфесе всем жителям, иудеям и эллинам. Их пронял страх. Высочайшим именем стало для них имя Господа Иисуса.
 
Сие же бысть разумно всем живущым во ефесе иудеем же и еллином, и нападе страх на всех их, и величашеся имя Господа Иисуса:

С открытой душой шли и шли на исповедь верующие.
 
мнози же от веровавших прихождаху, исповедающе и сказующе дела своя:

Многие из практиковавших искусство магии снесли в кучу свои книги и публично сожгли. Подсчитали всю стоимость книг: вышло пятьдесят тысяч драхм.
 
доволни же от сотворших чародеяния, собравше книги своя, сожигаху пред всеми: и сложиша цены их и обретоша сребра пять тем.

Сила Слова Господня все больше повсюду давала о себе знать.
 
Сице крепко слово Господне растяше и крепляшеся.

Дело завершилось, и Дух подал Павлу мысль: кружным путем через Македонию и Ахайю идти в Иерусалим. Павел сказал: «После этого я должен наведаться в Рим».
 
И якоже скончашася сия, положи павел в дусе, прошед македонию и ахаию, ити во Иерусалим, рек, яко бывшу ми тамо, подобает ми и рим видети.

Он послал в Македонию двух своих помощников, Тимофея и Эраста, а сам на некоторое еще время задержался в Азии.
 
Послав же в македонию два от служащих ему, тимофеа и ераста, сам же пребысть время во асии.

И тут началась нешуточная смута из-за Пути.
 
Бысть же во время оно молва не мала о пути Господни:

Был некий серебряных дел мастер, по имени Деметрий. Он промышлял серебряными храмами Артемиды и обеспечивал постоянную занятость других ремесленников.
 
димитрий бо некто именем, среброковачь, творяй храмы сребряны артемиде, подаяше хитрецем делание не мало,

Деметрий собрал прочих таких же умельцев и сказал: «Мастера! Надо ли говорить, что источник нашего благосостояния — наше ремесло?
 
ихже собрав и ины сицевых вещей делатели, рече: мужие, весте, яко от сего делания доволство житию нашему есть:

А между тем вы видите и слышите, как не только в Эфесе, но и чуть ли не во всей Азии Павел своими разговорами совратил тьму народа. Он утверждает, что рукотворные боги — не боги.
 
и видите и слышите, яко не токмо ефес, но мало не всю асию павел сей препрев, обрати мног народ, глаголя, яко не суть бози, иже руками человеческими бывают:

Это серьезная угроза не только нашему пока еще уважаемому ремеслу, но и храму великой богини Артемиды: сводится на нет его значение, принижается величие самой богини. А ведь перед ней преклоняется вся Азия, весь мир».
 
не токмо же сия беду приемлет наша часть, еже бы во обличение не приити, но дабы и великия богини артемиды храм ни во чтоже не вменился, имать же разоритися и величество ея, юже вся асиа и вселенная почитает.

Выслушав это, люди пришли в неистовство и стали кричать: «Велика Артемида Эфесская!».
 
Слышавше же и бывше исполнени ярости, вопияху глаголюще: велика артемида ефесская.

Взбунтовался весь город. Толпа кинулась к театру, таща туда спутников Павла — македонцев Гая и Аристарха.
 
И исполнися град весь мятежа: устремишася же единодушно на позорище, восхищше гаиа и аристарха македоняны, други павловы.

Павел хотел было выйти к народу, но его не пустили ученики.
 
Павлу же хотящу внити в народ, не оставляху его ученицы:

В Азии были у него друзья и в верхах общества. От них тоже пришла просьба, чтобы не показывался у театра.
 
нецыи же от асийских началник, суще ему друзи, пославше к нему, моляху не вдати себе в позор.

Между тем одни кричали одно, другие другое. Ничего нельзя было понять. Многие из собравшихся не знали, зачем пришли.
 
Друзии же убо ино нечто вопияху: бе бо собрание смущено, и множайшии от них не ведяху, чесо ради собрашася.

Из толпы, по подсказке иудеев, вытолкнули Александра. Показав рукой, что будет говорить, Александр хотел было все объяснить народу.
 
От народа же избраша александра, изведшым его иудеем. Александр же, помаав рукою, хотяше отвещати народу.

Но сообразив, что он иудей, все закричали в один голос и около двух часов кричали: «Велика Артемида Эфесская!».
 
Разумевше же, яко иудеанин есть, глас бысть един от всех, яко на два часа вопиющих: велика артемида ефесская.

Успокоил толпу городской распорядитель. Он сказал: «Эфесяне! Кто не знает, что город Эфес — верный страж храма великой богини Артемиды и Диопета?
 
Утишив же книжник народ, рече: мужие ефесстии, кто бо есть человек, иже не весть, яко ефесский град служитель есть великия богини артемиды и диопета?

Отрицать это невозможно. Поэтому вам надо прийти в себя и не творить безумств.
 
без всякаго убо прекословия сим сице сущым, потребно есть вам безмолвным быти и ничтоже безчинно творити:

Вы привели сюда людей, которые ни храма не ограбили, ни богини нашей не оскорбили.
 
приведосте бо мужей сих, ни храм (артемидин) окрадших, ниже богиню вашу хулящих:

Если же Деметрий и другие ремесленники хотят подать жалобу, то для этого есть суды и есть проконсулы: пусть жалуются им.
 
аще убо димитрий и иже с ним художницы имут к кому слово, суды суть и анфипати суть: да поемлют друг на друга:

А если у вас возникнет желание пойти дальше, то дело будет решаться законным собранием.
 
аще ли же что о иных ищете, в законнем собрании разрешится:

Нам грозит опасность быть обвиненными в развязывании сегодняшних беспорядков. Это сборище просто-напросто нечем оправдать». С этими словами он распустил собрание.
 
ибо бедствуем порицаеми быти о крамоле днешней, ни единей вине сущей, о нейже возможем воздати слово стремления сего. И сия рек распусти собравшийся народ.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.