1-е Коринфянам 15 глава

Первое послание Коринфянам
Русского Библейского Центра → Елизаветинская на русском

 
 

Напоминаю вам, братья, о евангельской вести, которую я вам принес, которую вы приняли и хорошо запомнили.
 
Сказую же вам, братие, благовествование, еже благовестих вам, еже и приясте, в немже и стоите,

Эта весть вас спасает, и от нее не отступайте, а не то выйдет, что вы попусту поверили.
 
имже и спасаетеся, кацем словом благовестих вам, аще содержите: разве аще не всуе веровасте.

Я прежде всего передал вам то, что сам получил. Христос умер за наши грехи — это по Писанию.
 
Предах бо вам исперва, еже и приях, яко Христос умре грех наших ради, по писанием,

И был погребен и на третий день воскрес, тоже по Писанию,
 
и яко погребен бысть, и яко воста в третий день, по писанием,

И явился Кифе, потом Двенадцати.
 
и яко явися кифе, таже единонадесятим:

Вслед за тем явился сразу более чем пятистам братьев, сегодня в большинстве своем здравствующих, а некоторые и почили.
 
потом же явися боле пяти сот братиям единою, от нихже множайшии пребывают доселе, нецыи же и почиша:

Потом явился Иакову, потом всем апостолам.
 
потом же явися иакову, таже апостолом всем:

После всех явился и мне, недорослю,
 
последи же всех, яко некоему извергу, явися и мне.

Мельчайшему из апостолов. Я преследовал Божью церковь и звания апостола недостоин.
 
Аз бо есмь мний апостолов, иже несмь достоин нарещися апостол, зане гоних Церковь Божию.

Но по Божьей милости я такой, какой есть, и милость Его не пропала даром: я трудами изобилую более их всех, вернее, не я, а Божья со мной благодать.
 
Благодатию же Божиею есмь, еже есмь, и благодать его, яже во мне, не тща бысть, но паче всех их потрудихся: не аз же, но благодать Божия, яже со мною.

Впрочем, не все ли равно, кто из нас тут проповедует? Важно, что вы поверили.
 
Аще убо аз, аще ли они, тако проповедуем, и тако веровасте.

Только вот что. Если Христос, как мы проповедуем, воскрес из мертвых, то зачем у вас говорят, что нет воскресения мертвых?
 
Аще же Христос проповедуется, яко из мертвых воста, како глаголют нецыи в вас, яко воскресения мертвых несть?

Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес.
 
И аще воскресения мертвых несть, то ни Христос воста:

А если Христос не воскрес, то и проповедь наша ни к чему, ни к чему и ваша вера.
 
аще же Христос не воста, тще убо проповедание наше, тща же и вера ваша.

Вдобавок мы оказываемся еще и распространителями лжи о Боге, свидетельствуя о Боге, что Он воскресил Христа, которого, выходит, не воскрешал, если мертвые не воскресают.
 
Обретаемся же и лжесвидетеле Божии, яко послушествовахом на Бога, яко воскреси Христа, егоже не воскреси, аще убо мертвии не востают:

Да только, если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес.
 
аще бо мертвии не востают, то ни Христос воста:

А если Христос не воскрес, то ни к чему ваша вера: вы всё так же прозябаете в ваших грехах.
 
аще же Христос не воста, суетна вера ваша, еще есте во гресех ваших:

В таком случае погибли и те, кто умер с верой в Христа.
 
убо и умершии о Христе, погибоша.

И если мы лишь в этой жизни полагаемся на Христа, то мы — первые, кого нужно пожалеть.
 
(И) аще в животе сем точию уповающе есмы во Христа, окаяннейши всех человек есмы.

Но нет, Христос из мертвых все-таки воскрес, положил начало.
 
Ныне же Христос воста от мертвых, начаток умершым бысть.

Если смерть осуществилась через человека, то и воскресение мертвых — через человека.
 
Понеже бо человеком смерть (бысть), и Человеком воскресение мертвых.

Как по Адаму все умирают, так по Христу все оживут,
 
Якоже бо о адаме вси умирают, такожде и о Христе вси оживут,

Причем каждый в свой черед: сначала Христос, а потом, с Его пришествием, уже все Христовы.
 
кийждо же во своем чину: начаток Христос, потом же Христу веровавшии в пришествии его.

А после этого — конец: Христос истребит всякое начало, всякую власть и силу и передаст Царство Богу Отцу.
 
Таже кончина, егда предаст Царство Богу и Отцу, егда испразднит всяко началство и всяку власть и силу:

Словом, Ему надлежит царствовать, пока Бог не повергнет всех врагов Ему под ноги.
 
подобает бо ему царствовати, дондеже положит вся враги под ногама своима.

Истребится и последний враг — смерть.
 
Последний же враг испразднится смерть,

«Все покорил и поверг Бог Ему под ноги». Сказано: «все покорил», но понятно: кроме Того, кто покорил Ему все.
 
вся бо покори под нозе его: внегда же рещи, яко вся покорена суть ему, яве, яко разве покоршаго ему вся.

Когда же покорит Ему все, тогда и Сын Ему, Покорившему, покорится — Богу, а Он-то и есть все во всем.
 
Егда же покорит ему всяческая, тогда и сам Сын покорится покоршему ему всяческая, да будет Бог всяческая во всех.

А не то бы мертвым какая была польза от тех, кто принял за них крещение? Если мертвые не воскресают, для чего тогда вообще за них крестятся?
 
Понеже что сотворят крестящиися мертвых ради? Аще отнюд мертвии не востают, что и крещаются мертвых ради?

Для чего и нам все время смотреть в глаза смерти?
 
Почто (же) и мы беды приемлем на всяк час?

Нет дня, чтобы я не был от нее на волосок. Это так же верно, как то, что моя у вас заслуга — труды Христа Иисуса, Господа нашего.
 
По вся дни умираю: тако ми ваша похвала, братие, юже имам о Христе Иисусе Господе нашем.

Но что толку было мне насмерть биться со зверями в Эфесе, если со смертью все кончается? Если мертвые не воскресают, «давайте есть и пить, все равно завтра умрем»!?
 
Аще (бо) по человеку со зверем боряхся в ефесе, кая ми польза, аще мертвии не востают? Да ямы и пием, утре бо умрем.

Не обманывайтесь: «дурная среда растлевает добрые нравы».
 
Не льститеся: тлят обычаи благи беседы злы.

Придите же по-настоящему в себя и не грешите. К стыду вашему говорю: не все знаете Бога.
 
Истрезвитеся праведно и не согрешайте: неведение бо Божие нецыи имут, к сраму вам глаголю.

Кто-нибудь скажет: «Как мертвые воскреснут? С каким телом придут?».
 
Но речет некто: како востанут мертвии? коим же телом приидут?

Непонятливый! Посеянное тобой не будет жить, пока не умрет.
 
Безумне, ты еже сееши, не оживет, аще не умрет:

И на сев ты идешь не с готовым растением, а с голым зернышком, скажем, пшеничным или еще каким.
 
и еже сееши, не тело будущее сееши, но голо зерно, аще случится, пшеницы или иного от прочих:

И Бог дает ему жизнь, какую предусмотрел: каждому виду зерна свою жизнь.
 
Бог же дает ему тело, якоже восхощет, и коемуждо семени свое тело.

Не все живое одинаково. Своя стать у людей, своя у диких животных, у птиц, у рыб.
 
Не всяка плоть таже плоть: но ина убо плоть человеком, ина же плоть скотом, ина же рыбам, ина же птицам.

Есть тела небесные, есть земные. Но свечение небесных тел — одно, а земных — другое.
 
И телеса небесная, и телеса земная: но ина убо небесным слава, и ина земным:

Своя игра света у солнца, своя игра света у луны, своя у звезд. И отличается игрой света звезда от звезды.
 
ина слава солнцу, и ина слава луне, и ина слава звездам: звезда бо от звезды разнствует во славе.

Так и воскресение мертвых: в землю — тленное, из земли — нетленное.
 
Такожде и воскресение мертвых: сеется в тление, востает в нетлении:

В землю — низменное, из земли — возвышенное. В землю — отжившее, из земли — полное жизни.
 
сеется не в честь, востает в славе: сеется в немощи, востает в силе:

В землю — тело материальное, из земли — тело духовное. Есть тело живой души и есть тело духа.
 
сеется тело душевное, востает тело духовное. Есть тело душевное, и есть тело духовное.

Так и написано: «Стал первый человек Адам душой живою». Последний Адам — дух животворящий.
 
Тако и писано есть: бысть первый человек адам в душу живу, последний адам в дух животворящь.

И не духовное сначала, нет — материальное, затем духовное.
 
Но не прежде духовное, но душевное, потом же духовное.

Первый человек — земной, из праха. Второй Человек — с небес.
 
Первый человек от земли, перстен: вторый Человек Господь с небесе.

Какой тот из праха, такие и те, кто из праха. Какой Небесный, такие и небесные.
 
Яков перстный, такови и перстнии: и яков небесный, тацы же и небеснии:

Мы обрели образ того, кто из праха. Обретем и образ Небесного.
 
и якоже облекохомся во образ перстнаго, да облечемся и во образ небеснаго.

Но вот что, братья: плоть и кровь наследовать Божьего Царства не могут. Смертное с бессмертным не сочетается.
 
Сие же глаголю, братие, яко плоть и кровь Царствия Божия наследити не могут, ниже тление нетления наследствует.

Тайну вам открываю: не все мы умрем, но все преобразимся —
 
Се, тайну вам глаголю: вси бо не успнем, вси же изменимся

Одним махом, во мгновение ока, по звуку последней трубы. Труба прозвучит — и мертвые воскреснут нетленными, а мы преобразимся.
 
вскоре, во мгновении ока, в последней трубе: вострубит бо, и мертвии востанут нетленни, и мы изменимся:

Тленному предстоит облечься в нетление, смертному — в бессмертие.
 
подобает бо тленному сему облещися в нетление и мертвенному сему облещися в безсмертие.

И когда наша тленная суть облечется в нетление и наша смертная суть — в бессмертие, тогда оправдается слово написанное: «Смерть победой поглощена».
 
Егда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в безсмертие, тогда будет слово написанное: пожерта бысть смерть победою.

«Смерть, где твоя победа? Смерть, где твое жало?».
 
Где ти, смерте, жало? где ти, аде, победа?

Жало смерти — грех, а довод греха — Закон.
 
Жало же смерти грех: сила же греха закон.

Благодарение Богу! Он дарует нам победу рукой Господа нашего Иисуса Христа.
 
Богу же благодарение, давшему нам победу Господем нашим Иисус Христом.

Словом, дорогие братья, будьте тверды, несгибаемы, всегда изобильны делом Господним. Труд ваш для Господа небесполезен.
 
Темже, братие моя возлюбленная, тверди бывайте, непоступни, избыточествующе в деле Господни всегда, ведяще, яко труд ваш несть тощь пред Господем.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.