Евреям 9 глава

Послание Евреям
Русского Библейского Центра → Елизаветинская на русском

 
 

Помимо всего прочего, первый договор содержал требования к порядку богослужения и устройству соборного святилища.
 
Имеяше убо первая скиния оправдания службы, святое же людское:

Поставили скинию: впереди светильник и трапеза с жертвенным хлебом — «Свято место».
 
скиния бо сооружена бысть первая, в нейже светилник и трапеза и предложение хлебов, яже глаголется святая.

А за второй завесой была уже скиния, называемая «Святая святых».
 
По вторей же завесе скиния глаголемая святая святых,

Там располагался золотой алтарь для каждения и ковчег договора, обшитый со всех сторон золотом, и в нем золотой сосуд с манной, жезл Аарона расцветший и скрижали договора.
 
злату имущи кадилницу и ковчег завета окован всюду златом, в немже стамна злата имущая манну, и жезл ааронов прозябший, и скрижали завета:

А над ковчегом — херувимы Божьей славы, замыкающие пространство очищения. Сейчас подробно говорить об этом не с руки.
 
превышше же его херувими славы, осеняющии олтарь: о нихже не леть ныне глаголати подробну.

Такая последовательность означает, что в первую скинию священники могут в силу необходимости входить для богослужения сколько угодно,
 
Сим же тако устроеным, в первую убо скинию выну вхождаху священницы, службы совершающе:

А во вторую — только раз в году один архиерей и обязательно с кровью. Он приносит ее за грехи по неведению от себя и от народа.
 
во вторую же единою в лето един архиерей, не без крове, юже приносит за себе и о людских невежествиих.

Так Святой Дух дает знать, что доступ к святилищу еще не открыт. И понятно, почему продолжает действовать первая скиния:
 
Сие являющу духу святому, яко не у явися святых путь, еще первей скинии имущей стояние.

В ней — иносказание нынешнего времени, когда приношение даров и жертв никак не способствует очищению совести грешника.
 
Яже притча во время настоящее утвердися, в неже дарове и жертвы приносятся, не могущыя по совести совершити служащаго,

Приношение еды и питья, различные омовения по настоянию плоти — в порядке вещей лишь до начала нового, лучшего времени.
 
точию в брашнах и питиях, и различных омовениих, и оправданиих плоти, даже до времене исправления належащая.

Христос, Архиерей новых благ и скинии величайшей и совершенной, нерукотворной, то есть творения нездешнего,
 
Христос же пришед архиерей грядущих благ, болшею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, сиречь, не сея твари,

Не с кровью козлов и быков, а со Своей Кровью вошел однажды навсегда в святилище и приобрел вечное искупление.
 
ни кровию козлею ниже телчею, но своею кровию, вниде единою во святая, вечное искупление обретый.

И если кровь быков и козлов с пеплом телицы святым окроплением очищает тело от скверны,
 
Аще бо кровь козляя и телчая и пепел юнчий кропящий оскверненыя освящает к плотстей чистоте:

То тем более Кровь Христа, который силой вечного Духа принес Себя, непорочного, Богу, очистит нашу совесть от тщеты мертвых дел для служения Живому Богу.
 
кольми паче кровь Христова, иже духом святым себе принесе непорочна Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, во еже служити нам Богу живу и истинну?

На то Он и Посредник нового договора, чтобы Его смерть ради искупления от грехов, совершенных при первом договоре, призванным к вечному наследию Божьим людям обеспечила обещанное.
 
И сего ради новому завету ходатай есть, да смерти бывшей, во искупление преступлений бывших в первем завете, обетование вечнаго наследия приимут званнии.

Где есть завещание, там, конечно, подразумевается смерть завещателя,
 
Идеже бо завет, смерти нужно есть вноситися завещающаго,

Потому что завещание вступает в силу лишь после его смерти. Но оно недействительно, пока завещатель жив.
 
завет бо в мертвых известен есть: понеже ничесоже может, егда жив есть завещаваяй.

Поэтому и первый договор утверждался не без крови.
 
Темже ни первый без крове обновлен бысть.

Оповестив народ о положениях Закона, Моисей взял алую шерсть и иссоп и кровью быков и козлов с водой окропил и Книгу, и народ.
 
Реченней бо бывшей всяцей заповеди по закону от моисеа всем людем, приемь кровь козлюю и телчую, с водою и волною червленою и иссопом, самыя же тыя книги и вся люди покропи,

И сказал: «Это кровь договора, которым обязал вас Бог».
 
глаголя: сия кровь завета, егоже завеща к вам Бог.

Он кровью окропил также и скинию, и всю богослужебную утварь.
 
И скинию же и вся сосуды служебныя кровию такожде покропи.

Кровью по Закону очищается, можно сказать, все. Без пролития крови не будет прощения.
 
И отнюд кровию вся очищаются по закону, и без кровопролития не бывает оставление.

Очищение небесных отображений так и должно происходить. Но собственно небесное начало требует жертв исключительных.
 
Нужда убо бяше образом небесных сими очищатися: самем же небесным лучшими жертвами, паче сих.

Христос вошел не в наше рукотворное святилище, вторичное по отношению к подлинному, а в самое небо, и за нас предстал перед Божьим ликом.
 
Не в рукотворенная бо святая вниде Христос, противообразная истинных, но в самое небо, ныне да явится лицу Божию о нас,

Кроме того, в отличие от ежегодных в святилище приношений чужой крови архиереем, Он не приносит Себя многократно,
 
ниже да многажды приносит себе, якоже первосвященник входит во святая (святых) по вся лета с кровию чуждею:

А не то бы Ему пришлось с сотворения мира и страдать многократно. Нет. Он всего лишь раз явился к завершению веков и в обмен на Себя устранил грех.
 
понеже подобаше бы ему множицею страдати от сложения мира: ныне же единою в кончину веков, во отметание греха, жертвою своею явися.

И, как человеку предстоит лишь раз умереть, а потом — Суд,
 
И якоже лежит человеком единою умрети, потом же суд,

Так и Христос один раз сделался жертвой, понес грехи людей, а во второй раз — ради спасения тех, кто Его ждет, — явится безотносительно греха.
 
тако и Христос единою принесеся, во еже вознести многих грехи, второе без греха явится, ждущым его во спасение.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.