По Матфею 21 глава

Евангелие по Матфею
Русского Библейского Центра → Новой Женевской Библии

Русского Библейского Центра

1 Перед самым Иерусалимом остановились в Виффагии у Масличной горы. Посылая двух учеников, Иисус
2 Сказал: «Ступайте к ближним дворам. Там сразу найдете ослицу на привязи и с ней осленка. Отвяжите их и приведите ко Мне.
3 Если хозяин будет против, скажите: “Нужны Господу,” — он сразу уступит».
4 Это было, чтобы исполнилось сказанное через пророка:
5 «Скажите Сионовой дочери: царь твой едет к тебе, кроткий, верхом на ослице и на осленке, сыне вьючной труженицы».
6 Ученики пошли и сделали, как велел Иисус, —
7 Привели ослицу и осленка. И кладут на них одежду. Иисус садится верхом.
8 Собралась большая толпа. Люди устилали Ему путь своей одеждой, другие срезали ветви с деревьев и тоже стлали.
9 Все, от передних до задних рядов шествия, кричали: «Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних небесах!».
10 Так Он вошел в Иерусалим. Город шумел. Спрашивали: «Кто это?».
11 Из толпы народ отвечал: «Это Иисус, пророк из Назарета галилейского».
12 Иисус пришел в Храм и изгнал из Храма продавцов и покупателей и опрокинул столы менял и лотки торговцев голубями.
13 И говорит им: «Написано: “Мой Дом назовут Домом молитвы.” А вы превратили его в разбойничий притон».
14 В Храме подходили к Нему слепые и хромые. Он всех исцелял.
15 Эти совершаемые Иисусом на глазах у всех удивительные дела и звонкие детские голоса в Храме: «Осанна Сыну Давида!» — раздражали первосвященников и книжников.
16 И они говорят Ему: «Слышишь, что они кричат?». Иисус отвечал: «Да. А то вы не читали в Писании: “Устами детей и младенцев Себе творишь Ты хвалу”»!
17 И Он оставил их, ушел из города, ночевал в Вифании.
18 Утром, возвращаясь в город, Он захотел есть.
19 У дороги Ему попалась на глаза смоковница. Он идет к ней, но, кроме листьев, ничего на ветвях не находит. И говорит: «Оставайся же бесплодной вовек!». Смоковница сразу засохла.
20 Ученики увидели и удивились: «Как это вдруг сразу засохла смоковница?».
21 Иисус сказал: «Поверьте Моему слову: если будет у вас вера и не будет сомнений, не только со смоковницей сделаете, что сделалось, но если и этой горе скажете: “Сорвись и пади в море!” — падет.
22 И просимое в молитве, если верите, — получите».
23 Иисус пришел в Храм и учил здесь народ. Первосвященники и старейшины спрашивают Его: «Какой властью Ты действуешь? Кто дал Тебе власть?».
24 Иисус ответил: «Спрошу и Я у вас одно слово. Если скажете Мне, то и Я вам скажу, какой властью действую.
25 Иоанново крещение откуда было: от Бога или от человека?». Тут они стали думать: «Если скажем: “От Бога,” — Он спросит: “Почему же тогда вы ему не поверили?” —
26 А если скажем: “От человека,” — нужно бояться толпы, потому что Иоанн слывет в народе пророком».
27 И говорят Иисусу: «Мы не знаем». Ответил им и Он: «И Я вам не скажу, какой властью действую.
28 А подумайте вот над чем. У одного человека было два сына. Он идет к первому и говорит: “Сын! Ступай потрудись сегодня на винограднике.”
29 Но тот ответил: “Не хочу!” — а после передумал и пошел.
30 Идет ко второму и говорит то же самое. Тот сказал: “Иду, отец!” — и не пошел.
31 Который из двух исполнил волю отца?». Отвечают: «Первый». Иисус сказал: «Воистину, сборщики податей и проститутки — и те не так далеки от Божьего Царства, как вы.
32 К правде хотел повести вас Иоанн. Вы не поверили ему. А сборщики податей и проститутки поверили. Вы видели это — и не поверили, вслед не одумались.
33 А вот другая притча. Слушайте. Хозяин имения насадил виноградник, обнес его оградой, выкопал давильню и поставил вышку. И уехал, сдал все артельщикам.
34 Когда пришло время плодам созреть, он послал рабов к артельщикам за урожаем.
35 Но артельщики схватили рабов и давай одних сечь, других насмерть бить, убивать камнями.
36 Он послал еще рабов, числом более, но и с ними те обошлись не лучше.
37 Тогда он посылает своего сына. Он думал: “Сына моего посовестятся.”
38 Но артельщики видят, что пришел сын, и сговорились: “Пришел наследник. Давайте убьем его и завладеем наследством.”
39 И схватили его, выбросили за ограду. Убили его.
40 Что после этого сделает с артельщиками хозяин виноградника, когда наконец придет сам?».
41 Отвечают Ему: «Лютую смерть примут от него злодеи. А виноградник он сдаст другим артельщикам, которые в урочное время будут отдавать ему урожай».
42 Иисус говорит им: «Вы же сами хорошо знаете из Писания: “Камень, который отвергли строители, стал во главу угла. Это от Господа — и дивно очам нашим.”
43 Говорю вам, что Божье Царство вы потеряете. Оно отойдет другому народу, который богаче плодами.
44 Кто упадет на этот камень — разобьется, а на кого этот камень сам упадет — того раздавит».
45 Первосвященники и фарисеи слушали Иисуса и понимали, что Его притчи указывали прямо на них.
46 Они уже думали было схватить Его, но побоялись: в народе Он слыл пророком.

Новой Женевской Библии

21:1−11 Только Матфей, единственный из всех синоптиков, говорит об ослице; возможно — чтобы подчеркнуть, что осел был очень молодой, ослица еще кормила его и потому на нем еще никто не ездил (ср. Мк 11:2). Кроме того, в цитате из Зах 9:9 сказано, что грядущий Царь будет ехать на молодом осле. Иисус хочет, чтобы пророчество исполнилось во всех деталях и все однозначно его поняли.

Победный вход в Иерусалим — конечно, акт символический. Иудеи признавали, что Захария говорит о Мессии. Толпа кричала: «Осанна Сыну Давидову!» (ст. 9) и расстилала одежды (ср. 4Цар 9:13), следовательно, приняла свидетельство, что Он и есть Мессия. Вспомним, что Давид объявил Соломона своим наследником, повелев ему въехать в Иерусалим на осле (3Цар 1:33, 38, 44).

21:7 Он сел поверх их. Иисус не оседлал обоих ослов, Он ехал на осленке (ср. Мк 11:2, 7). Вероятно, «их» относится к одеждам.

21:9 осанна. Еврейское слово, соответствует русскому «дай спасение», «спаси же».

21:12−13 По Иоанну (1:13−17) получается, что Иисус очистил храм раньше, в начале Своего служения, а не на Страстной неделе. Предполагают, что или Иоанн, или синоптики изменили время действия из теологических соображений. Не исключено, что Иисус изгонял меновщиков дважды.

21:13 вертепом разбойников. Слова эти — из Иер 7:11, где Господь изобличает иудеев, считавших, что само здание храма уже обеспечивает им Божие благоволение при всей мерзости их грехов. Это же суеверие было распространено и во времена Иисуса.

21:16 Чтобы оправдать восхваляющих Его детей, Иисус приводит слова из Пс 8:3, где Бог велел младенцам хвалить Его. Иисус здесь косвенным образом подтверждает Свою Божественность.

21:18−20 Матфей сводит воедино события, которые происходили в течение двух дней (ср. Мк 11:12−14, 20−26). Обычно плоды смоковницы появляются весной раньше листьев и, хотя они еще незрелы, есть их можно. Иисус проклял дерево за то, что обилием листьев оно обещало много плодов, а плодов этих нет. Случай этот вместе с изгнанием из храма предупреждает о неотвратимости Божией кары Израилю: разрушение и города, и храма (Иер 24:1−8).

21:21−22 Созвучно 17:20, но здесь подчеркивается, что не следует сомневаться. Свобода от сомнений приходит как результат уверенности в благости Божией. Истинная вера получает то, о чем просит, ибо основана не на самонадеянности, а на доверии к Богу и на подчинении Его воле.

21:33−46 Притча восходит к Ис 5:1−7 и, возможно, к Пс 79:8−18. Ее смысл ясен. Хозяин здесь — Бог, виноградник — Царство Божие (ст. 43), слуги — пророки, сын — Иисус, виноградари — иудеи, отвергшие Иисуса, убиение сына — распятие Христа, изгнание виноградарей — передача Царства новому народу Божию, в который входят и язычники.

21:42 В ответе Иисуса тем, кто оспаривал Его власть (ст. 23), использованы слова из Пс 117:22−23.

21:44 Здесь соединены пророчества Исаии (8:14) и Даниила (2:34, 44). Так Иисус говорит о крушении земных царств и создании Царства Божия на земле, и о том, что вожди иудейские этому царству противятся. Ссылка Самого Иисуса на Пс 117, Ис 8:14 и Дан, гл. 2 дает основание учению о Христе, как о «камне» (Деян 4:11; Рим 9:33; 1Пет 2:6−8).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.