По Матфею 24 глава

Евангелие по Матфею
Русского Библейского Центра → Новой Женевской Библии

Русского Библейского Центра

1 Иисус выходил из Храма. Рядом шли ученики и всё оборачивались на храмовый комплекс.
2 Иисус сказал: «Да, видите, какая это громада? Поверьте: камня на камне здесь не останется, все будет разрушено».
3 Иисус один сидел на Масличной горе с учениками. Ученики спрашивают: «Скажи, когда это будет? Какое знамение укажет на Твое возвращение и конец света?».
4 Он ответил: «Будет много обманщиков. Не верьте им.
5 Они придут под Моим именем, будут говорить: “Я Христос” — и многих обманут.
6 Пойдут слухи о войнах, будет объявление войны. Не поддавайтесь панике: так должно быть. Это еще не конец.
7 Поднимется народ на народ и царство на царство. Повсеместно будет голод, будут землетрясения.
8 Но все это лишь начало зарождающихся бед.
9 Будет вам и мучение, и смерть. Из-за Меня ополчатся на вас все народы.
10 Много будет неверия. Люди будут друг друга предавать и ненавидеть друг друга.
11 Много появится лжепророков и завлекут они и обманут многих.
12 Кругом будет одно бесчинство и в народе остынет любовь.
13 Но кто продержится до конца — спасется.
14 Евангельская весть о Царстве прозвучит во всех уголках земли и все народы услышат эту весть. Вот тогда придет конец.
15 Вы своими глазами увидите, как мерзость запустения — о ней сказано через пророка Даниила — займет Святое Место (кто знает Писание — поймет).
16 И тогда лучше всем бежать из Иудеи в горы,
17 Лучше не сходить с кровли за пожитками в дом,
18 Лучше не возвращаться с поля за одеждой.
19 Горе беременным и кормящим грудью в те дни!
20 Молитесь, чтобы ваше бегство не пришлось на зиму или на субботу.
21 Начнется великое бедствие, какого еще не бывало с начала мира и не будет.
22 Без сокращения тех дней не спасется никто, но ради избранных будут сокращены те дни.
23 Если тогда вам будут говорить: “Христос вот где, здесь” — или: “Нет, там,” — не верьте.
24 Придут лжехристы и лжепророки и явят необыкновенные чудеса и диковинную силу с расчетом завлечь наудачу и избранных.
25 Так вот же говорю вам все это наперед.
26 Если вам скажут: “Он там, в пустыне,” — туда не ходите; или: “Нет, Он заперся в доме,” — не верьте.
27 Как молния, сверкнув на востоке, освещает запад — таким будет пришествие Сына человеческого.
28 Где труп, туда слетятся стервятники.
29 Вслед за бедствием тех дней вдруг померкнет солнце, иссякнет свет луны, звезды падут с неба и силы небесные поколеблются.
30 И тогда возникнет на небе знамение Сына человеческого. Рыдание сотрясет все племена на земле. И они увидят: идет на облаках Сын человеческий — идет с несказанной силой и славой.
31 Он пошлет Своих ангелов с громкой трубой, и они соберут Его избранных со всех четырех концов света, от одного края небес до другого.
32 Возьмите, к примеру, смоковницу. Когда ее ветви наливаются соком и пускают листья, вы уже знаете: скоро лето.
33 И вот так же, когда увидите все это, знайте: близок час, у дверей.
34 Поверьте Моему слову: все это сбудется еще до смены поколений.
35 Небо и земля имеют свой срок, а у Моих слов срока нет.
36 Когда придет тот самый День и час, не знает никто: ни ангелы небесные, ни Сын, только один Отец.
37 Но как было во времена Ноя — таким будет пришествие Сына человеческого.
38 Как перед потопом пировали и справляли свадьбы до того самого дня, когда Ной поднялся на ковчег,
39 И не хотели ничего знать, пока не начался потоп и не поглотил всех — таким будет пришествие Сына человеческого.
40 Тогда из двоих в поле один будет взят, другой оставлен.
41 Из двух мелющих в жерновом углу одна будет взята, другая оставлена.
42 Будьте настороже, потому что не знаете, в который день придет ваш Господь.
43 Понятно, что если бы хозяин дома знал, в который час ночи придет вор, то не лег бы спать и не позволил бы вору забраться в дом.
44 Готовьтесь и вы. В свой час нежданно придет Сын человеческий.
45 Что делает верный и толковый раб, приставленный хозяином к челяди? Он вовремя выдает ей харчи.
46 Честь ему! За этим занятием и застанет его хозяин, когда вернется.
47 Говорю вам: он поставит его во главе всего хозяйства.
48 Но что если раб окажется нерадивым, заберет себе в голову, что хозяина можно скоро не ждать,
49 И начнет колотить других рабов и устраивать пьяные застолья?
50 Придет нежданно-негаданно в свой день и час хозяин того раба
51 И рассечет его надвое, как двурушника. Будет плач и зубовный скрежет».

Новой Женевской Библии

24:1 — 25:46 Главы эти содержат последнюю из пяти основных частей Иисусовых речений. Она называется «эсхатологической» — по содержанию или «Елеонской» — по месту произнесения. Большая часть ее есть у Марка (гл. 13). Толкование затруднено: язык — символический и речь идет не об одном событии, а о нескольких.

Основных подходов к ее пониманию три: 1) вся или почти вся гл. 24 (во всяком случае, до ст. 35) посвящена только разрушению Иерусалима, а «пришествие» здесь — вознесение Иисуса на небо; 2) вся проповедь — о Втором пришествии и суде; 3) то и другое совмещено, Иерусалим — образ суда над миром, так что едва ли возможно четко разделить обе темы.

24:2 камня на камне. Это исполнилось в 70 г. по Р.Х.

24:4−14 Войны, землетрясения, гонения, лжепророки — «родовые схватки», предвещающие возвращение Христа, но не уточняющие, когда это будет. Ст. 6: все это должно случиться («надлежит всему тому быть»), но «это еще не конец», и ст. 8: это — начало «болезней». Тем самым, речь идет обо всем отрезке времени между воскресением Христа и Его судом. Если бы ученики знали, когда Он вернется, они бы могли утратить бдительность и ревность в благовествовании. Единственный намек на время пришествия связан с их делом: после того как Евангелие будет проповедано всему миру.

24:14 См. статью «Миссия Церкви в мире».

24:15−21 Хотя некоторые относили это место, как и всю проповедь, ко Второму пришествию и суду, многое, несомненно, указывает на то, что речь идет и о разрушении Иерусалима в 70 г. Это ясно из параллельного рассказа у Луки (21:20−24).

Эта часть проповеди связана с первым вопросом, заданным учениками (ст. 3). Однако разрушение Иерусалима предвещает Последний суд и, тем самым, может служить прообразом грядущего гнева.

24:15 мерзость запустения. Можно толковать как «мерзость, происходящая от запустения». Вероятно, этот стих надо читать в свете 23:38. Иерусалим претерпевает такую осаду, ибо запущен духовно, так как упорно и нераскаянно отказывался подчиниться Богу (Иер 12:7; Иер 22:5). Такое толкование согласуется с Лукой: «Когда же увидите Иерусалим, окруженный войсками» (21:20), и Даниилом (8:13), где мятежность народа Божия приводит к разрушению храма. Большая часть ученых связывают «мерзость» не с самим судом, а с причинами, приведшими к тому, что суд Божий излился на Иерусалим.

«Мерзость запустения» у Даниила (9:27) происходит во время семидесятилетнего плена; Дан 11:31 напоминает о мерзости времен Антиоха Епифана, который осквернил храм жертвами Зевсу в 168 г. до Р.Х.; Дан 12:11, возможно, говорит о разрушении Иерусалима или же о злодеяниях последнего антихриста.

читающий да разумеет. Возможно, это слова не евангелиста Матфея, а Самого Иисуса. В любом случае они означают не «пусть поймет тот, кто читает это Евангелие», а «пусть тот, кто читает Даниила, поймет, о чем на самом деле говорит пророк».

24:16 да бегут в горы. Согласно Евсевию, историку ранней церкви, христиане во время Иудейской войны действительно оставили Иерусалим во исполнение пророчества.

24:22 те дни. Хотя обычно это связывают со ст. 15−21, возможно, что речь идет обо всех «болезнях» (ст. 4−14).

24:24 если возможно. Точнее: «если бы то было возможно». Хотя лжепророки стремятся прельстить именно избранных, успеха они не добьются. См. статью «Сохранение святых».

24:27 как молния. Пришествие Христа явно, очевидно, его нельзя ни с чем спутать.

24:28 где будет труп. Знамения Второго пришествия будут столь же очевидными, как несомненно: где собрались орлы, там — труп. См. ком. к Лк 17:37.

24:29−31 Полагают, что в этих стихах говорится о поражении сатанинского войска, о победе Сына Человеческого и о распространении Евангелия по всему миру (что символически и произошло при разрушении Иерусалима). Но язык ст. 31 — такой же, как 13:41; 16:27 и 25:31, а также 1Кор 15:52 и 1Фес 4:14−17. Это позволяет считать, что речь здесь идет о Втором пришествии и суде.

24:30 знамение. Сам Христос или первые мгновения Его пришествия.

24:34 род сей. Возможно, тип людей — «род лукавый и прелюбодейный» (12:39).

все сие. Соответствует тем же словам в ст. 33, где речь идет еще не о самом конце. Это — «родовые схватки» и знамения, которые только указывают на пришествие Христа (включая осаду и падение Иерусалима). Это пророчество во всех деталях, кроме самого пришествия, так или иначе свершилось еще при жизни апостолов.

24:36 никто не знает. Этими словами пресекаются попытки предсказать, когда вернется Христос. См. статью «Полнота человеческого естества в Иисусе Христе».

24:42 бодрствуйте. Состояние активной деятельности, а не пассивного ожидания (ст. 45−51). См. статью «Второе пришествие Иисуса Христа».



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.