По Матфею 4 глава

Евангелие по Матфею
Русского Библейского Центра → Новой Женевской Библии

Русского Библейского Центра

1 Дух привел Иисуса в пустыню на испытание от Дьявола.
2 Сорок дней и ночей Иисус держал пост и изголодался.
3 К Нему подходит Искуситель и говорит: «Если Ты Божий Сын, скажи этим камням — пусть сделаются хлебом».
4 Иисус ответил: «Написано: “Жизнь человека — это не один хлеб, это и каждое слово, сказанное Богом”».
5 Тогда Дьявол ведет Иисуса в святой город, ставит на макушку Храма
6 И говорит: «Если Ты Божий Сын, бросайся вниз! Написано: “Ангелам Своим прикажет” — и — “понесут Тебя на руках, не дадут ноге Твоей оступиться о камень”».
7 Иисус ответил: «Написано и так: “Не искушай Господа, Бога твоего”».
8 Снова Дьявол ведет Иисуса на очень высокую гору и показывает Ему все царства мира в блеске их славы.
9 И говорит: «Дам все это Тебе, если падешь передо мной и поклонишься».
10 Иисус говорит ему: «Уберись от Меня, Сатана! Написано: “Поклоняйся Господу, Богу твоему. Его одного почитай”».
11 После этого Дьявол оставляет Его. Пришли ангелы и служили Иисусу.
12 Иисус узнал, что Иоанна взяли под стражу, и ушел в Галилею.
13 Назарет Он покинул и поселился в приморском городе Капернауме, в краях Завулона и Неффалима.
14 Сбылось сказанное через пророка Исайю:
15 «Земля Завулона, земля Неффалима, где пролегает приморский путь за рекой Иордан, языческая Галилея!
16 Народ, живущий во тьме, увидел свет великий. К жителям страны, объятой смертной тенью, пришел свет».
17 С этого времени Иисус начал провозглашать: «Покайтесь! Царство Небесное не за горами».
18 Проходя берегом Галилейского моря, Он увидел двух рыбаков, братьев, — Симона, по прозванию Петр, и его брата Андрея (они забрасывали в море сеть), —
19 И говорит им: «Идите за Мной. Я сделаю вас ловцами людей».
20 Они сразу бросили сети и пошли за Ним.
21 Пройдя дальше, Он увидел двух других братьев — это были Иаков, сын Зеведея, и его брат Иоанн. Они в лодке чинили сети со своим отцом Зеведеем. Иисус позвал и их за Собой.
22 Они сразу оставили лодку и отца и пошли за Ним.
23 Иисус ходил по Галилее и говорил в синагогах, провозглашал евангелие Царства и исцелял народ от всякой болезни, всякого нездоровья.
24 Молва о Нем прошла по всей Сирии. Стали приносить к Нему больных на исцеление от самых разных недугов: страдающих болями, одержимых бесами, припадочных, парализованных. Иисус всех исцелял.
25 И шел и шел за Ним целыми толпами народ из Галилеи, Десятиградия, Иерусалима, Иудеи и Заиорданья.

Новой Женевской Библии

4:1 для искушения. Хотя Бог искушаем не бывает (Иак 1:13), наши искушения входят в промысел Божий для нашего же добра. Если устоим — станем сильнее; если поддадимся — научимся лучше понимать, что нам нужно для дальнейшего освящения и благословения.

Искушения Христа соответствуют (и противопоставляются) испытаниям Израиля в пустыне. Сорок дней перекликаются с сорока годами (Числ 14:34). Пребывание Иисуса в пустыне соотносится с местом во Второзаконии (8:1−5), на которое Он Сам и ссылается в ответе на одно из искушений. Опыт Израиля в пустыне явился прообразом, тенью испытания Иисуса.

Описанные искушения свойственны всем: похоть плоти, гордыня, желание обладать (1Ин 2:16). Но каждое из них — еще и чисто мессианское. Сатана, обращаясь к Иисусу, ссылается на Его Божественное право: «если Ты Сын Божий» (ст. 3:6; ср. 27:40). Последнее искушение предлагает Иисусу путь к царствованию, следуя которым можно миновать крест. Иисус был искушаем так же, как и мы (Евр 4:15), но Он не согрешил. Он может «быть милостивым и верным первосвященником пред Богом» (Евр 2:17) и ходатайствовать за нас, поскольку по Своей человеческой природе Он знает, что значит подвергаться искушению. См. ком. к Лк 3:22; статью «Безгрешность Иисуса».

4:3 Сын Божий. См. ком. к 16:16.

4:4 всяким словом. Во Втор 8:3 это относится к слову Божию о направлении движения по пустыне и о манне небесной. Иисус не согласился подвергнуть испытанию Свое доверие к Богу. На каждое искушение сатаны Он отвечает словами Писания. «Меч духовный — Слово Божие» (Еф 6:17), и Иисус в духовном борении опирается на Писание. См. статью «Слово Божие: Писание как откровение».

4:5 на крыле храма. Возможно, речь идет о выступе стены храма над долиной Кедрона.

4:6 И сатана может ссылаться на Писание, но он использует Пс 90:11−12 в значении, прямо противоположном истинному. Псалом 90 призывает довериться Богу; сатана пытается подменить доверие проверкой, подвергая сомнению верность Божию. См. статью «Сатана».

4:7 Израиль «искушал» Бога в Массе и Мериве (Исх 17:1−7).

4:10 Иисус отвергает идолопоклонство. Он повелевает сатане отойти, ибо уже победил «сильного» (см. 12:29).

4:15 Галилея языческая. Матфей подчеркивает, что в земном служении Иисус сосредоточен исключительно на доме Израилевом (10:5−6). Однако замечание, что служение это исполняет слова Исаии (9:2), является доказательством, что 28:19 у Матфея не приписан позднее; конечная цель включает все народы.

4:17 С того времени. Слова эти встречаются также в 16:21 и обозначают переход от подготовки к периоду общественного служения Иисуса.

приблизилось. См. ком. к 3:2.

4:23 уча... проповедуя... исцеляя. Уча, Иисус говорил о природе и цели Царства Божия, как это видно из Нагорной проповеди (гл. 5−7) и притч о Царстве (гл. 13). Проповедуя, Он благовествовал о приближении Царства, т.е. осуществлении главного Божиего замысла в истории. Исцеления же знаменовали, что Царство действительно пришло (11:5).

4:24 по всей Сирии. Понимать это можно по-разному. Для римлян это, в сущности, означало всю Палестину, кроме Галилеи (Лк 2:2). Галилеянин, вероятно, подразумевал бы под этим словом земли севернее Галилеи, от Средиземноморья до Дамаска.

бесноватых. Здесь подчеркнуто отличие «бесноватости» от припадков эпилепсии (ср. 17:15).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.