По Матфею 6 глава

Евангелие по Матфею
Русского Библейского Центра → Новой Женевской Библии

Русского Библейского Центра

1 «Не выставляйтесь перед народом со своим благочестием, а не то нет вам награды от вашего Небесного Отца.
2 Подавая милостыню, не труби на весь свет, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы нахваливали их люди. Поверьте Мне, они уже получили свою награду.
3 Когда подаешь, пусть левая твоя рука не знает, что делает правая,
4 И подаяние совершается втайне. Отец твой втайне все видит и тебе воздаст.
5 Когда молитесь, не уподобляйтесь лицемерам, которые любят молиться напоказ перед всеми в синагогах и на перекрестках. Поверьте Мне, они уже получили свою награду.
6 Закройся у себя в четырех стенах и молись Отцу своему втайне. Отец твой втайне все видит и тебе воздаст.
7 Молитву не обставляйте заклинаниями, как язычники: они думают, что краткая молитва не доходчива.
8 Не уподобляйтесь им. Отец ваш знает о вашей просьбе, когда вы Его еще и не просили.
9 А молитесь так: Отче наш на небесах! Да святится имя Твое!
10 Да придет Царство Твое! Да будет воля Твоя — и на земле, как на небе!
11 Хлеб наш насущный дай нам на сегодня.
12 Прости нам долги наши, как и мы своим должникам простили.
13 И не испытывай нас, избавь от Окаянного.
14 Если прощаете вину виноватому, простит вам и ваш Небесный Отец.
15 А если не прощаете, не простит вам вины и ваш Отец.
16 Когда поститесь, не напускайте на себя печаль, как лицемеры. Они корчат из себя бледную немочь и всем своим видом дают людям понять, что постятся. Поверьте Мне, они уже получили свою награду.
17 К посту возлей масло на голову и умой лицо.
18 И не перед людьми постись, а втайне перед своим Отцом. Отец твой втайне все видит и тебе воздаст.
19 Не собирайте сокровищ на земле, где точит их моль и червь и где добираются до них воры и крадут.
20 Собирайте сокровища на небе, где не точит их моль и червь и где не добираются до них воры и не крадут.
21 Где ваше сокровище, там и ваше сердце.
22 Светильник тела — глаз. Взор твой светел, потому что внутри тебя свет.
23 И взор твой черен, потому что внутри тебя тьма. Если в тебе нет света, значит, там тьма, одна черная темень.
24 Нельзя быть слугой двух господ. Одному слуга будет служить с охотой, а другому кое-как; одним будет дорожить, а другим пренебрегать. Нет, нельзя сразу служить и Богу, и маммоне.
25 Говорю вам: не хлопочите о еде (надо как-то жить) и об одежде (надо как-то одеваться). Жизнь дороже пищи, а тело — одежды.
26 Посмотрите на птиц в небе: они не сеют, не жнут, не собирают в амбары. Их кормит ваш Небесный Отец. А к вам внимания куда больше.
27 Кто из вас может своими силами хоть на миг продлить свое время?
28 Зачем хлопотать об одежде? Подумайте, как растут на лугах лилии: они не трудятся, не прядут.
29 Но говорю вам: даже у Соломона, при всем его великолепии, не было таких нарядов, какие есть у них.
30 Если простую траву на лугах, которая сегодня здесь, а завтра пойдет в печь, Бог так одевает, то вас и подавно, маловеры!
31 Поэтому освободите себя от вопросов “Что нам есть?” — “Что пить?” — “Во что одеваться?” —
32 Этим забивают себе голову язычники. Ваш Небесный Отец и без того знает о ваших нуждах.
33 Первейшая ваша забота — Божье Царство и Божья правда. Все остальное приложится.
34 Не хлопочите о завтрашнем дне: он сам займется собой. Своей головной боли хватает каждому дню».

Новой Женевской Библии

6:1 Иудейское благочестие предполагало три «дела праведности»: милостыню, молитву и пост. Иисус подтверждает, что все это хорошо только тогда, когда совершается из послушания Богу и любви к Нему, а не ради мирской славы.

6:2 лицемеры. В Новом Завете лицемер — тот, кто, считая себя благочестивым и праведным, прикрывает свою злонамеренность притворной добродетелью. Те, кого Иисус обличает в гл. 23, не подозревают о своем лицемерии.

6:5 См. статью «Молитва».

6:7 не говорите лишнего. Это не противоречит тому, что сказано у Луки в гл. 18: следует просить у Бога того, что согласуется с Его волей, но не полагать, что на Него действует многословие.

6:9−13 Обычно эту молитву называют Господней, но лучше назвать ее молитвой учеников. В ней семь прошений. В трех первых — просьба, чтобы Бог был прославлен, остальные четыре касаются того, что нужно для земной жизни. Вся молитва проникнута осознанием полной зависимости от Бога.

6:9 да святится имя Твое. Не только создания Божии могут святить Его имя, но Бог Сам освящает Себя, будучи Святым Судьей и Спасителем. См. статью «Усыновление».

6:11 хлеб наш насущный. Слово, соответствующее в греческом тексте русскому «насущный», неоднозначно, и его понимали по-разному: «каждодневный», «необходимый», «завтрашний» и даже «тот, который мы будем есть в Царстве Божием». Существует три основных богословских толкования этого понятия: 1) сакраментальное — речь идет о хлебе, преломляемом в воспоминание о смерти Господа и представляющем тело Христово; 2) эсхатологическое — речь идет о жизни в наступающем Царстве, и прошение это продолжает слова ст. 10: «Да приидет Царствие Твое»; 3) прямое — речь идет о том, чтобы Бог удовлетворял ежедневные физические нужды молящегося.

6:12 долги наши. Естественно, речь идет о духовных долгах. Христиане прощены Богом и потому сами должны прощать (18:32−33). Если не прощаешь других, не вправе претендовать на Божие прощение (ст. 14:15).

6:13 не введи нас в искушение. Прощенные уповают на Бога и не переоценивают себя. Отец Небесный может испытать нас (4:1; Втор 8:2), но не допустит искушения, которое выше наших сил (1Кор 10:13).

6:17 помажь голову твою. Символ радости (ср. Пс 22:5; Пс 44:8; Пс 103:15; Ис 61:3); в быту это делали каждый день, кроме поста (Дан 10:3). Тот, кто не умащал голову елеем, как бы выставлял напоказ свое благочестие, демонстрируя всем, что он пребывает в посту.

6:19 ржа. В греческом языке это слово означает не только «ржавчину», т.е. коррозию металла, но и плесень, гниение дерева и т.п. Все временное, мирское тленно.

6:23 свет. При свете мы видим, а значит «свет, который в тебе» — это свет, в котором мы истолковываем окружающий мир. Если мировоззрение ложно, тогда восприятие действительности будет искаженным.

6:26 не сеют. Суть не в том, что птицы ничего не делают, а в том, что они не беспокоятся о будущем. Тревога о дне завтрашнем свидетельствует о недоверии к Богу, Его провидению и заботе (32:33). См. статью «Божественное провидение».

27 на один локоть. Мера длины приблизительно 60 см. Это слово употреблено, по всей видимости, иносказательно, в значении «короткий отрезок» (скорее времени, чем пространства).

6:33 Ищите же прежде царства Божия и правды Его. Наиболее важным в жизни должны быть суверенная Божия воля и правильные отношения с Ним. Это и означает «правда», т.е. праведность (см. 3:15). Суета и забота с праведностью несовместимы; сомневаясь в благости Божией или в Его всевластии, мы уходим от истинных целей жизни. Бог удовлетворит нужды тех, кто всецело полагается на Него.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.