По Марку 2 глава

Евангелие по Марку
Русского Библейского Центра → Новой Женевской Библии

Русского Библейского Центра

1 Спустя несколько дней Он вернулся в Капернаум, и вскоре все уже знали, что Он у Себя дома.
2 Собралось много народу. Места не хватало, теснились даже в дверях. Иисус проповедовал Слово.
3 Принесли к Нему паралитика,
4 Но не смогли протолкаться сквозь толпу. Тогда те четверо, что принесли его, разобрали крышу и оттуда спустили к Иисусу подстилку и на ней паралитика.
5 Иисус увидел в этом веру и говорит больному: «Чадо! Прощаются твои грехи».
6 Но книжники, которые там сидели, рассудили по-своему:
7 «Это же кощунство! Кто, кроме Бога, может прощать грехи?».
8 Иисус духом проник в их тихие разговоры и сразу говорит: «Напрасно вы так думаете.
9 Что легче? Сказать паралитику: прощаются твои грехи? Или сказать: встань, бери подстилку и иди?
10 Пора вам знать, что есть на земле у Сына человеческого власть — прощать грехи». И говорит паралитику:
11 «Говорю тебе: встань! Бери подстилку и иди домой».
12 Больной сразу встал, взял подстилку и у всех на глазах пошел. Люди удивлялись, славили Бога и говорили: «Ничего подобного мы сроду не видели».
13 Иисус снова вышел к морю. К Нему толпами начал стекаться народ, а Он говорил.
14 Левий, Алфеев сын, сидел у себя в конторке сборщика податей. Иисус шел мимо, увидел его и говорит: «Иди за Мной». Левий встал и пошел за Иисусом.
15 Иисус был потом у него в гостях со Своими учениками. Вместе с Ним угощались грешники — сборщики податей и другие. Таких за Ним шло много.
16 Книжники, из фарисеев, видят, что Иисус ест со сборщиками податей и другими грешниками, и говорят Его ученикам: «С кем ест? Со сборщиками податей, со всякими грешниками!».
17 Иисус услышал и говорит: «Не здоровым нужен врач, а больным. Я пришел призвать не праведников, а грешников».
18 Ученики Иоанна и фарисеи постились, и люди спрашивают Иисуса: «Почему ученики Иоанна и ученики фарисеев постятся, а Твои нет?».
19 Иисус ответил: «Зачем гости жениха будут поститься на свадьбе? Жених-то еще тут. Пока он тут, у них нет причины поститься.
20 Придет время — отнимут у них жениха. Тогда в тот день они и будут поститься.
21 Новой тканью старую ризу не подлатывают. Новая ткань сядет и выдерет еще больше из старой.
22 И молодое вино в старые мехи не наливают: оно разорвет их, тогда и вина нет, и мехи пропали. Нет, молодое вино наливают в новые мехи».
23 Както в субботу Иисус проходил по хлебным полям. Его ученики мимоходом срывали колосья.
24 Фарисеи говорят Ему: «Зачем они это делают? В субботу нельзя».
25 Он ответил: «А то вы не знаете, что было, когда Давид со своими людьми захотел есть, а ничего не нашлось.
26 Тогда архиереем был Авиафар. Давид вошел в Божий Дом и ел жертвенный хлеб и, хотя этот хлеб нельзя есть никому, кроме священников, дал еще и своим людям».
27 И Иисус сказал: «Суббота для человека, а не человек для субботы.
28 Каждый сам хозяин своей субботы».

Новой Женевской Библии

2:1 в доме. По всей видимости, в доме Петра (1:29).

2:4 раскрыли кровлю. Это не составляло труда, поскольку кровли были сделаны из веток и глины и поддерживались поперечными балками.

2:5 веру их. Общую веру больного и принесших его людей.

прощаются тебе грехи твои. О том, что грех является причиной болезни, свидетельствует как Ветхий (Исх 15:26; Втор 28:58−61; 2Пар 21:18), так и Новый Завет (Ин 5:14; см., однако, Ин 9:2). Неожиданной для присутствующих явилась власть Иисуса прощать грех, поскольку, согласно Писанию, это исключительная прерогатива Бога (Исх 34:7; Ис 1:18).

2:10 Сын Человеческий. Сын Божий в облике человека. Мессианский титул.

2:14 Левия Алфеева. У евангелиста Матфея (9:9−13) этот человек назван Матфеем. Поскольку Матфей присутствует в приводимом Марком списке апостолов (3:18), тогда как имени Левия там нет, следует предположить, что Левий, подобно Симону, став учеником и апостолом Иисуса, получил новое имя.

у сбора пошлин. Палатки сборщиков пошлин стояли на больших торговых путях, у мостов и каналов, где взимались пошлины за провоз товаров, а также в местах рыболовецкого промысла, где собирались налоги с рыбаков. К сборщикам пошлины испытывали неприязнь за их противозаконные поборы, но особенно за сотрудничество с римскими завоевателями (собранные средства поступали в римскую казну).

2:15 грешники. Так фарисеи называли всех иудеев, которые не следовали их преданиям, относившимся к соблюдению обрядовой чистоты.

возлежали с Ним. Вступая в контакт с грешниками, Иисус становился равным им, поскольку раввинские предписания строжайшим образом запрещали всем учителям закона участие в подобных трапезах.

2:16 фарисеи. Фарисеи были богословскими наследниками хасидов, сторонников движения, возникшего во II в. до Р.Х. в качестве реакции на проникновение в иудаизм эллинистических языческих влияний. Хасиды придавали особое значение личному благочестию, изучению и соблюдению закона. Во времена Иисуса строгое соблюдение закона и особенно правил, касающихся обрядовой чистоты, достигалось за счет исполнения ряда казуистических требований, известных как «предания старцев» (7:3). Необходимость знания самого закона и бесконечных толкований к нему, естественно, порождала социальное и религиозное разделение между профессиональной элитой — «праведными» и прочими людьми — «грешниками».

2:18 постились. Законом предусматривался только один ежегодный пост — Йом Киппур, т.е. день Искупления (Лев 16:29−31; ср. Деян 27:9, где Йом Киппур назван «постом»). Тем не менее, как знак раскаяния и покаяния пост уже со времен судей являлся составной частью ветхозаветной духовности (Суд 20:26; 3Цар 21:27), превращаясь, однако, со временем в формальный обряд (Ис 58:3). Неудивительно, что фарисеи и их последователи постились дважды в неделю (Лк 18:12). Поскольку главным в учении Иоанна Крестителя был призыв к покаянию (Мф 3:11), для его учеников пост был приемлем.

2:19 жених. В Ветхом Завете широко используется брачная символика, при которой Бог выступает в образе мужа, Израиль — жены («дочь Сиона»), а завет уподобляется браку. Иисус, еще не заключивший брачный завет с Церковью («невестой Агнца», Откр 21:9), именует себя женихом.

2:23 в субботу ... начали срывать колосья. Срывание колосьев не только не запрещалось законом, но, напротив, позволялось (Втор 23:25). Фарисеи, таким образом, обвиняли учеников не за то, что они срывали колосья и ели, а за то, что делали это в субботу. Талмуд это категорически запрещает. Срывание и растирание колосьев для отделения зерен от шелухи приравнивалось к молотьбе и считалось одной из 39 рядовых работ, запрещенных в субботу.

2:25 Давид. Давид ел освященный хлеб, который положено было есть только священникам (1Цар 21:5). Поступок Давида являлся нарушением не субботнего закона, а закона храма и скинии. Спаситель рассуждает здесь по принципу эквивалентов: храм и суббота были равны по святости.

2:26 при... Авиафаре. В 1Цар 21:1−6 утверждается, что священником, который дал Давиду освященный хлеб, был Авимелех, отец Авиафара, а не Авиафар. Существуют предположения, что упомянутый священник носил два имени — и Авиафар, и Авимелех.

2:28 господин и субботы. Бог имеет власть над всеми днями. Однако суббота оговаривалась особо, как день, посвященный Господу Богу (см. Исх 16:23, 25; Лев 23:3; Втор 5:14), и поэтому господином (хозяином) субботнего времени был Бог. Называя Себя господином субботы, Иисус, тем самым, уравнивает Себя с Богом.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.