По Марку 4 глава

Евангелие по Марку
Русского Библейского Центра → Новой Женевской Библии

Русского Библейского Центра

1 Иисус снова учил народ у моря. Собралась большая толпа. Иисус перешел в лодку и в лодке на плаву сидел. Люди стояли на берегу.
2 Иисус рассказывал притчу за притчей. Он говорил:
3 «Слушайте! Вышел сеятель сеять.
4 И когда он сеял, часть рассыпалась по тропе. Слетелись птицы и поклевали зерна.
5 Другие упали среди камней, где не так много земли, и в неглубокой почве вскоре пустили ростки.
6 Но на солнце ростки завяли и из-за слабости корней засохли совсем.
7 Некоторые упали в терние. Поднялось терние и заглушило их, и они не дали плода.
8 А еще другие упали на хорошую почву и оправдались урожаем: взошли и умножились одни в тридцать, другие в шестьдесят, третьи во сто крат».
9 Иисус сказал: «У кого есть уши — слушай!».
10 Двенадцать учеников и те, что остались с ними, спрашивают Его: для чего притчи?
11 Иисус отвечал: «Вам дано знать тайну Божьего Царства, а кто вне вашего круга, тем все подается в притчах,
12 Чтобы “оком они смотрели и не видели, ухом слышали и не понимали, и ко Мне не обратились, и не было им прощения”».
13 И говорит им: «Вы так и не поняли этой притчи? Что же вы понимаете в других притчах?
14 Сеятель сеет Слово.
15 Рассыпанное по тропе во время сева — это о тех, кто услышал Слово, но пришел Сатана и тут же утащил Слово, что заронилось.
16 Так же и упавшее среди камней указывает на тех, кто услышит Слово и тут же с радостью принимает его,
17 Но корнем не располагает и не вынослив. С началом испытаний и гонений за Слово такие сразу сникают.
18 Упавшее в терние — это о тех, кто слышит Слово,
19 Но мелочи жизни, обольщение богатства и другие пристрастия заглушают Слово и оно на дает плода.
20 А упавшее на хорошую почву — о тех, кто слышит Слово, берет от Него и возвращает плодами один в тридцать, другой в шестьдесят, третий во сто крат».
21 Иисус сказал: «Для чего в доме светильник? Чтобы накрыть его ковшом или задвинуть под кровать? Нет, чтобы поставить на ножку!
22 Никакая тайна не удержится — на все прольется свет. Никакой секрет не сохранится — все выйдет наружу.
23 У кого есть уши — слушай!».
24 И говорит: «Слушайте и вникайте! Какой мерой мерите, такой и вам будет отмерено, да еще через верх.
25 Имущему дастся, а у неимущего отнимется и то, что есть».
26 Иисус продолжал: «Божье Царство — это вот как такой случай. Человек бросает в землю семя
27 И спит себе ночами, по утрам встает — и знать не знает, почему оно всходит и идет в рост.
28 Сама по себе растит земля свой плод: сначала росток, потом колос, потом полное зерно в колосе.
29 А когда созревает зерно, хозяин сразу берет в руки серп, и начинается жатва».
30 И еще Иисус сказал: «С чем можно сравнить Божье Царство? Какая подошла бы тут притча?
31 Вот, к примеру, горчичное зернышко в земле. По сравнению с другими семенами, оно самое маленькое в природе,
32 Но когда посеешь, хорошо растет, поднимается высоко над грядками, далеко простирает ветви. И в его тени птицы вьют гнезда».
33 У Иисуса было много таких притч, и люди, слушая Его, учились на них.
34 Так, на притчах, Он всегда учил народ, а их смысл раскрывал ученикам отдельно.
35 В тот день вечером Он сказал ученикам: «Давайте поплывем на ту сторону».
36 Ученики оставили толпу, расселись по своим лодкам и поплыли с Иисусом.
37 В пути их застигла сильная гроза. Волны с размаху бьют в лодку и она быстро наполняется водой.
38 Иисус спал на корме, где подголовье. Его будят и говорят: «Учитель! Ты что, бросил нас? Погибаем!».
39 Иисус проснулся и унял ветер и море, крикнул: «Стойте! Угомонитесь!». Буря утихла. Наступила мертвая тишина.
40 Иисус говорит: «Что вы так перепугались? Как это у вас все нет веры?».
41 Ученикам стало не по себе. В страхе они спрашивали друг друга: «Кто же Он такой, что Его слушаются ветер и море?».

Новой Женевской Библии

4:2 притчами. Греч.: «параболе» (притча) происходит от выражения «брошенное рядом»; таким образом, притчи, наряду с внешним, открытым смыслом, содержат и внутренний, скрытый смысл, что и позволяло евреям называть их словом «машал» — «загадка».

4:3−8 Разъяснение этой притчи (ее «отгадку») дает Сам Иисус (ст. 14−20).

4:9 кто имеет уши... да слышит. См. также ст. 23; Мф 11:15; Мф 13:9, 43; Лк 8:8; Лк 14:35; Откр 2:7. Этими словами Иисус как бы предупреждает, что во внешнем, открытом повествовании необходимо уловить («услышать») скрытый, внутренний смысл.

4:10 окружающие Его... вместе с двенадцатью. Очевидно, в число близких последователей, кроме двенадцати учеников, входили и другие люди.

спросили... о притче. Согласно другим древним кодексам — «спрашивали о притчах», т.е. действие имело постоянный характер, а не разовый.

4:11 вам дано знать тайны Царства Божия. Согласно другим древним кодексам — «вам тайна Царства Божия дана». Такое изложение слов Христа подчеркивает, что дано не знание тайны (которое может быть чисто внешним, без какого-либо воздействия на знающего), а дана сама тайна, т.е. то, что является Царством Божиим. См. Мф 13:12.

4:12 не видят, и не разумеют. Такое состояние «внешних» (ст. 11) объясняется тем обстоятельством, что тайна Царства им не дана, а именно она дает разумение. Вырисовывается строгая закономерность: не от разумения — к тайне Царства, а, напротив, от обладания тайной — к ее разумению. См. Лк 17:21.

да не обратятся, и прощены будут им грехи. Конструкция данной фразы делает правомочным и такой ее перевод: «поэтому и не обратятся (не могут обратиться), чтобы прощены им были их грехи».

4:13 не понимаете..? Иисуса удивляет, что именно ученики не понимают, поскольку само обладание тайной Царства (т.е. Царством) уже дает понимание (ср. Ин 8:43). По всей видимости, ученики еще не научились пользоваться тем, чем обладают. Обрести это умение — цель ученичества.

4:21 Эта притча имеет прямое отношение к ст. 13 и поясняет вопрос Иисуса.

свеча. Царство Божие, находящееся в человеке; свет «свечи», кроме всего прочего, дает понимание (в т.ч. и притчей).

поставить... под сосуд... под кровать. Т.е. не знать, для чего предназначена свеча и не пользоваться ее светом.

чтобы поставить ее на подсвечнике? Царство Божие дано человеку не для того, чтобы он гасил в себе его свет, а напротив, чтобы жил в свете этого Царства и светил другим людям. См. Мф 5:14, 16; Лк 8:16; Лк 11:35; Еф 5:8.

4:22 ничего тайного. Иисус предсказывает, что хотя в продолжение Его земного служения многие истины остаются сокрытыми для людей, настанет день (а именно, день Его воскресения), начиная с которого все тайны будут раскрываться (Мф 10:26−27; Лк 12:2−3).

4:24 какою мерою. Будущее повсеместное возвещение тайны Божиего Царства будет вознаграждаться в прямой зависимости от того, насколько каждый христианин будет верен исполнению этой задачи.

4:25 дано будет. См. Мф 13:12; ком. к 4:11.

4:26−32 Этот фрагмент содержит две притчи, являющиеся парафразами Царства Божия и начинающиеся словами: «Царствие Божие подобно» (ст. 26) и «Чему уподобим Царствие Божие?» (ст. 30). Поскольку обе притчи подразумевают одно и то же, они, несмотря на различие используемых образов, должны иметь и нечто общее, причем это общее должно привлечь внимание слушателей, показать, что разгадка притчи, ее внутренний смысл именно в этом. В обеих притчах общим является то, что семя (первая притча) и горчичное зерно (вторая) бросаются (сеются) в землю. А поскольку Сам Иисус, только что разъяснил ученикам символику притчи о сеятеле и сказал, что земля — это люди, то, применяя значение этого символа к двум данным притчам, становится ясно, что Царство Божие сеется в людях («внутрь вас есть», Лк 17:21) и поэтому приход его не будет внешне приметным (Лк 17:20). И это — одна из его тайн.

4:37 великая буря. Сильный шторм.

4:38 Он спал. Иисус весь день учил людей и утомился. Марк, подобно Иоанну (Ин 4:6; 11:35, 38), подчеркивает тот факт, что Иисус обладал всей полнотой человеческой природы. Говоря языком Павла, Иисус облекся в подлинную человеческую плоть, однако без греховности, идущей от Адама (Рим 5:12−21; 8:13; ср. 2Кор 5:21).

4:39 умолкни, перестань. Иисус имеет силу и власть прощать грехи (2:10), является господином субботы (2:28), обладает авторитетом в учении (1:22) и властью над нечистыми духами (1:27), а сейчас Он демонстрирует Свою власть над природой. Ср. Исх 4:9, где Бог через Моисея показывает Себя господином над рекой Нил, которую египтяне считали божеством, и над Красным морем (Исх 14:16). Успокоение бури Иисус совершает по той же схеме, что и изгнание бесов. Сталкиваясь с проявлениями демонических сил (1:24; 5:4), Иисус приказывает: «Замолчи» (1:25), и стихия унимается (5:15). Связывая «сильного» (3:23−27), Иисус требует возвратить живую тварь, которая однажды, благодаря победе Христа, узнает «свободу славы детей Божиих» (Рим 8:19−21).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.