По Луке 12 глава

Евангелие по Луке
Русского Библейского Центра → Новой Женевской Библии

Русского Библейского Центра

1 Как-то раз собралась большая толпа. Тысячи людей теснили друг друга. Иисус начал с того, что обратился к Своим ученикам. Он сказал: «Остерегайтесь фарисейской закваски — фарисейского лицемерия.
2 Никакой секрет не сохранится — все откроется. Никакая тайна не удержится — все станет известно.
3 Сказанное в закоулках — услышит весь белый свет. Нашептанное в тихих стенах — прокричат со всех кровель.
4 Говорю вам, друзья Мои: не бойтесь тех, кто не более как убивает тело.
5 Скажу вам, кого бояться. Бойтесь Того, кто Своей властью может убить и ввергнуть в геенну. Говорю вам: Его бойтесь.
6 Два медных гроша стоят пять воробьев, но ни один из них не забыт у Бога.
7 А у вас даже все волосы на голове сочтены. Не бойтесь. Если столько внимания к воробьям, то к вам и подавно!
8 Говорю вам: кто признает Меня перед людьми, того признает и Сын человеческий перед Божьими ангелами.
9 А кто отвергнет Меня перед людьми, того и Он отвергнет перед Божьими ангелами.
10 Кто скажет слово против Сына человеческого, тому простится, а кто будет хулить Святого Духа, тому не простится.
11 Когда будут приводить вас на допрос в синагоги, к владыкам, ко всем высоким властям, пусть вас не заботит, как и на чем строить свою защиту, что говорить.
12 В ту самую пору Святой Дух научит вас, что нужно говорить».
13 Кто-то из толпы попросил: «Учитель! Скажи моему брату, пусть поделится со мной наследством».
14 Иисус ответил: «Человек! Кто поставил Меня творить суд и дележ меж вами?» —
15 Потом говорит: «Не гоняйтесь за выгодой. Судьба человека не равна сумме его добра».
16 И рассказал притчу: «У одного богача созрел в поле на редкость большой урожай.
17 Богач задумался: “Вот незадача! Куда мне девать столько зерна?”
18 И решил: “Я вот что сделаю: снесу старые амбары. Поставлю новые, просторные, и уберу туда весь хлеб, все свое добро.
19 И скажу душе: “Душа! Много добра запасено у тебя на многие годы. Отдыхай! Ешь, пей, радуйся жизни.”
20 Но Бог сказал ему: “Глупая голова! Этой ночью взыщут твою душу. Кому достанутся твои запасы?”
21 Что еще можно сказать человеку, который накопил много добра для себя, но ничего не собрал для Бога?».
22 И сказал ученикам: «Говорю вам: не хлопочите о еде (надо как-то жить) и об одежде(надо как-то одеваться).
23 Жизнь дороже пищи и тело — одежды.
24 Посмотрите на воронов: они не сеют, не жнут. Нет у них ни закромов, ни амбаров. Питает их Бог. А к вам внимания куда больше.
25 Кто из вас может своими силами хоть на миг продлить свое время?
26 Если самого малого сделать не можете, зачем об остальном хлопочете?
27 Посмотрите, как растут лилии: они не трудятся, не прядут. Но говорю вам: даже у Соломона, при всем его великолепии, не было таких нарядов, какие есть у них.
28 Если простую траву на лугах, которая сегодня здесь, а завтра пойдет в печь, Бог так одевает, то вас и подавно, маловеры!
29 Не ломайте голову над тем, что вам есть и что пить. Не нужно крутиться.
30 Этим по всему миру заняты язычники. Ваш Отец и без того знает о ваших нуждах.
31 Первейшая ваша забота — Его Царство. Остальное приложится.
32 Не бойся, малое стадо! Ваш Отец милостиво пожелал дать вам Царство.
33 Продайте свое добро и употребите на нищих. Заведите себе сундуки нетленные — сокровище неоскудевающее на небесах, где его ни вор не достанет, ни моль не источит.
34 Где ваше сокровище, там и ваше сердце.
35 Пора вам подпоясаться, зажечь светильники
36 И последовать примеру тех, кто ждет своего хозяина с брачного пира, чтобы, как только вернется, придет и постучит, сразу ему открыть.
37 Честь рабам, которых не застанет врасплох, придя, их хозяин. Говорю вам, что он подпояшется, пригласит их к столу и, обходя вокруг, будет им подавать.
38 И если среди ночи во вторую стражу придет и в третью стражу придет и застанет прежнее, честь таким рабам.
39 Понятно, что если бы хозяин дома знал, в который час придет вор, он не позволил бы ему забраться в дом!
40 Готовьтесь и вы. Нежданно придет в свой час Сын человеческий».
41 Петр говорит Ему: «Господи! Эта притча — для нас или для всех?».
42 Господь сказал: «Что делает верный и толковый раб-эконом, поставленный хозяином над челядью? Он вовремя, как положено, выдает людям харчи.
43 Честь ему! За этим занятием и застанет его хозяин, когда вернется.
44 Поверьте Мне, он поставит его во главе всего хозяйства.
45 Но что если раб заберет себе в голову, что хозяина можно скоро не ждать, и начнет колотить слуг и служанок, объедаться и пьянствовать?
46 Придет нежданно-негаданно в свой день и час хозяин того раба и рассечет его надвое, потому что вышел из доверия.
47 Раб, который знал волю хозяина и не постарался, не делал, как ему было велено, получит много плетей.
48 А который не знал, но делал наказуемое, будет бит меньше. Кому много дано, с того много взыщется. Кому много доверено, с того больше спросится.
49 Я пришел огонь разжечь на земле. И как же Я хочу, чтобы он уже разгорелся!
50 Крещением должен Я креститься. И как же Я томлюсь, пока это не произойдет!
51 Вы думаете, Я пришел — и на земле будет мир? Нет, говорю вам. Будет разделение!
52 Отныне пятеро в доме разделятся: трое против двух и двое против трех.
53 Отец пойдет против сына и сын против отца, мать против дочери и дочь против матери, свекровь против невестки и невестка против свекрови».
54 Людям в толпе Он говорил: «Видя, как на западе поднимается туча, вы не долго думая говорите: “К дождю” — и так и выходит.
55 А подует южный ветер, вы говорите: “К жаре” — и так и выходит.
56 Лицемеры! Приметы земли и неба разглядеть умеете. Как же не хотите видеть приметы времени?
57 Почему у вас нет своего суждения о правде?
58 Когда идешь с противником к властям, еще по дороге убеди его не тягаться, не то он потащит тебя к судье, судья передаст тебя караульному, а караульный затолкает тебя в тюрьму.
59 Говорю тебе: не выйдешь оттуда, пока не выплатишь все до последней полушки».

Новой Женевской Библии

12:3 что вы сказали в темноте, то услышится во свете. В день суда Господнего все тайное станет явным, и лицемерие обнажится.

12:4 друзьям Моим. В синоптических Евангелиях Иисус только однажды называет учеников Своими друзьями. В Евангелии от Иоанна такое обращение встречается также единственный раз (Ин 15:14).

12:5 бойтесь того, кто... может ввергнуть в геенну. Такой властью обладает только Бог. Знаменательно, что здесь употреблено слово «геенна», т.е. место вечных мук, а не «гадес», которым называли вообще загробный мир. «Геенна» по-древнееврейски означает «долина Енном». В этой долине, простирающейся за южной стеной Иерусалима, в древности совершались жертвоприношения детей, и с тех пор она слыла проклятым местом (Иер 7:31−33). В новозаветные времена в ней была устроена городская свалка, мусор на которой сжигался днем и ночью.

12:6 Не пять ли малых птиц продаются за два ассария? Две птицы, согласно Матфею, продаются за один ассарий (Мф 10:29); стоимость их столь мала, что при покупке на два ассария одна птица дается в придачу. Если Бог заботится даже о такой мелкой и незаметной твари, народ Божий может не опасаться быть оставленным Божественной заботой.

12:10 кто скажет хулу на Святаго Духа, тому не простится. Хула на Святого Духа — тягчайший из грехов. Злословящий Христа вопреки самым неоспоримым свидетельствам фактически приписывает соделанное Духом через Иисуса Христа сатане. См. статью «Грех, не имеющий прощения».

12:13 скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство. Общие предписания относительно раздела наследства содержатся во Втор 21:15−17; если между наследниками возникали разногласия, урегулировать их приглашался раввин. Человек, обратившийся с этой просьбой к Иисусу, явно хотел решить спор в свою пользу, а не услышать от Него справедливое решение.

12:25 кто из вас... может прибавить себе роста хотя на один локоть? Возможно и иное прочтение этого места: «кто из вас может прибавить хотя бы час к своей жизни?»

Соломон... не одевался так. В поговорку вошла не только мудрость Соломона, но также его богатство и роскошь, которой он окружал себя.

12:33 Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Центральным для данного стиха является противопоставление земного богатства, преходящего и лишающего человека покоя, сокровищам Царства Божиего, неоскудевающему источнику успокоения. Иисус не требовал от Своих последователей непременной бедности; некоторые из них были людьми вполне состоятельными (10:38; Ин 19:27). Обладание земным богатством может и не быть губительным, если оно не подчиняет себе душу человека (ст. 34).

12:35 Да будут чресла ваши препоясаны. Образное выражение, означающее состояние готовности.

12:37 препояшется... станет служить им. Ср. 22:27.

12:38 во вторую стражу, и в третью стражу. Ночное время.

12:42 верный и благоразумный домоправитель. Домоправитель у евреев — раб, назначенный хозяином управлять всем его владением.

12:47 не делал по воле его. Нежелание делать добро заслуживает наказания не менее тяжкого, чем содеянное зло.

12:48 не знал, и сделал достойное наказания. Незнание воли хозяина достойно наказания тогда, когда у раба была возможность узнать ее. Свою волю в отношении Своего народа Бог изложил так, что никакие проступки человека не могут быть оправданы незнанием ее (Рим 1:20; Рим 2:14−15).

12:49 Огонь. См. Деян 2:1−4.

12:50 Крещением должен Я креститься. Христос говорит о Своей смерти и воскресении. Само понятие «крещение» предполагает смерть (погружение в воду) и воскресение для новой жизни.

пока сие совершится. См. Ин 19:30.

12:51 дать мир земле? нет... но разделение. В определенном, очень важном смысле Иисус принес на землю мир (Ин 14:27). Однако человечество разделится на последователей Христа, и тех, кто не с Ним.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.