По Луке 20 глава

Евангелие по Луке
Русского Библейского Центра → Новой Женевской Библии

Русского Библейского Центра

1 В те дни, когда Иисус в Храме учил народ и возвещал евангелие, пришли первосвященники, книжники и старейшины
2 И спрашивают Его: «Скажи, какой властью Ты действуешь? Кто дал Тебе власть?».
3 Он говорит: «Спрошу и Я у вас одно слово. Скажите,
4 Крещение Иоанново откуда было: от Бога или от человека?».
5 Тут они стали гадать: «Если скажем: “От Бога,” — Он спросит: “Почему же тогда вы ему не поверили?” —
6 А если скажем: “От человека,” нас побьют камнями. В народе верят, что Иоанн — пророк».
7 И ответили, что не знают откуда.
8 Тогда Иисус говорит им: «И Я вам не скажу, какой властью действую».
9 Собрался народ, и Иисус рассказал притчу: «Один человек насадил виноградник, сдал его артельщикам и надолго уехал.
10 В урочное время он послал к артельщикам раба за плодами виноградной лозы. Но артельщики избили раба и выпроводили его с пустыми руками.
11 Он послал другого раба. Но и этого они тоже подлым манером избили и выпроводили с пустыми руками.
12 Он послал третьего. Они и третьего опять избили и, израненного, прогнали.
13 Хозяин виноградника подумал: “Что мне делать? Пошлю моего любимого сына. Может быть, его посовестятся.”
14 Увидев сына, артельщики сговорились: “Это единственный наследник. Давайте убьем его, и нам достанется наследство.”
15 И выбросили его за ограду. Убили его. Что после этого сделает с артельщиками хозяин виноградника?
16 Он придет, перебьет их и сдаст виноградник другим». Выслушали и говорят: «Избави Бог!».
17 Глядя на них в упор, Иисус сказал: «О чем это в Писании: “Камень, который отвергли строители, стал во главу угла”?
18 Кто упадет на этот камень — разобьется, а на кого этот камень сам упадет — того раздавит».
19 Книжники и первосвященники понимали, что притча Иисуса указывала прямо на них, и хотели было тут же схватить Его, но побоялись народа.
20 Не упуская Иисуса из виду, они подослали к Нему обманщиков с обличьем праведников. С их помощью они хотели поймать Его на слове и передать по начальству во власть прокуратора.
21 И те говорят Иисусу: «Учитель! Мы знаем, что учение Твое правильное, слово — беспристрастное и учишь Ты людей Божеской истине.
22 Можно платить подать кесарю или нельзя?».
23 Иисус разгадал их хитрость и говорит:
24 «Покажите Мне динарий. Чье это на нем изображение и имя?». Они отвечали: «Кесарево».
25 Он сказал: «Вот и отдавайте кесарю кесарево, а Богу — Божье».
26 И не сумели поймать Его на слове перед народом. Ответ Иисуса сразил их, и им пришлось замолчать.
27 К Иисусу пришли саддукеи, у которых вера не признает воскресения из мертвых, и спрашивают:
28 «Учитель! Моисей оставил нам такое предписание: если муж умрет бездетным, брат должен жениться на вдове и продолжить потомство брата.
29 Было семеро братьев. Первый женился и умер, детей не оставил.
30 И второй,
31 И третий брали вдову, и все повторялось вплоть до седьмого, который тоже умер бездетным.
32 После всех умерла и вдова.
33 Которому из них будет она женой после воскресения, если была каждому?».
34 Иисус сказал: «Пока люди живут, они женятся и выходят замуж,
35 А те, кому после воскресения из мертвых по праву выходит новая жизнь, ни женятся, ни замуж не выходят.
36 Они равны теперь ангелам и умереть уже не могут. После воскресения они — Божьи дети.
37 А что мертвые встанут, это еще Моисей подтвердил у купины, когда назвал Господа Богом Авраама, Богом Исаака и Богом Иакова.
38 Не мертвых Он Бог, а живых. У Него все живы».
39 Среди книжников раздались голоса: «Лучше не скажешь, Учитель!».
40 И уже больше никто не смел в Нем сомневаться.
41 Иисус говорил: «С чего люди взяли, что Христос — сын Давидов?
42 Давид сам говорит в книге Псалмов: “Сказал Господь Господу моему: “Сядь по правую Мою руку,
43 Пока не повергну Твоих врагов Тебе под ноги.”
44 Давид зовет Его Господом. Как это Он сын Давиду?».
45 Народ живо слушал Иисуса. А ученикам Он сказал:
46 «Опасайтесь книжников. Их волнует только одно: приветственные крики на площади, когда они расхаживают там в своих в длиннополых ризах. А в синагоге и на званых обедах они согласны сидеть только на лучших, почетных местах.
47 Они отбирают дома у вдов, а сами любят показаться и читают длинные молитвы. Вот кому будет самый страшный суд!».

Новой Женевской Библии

20:2 кто дал Тебе власть сию? Т.е. право изгонять торгующих из храма. Впервые вопрос о власти (силе) Иисуса возник в связи с изгнанием бесов (см. 11:18; Мф 9:34). В данной ситуации этот вопрос как бы проводит параллель между рукотворным храмом Божиим и человеком — Его нерукотворенным храмом. Иисус очищает оба жилища Божии. Отождествление человека с храмом усилено словами Иисуса о разрушении и созидании храма (см. Мк 14:58).

20:4 крещение Иоанново с небес было, или от человеков? Иисус не уклоняется от заданного Ему вопроса (ст. 3), но хочет, чтобы спрашивающие сами ответили на него. Суть ответа зависела от того, что они скажут об Иоанне, который исповедовал Иисуса как Мессию.

20:5−6 Примечательно, что противники Иисуса задумываются не об истине, а о том, какие последствия может иметь тот или иной их ответ.

20:9−12 Злые виноградари, избивавшие и прогонявшие рабов, которых хозяин посылал к ним за причитавшейся ему платой, символизируют народ, упорно отвергавший посланников Божиих, которые являлись к нему с призывами к покаянию.

20:13 может быть... постыдятся. Т.е. покаются.

20:14 убьем его, и наследство его будет наше. Речь идет о стремлении незаконно присвоить обетования (наследство), принадлежащие Сыну и тем, кому Он захочет дать (см. Ин 5:21; Ин 6:27; Ин 8:36).

20:17 камень, который отвергли строители ... сделался главою угла. См. Пс 117:22. В краеугольный камень храма, как свидетельствует предание, помещался свиток с Законом Божиим. Во-первых, чтобы сохранить и передать потомкам в случае, если в живых не останется никого, кто мог бы рассказать, и если все имеющиеся свитки будут уничтожены врагами Израиля. (Евреи довавилонского периода не допускали мысли, что храм также может быть разрушен.) Такой обычай оправдал себя. Предполагают, что «при исправлении и возобновлении дома» Господня во времена царя Иосии (2Пар, гл. 34) именно в краеугольном камне (который вынули из стены, чтобы заменить новым) была найдена книга Закона. Во-вторых, краеугольный камень лежал в основании здания и служил опорой. А вместе с помещенным в него свитком Закона, краеугольный камень символизировал, что в основании храма (как и всей духовной жизни народа израильского) лежит Закон Божий.

В данном случае псалмопевец пророчески предвидел два выдающихся события: строители «отвергли» камень (извлекли из кладки с целью замены), а в нем оказалась книга Закона; иудейские вожди отвергли Иисуса — а оказалось, что «никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня» (Ин 14:6).

20:21 Ты правдиво говоришь... истинно пути Божию учишь. Сделанное привсенародно, такое заявление, невзирая на его подоплеку, практически исключало всякую возможность судилища над Иисусом и, тем более, обвинительный приговор.

20:22 позволительно ли..? Т.е. «Согласно ли закону Моисееву?» (с точки зрения римских законов, уплата подати была, безусловно, «позволительной»). Человек, задавший этот вопрос, был уверен, что, как бы Иисус ни ответил, Он ответом непременно восстановит против Себя либо римлян, либо евреев.

подать. Имеется в виду налог, который побежденные платили цезарю.

20:24 Покажите Мне динарий. Римскую серебряную монету.

чье на нем изображение и надпись? На римских монетах чеканились изображение и имя правящего императора.

20:27 некоторые из саддукеев. Саддукеи не верили ни во что сверхъестественное, включая и воскресение мертвых (ср. Деян 23:8). См. ком. к Мк 12:18.

20:36 ибо они равны Ангелам. Данные слова Иисуса не следует понимать в том смысле, что воскресшие во всем в точности уподобятся ангелам: просто наше знание о природе ангелов (в том числе об их бессмертии) является ключом к пониманию того, каково будет существование воскресших верующих; так, как и ангелы, они уже не будут знать смерти (1Кор 15:42, 52−55). Бессмертие же упраздняет необходимость брака и воспроизведения себе подобных, в земной жизни служащих для продолжения и сохранения человеческого рода. См. статью «Воскресение и прославление».

20:37 Моисей показал. См. Исх 3:6. Во времена, когда еще не существовало разделения Священного Писания на главы и стихи, ссылки на него обыкновенно привязывались тем или иным запоминающимся эпизодам. Иисус упомянул о Моисее, т.к. саддукеи утверждали, что Моисей никогда не учил о воскресении. Но уже одно то, что Господь открыл ему Себя как Бога патриархов, должно было показать саддукеям, что патриархи остаются живыми, ведь «Бог... не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (ст. 38).

20:41 как говорят, что Христос есть сын Давидов? Иисус ссылается на Пс 109:1, в котором Давид называет Мессию Господом своим и говорит, что Он был вознесен Иеговой по правую руку Его — в знак Его выдающегося положения. Два вывода следуют из этих слов Иисуса. Во-первых, «сын Давидов» — это одновременно и Господь Давида (20:44). Во-вторых, Давид ясно говорит, что Сын, Которому предстояло стать Мессией, — Божественного происхождения; поэтому Давид и называет Его Господом своим.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.