По Луке 22 глава

Евангелие по Луке
Русского Библейского Центра → Новой Женевской Библии

Русского Библейского Центра

1 Приближалась Пасха, праздник Опресноков.
2 У первосвященников и книжников не выходила из головы мысль покончить с Иисусом, только они боялись народа.
3 В Иуду, одного из Двенадцати, по прозванию Искариот, вселился Сатана,
4 И он пошел к первосвященникам и чинам храмовой стражи и договорился с ними, что предаст Иисуса.
5 На радостях они обещали дать ему денег.
6 Он остался доволен и ждал только случая, когда не будет толпы, чтобы Его предать.
7 Подошел день Опресноков, когда следовало быть пасхальному закланию.
8 Иисус отправил с поручением Петра и Иоанна, сказал им: «Ступайте приготовьте пасху. Будем есть».
9 Они спрашивают: «Где велишь приготовить?».
10 Иисус сказал: «Первым в городе повстречается вам человек с кувшином воды. Держитесь за ним. Войдите вслед за ним в дом
11 И скажите хозяину дома: Учитель спрашивает: “Где у тебя место, чтобы Мне есть пасху с Моими учениками?”
12 Он отведет вас наверх в просторную комнату, убранную к случаю. Там приготовьте».
13 Они пошли, и все вышло, как Он говорил. Приготовили пасху.
14 Настал час, и Иисус приступил с апостолами к пасхе.
15 Он сказал: «Велико было Мое желание есть с вами эту пасху перед началом Моих страданий.
16 Говорю вам: не есть Мне новой пасхи, пока она не сотворится в Божьем Царстве».
17 Иисус взял чашу и с благодарением сказал: «Возьмите. Разделите меж собой.
18 Говорю вам: не пить Мне больше с урожая виноградной лозы, пока не придет Божье Царство».
19 Взял хлеб и с благодарением разломил, дал им и сказал: «Это — Мое Тело, оно за вас отдается. Так делайте в память обо Мне».
20 ...Также и чашу после вечери. И сказал: «Эта чаша — новый договор на Моей Крови, она за вас изливается.
21 Но вот какое дело! Рука Моего предателя — с Моей за одним столом.
22 Сын человеческий идет путем предназначенным. Но горе тому, кто Его предаст!».
23 Ученики стали спрашивать друг друга, кто же из них пойдет на такое.
24 Потом у них был спор, кому у них выходит быть главой.
25 Иисус сказал: «У язычников всеми командуют цари и власти предержащие — титулованные благодетели язычников.
26 Среди вас не должно быть так. Кто властвует, пусть будет подвластен, а кто главенствует — подчинен.
27 Один сидит за столом, другой подносит. Кто из них господин? Наверное, тот, кто сидит за столом. А Я вам всем слуга.
28 Вам, кто не оставил Меня в Моих невзгодах,
29 Я завещаю Царство, как завещал Мне Мой Отец.
30 Есть и пить вам за трапезой в Моем Царстве и сидеть на престолах, судить двенадцать племен Израиля.
31 Симон, Симон! Сатане неймется просеять вас, как пшеницу. Позволено ему.
32 Но Я молился о тебе, о неоскудении твоей веры. Выдержишь испытание — поддержи братьев».
33 Симон отвечал Ему: «Господи! С Тобой я готов идти и в заточение, и на смерть».
34 Иисус сказал: «Говорю тебе, Петр: еще петух сегодня не пропоет, как ты трижды скажешь, что не знаешь Меня».
35 И говорит ученикам: «Когда Я посылал вас без денег, без котомки, без сандалий, в чем вы нуждались?». Они отвечали: «Ни в чем».
36 Тогда Он сказал: «А сейчас у кого есть деньги — возьми их. Возьми и котомку. А у кого нет — продай с себя ризу и купи меч.
37 Говорю вам: на Мне должно исполниться Писание: “И к злодеям причтен.” Все, что касается Меня, идет к завершению».
38 Ученики говорят: «Господи! У нас тут два меча». Иисус сказал: «Тогда все».
39 И снова, как уже делал не раз, Иисус ведет учеников на Масличную гору.
40 Пришел и говорит: «Молитесь, чтобы на все находить в себе силу» —
41 И отошел от них на видимое расстояние, пал на колени и молился.
42 Он говорил: «Отче! Пронеси эту чашу мимо Меня. Да только пусть будет не Моя воля, а Твоя!».
43 С неба явился ангел для прибавления Ему сил.
44 Иисус истово молился, все больше терзаясь. Пот катился с Него на землю подобно каплям крови.
45 Встав от молитвы, Иисус вернулся к ученикам. Они спали. На их лицах была печаль.
46 Он сказал: «Что же вы спите? Вставайте и молитесь, чтобы на все находить в себе силу».
47 Он еще не договорил, как пришла толпа, и впереди всех — тот, кого звали Иудой, один из Двенадцати. Он подошел к Иисусу и поцеловал Его.
48 Иисус говорит: «Иуда! Стало быть, поцелуем предаешь Сына человеческого?».
49 Рядом с Ним стояли ученики. Они поняли, что происходит, и говорят: «Господи! Что делать? Ударить мечом?».
50 И один из них взмахнул мечом и отсек правое ухо рабу архиерея.
51 Иисус сказал: «Перестаньте!» — и коснулся уха, исцелил раба.
52 И говорит окружившим Его первосвященникам, чинам храмовой стражи и старейшинам: «Как на разбойника вышли вы на Меня с мечом и дрекольем.
53 В Храме Я бывал каждый день вместе с вами — и у вас рука не поднялась взять Меня. Что ж, настал час, теперь ваша власть, власть тьмы».
54 Иисуса схватили и привели в дом архиерея. Петр шел на расстоянии сзади.
55 Посреди двора развели костер. Все подсели к огню. Подсел и Петр.
56 Одна служанка увидела его у костра. Смотрела, смотрела и говорит: «Этот был с Ним».
57 Но Петр не признался, сказал: «Нет, женщина! Я Его не знаю».
58 Вслед за ней кто-то другой увидел его и говорит: «Ты тоже из тех». Петр сказал: «Нет, мил человек!».
59 Спустя, может быть, час опять кто-то сказал как отрезал: «Ясное дело! Этот и был с Ним. А то он не такой же галилеянин!».
60 Но Петр сказал: «Не знаю, о чем ты говоришь, мил человек». И только он это сказал — пропел петух.
61 Господь оглянулся и посмотрел на Петра. И Петр вспомнил, как Господь сказал ему: «Прежде чем пропоет сегодня петух, ты трижды откажешься от Меня».
62 Петр вышел со двора и от отчаяния заплакал.
63 Стражники глумились над Иисусом. Они завязали ему глаза,
64 Били и спрашивали: «Скажи, пророк, кто ударил Тебя?» —
65 И всякий раз подыскивали самые бранные слова.
66 С наступлением дня собрались старейшины, первосвященники и книжники. Иисуса привели в синедрион
67 И спрашивают: «Ты что, Христос? Говори». Он ответил: «Сказать — не поверите.
68 Спросить — не ответите.
69 Отныне Сын человеческий будет сидеть по правую руку Бога Крепкого».
70 Все закричали: «Значит, Ты — Божий Сын?». Он отвечал: «Вы сами сказали, что Я Есмь».
71 Тогда они говорят: «Каких еще показаний мы ждем? Мы сами все услышали из Его собственных уст!».

Новой Женевской Библии

22:1 праздник опресноков, называемый Пасхою. Строго говоря, праздник Опресноков и Пасха — это два разных праздника (Чис 28:26−27), однако второй следовал немедленно за первым, и в новозаветные времена они уже воспринимались всеми как одно долгое празднование, установленное в память об исходе евреев из Египта под предводительством Моисея (Исх 12:17).

22:2 первосвященники. Первосвященники продолжали пользоваться значительной властью и авторитетом в Израиле, даже когда тот стал всего лишь римской провинцией. В конечном счете именно они, а не фарисеи добились казни Иисуса.

22:3 Вошел же сатана в Иуду. О том, что в Иуду вошел сам сатана и внушил ему мысль о предательстве, говорится также в Ин 13:2.

22:4 он пошел, и говорил с первосвященниками. Знаменательно, что не первосвященники подбили Иуду на предательство, а он сам пришел к ним с предложением выдать Учителя.

начальниками. Имеются в виду начальники храмовой стражи, преимущественно левиты.

22:7 надлежало заколать пасхального агнца. Жертвоприношение агнца надлежало совершать при наступлении вечерних сумерек (Исх 12:6).

22:8−12 Иисус был готов принять смерть, однако не желал ничьего вмешательства в предопределенный свыше ход событий. Поэтому, возможно, Он и сделал так, что никто, даже ученики, не знали заранее места последней трапезы.

22:10 человек, несущий кувшин воды. Ученики не должны были ошибиться, поскольку мужчина (а здесь речь идет именно о мужчине) с кувшином воды в руках был в Палестине редким явлением: в отличие от женщин, мужчины носили воду только в бурдюках.

22:12 горницу большую устланную. Комнату, в которой будут подготовлены места для участников трапезы.

22:14 когда настал час. Т.е. установленный час начала пасхальной трапезы.

возлег. Участники трапезы обыкновенно возлежали головой к столу, опираясь на локоть левой руки.

22:16 уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием. Слова о совершении Пасхи в Царстве Божием предвосхищают смерть Иисуса, которая сама явилась пасхальным жертвоприношением (1Кор 5:7).

22:17 взяв чашу. За пасхальной трапезой каждый ее участник должен был выпить четыре чаши красного вина (это требование являлось у евреев столь непременным, что, дабы не осталось никого, его не исполнившего, на Пасху устраивалась специальная бесплатная раздача вина для неимущих). Вино это обычно разбавляли в пропорции три части воды к одной части вина.

приимите ее и разделите между собой. Разделенная чаша вина символизировала дружеское единение.

22:18 не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царствие Божие. Иисус снова говорит о неминуемом наступлении Царства Божиего. Это — один из важнейших моментов Вечери Господней, ибо в нем содержится указание на Второе пришествие Господа (1Кор 11:26).

22:19 сие есть Тело Мое. Смысл этих слов Спасителя является предметом споров. Слово «есть» не следует понимать в значении «есть ни что иное как», «является» (см. ком. к Мф 26:26). Его суть передается словами «представляет», «знаменует» или, возможно, «сообщает идею». (В одной из ветвей Реформатской церкви в момент принятия хлеба читают: «Питайтесь Им (Христом) в сердце своем».) См. статью «Вечеря Господня».

которое за вас предается. Этими словами Иисус говорит о будущей отдаче Себя на крестную смерть.

сие творите в Мое воспоминание. Единственное, что Иисус заповедал совершать в память, относится к Его смерти. Это говорит о том, что Крест (искупительная смерть Христова) занимает центральное место в христианской вере.

22:20 чашу после вечери. Очевидно, что чаша с вином была взята Иисусом не сразу же после преломления хлеба, а некоторое время спустя. Новый Завет в Моей крови. Завет — одна из важных ветхозаветных концепций. Заключение нового завета между Господом и Его народом было предречено пророком Иеремией (Иер 31:31); крестная смерть Иисуса Христа явилась тем жертвоприношением, которым этот завет был введен в силу.

которая за вас проливается. Здесь говорится о том, что кровь Иисуса Христа будет пролита на кресте.

22:21 вот, рука предающего Меня со Мною за столом. Один из участников трапезы предаст Иисуса.

22:22 Сын Человеческий идет по предназначению; но горе тому человеку, которым Он предается. Крестная смерть Иисуса предопределена, но это ни в коем случае не снимает вины с предателя.

22:24−27 Из всех евангелистов только Лука сообщает об этом споре о первенстве, который с очевидностью свидетельствует, насколько далеки были даже ученики от понимания подлинного значения земного служения Иисуса Христа.

22:26 Ученики, подобно Самому Иисусу, призваны служить, а не властвовать.

22:28−30 Слова о том, что ученики призваны к служению, а не к земному величию (ст. 26), отнюдь не означают, что им навсегда уготовано самое незаметное место. За то, что они были с Иисусом в течение Его земного служения, ученики воссядут в Царстве Божием судьями над всеми коленами Израиля (ст. 30).

22:31 Симон! Симон! Повторение Иисусом этого обращения подчеркивает значимость момента.

сатана просил. Эти слова в высшей мере знаменательны, ибо показывают, что зло сатана может творить лишь тогда, когда это попускает Господь.

сеять вас, как пшеницу. Точный смысл этой метафоры непонятен, однако ясно, что просьба сатаны не была удовлетворена.

22:36 купи меч. По-видимому, эти слова следует понимать не буквально, но как призыв быть готовым во всеоружии встретить грядущие опасности и испытания.

22:38 вот, здесь два меча... довольно. Ученики поняли слова Иисуса о мече (ст. 36) буквально. В ответ Он просит их оставить этот разговор.

22:40 Придя же на место. Гефсиманский сад (Мк 14:23).

22:41 преклонив колена, молился. Лука не упоминает о том, что Иисус взял с Собою Петра, Иакова и Иоанна, которые уснули во время Его молитвы. Для евангелиста гораздо важнее молитва Иисуса.

22:42 если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! Чаша в Писании часто символизирует страдание и гнев Божий (Ис 51:17; Иез 23:33). Это третье упоминание о чаше в течение пасхальной вечери (см. 22:17 и ком.; 22:20).

не Моя воля, но Твоя да будет. По Своей человеческой природе Иисус испытывал ужас перед крестной казнью, еще больше усугубляемый знанием о том, что на кресте Он будет оставлен Отцом и примет на Себя всю тяжесть Божиего гнева за грехи человечества. Но, несмотря на это, Иисус решает полностью доверить Себя воле пославшего Его Отца.

22:43−44 Слова об ангеле, явившемся укрепить Иисуса, и о Его поте, который был «как капли крови, падающие на землю», из всех евангелистов имеются только у Луки.

22:46 молитесь, чтобы не впасть в искушение. Эти слова Иисус говорил ученикам и перед Своей молитвой (ст. 40).

22:47 появился народ. Лука опускает некоторые детали, известные по другим Евангелиям, и, в частности, то обстоятельство, что пришедшие были членами синедриона и римскими солдатами.

чтобы поцеловать Его. Поцелуй являлся обычным приветствием (1Фес 5:26) и знаком дружеского расположения.

22:51 коснувшись уха его, исцелил его. Об исцелении раба первосвященника из всех евангелистов упоминает только Лука.

22:54 привели в дом первосвященника. Из Гефсиманского сада Иисуса привели в дом первосвященника, поскольку именно он организовал Его арест.

22:55−62 Все четыре евангелиста едины в том, что первой Петра как ученика Иисуса опознала одна из служанок первосвященника. Однако относительно того, кто вторым уличил его, между ними существуют разногласия: называются та же служанка (Мк 14:69), другая служанка (Мф 26:71) и слуга-мужчина (22:58). Объяснение этого разногласия очевидно: слуги сидели во дворе у костра (ст. 55:56), и, естественно, обвинение, выдвинутое одним, тут же подхватывалось остальными собравшимися.

22:61 вспомнил слово Господа. Троекратное отречение Петра явилось исполнением предсказанного Иисусом (ст. 34).

22:66−71 Во всех четырех Евангелиях суду над Иисусом уделено больше места, чем казни. Рассказ о суде важен, поскольку он дает ответы на такие вопросы, как: почему синедрион признал Иисуса виновным? почему римляне предали Его смерти? Проясняется также значение титулов «Сын Божий» и «Царь Иудейский». Тем не менее, ни в одном из Евангелий не содержится полного и последовательного изложения хода этого суда. Таким образом, можно обозначить лишь общую его схему: синедрион признал Иисуса виновным в святотатстве (богохульстве) и заслуживающим за это смертной казни; право же выносить смертные приговоры в Палестине имели только римские власти, которые со своей стороны, не считали, что святотатство должно караться смертью. В результате первосвященникам пришлось выдвинуть новое обвинение — в нарушении законов империи.

22:66 как настал день. По еврейским обычаям любая судебная процедура могла начинаться только после восхода солнца; разбирательство дела Иисуса, начатое ночью, немедленно после ареста, оказалось бы незаконным.

22:67−69 Лука ничего не говорит ни о соблюдении судебных формальностей, ни о выдвижении синедрионом официального обвинения. Судьи просто задали Иисусу вопрос, ответом на который Он доказал бы, что является святотатцем, поскольку неоправданно, с их точки зрения, объявляет Себя Христом, т.е. Мессией. Иисус отказался отвечать на провокационный вопрос, сославшись на то, что члены синедриона Его все равно бы не поняли. См. ком. к 20:21.

22:69 отныне Сын Человеческий воссядет одесную силы Божией. Как бы ни был теперь унижен Иисус, Его страсти и оскорбления являются тем поворотным моментом, от которого («отныне») начинается Его прямой и уже недолгий путь к наивысшему месту в небесной иерархии.

22:70 Ты Сын Божий? Не вполне ясно, что именно имели в виду судьи, задавая Иисусу этот вопрос. Как известно, само по себе именование кого-либо «сыном Божиим» не содержит ничего предосудительного (см., напр., 1Пар 28:6). Впрочем, употребление словосочетания «Сын Божий» с определенным артиклем могло предполагать особенно тесные узы с Богом.

22:71 какое еще нужно нам свидетельство? Иисус не давал судьям положительного ответа на вопрос, является ли Он Сыном Божиим, но и ничего не отрицал («вы говорите, что Я», ст. 70). Для синедриона и этого оказалось достаточно, чтобы признать Его виновным. Но для того чтобы предать Иисуса смерти, еврейским начальникам необходимо было убедить в Его виновности римские власти, с точки зрения которых обвинение в святотатстве не являлось достаточно серьезным.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.