По Луке 23 глава

Евангелие по Луке
Русского Библейского Центра → Новой Женевской Библии

Русского Библейского Центра

1 Всей толпой они двинулись к Пилату. Привели Иисуса
2 И сказали, в чем Его обвиняют: «У нас есть сведения, что Он сбивает с толку народ: не велит платить подать кесарю и говорит о Себе, что Он Христос и царь».
3 Пилат спрашивает Иисуса: «Ты что, иудейский царь?». Иисус ответил: «Это ты так говоришь».
4 Пилат повернулся к народу, к первосвященникам и сказал: «Я никакой вины этого человека ни в чем не нахожу».
5 Но они стояли на своем: «От Его учения по всей Иудее в народе смута. Начал в Галилее, теперь здесь».
6 Услышав о Галилее, Пилат спросил, не оттуда ли родом Иисус,
7 И узнав, что Иисус из подвластных царя Ирода, велел отвести Его к царю, который в эти дни тоже был в Иерусалиме.
8 Ирод обрадовался, когда увидел перед собой Иисуса. Ему уже давно хотелось этого. Он был много наслышан о Нем и теперь надеялся стать наконец свидетелем еще одного чуда.
9 Ирод пустился расспрашивать Иисуса о разных вещах. Иисус не отвечал.
10 Первосвященники и книжники не уходили. Злясь на Иисуса, они продолжали выставлять Его преступником.
11 Тогда, глумясь и насмехаясь, Ирод велел страже надеть на Иисуса блистающий наряд и отвести обратно к Пилату.
12 С этого дня Пилат и Ирод стали друзьями, хотя прежде между ними никогда не прекращалась вражда.
13 Пилат созвал первосвященников, других влиятельных лиц и простой народ
14 И сказал: «Вы привели ко мне этого человека: якобы Он подбивает людей к неповиновению. Вот смотрите, я при вас все проверил, и ни я ни в чем не нашел никакой вины этого человека по вашему обвинению,
15 Ни Ирод. Он отослал Его обратно к нам. Его не за что осуждать на смерть. Он ничего такого не сделал.
16 Я прикажу наказать Его и отпустить».
17 [ отсутствует ]
18 Но все в один голос закричали: «Смерть Ему! Отпусти нам Варавву!».
19 Этот Варавва содержался под стражей по причине мятежа и убийства в городе.
20 Пилат, желая отпустить Иисуса, повторил свое.
21 Но они кричали: «На крест Его! На крест!».
22 Он в третий раз спрашивает: «Какое зло Он сделал? Я не вижу оснований для такой расправы. Я прикажу наказать Его и отпустить».
23 Но они упорно продолжали изо всех сил кричать и требовать креста. Только это и было слышно.
24 И Пилат решил уступить их требованию.
25 Того, кто содержался под стражей за мятеж и убийство, он отпустил, как они просили, и в угоду им распорядился об Иисусе.
26 Иисуса повели. По дороге остановили Симона киренейца, который возвращался с поля, и дали ему крест, чтобы нес на себе за Иисусом.
27 Следом толпами шел народ. Оплакивая Иисуса, причитали женщины.
28 Повернув к ним голову, Иисус сказал: «Не плачьте обо Мне, дочери Иерусалима! Плачьте о себе, о своих детях.
29 Недалек тот день, когда скажут: “Блаженны бесплодные, нерожавшие, не кормившие грудью!” —
30 И будут говорить горам: “Падите на нас!” и холмам: “Завалите нас!”
31 Если с живым деревом такое делают, что же будет с сухим?».
32 На казнь вместе с Иисусом вели двух злодеев.
33 Пришли к месту, называемому Лобное. И там распяли Его Самого и злодеев: одного справа, другого слева.
34 Иисус сказал: «Отче! Прости им. Не знают, что творят». Бросили жребий и поделили Его одежду.
35 Народ стоял и смотрел. Злой забаве предавались те, кто представлял власть. Они говорили: «Других спасал — пусть теперь спасет Самого Себя, если Он Христос, Божий избранник».
36 Глумились над Ним и солдаты. Они подносили Ему свое дешевое вино
37 И говорили: «Если Ты иудейский царь, спаси Сам Себя».
38 Над Ним была надпись: «Царь иудейский».
39 Один из злодеев, висевших рядом, говорил Ему со злостью: «Какой же Ты Христос? Спаси и Себя, и нас».
40 Но другой останавливал его: «Побойся Бога! Забыл, почему ты здесь?
41 Поделом нам обоим. Мы за наши дела получили свое. А Он ничего плохого не сделал».
42 Потом говорит Иисусу: «Вспомни обо мне, Иисус, когда вернешься на Царство!».
43 Иисус сказал ему: «Поверь Мне, сегодня же будешь со Мной в раю».
44 Было около полудня. Тьма разошлась и стояла по всей земле до третьего часа.
45 Померкло солнце, и завеса в Храме разодралась надвое.
46 Во весь голос крикнул Иисус: «Отче! Дух Мой предаю в Твои руки». С этими словами Иисус испустил последний вздох.
47 Центурион видел, как все было. Он восславил Бога и сказал: «За этим человеком и вправду не было вины!».
48 Видели это и толпы народа, которые пришли, чтобы стоять и смотреть. Они сокрушались, когда шли обратно.
49 В отдалении стояли и смотрели те, кто знал Его, среди них женщины, которые пришли с Ним из Галилеи.
50 И был там человек по имени Иосиф, член Совета, хороший, праведный человек из иудейского города Аримафеи.
51 Он не одобрял ни решения, ни действий Совета и был одним из тех, кто ждал прихода Божьего Царства.
52 Он пошел к Пилату и выпросил у него тело Иисуса.
53 Сняв тело, он обмотал его полотном и положил в гробницу, выдолбленную в скале, где еще не было захоронения.
54 Заканчивался день Приготовления, подходила суббота.
55 За Иосифом шли женщины, сопровождавшие Иисуса из Галилеи. Они видели положение тела в гробницу.
56 Вернувшись, они приготовили ароматные масла и миро. Субботу провели по заповеди, соблюдая покой.

Новой Женевской Библии

23:1 поднялось все множество их. Присутствие во дворце Пилата синедриона в полном составе не было необходимым, однако таким образом еврейские начальники хотели убедить прокуратора в серьезности представленного на его рассмотрение случая.

23:2 развращает народ наш. Это обвинение поражает своей неопределенностью.

запрещает давать подать кесарю. Как известно, Иисус поступал прямо противоположным образом (20:25).

называя Себя Христом Царем. Ни Христом, ни Царем Сам Иисус Себя не называл (22:67−68). Все выдвинутые против Него обвинения были ложными.

23:3 ты говоришь. В определенном смысле Иисус, конечно же, являлся «Царем Иудейским», так что Он не мог ответить на вопрос Пилата — «нет». В том же смысле, в каком понимал слово «царь» сам Пилат, Иисус царем не был и поэтому не ответил «да» (ср. Ин 18:33−38).

23:4 я не нахожу никакой вины в этом человеке. Ответа Иисуса («ты говоришь», ст. 3) Пилату было достаточно, чтобы признать Его невиновным.

23:5−7 По законам Римской империи суд производился в той провинции, в которой было совершено преступление, однако иногда дело передавалось властям области, откуда происходил родом подсудимый. Желая снять с себя ответственность за принятие решения, Пилат воспользовался этой возможностью и отправил Иисуса находившемуся в это время в Иерусалиме Ироду. Этот факт упоминает только Лука.

23:9 ничего не отвечал ему. Ирод был единственным из допрашивавших Иисуса, на чьи вопросы Он отказался отвечать.

23:11 насмеявшись... отослал обратно к Пилату. Ирод насмехался над Иисусом, однако даже не пытался искать за Ним никакой вины.

23:16 наказав Его, отпущу. Пилат, по всей видимости, надеялся, что такое наказание удовлетворит еврейских начальников и позволит ему отпустить на свободу человека, по его убеждению, невиновного.

23:18 Варавву. Народ потребовал у Пилата отпустить не Иисуса, а Варавву. Об этом человеке, чье имя в переводе означает «Сын отца», ничего более неизвестно, кроме того, что он был приговорен к смертной казни за убийство и призывы к бунту (ст. 19).

23:26 захватив некоего Симона Киринеянина. Обычно крест к месту казни нес сам осужденный. Что касается Иисуса, то сначала Он Сам понес крест (Ин 19:17), но вскоре обессилел, по-видимому, из-за бичевания, которому был подвергнут по приказанию Пилата (Мк 15:15), и тогда солдаты схватили случайного прохожего по имени Симон и заставили его нести крест. Родом Симон был из североафриканского города Киринея; двое его сыновей впоследствии сделались видными членами Церкви (Мк 15:21).

23:27−30 Этот эпизод приводится только Лукой.

23:27 шло за Ним великое множество народа. По всей видимости, в Иерусалиме насчитывалось весьма много последователей Иисуса. Перед дворцом Пилата их голосов не было слышно потому, скорее всего, что стараниями членов синедриона все места в первых рядах толпы были заняты их сторонниками.

23:28 дщери Иерусалимские! Иисус обращается только к жительницам города, а не к женщинам, пришедшим вслед за Ним из Галилеи.

не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших. Иисус обращается к иерусалимским женщинам с пророчеством о страшных временах, ожидающих их родной город, не с тем, чтобы они пожалели Его, — Он Сам жалеет их и хочет, чтобы они успели покаяться прежде наступления этих времен.

23:31 Содержащееся в этом стихе высказывание, судя по всему, является бытовавшей в то время пословицей. Понимать ее, видимо, следует так: если безгрешного Иисуса («зеленеющее дерево») осуждают на распятие, то чего же в таком случае достойны обыкновенные грешники?

23:33 одного по правую, а другого по левую сторону. О том, что Иисус был распят между двумя разбойникам, говорится во всех четырех Евангелиях. Таким образом исполнилось пророчество Исаии: «к злодеям причтен был» (Ис 53:12).

23:34 прости им. Иисус имеет в виду как евреев, так и римлян.

делили одежды Его. Тем самым исполнились слова пророчества (Пс 21:19).

23:35 Насмехались. Насмехались над Иисусом именно еврейские начальники, а не простые люди, стоявшие у креста.

23:42 когда приидешь в Царствие Твое. Эти слова свидетельствуют о том, что произнесший их разбойник веровал во Христа. Во всяком случае, он был уверен, что для Него смерть — не конец пути, а преддверие Небесного Царства.

23:44 около шестого часа дня. Т.е. около полудня. Согласно Иоанну, «в час шестый» (Ин 19:14) Пилат только еще выносил Иисусу приговор. Это разногласие между двумя евангелистами, по-видимому, объясняется тем, что Лука следовал ближневосточному обычаю начинать отсчет времени с восхода солнца, а Иоанн — римскому, в соответствии с которым началом дня считалась полночь.

сделалась тьма по всей земле. Наступление тьмы в момент смерти Иисуса ни в коем случае нельзя считать следствием солнечного затмения; эта тьма была явлением не природным, а сверхъестественным.

23:45 завеса в храме раздралась. Имеется в виду завеса в иерусалимском храме, отделявшая Святое Святых от взоров молящихся. Смерть Христа открыла людям доступ к Богу.

23:46 Отче! в руки Твои предаю дух Мой. В описании смерти Иисуса Матфей и Марк подчеркивают, сколь ужасны были страдания, которыми Он заплатил за грехи человечества. Для Луки же важнее то, что такая смерть постигла Иисуса во исполнение воли Отца.

испустил дух. Иначе: «раз вздохнул». В греческом это выражение не является общеупотребительным. Ни один из евангелистов не говорит о смерти Иисуса теми словами, которыми он рассказал бы о любой другой смерти.

23:47 Человек Этот был праведник. Сотник понял это, видя, как Иисус умирал. У Матфея и Марка он называет Иисуса не «праведником», а «Сыном Божиим», однако в данном контексте оба эти выражения имеют практически одинаковое значение.

23:48 возвращался, бия себя в грудь. Битие себя в грудь являлось знаком скорби и раскаяния. Хотя значительная часть народа и пришла к месту казни просто в поисках развлечения, смерть Иисуса заставила их о многом задуматься.

23:50 некто, именем Иосиф. Во всех четырех Евангелиях имя Иосифа Аримафейского возникает только в связи с погребением распятого Иисуса, в котором он принимал самое деятельное участие.

23:51 не участвовавший в совете и в деле их. Иосиф Аримафейский являлся членом синедриона, однако его не было на том собрании, когда «все признали Его повинным смерти» (Мк 14:64).

ожидавший ... Царствия Божия. Иосиф принадлежал к числу последователей Иисуса.

23:53 положил Его в гробе... где еще никто не был положен. Вырубленные в скалах гробницы обычно служили местом захоронения сразу нескольких человек. В той же, в которую был положен Иисус, еще никого не хоронили (ср. 19:30). Такие гробницы обычно служили семейными усыпальницами, поэтому Лука особо подчеркивает, что эта гробница была пуста. Смерть Иисуса не имела себе подобных. Именно это обстоятельство и подчеркивается отсутствием в гробнице других умерших.

23:54 День тот был пятница. Накануне пасхальной субботы.

23:55 Последовали также и женщины... смотрели гроб. В пятницу последователям Иисуса уже не оставалось времени для совершения всех необходимых погребальных обрядов, в субботний же день по закону их совершать не полагалось. К месту погребения женщины ходили, очевидно, для того, чтобы знать, куда им прийти в первый день недели.

23:56 возвратившись же, приготовили благовония и масти. Никодим уже оставил в гробнице большое количество смирны и алоя (Ин 19:39). Однако в оставшееся время пятницы женщины решили приготовить еще благовоний.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.