По Иоанну 16 глава

Евангелие по Иоанну
Русского Библейского Центра → Новой Женевской Библии

Русского Библейского Центра

1 «Все это Я говорю вам, чтобы вас нельзя было сломить.
2 Сначала отлучат вас от синагоги, а потом придет время, когда убивать вас будет считаться делом, угодным Богу.
3 И по-другому не будет, потому что не знают ни Отца, ни Меня.
4 Все это Я говорю вам наперед. Вспомните Мои слова, когда сбудется предсказание. Я не говорил вам этого раньше, потому что был с вами.
5 Но теперь Я ухожу к Тому, кто Меня послал. И хоть бы кто-нибудь из вас спросил Меня: “Куда идешь?”!
6 Видно, тяжело у вас на сердце от Моих слов.
7 Поверьте Мне, лучше для вас, чтобы Я ушел. Не уйду — не придет к вам Заступник. А уйду — пошлю Его к вам.
8 Он придет и откроет миру глаза на грех, на правду и на суд.
9 На грех — грех неверия, потому что не верят в Меня.
10 На правду — правду Отца. Я ухожу к Отцу, и больше не увидите Меня.
11 На суд — суд над деспотом мира сего.
12 Еще много чего хотелось бы Мне сказать вам. Но всего знания вам сразу не осилить.
13 Придет Дух Истины. Он и наставит вас на постижение всей истины. Он будет говорить не от Себя, а лишь передаст, что Ему сказано. От Него вы узнаете, что будет дальше.
14 Он прославит Меня. Он будет говорить Моими словами.
15 Все, что Я говорю — это слова Отца, а Он будет говорить Моими словами.
16 Пройдет немного времени, и вы больше не увидите Меня. Но вскоре после этого снова увидите Меня».
17 У учеников не шла из головы мысль: «О чем это Иисус говорит: “Пройдет немного времени и вы больше не увидите Меня. Но вскоре после этого снова увидите Меня” и еще: “Я ухожу к Отцу”?
18 И такой вопрос: к чему Он сказал: “Вскоре после этого”? — Как знать, о чем Он говорит?».
19 Иисусу было понятно их желание расспросить Его. Он сказал: «Не о тех ли Моих словах вы спрашиваете друг у друга, что, мол, пройдет немного времени, и вы больше не увидите Меня, но вскоре после этого снова увидите Меня?
20 Поверьте истинному слову: весь мир будет радоваться, а вам будут печали и горькие слезы. Велико будет ваше горе, но обернется оно радостью.
21 Приходит время родов, и женщина в трудах претерпевает боль. Но является на свет младенец, и мать забывает о своих муках. Велика радость прихода человека в мир!
22 Подобно этому и у вас сейчас время боли. Но Я увижу вас опять к радости вашего сердца, и уже никто не отнимет у вас эту радость.
23 Меня вы уже ни о чем не будете просить в тот День. Поверьте истинному слову: о чем от Моего имени ни попросите Отца, Он все вам даст.
24 До сих пор вы еще ничего от Моего имени не просили. Просите — и обретете, и радости вашей не будет конца.
25 До сих пор Я говорил вам об этом иносказательно. Недалек тот день, когда Я без иносказаний, прямо заговорю с вами об Отце.
26 Просить у Него в тот День будете от Меня вы сами. Говорю вам: за вас Мне просить Отца не придется.
27 Отец и без того любит вас, потому что вы любите Меня и верите, что Мой путь простирается от Бога.
28 Я начал Свой путь от Отца. Я от Него пришел в этот мир. Теперь Я покидаю мир, ухожу к Отцу».
29 Ученики говорят Ему: «Ты сейчас как раз так и заговорил: прямо, без иносказаний.
30 Теперь мы видим, что Ты все-все знаешь. В этом не может быть никаких сомнений. Мы верим, что Ты пришел от Бога».
31 Иисус сказал: «Значит, теперь вы, верите?
32 Придет час. Он уже пришел! Вы все разбежитесь кто куда, бросите Меня. Но Я не останусь один: со Мной Отец.
33 Все это Я говорю вам вот для чего: во Мне найдете успокоение. В мире вас ожидают беды, но не отчаивайтесь: Я сильней этого мира».

Новой Женевской Библии

16:1 не соблазнились. Несмотря на предупреждения Иисуса, ученики «соблазнятся» — они воспримут Его смерть на кресте как конец всему, как трагедию, которая разрушила их надежды и упования.

16:2 будет думать, что он тем служит Богу. См. ком. к 15:25. Самым ярким примером тому является Савл. Он был абсолютно искренен в своей ненависти ко Христу и к Его последователям и полагал, что сам факт существования этого учения является оскорблением Богу.

16:3 не познали. Это единственное и исчерпывающее объяснение того, о чем сказано в ст. 2.

16:5 не спрашиваете. Ученики не спрашивали не потому, что им все было ясно. Скорее, они вообще ничего не понимали из того, что говорил им Иисус в этот вечер. Все было необычно откровенно: ни притч (смысл которых Иисус потом разъяснял им), ни иносказаний. Им предлагалась истина, не прикрытая ни образами, ни символами. Они же, по всей видимости, продолжали, в силу привычки, думать: что Он этим хочет сказать?

16:8 обличит мир. Обличение мира с приходом Утешителя выразилось в том, что распятый Сын Человеческий восторжествовал над миром. Разъяснение сущности обличения следует далее, в ст. 9−11. См. статью «Просвещение и приведение к сознанию».

16:12 но вы теперь не можете вместить. Т.е. «еще не можете понять».

16:13 будет говорить, что услышит. Ср. 8:26, 28, 38; 12:49−50; 14:10. Иисус о Себе утверждал то же — Он передавал то, что слышал от Отца.

16:14 Он прославит Меня. Как Христос прославил Собой Отца, так верующие (которые примут Духа Святого) прославят, в свою очередь, Христа.

16:15 См. 6:57; 8:16; 10:30.

16:16 вскоре... и опять вскоре. Первая часть этого изречения, несомненно, относится к распятию, которое отнимет Иисуса у учеников, а вторая часть может относиться к воскресению, приходу Духа или ко Второму пришествию Христа. Из перечисленных возможностей воскресение более всего соответствует, если иметь в виду быстроту исполнения пророчества, а Второе пришествие — если иметь в виду полноту радости, которую принесет это событие.

16:17 Я иду к Отцу. Ученики связывали слова Иисуса, записанные в ст. 10, с Его утверждением в ст. 16, и потому им было трудно понять, что именно имел в виду Иисус, поскольку одно из этих высказываний относится к Его вознесению, а другое — к распятию.

16:20 вы восплачете и возрыдаете. Слова Иисуса, звучащие здесь как предупреждение, исполнились буквально после Его смерти на кресте.

16:22 Я увижу вас опять. См. ком. к ст. 16.

радости вашей никто не отнимет у вас. Благословения, которые Бог производит Своим искупительным деянием, не могут быть отменены никакой силой — ни человеческой, ни сатанинской. Божия милость делает радость спасения неиссякаемой (10:28; Флп 1:6).

16:23 вы не спросите... о чем ни попросите. Здесь использованы два разных греческих глагола, первый из которых обычно передает вопрос, а второй — просьбу. После вознесения Иисуса Его ученики получают откровение истины через Святого Духа. Молитвы следует направлять, главным, образом к Отцу во имя Христа (т.е. эти молитвы должны полностью соответствовать воле и целям Христа). См. статью «Молитва».

16:24 Доныне. Прежде ученики молились Богу, а свои просьбы обращали ко Христу. В будущем же они смогут обращаться со своими просьбами непосредственно к Отцу с новой уверенностью, проистекающей из того факта, что Божия любовь была величайшим образом продемонстрирована в смерти и воскресении Иисуса (14:13−14; 15:16; 16:26).

16:26 не говорю вам, что Я буду просить Отца о вас. Иисус не отрицает реальности Своего служения — ходатайства за верующих (1Ин 2:1; Рим 8:34; Евр 7:25); Его слова означают, что ученики достигнут в своих молитвах определенной степени зрелости и тогда Иисусу не будет нужды по-прежнему молиться за них так, как если бы они оставались духовными младенцами.

16:27 Сам Отец любит вас. Три Лица Троицы совершенно едины в их общей любви к верующим (3:16). А верующие, в свою очередь, едины в общей любви ко всем Лицам Троицы и в своей вере в Них как в единого Бога.

16:28 Воплощение Христа описывается в Писании как исхождение от Отца и вхождение в мир, а вознесение — как оставление мира и возвращение к Отцу (17:13). С этой позиции и следует рассматривать слова Иисуса о том, что Он идет туда, где ученики не смогут Его увидеть (ст. 5−6, 16−17).

16:30 Ты знаешь все. Только один Бог обладает всеведением. Этими словами ученики признали Божественное происхождение Христа, Его Божественную сущность.

16:31 теперь веруете? Этим вопросом Иисус не ставит под сомнение признание учениками Его Божественности, а напротив, принимает и одобряет его.

16:32 вы рассеетесь. Это — намек на будущее предательство учеников, которые покинут Христа во время Его ареста (Мф 26:56).

Я не один, потому что Отец со Мною. Это утверждение верно в отношении большей части страданий нашего Господа, но Его отчаянный крик: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мф 27:46; Мк 15:34) свидетельствует о том, что, по крайней мере, на какое-то мгновение Иисус был отделен от Отца, с Которым до этого Он был связан особым образом. Это и было тем самым страшным испытанием, которое Иисус должен был претерпеть за наши грехи.

16:33 мир... скорбь. Здесь подчеркивается противопоставление мира и радости во Христе (ст. 21−22, 24) скорби и страданиям в мире. Но победа принадлежит Христу.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.