По Иоанну 5 глава

Евангелие по Иоанну
Русского Библейского Центра → Новой Женевской Библии

Русского Библейского Центра

1 Вскоре наступил иудейский праздник, и Иисус пришел в Иерусалим.
2 Там у Овечьих ворот есть бассейн Бетзата (так по-еврейски) с пятью портиками.
3 В этих портиках лежало множество больных: слепых, хромых, сухоруких [ожидающих движения воды.
4 Ангел Господень временами спускался и рябил воду в бассейне, и кто после этого первый ступал в эту рябь, излечивался от болезни, какая у кого была].
5 Одного из них болезнь не отпускала уже тридцать восемь лет.
6 Он лежал, когда Иисус увидел его. Иисус понял, что болезнь давняя, и говорит: «Хочешь выздороветь?».
7 Больной отвечал: «Господи! Здесь некому опустить меня в бассейн, когда начинает рябить вода. Я не успеваю первым, меня всегда опережают».
8 Тогда Иисус говорит ему: «Встань. Бери подстилку и иди».
9 Больной сразу выздоровел, взял подстилку и пошел. В тот день была суббота.
10 Люди говорили исцеленному: «Сегодня суббота. Подстилку таскать тебе нельзя».
11 Он отвечал: «Тот, кто исцелил меня, сказал: “Бери подстилку и иди”».
12 Говорят ему: «Кто сказал тебе: бери и иди? Кто?»
13 Но исцеленный не знал — кто: Иисус уже затерялся в толпе.
14 Иисус потом встретил его в Храме и говорит: «Видишь, ты теперь здоров. Не греши больше, чтобы не вышло хуже прежнего».
15 Тот пошел к иудейскому руководству и сказал, что здоровье ему вернул Иисус.
16 Тогда-то иудейские власти и начали преследовать Иисуса. И все из-за того, что Иисус делал все такие вещи в субботу.
17 Иисус отвечал им на это так: «Мой Отец никогда не оставляет Своих трудов. Вот и Я тружусь».
18 Власти все чаще стали возвращаться к мысли убить Иисуса за то, что Он не только режим субботы нарушает, но и Своим Отцом называет Бога, сказывается равным Богу.
19 Иисус сказал: «Поверьте истинному слову: Сын ничего не может сделать от Себя, пока не увидит за работой Отца. Отец делает, Сын повторяет.
20 Отец любит Сына и посвящает Его во все, что делает Сам. Он готовит Его на еще более великие дела вам на удивление.
21 Как Отец возвращает к жизни мертвых, так и Сын даст жизнь, кому захочет.
22 Отец даже и не судит никого. Он весь суд отдал Сыну,
23 Чтобы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына — не чтит Отца, а Сын Отцом послан.
24 Поверьте истинному слову: кто слышит Меня и верит в Того, кто послал Меня — обретает вечную жизнь и к Суду не привлекается. Он уже перешел от смерти к жизни.
25 Поверьте истинному слову: придет час. Он уже пришел! Мертвые услышат голос Божьего Сына, и кто услышит — оживет.
26 Как Отец — начало жизни, так и Сына сделал началом жизни
27 И дал Ему полномочие вершить суд. На то Он и Сын человеческий.
28 Не удивляйтесь. Придет час — и в могилах услышат Его голос.
29 И проследуют те, кто творил добро, к воскресению и жизни, а кто творил зло — к воскресению и Суду.
30 Я ничего не могу делать Сам от Себя. Как Мне сказано, так и сужу. Мой суд праведен. Он вершится не по Моей воле, а по воле Того, кто Меня прислал.
31 Я свидетельствую Сам о Себе. Допустим, этого мало.
32 Но есть еще один, кто стоит за Моими словами, и Я могу вам сказать: Его свидетельство обо Мне — правда.
33 Вы посылали спросить у Иоанна, и он сказал правду.
34 Но правда обо Мне исходит не от человека. Я беру этот случай в расчет только ради вашего спасения.
35 Иоанн — что светильник. Сгорая, он источал свет, и вам довелось хоть немного порадоваться при его свете.
36 Но у Меня есть доказательства посильней Иоанновых. Дела, которые поручил Мне исполнить Отец, те самые дела, которые Я сейчас делаю, говорят о том, что Меня прислал Отец.
37 Обо Мне свидетельствует Сам Отец. Это Он послал Меня. Вы никогда ни голоса Его не слышали, ни лица Его не видели.
38 Вы Его Словом не живете и Тому, кого Он прислал, не верите.
39 Вы штудируете Писания с целью найти в них вечную жизнь. А они прямо указывают на Меня.
40 Идите ко Мне — и вам будет жизнь. Но вы не хотите.
41 Мне ни к чему хвала от людей.
42 Я знаю вас: нет у вас любви к Богу.
43 Я пришел от имени Моего Отца — и вы не принимаете Меня. Кто-нибудь другой придет от своего имени — этого примете.
44 Как можете вы поверить, если стяжаете славу друг от друга, а от единственного Бога славу обрести не торопитесь?
45 Не думайте, что Я буду обвинять вас перед Отцом. Ваш обвинитель — Моисей, на которого у вас вся надежда.
46 Если бы верили вы Моисею, поверили бы и Мне. А то разве не обо Мне он писал!
47 Но если вы его Писаниям не верите — как поверите Моим словам?».

Новой Женевской Библии

5:1 праздник Иудейский. В самом тексте не содержится достаточных данных, чтобы установить, какой именно праздник имеется в виду.

5:6 хочешь ли быть здоров? После столь долгого пребывания в болезни этот человек, несомненно, потерял всякую надежду на исцеление. Своим вопросом Иисус пытается вывести его из «умственного паралича» (ср. ком. к 1:38).

5:7 когда возмутится вода. Люди считали, что время от времени ангел «возмущал» воду в купальне, в результате чего она приобретала целительную силу. Об этом говорится в ст. 4 (отсутствующем в некоторых греческих рукописях).

5:8 возьми постель твою. Толкование закона о субботе в иудейской традиции исключало всякую возможность ношения в этот день каких-либо тяжестей.

5:9 он... выздоровел. В отличие от многих других случаев совершения Иисусом чудес (Мф 9:22; Мф 13:58; Мк 6:5−6), здесь не говорится, что от исцеленного требовалась вера в Иисуса. Все внимание сосредоточено на силе Его.

5:10 не должно тебе брать постели. Столь строгое истолкование закона не вызывалось необходимостью и упускало из вида саму цель, которую имел Бог, устанавливая закон о субботе.

5:14 чего хуже. Здесь не объясняется, что именно подразумевал Иисус под этими словами. Из этого предостережения прямо не следует, что человек навлек на себя болезнь каким-либо конкретным грехом. Грехи могут повлечь за собой временное физическое наказание от Бога (1Кор 11:28−32), но, с другой стороны, некоторые болезни никак не связаны с конкретными грехами (9:3). Смысл слов Иисуса в том, что существуют еще худшие страдания, чем болезнь, а именно страдания в аду по приговору Божиего суда.

5:17 Отец Мой доныне делает, и Я делаю. Иисус делает только то, что делает Его Отец. Т.е., Он исключает Себя из категории тех, от кого следует ожидать соблюдения иудейских традиций, касающихся субботнего дня. То, что иудеи поняли Его, видно из ст. 18 и из их обвинений, что Он «делает» Себя равным Богу.

5:18 не только нарушал субботу. Из этого не следует, что евангелист, вместе с иудеями, обвиняет Иисуса в нарушении субботы. Он просто указывает, что в этом заключалась причина их стремления убить Его.

делая Себя равным Богу. Иудеи правильно поняли, что Иисус не просто называл Себя Сыном Божиим в каком-то общем смысле, а имел в виду нечто гораздо большее, и это, по Его утверждению, давало Ему такую же власть над субботой, которую имел Тот, Кто дал закон о субботе, и, следовательно, равный авторитет с Тем, Кто дал Закон на Синае (ср. 10:31−33).

5:19 Сын ничего не может творить. Это не означает личной неспособности Сына (ср. 15:5), а подчеркивает полное единство целей и действий Лиц Святой Троицы. См. статью «Смиренное послушание Иисуса».

5:20 дела больше сих. Из данного контекста ясно, что речь идет о делах более значительных, чем исцеление хромого. Согласно ст. 21, к «большим делам» относится способность «оживлять кого (Он) хочет».

5:21 Отец воскрешает мертвых. Ясное утверждение того, что в более слабой форме выражено в ВЗ. Иисус поддерживает здесь точку зрения фарисеев и отвергает позицию саддукеев, которые отрицали воскресение мертвых (Мф 22:23). Нет сомнения в том, что воскресение мертвых является Божией прерогативой, и, тем не менее, Иисус претендует на обладание этой способностью (ст. 25).

5:23 дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Эти слова разъясняются Самим Иисусом в ходе дальнейшего рассуждения (ст. 24−30).

Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца. Сущность этого заявления Иисуса в том, что «Он и Отец — одно» (10:30).

5:24 верующий... имеет жизнь вечную. Это категорическое утверждение показывает, что для верующего спасение — не только надежда, которая осуществится когда-то в будущем, а реальность сегодняшнего дня; верующий уже «перешел от смерти в жизнь» (ср. 6:47).

5:26 См. статью «Самобытие Бога».

5:29 в воскресение жизни... в воскресение осуждения. Иисус учит, что однажды произойдет общее воскресение праведных и неправедных и что следствием этого воскресения будет для праведных жизнь вечная, а для неправедных — осуждение. См. статью «Воскресение и прославление».

5:31 Если Я свидетельствую Сам о Себе, то свидетельство Мое не есть истинно. Будучи единичным, свидетельство Иисуса, в соответствии с законом Моисея, оказывается юридически недостаточным (Втор 17:6; Втор 19:15) и, таким образом, недействительным (см. ком. к 8:13). Но далее (5:31−47) Иисус обращается к источникам, которыми подтверждается истинность Его заявлений: это свидетельства Иоанна Крестителя, дела Самого Иисуса, Бога Отца и Писание (в частности, Моисей).

5:36 дела ... Мною творимые. Это тот самый принцип, который признавался Никодимом (3:2). Дело не в том, что чудеса могла творить только Божественная Личность, а в том, что чудотворение, не противоречащее Писанию, служит доказательством, что Бог положил печать Своего одобрения на деяния чудотворцев (10:25, 38). Однако этот принцип должен применяться с некоторыми ограничениями, что очевидно из Исх 7:11−12; Мф 7:22−23; Мф 24:24; Откр 13:13.

5:37−38 вы ни гласа Его никогда не слышали... и не имеете слова Его пребывающего в вас. Весьма вероятно, что эти выражения содержат в себе ссылку на Писание, которое поистине передает людям «голос» Божий и Его «слово».

5:39 Писания ... свидетельствуют обо Мне. Иисус не оспаривает, что Ветхий Завет ведет человека к вечной жизни (ср. 2Тим 3:15). Однако Он настаивает на том, что Ветхий Завет также направляет людей ко Христу, который Сам и является Творцом вечной жизни.

5:45 на вас обвинитель Моисей. Иисус утверждает, что Моисей будет обвинять тех иудеев, которые не уверуют во Христа, потому что они не хотят верить в того Христа, о котором писал Моисей. В ст. 46 Иисус говорит, что если бы они верили Моисею, то поверили бы и Ему, указывая таким образом, что те люди, которые утверждают, что верят Моисею, но отвергают Христа, фактически не верят ни тому, ни другому.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.