По Иоанну 7 глава

Евангелие по Иоанну
Русского Библейского Центра → Новой Женевской Библии

Русского Библейского Центра

1 Потом Иисус ходил по Галилее. В Иудею Его не манило: там задумали Его убить.
2 Приближался иудейский праздник Кущей.
3 Братья говорят Ему: «Не сиди на месте. Ступай в Иудею. Пусть Твои ученики увидят Тебя в деле. Покажи им, на что Ты способен.
4 Хочешь, чтобы о Тебе знали — ничего не делай в тайне. Дай людям представление о Своих способностях».
5 Даже Его братья не верили в Него.
6 Иисус ответил им: «Мое время еще терпит, а вам нечего ждать.
7 Ненависти к вам мир не питает, а Меня ненавидит: Я обнажаю его грехи.
8 Идите пока на праздник без Меня, а Я не хочу торопиться».
9 Сказал и остался в Галилее.
10 И только когда Его братья были уже на празднике, Он тоже пришел, но не сказываясь, а как бы скрытно.
11 Иудейские власти разыскивали Его на празднике, спрашивали, где Он.
12 Много было всяких разговоров о Нем в толпе. Одни говорили: «Он достойный человек», а другие: «Нет, Он смутьян», —
13 Но из боязни перед властями никто не говорил о Нем открыто.
14 В разгар праздника Иисус пришел в Храм и учил там народ.
15 Люди в Храме недоумевали: «Сам в учениках не был, а такие познания! Откуда?».
16 Отвечая им, Иисус сказал: «Я учу не от Себя. Мое учение — от Того, кто послал Меня.
17 Кто хочет жить согласно Богу — поймет, от Бога Мое учение или Я говорю Сам от Себя.
18 Кто говорит от себя, занят сотворением собственной славы. А сотворяющий славу Тому, кто Его послал, верен истине, в Нем нет неправды.
19 У вас есть Закон Моисея, но вы его не соблюдаете. Почему вам так хочется убить Меня?».
20 Из толпы отвечали: «У Тебя с головой неладно. Кто хочет Тебя убить?».
21 Иисус сказал: «Не успел Я и одного дела сделать, как вы все всполошились.
22 От Моисея повелось у вас обрезание, — впрочем, это скорее от праотцов, чем от Моисея, — и вы совершаете обрезание также и по субботам.
23 Младенцев вы обрезаете в субботу, чтобы соблюсти Закон Моисея, не нарушить его. Почему же вы ополчились на Меня за то, что Я в субботу вернул человеку утраченное здоровье?
24 Судите не поверху. Судите судом праведным».
25 В Иерусалиме пошли разговоры: «Его же тут вроде собирались убить!
26 И вот, пожалуйста, Он открыто при всех говорит что хочет, и Ему ничего. И впрямь не убедились ли в верхах, что это Христос?
27 Только ведь мы знаем, откуда Он. А вот когда придет Христос — никто не будет знать, откуда Он».
28 Иисус крикнул во весь голос (Он учил народ в Храме): «Это выто знаете, кто Я и откуда?! Я пришел не от Себя, а от Него. Истинный Он прислал Меня. Вы Его не знаете.
29 А Я Его знаю. Я — от Него, от Того, кто послал Меня».
30 Хотели было схватить Его, но не посмели. Не пришел еще Его час.
31 Но в толпе было много и таких, что поверили в Него и говорили: «Столько чудес не сделает и Сам Христос, когда придет».
32 До фарисеев дошли все эти разговоры о Нем в Храме, и первосвященники и фарисеи послали стражников схватить Его.
33 Иисус сказал: «Еще напоследок Я с вами, а там ухожу к Тому, кто Меня послал.
34 Будете искать Меня, и не найдете. Туда, где Я, вам не прийти».
35 Люди в Храме спрашивали: «Куда это Он собирается, что нам Его не найти? Может, Он собирается в греческую диаспору учить греков?
36 Что означают Его слова: “Будете искать Меня, и не найдете” и еще: “Туда, где Я, вам не прийти”?»
37 В последний, особенный день праздника Иисус встал и во весь голос прокричал: «Кто истомился жаждой? Иди ко Мне и пей,
38 Если веришь в Меня! Сказано в Писании: “Рекою живой воды потечет твоя жизнь”».
39 Это Он говорил о Духе, которого предстояло принять тем, кто в Него верит. Духа пока не знали: Иисусу еще не было всей славы.
40 Но Его слова были услышаны, и в толпе одни сказали: «Это и вправду пророк»,
41 А другие: «Это Христос». Но кое-кто говорил: «Нет, Христа нужно ждать не из Галилеи.
42 В Писании сказано, что Христос — семя Давидово — придет из Вифлеема, родного города Давида».
43 Мнения о Нем в толпе разделились.
44 Кое-кто хотел было схватить Иисуса, но ни у кого не поднялась рука.
45 С пустыми руками вернулись стражники. Первосвященники и фарисеи спрашивают их: «Почему вы не взяли, не привели Его?».
46 Стражники сказали: «Никто еще так не говорил, как Он».
47 Фарисеи говорят им: «Значит, и вас Он сбил с толку?
48 Разве поверил в Него хоть кто-нибудь из советников или фарисеев? Нет!
49 А те — толпа, далекая от Закона, Богом проклятая!».
50 Но один из них, Никодим, — это он как-то раз приходил к Иисусу, — сказал:
51 «А разве можно по нашему Закону осудить человека, не дав ему сначала высказаться и не вникнув в дело?».
52 Ему ответили: «Ты сам не из Галилеи ли тоже? Вспомни Писание: не может пророк быть из Галилеи. Не найдешь такого в Писании».
53 [Все разошлись по домам.

Новой Женевской Библии

7:2 праздник Иудейский — поставление кущей. Самый продолжительный из иудейских праздников (длился семь дней), праздник Кущей следовал за еврейским Новым Годом и днем Искупления (Лев, гл. 23; Втор, гл. 16). Его отмечали в воспоминание о милостивом попечении, которое Бог проявлял к израильтянам в пустыне. Особой торжественностью сопровождались обряды добывания воды (в память о том, как Бог дал израильтянам воду в пустыне, Чис 20:2−13) и зажигания светильников. Первый из этих обрядов дал Иисусу повод для Его заявления, записанного в 7:37, 38, а второй — для утверждения, записанного в 8:12.

7:3, 5, 10 братья Его. Ср. 2:12 и Мф 12:46.

7:6 Мое время. См. 2:4; 7:8, 30; 8:20; 12:23; 13:1; 17:1; Мф 26:18; Мк 14:41. Использованное здесь греческое слово «кайрос» часто имеет значение «установленное, назначенное время». Действия Иисуса носили не спонтанный характер, а совершались Им в предусмотренные Богом «времена и сроки».

7:7 мир. Имеется в виду человеческий род, противящийся Богу и установленной Им цели. Братья Иисуса, по их неверию, тоже примыкали в то время к миру, но позднее, по крайней мере некоторые из них, стали верующими (Деян 1:14).

дела его злы. Делающие зло противятся всему доброму, потому что присутствие добра делает зло явным (3:19−20).

7:8 Я еще не пойду на сей праздник. Эти слова не следует воспринимать как противоречащие ст. 10, где говорится, что Иисус все-таки пришел туда. Братья спрашивали Его, пойдет ли Он на праздник открыто, чтобы предстать там перед толпами народа, и Иисус заверил их, что не собирается поступать подобным образом.

7:12 Он добр. Свидетельство из уст непредвзятых наблюдателей. Это утверждение более справедливо, чем они сами могли вообразить (ср. Мк 10:18).

7:13 боясь Иудеев. Слово «иудеи» обозначает здесь не всю нацию генетических потомков Авраама, а иудейских религиозных вождей и государственных чиновников, в частности тех из них, кто был особенно враждебен к Иисусу.

7:15 не учившись. Иисус никогда не был учеником какого-либо известного раввина, однако Его знания и мудрость приводили слышавших Его в изумление (ср. 3:2; Лк 2:47; Мф 7:28).

7:16 Пославшего Меня. Иисус указывает на источник Своего учения. Его учение не создано Им Самим. Оно исходит от Его Небесного Отца. Это важно понять тем людям, которые пытаются найти человеческие истоки Его учения.

7:17 тот узнает. Понимание истинной природы учения Христа даруется тем, кто ревностно желает творить волю Божию, т.е. лишь искренним верующим (Пс 24:14).

7:19 Не дал ли вам Моисей закона? Великое благословение обладания законом, являющимся откровением Божией воли (см. Пс 102:7; Рим 3:2; Рим 9:4), по причине непослушания становится проклятием (Рим 7:7−12).

7:20 не бес ли. Именно эти слова являются хулой на Духа Святого. Это тот грех, который не подлежит прощению ни в сем веке, ни в будущем (Мф 12:31).

7:21 одно дело сделал Я. Иисус сделал гораздо более одного дела, но здесь Он упоминает о том единственном чуде, которое могли наблюдать жители этой области, — об исцелении хромого (5:1−15).

7:22 обрезание. Обрезание предписывалось законом Моисея (Лев 12:3), но оно было введено Богом еще во времена Авраама (Быт 17:10−14). Правило, согласно которому обрезание должно было совершаться на восьмой день, считалось столь важным, что ради его соблюдения нарушалось предписание о субботнем дне. В Писании этот вопрос особо не оговаривается, но во времена Иисуса практика была именно таковой. На этом основан довод, выдвинутый здесь Иисусом.

7:23 Иисус привлекает внимание к непоследовательности Своих обвинителей. Существовал ряд дел, которыми, в порядке исключения, разрешалось заниматься и в субботу (в их число входил и обряд обрезания).

7:26 не удостоверились ли начальники. Пример мирского, плотского подхода к духовным вопросам: критерием истины является мнение человека, облеченного земной властью, — той самой властью, соблазном которой сатана искушал Христа в пустыне (Мф 4:9).

7:27 мы знаем Его, откуда Он. Иудеи думали, что Иисус пришел из Галилеи (ст. 41:52), а это противоречит двум их основным представлениям о Мессии: 1) Мессия должен прийти из Вифлеема (ст. 42; Мф 2:5−6); 2) о Его происхождении ничего не будет известно. В ответ Иисус указывает не на место Своего земного рождения, а на Свое божественное происхождение.

7:30 искали схватить Его. Все заговоры с целью убить Христа не могли осуществляться до тех пор, пока не пришло время, назначенное Богом.

7:34 Будете искать Меня, и не найдете. Это не противоречит сказанному у Матфея (7:7). Разница — в характере поисков. У Матфея Иисус говорит об истинной жажде Бога (ср. ст. 37), которую может вызвать у грешника один лишь Святой Дух. А в данном стихе Он говорит об умозрительных попытках установить Его местопребывание.

7:35 куда Он хочет идти? Иудеи все воспринимали буквально. См. ком. к 6:43−51.

7:37−38 В самый разгар праздника Иисус делает заявление величайшей важности. Значимость этого заявления еще больше подчеркивалась Его позой (Он стоял, а не сидел) и голосом (Он говорил громко). Обетование, данное Иисусом в разговоре с самарянкой (4:10−14), повторяется здесь еще раз и с разъяснением, что оно относится к тем, «кто верует в Него».

7:38 как сказано в Писании. Слова Иисуса не являются точной цитатой из ВЗ, но передают смысл ряда ветхозаветных мест, в которых вода связывается с эсхатологическим даром Духа (напр., Ис 44:3; Иез 36:25−27) или символизирует благословения мессианской эры (напр., Ис 12:3; Ис 58:11). Смысл заявления Иисуса ясен — с Ним связаны все символы, заключенные в обрядах праздника Кущей (см. ком. к ст. 2).

реки. Это слово подразумевает великое изобилие.

7:39 еще не было... Духа Святого. Т.е. еще не было Пятидесятницы.

7:40 пророк. См. Втор 18:15. Стоит рассмотреть, каковы были свидетельства людей, не принадлежавших к числу учеников Иисуса и не ослепленных какими-либо предрассудками: 1) Мессия не сможет сотворить больше знамений, чем сотворил Иисус (ст. 31); 2) Он может быть тем пророком, приход которого обещал Моисей (ст. 40); 3) Он — Христос, Мессия (ст. 41); 4) ни один человек никогда не говорил так, как этот Человек (ст. 46). Не менее интересные выводы могут быть сделаны из свидетельств об Иисусе Его врагов.

7:45−52 Предубеждение первосвященников и фарисеев ясно видно из их осуждения храмовых служителей (ст. 47:48), народа (ст. 49) и даже Никодима, принадлежавшего к их кругу (ст. 52).

7:52 Члены синедриона презирали Галилею как область со смешанным населением, которое недостаточно ревностно соблюдало закон. По всей видимости, их слова следует понимать не в том смысле, что вообще пророк не может прийти из Галилеи (пророк Иона, например, был родом из Галилеи, 4Цар 14:25), а в том, что Пророк-Мессия (Втор 18:15) не может прийти из этой области. Здесь вновь всплывает вопрос о происхождении Иисуса.

7:53 — 8:11 Эта история отсутствует в лучших греческих рукописях данного Евангелия. А в тех древних списках, в которых она содержится, помещена в различных местах: в некоторых именно здесь, в других — после 7:36, в третьих — после 21:25. Из 7:53 и 8:1 видно, что контекст, в который этот рассказ помещен в современных изданиях Нового Завета, ему не соответствует, поскольку Иисус не присутствовал на совещании, описанном в ст. 45−52.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.