Деяния 8 глава

Деяния апостолов
Русского Библейского Центра → Новой Женевской Библии

Русского Библейского Центра

1 Савл оправдывал это убийство. С того дня в Иерусалиме началось жестокое гонение на церковь. Люди бежали в Иудею, в Самарию. Остались одни апостолы.
2 Стефана с великим плачем похоронили богобоязненные люди.
3 Савл терзал церковь. Переходя из дома в дом, он выволакивал мужчин, женщин и гнал их в тюрьму.
4 Тем временем бежавшие ходили по городам с проповедью Слова.
5 Филипп пришел в Самарию и возвещал Христа горожанам.
6 Толпа слушала. Люди видели, какие чудеса совершает Филипп, и прониклись к нему доверием.
7 С неистовым воплем выходили из одержимых нечистые духи и к паралитикам и хромым калекам возвращалось здоровье.
8 В городе поселилась великая радость.
9 Там все знали мага Симона. Он выдавал себя за какого-то божка, и до последнего времени его искусство повергало в изумление весь самаритянский люд.
10 Стар и млад, все доверчиво слушали его и говорили: «Вот она, великая Божья сила».
11 Колдовское искусство Симона пользовалось успехом уже много лет, и до сих пор его авторитет был непререкаем.
12 Но когда Филипп возвестил о Божьем Царстве и Иисусе Христе, поверили Филиппу. Мужчины и женщины стали приходить и принимать крещение.
13 Поверил и Симон, принял крещение и больше уже не отходил от Филиппа. Он все забывал, когда на его глазах происходили явления нездешней силы и чудеса.
14 Апостолам в Иерусалиме стало известно, что Самария приняла Божье Слово, и они послали туда Петра и Иоанна.
15 Те пришли и стали в молитвах просить за самаритян о даровании им Святого Духа:
16 После крещения во имя Господа Иисуса ни на кого из самаритян Дух еще не сходил.
17 Петр и Иоанн возложили на них руки — и людям был дарован Святой Дух.
18 Симон увидел, что возложением апостольских рук дается Святой Дух, принес им денег
19 И говорит: «Дайте и мне такие полномочия. Пусть при возложении моих рук людям даруется Святой Дух».
20 Но Петр сказал ему: «На погибель тебе твое серебро, потому что задумал приобрести Божий дар за деньги.
21 Тут тебе не рынок и не прилавок. Ты насквозь неправ перед Богом.
22 Покайся в своем бесчинстве и моли Господа: может быть, отпустится тебе недомыслие разума.
23 Вижу в тебе горькую желчь, а сам ты в узах неправды».
24 Тогда Симон сказал: «Помолитесь и вы за меня Господу, чтобы ничего из сказанного вами со мной не случилось».
25 Петр и Иоанн до всех донесли весть — Слово Господне — и на обратном пути в Иерусалим прошли с проповедью евангелия по многим селам Самарии.
26 А Филиппу ангел Господень сказал: «Знаешь на юге дорогу из Иерусалима на Газу? Ступай сейчас туда». (Этой дороги теперь нет).
27 Филипп тут же пошел. Тем временем евнух-эфиоп, вельможа эфиопской царицы Кандаки и ее казначей, приезжавший в Иерусалим на поклонение,
28 Ехал домой и, сидя в колеснице, читал пророка Исайю.
29 И Дух сказал Филиппу: «Поравняйся и иди рядом с колесницей».
30 Подбежав, Филипп услышал, что эфиоп читает пророка Исайю. Филипп спрашивает: «А ты все понимаешь, что читаешь?».
31 Тот ответил: «Куда мне! Разве что кто-нибудь подскажет» — и попросил Филиппа взобраться к нему и сесть рядом.
32 Место из Писания, которое читал евнух, было такое: «Как овца, Он был приведен на заклание. И как агнец в руках стригущего безгласен, так и Он не разомкнул Своих уст.
33 Ему, уничиженному, было отказано в правосудии. Что будет с Его родословным древом? Пресеклась жизнь Его на земле».
34 И евнух спрашивает: «Скажи, о ком говорит пророк? О себе или о ком другом?».
35 Филипп ответил и начиная с этого места Писания подвел его к евангелию Иисуса.
36 Так они ехали, пока не показался водоем. Евнух сказал: «Вот и вода. Почему бы нельзя мне креститься?» —
37 [ отсутствует ]
38 И приказал остановить колесницу. Оба вошли в воду, и Филипп окрестил евнуха.
39 Евнух ехал и радовался всю обратную дорогу. А Филиппа он больше не видел: когда они вышли из воды, его подхватил Господень Дух.
40 Филипп появился в Азоте и оттуда с евангельской вестью прошел по всем городам до самой Кесарии.

Новой Женевской Библии

8:3 А Савл терзал церковь. Употребленная здесь форма глагола, переведенного как «терзал», указывает на непрерывное и длительное преследование Савлом членов церкви.

8:4 рассеявшиеся ходили и благовествовали слово. Из-за преследований Евангелие стало быстро распространяться (11:19). «Кровь мучеников-христиан есть семя церкви», — сказал позднее Тертуллиан.

Миссионерские путешествия Филиппа.

8:9 Симон. Симон волхв часто упоминается в раннехристианской литературе как главный враг Церкви и один из вождей гностической ереси. Гностицизм учил, что человек достигает спасения не благодаря искупительной смерти Христа, а посредством тайного знания о Боге. Иустин Мученик (умер ок. 165 г. по Р.Х.), сам самарянин, сообщает, что почти все самаряне считали Симона богом (самаряне называли его «великой силой», ст. 10). Ириней Лионский (умер ок. 180 г. по Р.Х.) в своем труде «Против ересей» указывает, что Симон был одним из родоначальников гностических ересей. Хотя Симон из ст. 9 мог быть иным лицом, отцы Церкви отождествляли обоих, и контекст 8:9−11 несомненно указывает, что это одно и то же лицо.

8:15 приняли Духа Святаго. Уверовавшие самаряне еще не получили явного свидетельства живого внутреннего присутствия Святого Духа, хотя Он обитал в них, верующих (Рим 8:9).

8:20 серебро твое да будет в погибель с тобою. Букв.: «Иди в вечную погибель, в ад, — ты сам и твои деньги» (Мф 7:13; Откр 17:8).

8:22−23 Своими словами и поступками Симон доказал, что его вера во Христа не истинна. Он все еще был в «узах неправды» (ср. Рим 6:16; Рим 8:8) и полон «горькой желчи» (ср. Втор 29:18; Рим 3:14). Исповедание веры на словах, без покаяния, указывает на отсутствие истинной веры.

8:27 муж Ефиоплянин. Это был министр финансов Эфиопии, современной Нубии, области, простиравшейся от современного Ассуана до Хартума.

евнух. Это слово указывает на то, что он либо был скопец, занимавший официальную должность при дворе, либо важное правительственное лицо; в Септуагинте слово «евнух» часто означает правительственного чиновника.

Кандакии. Титул царицы-матери, которая правила вместо сына. Царя, как сына солнца, считали слишком священной особой, чтобы он лично вникал в мирские дела.

8:28 читал пророка Исаию. Если ефиоплянин читал сказанное о милости Господней к евнухам (Ис 56:3−5; ср. Втор 23:1), он, естественно, должен был прочитать гл. 53 из Книги пророка Исаии (см. ком. к 8:35).

8:30 услышав, что он читает. В древности общепринято было читать вслух.

8:35 об Иисусе. Филипп начал с гл. 53 пророка Исаии и показал, что раб, о котором говорится в этом отрывке, и есть Муж скорбей, Иисус. Из текста Луки можно заключить, что Филипп обратился и к другим местам ВЗ, чтобы подтвердить, что Иисус и есть Мессия.

8:40 в Азоте. См. 1Цар 5:1. Один из пяти древних филистимских городов, расположен на побережье Средиземного моря, между Газой и Кесарией. Филипп проповедовал Евангелие во всех городах вдоль побережья, пока не дошел до Кесарии, большого города, перестроенного Иродом Великим (на месте Стратоновой башни, «укрепленной башни»). Здесь была прекрасная гавань, которую Ирод расширил для нужд морской торговли (21:8). Город служил резиденцией римским прокураторам — Пилату, Феликсу (23:33 — 24:4) и Фесту (25:5).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.