Римлянам 11 глава

Послание Римлянам
Русского Библейского Центра → Новой Женевской Библии

Русского Библейского Центра

1 И вот вопрос: неужели Бог отрешился от Своего народа? Нет, нет и нет! Я ли не израильтянин, потомок Авраама, из племени Вениамина?
2 Нет, не отрешился Бог от Своего народа, от Своего замысла о нем. Вспомните-ка Илью в Писании, как он винит Израиль перед Богом:
3 «Господи! Пророков Твоих убили, жертвенники Твои снесли. Остался я один. Душу мою хотят извести».
4 Какой же ответ был ему свыше? «Я сберег Себе семь тысяч человек, не павших на колени перед Ваалом».
5 Так и на нынешний день сберегся остаток, избранный по Божьей милости.
6 Но если по милости, то, конечно, не по делам. Иначе благодать теряет свою суть и уже не дар.
7 Что получается? Чего домогался Израиль, того не достиг. Достигли избранные, от остальных заслонилось.
8 Как написано: «Бог поразил их духом оцепенения: глаза их слепы и уши их глухи до нынешнего дня».
9 Давид говорит: «Угощение их да обернется удавкой, тенетами, западней — воздаянием для них!
10 Да померкнет их взор и прервется зрение, и хребет их да сгорбится навсегда!».
11 И вот я спрашиваю: неужто они так оступились, что всему конец? Нет, нет и нет! От их падения — спасение язычникам, чтобы язычники были у них в зависти.
12 Но если даже их ущербность, их падение — дорогой подарок язычникам, всему миру, то уж реставрация Израиля — тем более.
13 Вам говорю, язычники: я, апостол язычников, прославляю свое служение.
14 Я ли не подстегну зависть моих братьев по племени и не спасу хоть некоторых из них?
15 Если их отвержение — к примирению всего мира с Богом, то принятие — не к жизни ли из мертвых?
16 Если помол свят, то и тесто. Если корень свят, то и ветви.
17 Если отдельные ветви отломились, а ты, дикий черенок, привился и наравне с другими ветвями вдоволь питаешься соком от корня маслины,
18 То не заносись перед ветвями. С чего заноситься, если не корень опирается на тебя, а ты на него?
19 Ты скажешь: «Ветви для того отломились, чтобы мне привиться».
20 Ладно. Они отломились по неверию, а тебя держит вера. Но чересчур не возомни о себе, побойся.
21 Если Бог родных ветвей не пощадил, то уж не пощадит и тебя.
22 Сравни Божью приязнь с Его непощадой: непощада к отпавшим и приязнь к тебе, пока дорожишь Его приязнью, а не то и ты отсечен будешь.
23 И те тоже, если оставят неверие, привьются: Бог в силах привить их опять.
24 Если ты отсечен от дикорастущей маслины и вопреки своей дикой природе привит к садовой, то тем более привьются к своей маслине ее отпрыски.
25 Не хочу, братья, держать от вас в тайне, упрежу вашу самонадеянность: имеющая место омертвелость части Израиля продлится до конца блуждания язычников.
26 И тогда весь Израиль спасется, как написано: «С Сиона придет Избавитель отменить что было бесчинства за Иаковом».
27 «Это Мой договор с ними, когда сниму с них грехи».
28 По сути евангелия они Богу враги в вашу пользу, а по сути избранничества — любимые дети в память их отцов.
29 Необратимы дары и призвание от Бога!
30 Когда-то вы перечили Богу, но сегодня помилованы за их счет
31 По причине их непослушания. И сегодня упрямы они, чтобы им самим вышло помилование уже за ваш счет.
32 Вменил Бог непослушание всем, чтобы всех помиловать.
33 О бездна щедрости, мудрости, всеведения Божьего! Непостижимы суды Божьи, неисповедимы Его пути.
34 Кто постиг ум Господа? Кто был у Него в советчиках?
35 Кто одолжил Ему свое для воздаяния?
36 Все идет от Него, через Него и для Него. Ему слава вовеки! Аминь.

Новой Женевской Библии

11:1−10 Павел переходит непосредственно к вопросу: не отверг ли Бог Свой народ? Сам апостол — живое доказательство тому, что Бог не отверг полностью и окончательно Свой возлюбленный народ. Как во времена Илии в Израиле можно было найти верующий остаток, так и сейчас по благодати сохраняются избранные. Искавшие спасения, получили его по благодати. Остальные ожесточились.

11:1 неужели Бог отверг народ Свой? Словом «отверг» переведен греческий глагол со значением «оттолкнул с силой прочь от Себя». Форма вопроса на греческом предполагает отрицательный ответ.

я Израильтянин. См. Флп 3:5−6. Происхождение Павла восходит к великому патриарху Аврааму, а также к Вениамину, единственному из сыновей Иакова, родившемуся в Израиле. На территории, принадлежавшей колену Вениаминову, стоял Иерусалим, из этого колена происходил царь Саул.

11:2 который Он наперед знал. Павел указывает, что особая любовь Божия и избрание по благодати не позволяют думать, будто Бог окончательно отверг весь народ, несмотря на то, что народ этот, отвергнув Христа, отступил от Бога.

11:5 Время Илии было временем всеобщего отступничества, тем не менее наличие остатка верующих указывало, что Бог не полностью и не окончательно отверг Свой народ. Слова Павла об остатке основаны на учении Исаии, символически выраженном в имени его сына: Шеарясув — «остаток вернется» (9:27; Ис 7:3; ср. Ис 1:9; 6:13; 10:20−22; 11:11−16).

11:6 А если по благодати, то не по делам. Благодать противопоставляется делам закона (3:20, 27−28; 4:2, 6; 9:12, 32).

11:8−10 Цитаты (Втор 29:4; Пс 68:23−24; Ис 29:10) передают, как именно, согласно Библии, Бог, осуществляя Свой суд, ожесточает сердца. Павел усматривает в своем времени подобные же признаки.

11:11−24 Отвержение иудейского народа не полно и не окончательно. Отвержение иудеями Христа привело к тому, что Евангелие приняли язычники; Бог желает возбудить в иудеях стремление к спасению.

11:11 неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Отвержение иудеями Христа не является необратимым. За неверием, в котором повинны иудеи, апостол усматривает божественный промысел. Итак, ход мысли Павла в ст. 11 таков: 1) отступничество иудеев привело к оправданию язычников; 2) спасение язычников возбудит ревность иудеев; 3) ревность иудеев приведет их к спасению наравне с язычниками.

11:12 полнота их. В контексте рассуждений Павла «полнота» может означать лишь принятие Христа иудеями и их возвращение к Богу. Труднее решить, означает ли слово «полнота» возвращение остатка или народа в целом.

11:13 Вам говорю, язычникам. Стихи 17−24 поясняют, почему Павел обращается отдельно к верующим из язычников в римской церкви.

Апостол язычников. См. Деян 9:15; Гал 2:8; Еф 3:1. Здесь Павел рассматривает свое служение язычникам.

11:15 жизнь из мертвых. Это выражение может просто означать небывалое благословение свыше. Хотя такая формулировка несколько отличается от привычной Павлу эсхатологической терминологии («воскресение мертвых» — 1:4; 1Кор 15:12−13, 21, 42), однако позволяет предположить, что возвращение иудеев в Царство Божие во Христе будет предвестником всеобщего воскресения и, таким образом, само по себе явится событием последнего времени.

11:16 Если начаток свят, то и целое. Павел распространяет на духовную область общее правило: первые плоды показывают, каков будет весь урожай (ср. Чис 15:17−21).

11:17 ты, дикая маслина, привился. См. Иер 11:16; Ос 14:7, где Израиль назван маслиной. Как побеги дикой маслины искусственно прививают к культурным деревьям, так и язычники были привиты к народу Божию «не по природе» (ст. 24).

11:18 не превозносились. Поскольку спасение язычников целиком зависит от милости, им нечем хвалиться и у них нет основания презирать верующих из иудеев. Такое превозношение язычников над иудеями явилось бы отражением той духовной гордости, которая привела иудеев к ожесточению (2:17).

11:20 Хотя иудеи отпали, словно отломившиеся ветви, во исполнение справедливого суда над неверием, а язычники привились по благодати, и, следовательно, по вере, прививка язычников не обоснована каким-то их превосходством.

но бойся. Страх (трепетное благоговение), а не высокомерие — вот подобающий ответ на милость Божию.

11:22 видишь благость и строгость Божию. См. 2:4 и ком. к ст. 17, 18, 20.

11:23−24 Отсечение Израиля произошло из-за неверия, а не из-за того, что язычники от природы лучше приспособлены к жизни. Кроме того, верующие из язычников должны всегда помнить, что Евангелие было принесено иудеям (1:16−17).

11:25−32 Основательно построенную аргументацию Павла в этом отрывке понимали по-разному, главным образом в следующих трех направлениях: 1) Павел показывает, каким образом Бог спасает всех тех, кого он избрал (при условии, что выражение «весь Израиль», ст. 26, по существу равнозначно Церкви, т.е. духовному Израилю); 2) Павел показывает, каким образом Бог спасает всех избранных в Израиле, которые предназначены к спасению; 3) Павел показывает, каким образом Бог в будущем дарует спасение иудейскому народу столь широко, что в общем смысле можно сказать, что «весь Израиль спасется» (ст. 26). Последнее мнение является наиболее вероятным по следующим причинам. Во-первых, намеки на это уже содержатся в ст. 11, 12, 15, 16, 24. Во-вторых, ст. 25 указывает, что предстоит конец частичному ожесточению Израиля. В-третьих, Израиль в ст. 26, конечно, не понимается как нечто иное, чем Израиль, о котором шла речь в ст. 1−24 и 28−31, где имеется в виду народ израильский, а не духовный Израиль. В-четвертых, слово «тайна» в ст. 25 представлялось бы неуместным преувеличением, если бы Павел говорил лишь о том, что будут спасены избранные иудеи. Наконец, это мнение хорошо согласуется с Исаией (59:20−21) и Иеремией (31:33−34), говорящими, по-видимому, о полном упразднении того греха, который был причиной отчуждения Израиля от Бога.

11:25 о тайне. Некоторые толкователи полагают, что тайну составляет то, о чем говорится дальше (вероятно, обращение множества иудеев). Другие считают, что тайну составляет то, как именно Бог будет строить взаимоотношения иудеев и язычников (ст. 11).

полное число. Букв.: «полнота». Ср. ст. 12.

войдет. Ср. Мк 9:47.

11:26 весь Израиль. См. ком. к 11:25−32.

придет от Сиона Избавитель. Ср. Ис 59:20.

11:30 Павел подчеркивает, что иудеи и язычники едины в греховном непослушании и дарованной им милости Божией. Премудрость и милость Божии явлены в том, каким образом исполняются Его судьбы: через непослушание иудеев милость Божия простирается на язычников; милость Божия к язычникам ведет к тому, что и иудеи получают помилование. Никакого различия: все (иудеи и язычники — равно) согрешили (3:23); и тех и других Бог помиловал (1:16).

11:33−36 То, как Бог относится к иудеям и язычникам, являет Его величие, в котором ярко выступает сочетание Его суверенной воли («из Него»), суверенных действий («Им») и суверенной славы («к Нему») (ст. 36).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.